Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Библиотечный интернет-портал как корпоративный информационный ресурс

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поэтому портал в строгом смысле слова — это ресурс, организованный особым образом, а именно — представляющий собой совокупность большого объема информационных ресурсов и сервиса в определенной предметной области (например, в образовании, управлении, бизнесе и т. п.). При помощи портала посетитель может направиться в любом интересующем его направлении. Это удобный интерфейс, который помогает… Читать ещё >

Библиотечный интернет-портал как корпоративный информационный ресурс (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Интернет портал: понятие, назначение, классификация

Термин «портал» пришел из архитектуры как «парадный фасад здания».

В интернет-среде «портал» приобрел значение достаточно близкое к архитектурному — вход / доступ на другие ресурсы Интернета, т. е. место, с которого значительное количество пользователей начинает работу с ресурсами веб-пространства.

Первыми порталами стали сайты провайдеров (например, AOL), каталоги (Yahoo) и поисковые машины (Lycos, AltaVista). Зайдя на эти платформы, пользователь получает легкий доступ ко всей необходимой ему информации.

Толковый интернет-словарь дает определение портала как веб-ресурс, предоставляющий множество сервисов и услуг: поиск в Интернете, новости, всевозможные справочники, бесплатную электронную почту, дискуссионные группы по интересам, онлайн-шоппинг, а также интернет-каталог ссылок на другие сайты [36].

Признанные корифеи библиотечного дела, Р. С. Гиляревский, Г. Ф. Гордукалова предлагают называть порталом «мощную информационную систему, представляющую как сервисы (электронную почту, форум, конструкторы персональных страниц), так и собственное содержание (новости, каталоги, рубрикаторы)» [48, с. 30].

Н.И. Колкова, И. Л. Скипор в учебном пособии «Прикладная информатика: технологии курсового и дипломного проектирования», в классификации сайтов, выделяют портал как сайт с особой формой организации информации и характеризуют его как совокупность объема информационных ресурсов и сервиса в определенной предметной области [19, с. 65].

Рекомендации Европейской сети MINERVA «Взаимодействие веб-сайтов по культуре с пользователем» предлагают следующее определение: «веб-портал — это веб-сайт, формирующий вход в крупную группу интернетили интранет-ресурсов. Наиболее значительные веб-порталы предоставляют широкий спектр коммерческих или культурных услуг, контент и различные виды взаимодействия» [7, с. 96].

Большинство исследователей сходятся во мнении: портал должен сочетать веб-сервисы, контент и ссылки на другие ресурсы таким образом, чтобы соответствовать потребностям большого числа пользователей. Основная идея существования портала заключается в том, что, создав некую массу сервисов, можно набрать такое количество пользователей, которое будет «самопополняющимся», после чего посещаемость портала растет практически без дополнительных затрат на рекламу.

Поэтому портал в строгом смысле слова — это ресурс, организованный особым образом, а именно — представляющий собой совокупность большого объема информационных ресурсов и сервиса в определенной предметной области (например, в образовании, управлении, бизнесе и т. п.). При помощи портала посетитель может направиться в любом интересующем его направлении. Это удобный интерфейс, который помогает сориентироваться в сети, найти нужную информацию по всему Интернету.

Портал предлагает пользователю данные как из структурированных источников, таких, как базы данных, электронные приложения корпоративных ресурсов, так и из неструктурированных источников, т. е. со страниц Интернета, из документов и электронной почты. Он включает в себя механизм поиска и огромное количество распределенных по категориям и классифицированных списков множества страниц размещаемой в интранет информации. Он может содержать новости, получаемые извне, и даже продукты групповой работы, которые позволяют сотрудникам совместно реализовывать проекты.

Помимо навигационной части интернет-портал имеет оригинальный контент — новости, обзоры, финансовые сводки и сервисную часть, которая включает в себя различные услуги — почту, форумы, информацию о погоде, доски объявлений, голосования, развлечения, и т. п.

Интернет-портал это необязательно «ресурс обо всем». Портал может быть и узкотематическим. Но полноценный портал, помимо информации должен предоставлять полезные сервисы, воспользоваться которыми может пользователь. Это может быть возможность разместить объявление или статью, создать страничку, загружать фотографии.

С точки зрения информационных технологий портал — это или вход в какое-либо информационное хранилище, или некий интерфейс между посетителем и информацией, находящейся в этом хранилище. Таким информационным хранилищем в общем случае является собственно Всемирная паутина, а интернет-порталы предоставляют пользователю возможность попадать в самые различные точки (узлы), следуя указанием расположенных на портале ссылок. Как вариант, в качестве вышеупомянутого информационного хранилища могут служить и отдельные крупные сайты информационной направленности — их нередко именуют информационными порталами.

Согласно определению Gartner (исследовательская и консалтинговая компания, специализирующаяся на рынках информационных технологий), портал — это интернет-сайт, предназначенный для специфической аудитории.

Он обеспечивает объединение информационного наполнения и доставку важной для данной аудитории информации; совместную работу и коллективные услуги; доступ к услугам и приложениям для избранной аудитории, предоставляемый на основе строгой персонализации. Специалисты компании отмечают, что главным отличием между сайтом и порталом является соотношение ресурсов, которые вносит администратор, и ресурсов, размещаемых пользователями [14].

На сайте ресурсы пользователей составляют приблизительно 0,5−1% от всей информации. В портале информация его участников составляет до 100%.

Администратор лишь следит за соответствием вносимых ресурсов тематике портала. Таким образом, зарегистрированный пользователь может разместить здесь свой собственный информационный ресурс (например, научную публикацию, монографию, учебное пособие и т. д.).

Структура портала — это внутренняя сеть филиалов одной или нескольких организаций. За любым порталом, в первую очередь, стоит организация, и если сайт лишь отражает ее деятельность, то через портал эта деятельность осуществляется. Портал — это механизм создания единой информационной структуры организации, и, когда он становится ее неотъемлемой частью, портал начинает жить самостоятельно. При этом нужно помнить, что ни портал без организации, ни организация без портала уже не могут существовать.

Рекомендации Европейской сети MINERVA приводят мнение, сформулированное в «Open Directory Project» (Открытом каталоге), «сайт может считаться порталом, если он обладает следующими характеристиками:

  • ? поисковой машиной/справочным аппаратом;
  • ? программным обеспечением коллективного пользования и средствами кооперации;
  • ? управлением знаниями;
  • ? управлением контентом;
  • ? средствами обеспечения документооборота;
  • ? многоканальным доступом;
  • ? поддержкой личной подписи;
  • ? средствами интеграции сбора, обработки и анализа деловой информации и приложений;
  • ? средствами интеграции с управлением идентичностью;
  • ? функциональностью инфраструктуры" [7, с. 11−12].

Сами разработчики рекомендаций предлагают отличать портал и сайт по характеристикам, отраженным в таблице 1:

Таблица 1 — Сравнительная характеристика интернет-сайта и интернет-портала [7, с. 13].

Параметр

Сайт.

Портал.

Восприятие.

Формируется.

сущностью.

Формируется объединением.

качества.

организации с учетом:

организаций в рамках портала с.

1.

связи с историей организации;

учетом:

2.

подтверждения.

миссии.

1. определения общей истории или.

организации;

тематического характера портала;

3.

разграничения контента на.

2. подтверждения общей миссии.

информационные.

ресурсы,.

участников портала;

соответствующие.

параметрам.

3. признания тесного взаимодействия.

организации, и на специальный.

между институтами-побратимами и.

контент.

общих характеристик контента.

Сложность.

1. Определяется единым.

1. Определяется множественностью.

структуры.

институциональным авторством и.

авторства и контента.

контентом.

2. Децентрализованное управление.

2.

Управляется и поддерживается.

осуществляется организациями и.

конкретной организацией.

менеджерами портала.

3.

Определяется четкой группой.

3. Бесшовная интеграция.

пользователей.

разнообразных групп пользователей.

4.

Интеллектуальная собственность.

4. Интеллектуальная собственность.

контролируется.

контролируется менеджерами.

организацией.

портала при признании прав.

организаций на владение контентом.

Управление.

1. Структурированная коллекция.

1. Сложные услуги и взаимодействие.

знаниями.

веб-страниц для предоставления.

с пользователями на основе развитых.

контента и услуг с включением.

средств навигации и поиска.

локальных средств навигации и.

2. Персонализация и.

поиска.

профилирование пользователей.

2.

Знание организации и ее фондов.

расширяют функциональность.

позволяет пользователям находить.

портала и позволяют.

требуемый материал путем.

индивидуализировать работу разных.

простого поиска с использованием.

групп пользователей.

поисковой машины сайта.

Из таблицы видно, что сайты представляют, как правило, одну организацию, отвечающую за все аспекты сайта и за его содержание, порталам может понадобиться более сложная модель. Информационные и технические ресурсы, составляющие суть портала, могут быть самыми разными и часто децентрализованными. Под термином «сайт» часто подразумевается структурированная коллекция веб-страниц, предоставляющая контент и услуги даже без участия развитых средств навигации или анализа. Портал, наоборот, означает приложение, обеспечивающее более сложное взаимодействие с пользователями, как правило, на основе контента, представленного другими веб-приложениями, которые пользователи могут выбирать посредством более или менее развитой поисковой машины и/или справочного аппарата.

По форме организации выделяют горизонтальные и вертикальные интернет-порталы.

  • — Горизонтальные порталы, их еще называют универсальные, ориентированы на максимально широкую аудиторию, предлагают разноплановый контент и имеют большой набор разнообразных сервисов. Как правило, они выстраиваются вокруг поисковых систем.
  • — Вертикальные порталы или порталы-ниши — это порталы узко тематические. Они направлены на какую-то определенную тематику или сферу деятельности и представляют интерес для пользователей сети по определенным направлениям. Среди таких тематических порталов наиболее распространены финансовые, технологические, развлекательные и религиозные ресурсы, а также это могут быть региональные порталы — сайты какого-нибудь региона, города.

Существует разновидности интернет-порталов, которые в какой-то степени можно отнести к вертикальным.

— Корпоративные порталы — это ресурсы, которые предназначены для внутреннего пользования сотрудниками какой-либо компании. Они предоставляют доступ сотрудникам к корпоративной информации и к ограниченному количеству внешних сайтов. В отличие от публичных, такие порталы доступны для ограниченного числа пользователей. Примером такого портала может служить сайт про строительство коттеджей.

По форме собственности порталы делят на государственные и негосударственные:

  • — Государственные порталы — это ресурсы госструктур, которые постепенно набирают вес, обзаводятся каталогами ресурсов, форумами. Они публикуют новости, экономические или политические обзоры в рамках своей специфики.
  • — Негосударственные порталы обеспечивают информационное обслуживание пользователей в определенном направлении (новости, законодательство, образование). Обновление информации на них происходит в реальном времени. Среди них можно выделить еще порталы общего назначения — они объединяют несколько тем и ориентированы на широкую аудиторию и смешанные порталы — они сочетают в себе функции электронной торговли и справочных сервисов.

Иное деление по форме организации предлагают аналитики из компании Gartner, по их мнению, можно выделить следующие виды порталов [51]:

— Мегапорталы. Возникли одними из первых (Yandex, Rambler, Mail.ru).

Они обращались к сообществу Сети, а не отдельным группам пользователей.

Основная функция таких порталов — быть специфически сетевым средством массовой информации.

  • — Вертикальные порталы. Иногда их называют нишевыми порталами (RBC, Neftegaz.ru, Livejournal.ru). Они предназначены для специфических групп пользователей — например, медицинские порталы, порталы для женщин и т. п.
  • — B2B порталы. Это электронные торговые и аукционные площадки, которые разрабатываются для ведения бизнеса в Сети, и обычно принадлежат той или иной компании, активно ведущей бизнес в рассматриваемой области.
  • — Корпоративные порталы (Enterprise Portals). Разрабатываются для нужд одной компании, для решения как внутрикорпоративных задач, так и для коммуникации с внешним миром — с покупателями, поставщиками, партнерами.

Если учитывать все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что портал — это ресурс с множеством служб, который является общей стартовой точкой работы в Интернете, достаточно большой виртуальный массив информации, включающий множество различных тематических разделов меньшего размера, либо небольшое количество самостоятельных проектов.

Портал — это не просто страница веб со множеством ссылок на интересующие пользователей узлы. На самом деле это страница, которая предлагает пользователю данные как из структурированных источников, таких, как базы данных, электронные приложения корпоративных ресурсов, так и из неструктурированных источников, т. е. со страниц веб, из документов и электронной почты.

Главное отличие интернет-портала от интернет-сайта состоит в том, что он является путеводителем по Интернету, позволяет определить нужное пользователю направление для поиска, помогает найти профильный сайт, позволяет формировать свой контент зарегистрированному пользователю.

Остановимся на рабочем определении, интернет-портал — это интернет-ресурс, формирующий вход в крупную группу интернетили интранет-ресурсов, который представляет как сервисы (электронную почту, форум, конструкторы персональных страниц), так и собственное содержание (новости, каталоги, рубрикаторы).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой