Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Музыкальные личностно-ориентированные образы в песенном творчестве А.Н. Пахмутовой

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1972 году была написана песня «Ты моя мелодия». Создавалась она специально для Муслима Магомаева. «Нам казалось, что именно он её споёт. И оказалось, что мы не ошиблись. Её пели и поют практически все наши баритоны, но исполнение Магомаева — эталонное, первое, самое главное.» Пахмутова А. Ты-мое призвание, песня ставшая судьбой/ Документальный фильм ко Дню Рождения А. Пахмутовой. 2014 г Сама… Читать ещё >

Музыкальные личностно-ориентированные образы в песенном творчестве А.Н. Пахмутовой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В песнях Александры Николаевны Пахмутовой тесно сплетаются общее и индивидуальное, общественное и личное, как некий разговор в форме задушевной беседы. Из-под её пера рождалось множество песен о любви, дружбе, верности, встречах, разлуках, грусти, радости, о прошлом и будущем.

Дарование композитора, как мастера лирической песни, с особой яркостью, раскрылось в период работы над музыкой к фильму «Девчата». Настоящими лейттемами стали в нём две песни Александры Николаевны — «Старый клён» и «Хорошие девчата». Говоря о песне «Старый клён», хочется подчеркнуть необычайно искуссную простоту мелодии, плавность и гибкость мелодической линии и, собственно, сам текст, написанный Матусовским, неоставляющий равнодушным! Здесь каждая строчка и каждое слово сказано с душой и любовью.

" Погляди, погляди,

Погляди на небосвод, —

Как сияет он безоблачно и чисто.

Отчего, отчего,

Отчего гармонь поёт?

Оттого, что кто-то любит гармониста…"

По-настоящему «визитной карточкой» А. Пахмутовой — магической песне, известной, кажется, всемирно, — стала «Нежность». Впервые её исполнила Майя Кристаллинская в 1965 году. Но приобрести известность песня смогла лишь спустя несколько лет, после выхода фильма «Три тополя на Плющихе». По мнению Татьяны Дорониной, песня «Нежность»: «Это песня истинного проникновения и вкуса.» Доронина Т. Документальный фильм Первого канала о песне «Нежность» Авторами очень тонко переданы душевные переживания разлуки, ожидание встречи, пустота. «Поднимаясь вверх, мелодия передаёт состояние обнажённого душевного страдания, глубоко прочувствованной нежности.» Матутите. Е. А. Советская массовая песня 70−80х годов// Знание, М., 1982.С.99.

" Опустела без тебя земля.

Как мне несколько часов прожить?

Так же падает в садах листва

И куда-то всё спешат такси.

Только пусто на земле одной без тебя…

А ты, ты летишь и тебе

Дарят звёзды свою нежность…"

Как-то А. Пахмутовой выдался случай присутствовать на дне рождения лётчика-испытателя Георгия Константиновича Мосолова. Тогда, на этом празднике, именнику позвонил с поздравлениями Ю. Гагарин. После попросил к телефону Александру Николаевну. «Я подошла к телефону, он говорит: «Алечка, я хочу сказать, что Володя Комаров перед полётом просил передать вам с Колей благодарность за песню «Нежность». Это был последний полёт Комарова.» Пахмутова А. Н. Документальный фильм Первого канала о песне «Нежность» .

В 1972 году была написана песня «Ты моя мелодия». Создавалась она специально для Муслима Магомаева. «Нам казалось, что именно он её споёт. И оказалось, что мы не ошиблись. Её пели и поют практически все наши баритоны, но исполнение Магомаева — эталонное, первое, самое главное.» Пахмутова А. Ты-мое призвание, песня ставшая судьбой/ Документальный фильм ко Дню Рождения А. Пахмутовой. 2014 г Сама Александра Пахмутова говорит о нём так: «гениальный музыкант, человек покоряющей музыкальности, а в его исполнении каждая песня приобретала „возвышенность и благородство“. Он потрясающе чувствовал язык — если он пел и произносил „сирень“, то это был аромат сирени, если это был „снег“, то вам было холодно.» Пахмутова А. Ты-мое призвание, песня ставшая судьбой/ Документальный фильм ко Дню Рождения А. Пахмутовой. 2014 г.

После появления на экранах кинофильма «Моя любовь на третьем курсе», у слушателей появилась возможность познакомиться с ещё одним шедевром творчества композитора, — «Как молоды мы были». Произведение с глубоко-философским смыслом, обращённое к каждому из нас, удивительно тонко и понятно изложенное. Исполнил её Александр Градский, со слов которого, эта песня досталась ему совершенно случайно. Записываясь для одной картины к фильму «Романс о влюблённых», он получил предложение записаться для ещё одного фильма. Он попросил немного видоизменить её и предложил исполнить последний куплет на октаву выше. В таком виде песня и существует на сегодняшний день и пользуется популярностью у молодых исполнителей.

" Оглянись, незнакомый прохожий,

Мне твой взгляд неподкупный знаком…

Может, я это, — только моложе,

Не всегда мы себя узнаём…

Ничто на земле не проходит бесследно.

И юность, ушедшая, всё же бессмертна.

Как молоды мы были,

Как молоды мы были,

Как искренне любили,

Как верили в себя!"

Песня «Беловежская пуща» впервые была представлена широкой публике в телепрограмме «Песня-77». Александра Николаевна, за её создание, была награждена орденом Франциска Скорины, который ей вручил посол Белоруссии — Владимир Григорьев в Москве. Написала её Александра Николаевна, как и многие свои песни, после поездки в Белоруссию и под впечатлением от увиденного о том, как Белоруссия приняла на себя удар фашизма. Сегодня о песне говорят, что она создана гениальными людьми и не перестанет звучать из уст профессиональных певцов и обычных любителей музыки.

" Заповедный напев, заповедная даль.

Свет хрустальной зари, свет, над миром встающий.

Мне понятна твоя вековая печаль,

Беловежская пуща, Беловежская пуща…"

В 1982 году появилась песня «Я не могу иначе». Исполнила её прекрасная Валентина Толкунова. Премьера состоялась в программе «Голубой огонёк». После её выхода, в редакцию пришло множество писем с просьбами повторить песню ещё раз.

" Я растоплю кусочки льда

Сердцем своим горячим.

Буду любить тебя всегда —

Я не могу иначе!"

Эти строки стали настоящим признанием в любви, клятвой верности и чистоте чувств. В этой песне столько искренности, душевности и чистоты! Эта песня о всепрощающей, преданной женской любви, о любящем женском сердце, которое простит, поймёт, утешит, отведёт любую беду. Далеко немалую роль в восприятии сыграло и исполнение — песня была будто бы созданы для Валентины Толкуновой! Невероятно чистый, очаровывающий своей нежностью, голос артистки завораживает слушателей.

Есть в творчестве А. Н. Пахмутовой и такие песни, которые повествуют о людях романтических профессий. В них ярко отражена преданность к любимой профессии, самоотдача. Легко прослеживаются и целеустремлённость, и волевая собранность, и, вместе с тем, нежность. Смысловое содержание песни «Геологи» можно понять ещё в инструментальном вступлении, до того, как начинается само повествование. Вступление начинается пронизывающей темой трубы. «Помните эту сумрачную гармонию, — пишет музыковед В. Зак, — осторожно сползающую по полутонам? Потом — запев, целомудренный и чистый.

" А путь и далёк и долог,

И нельзя повернуть назад…"

Это уже припев. Разрослась мелодия, стала беспокойней. В оркестре появились голоса, усилилась динамика. И в следующий момент, на словах призыва — «держись, геолог», грянула взрывная волна. Но какая? Удивительно: это самый тихий, самый нежный эпизод припева. Да, именно тихий и нежный. И ты чувствуешь: с тобой доверительно говорит друг." Матутите. Е. А. Советская массовая песня 70−80х годов// Знание, М., 1982., С. 117 Несмотря на то, что в основе песни присутствуют эстрадные приёмы, отголоски русской песни, разрушения стиля не происходит.

" Содержание её творчества можно выразить метафорой «цветы на камне». Композитор добивается своеобразного мерцания мажорно-минорных красок." Матутите. Е. А. Советская массовая песня 70−80х годов// Знание, М., 1982.С.119.

Александра Пахмутова — очень талантливая, гениальная, искренняя!

Своим творчеством она заставляет задуматься о самом сокровенном, что у нас есть!

Музыкальные образы в её песенном творчестве разнообразны и многозначительны. Они напоминают нам о важности простых, но крайне важных для каждого человека вещей. О доброте, о дружбе, о важности каждой профессии, о любви.

Её сознательное стремление к применению различных музыкальных средств выразительности и приданию произведению различных красок, отображает сложный замысел композитора, тонкий вкус и ярко созданный музыкальный образ.

Среди песен Александры Пахмутовой, посвящённых России, есть три, которые раскрывают тему в разных жанрах, с разным психологическим и образным наполнением.

Наиболее ранняя — песня «Русь» на слова С. Гребенникова и Н. Добронравова — написана в жанре сольной эстрадной песни. Остро-задорный, с лукавинкой, ритм. Выразительные фразы солистки — короткие, мягко и просто ложащиеся на этот аккомпанемент.

Мелодии песни не откажешь в задушевности (жаль, что некоторые певицы, исполняя «Русь», увлекаются и слишком сгущают атмосферу доверчиво бесхитростного высказывания — песня начинает казаться манерной, жеманной).

В песне ощущается прочная связь с русской городской, фабричной песенной лирикой. Но лирикой всё-таки бытовой, с темами всё-таки обыденными, повседневными. А стихи тянут к несколько иному наполнению образа: начав зарисовкой русской природы (вот тут музыка естественно сочетается со словами), поэты переходят к достаточно серьёзным проблемам, что уже, соединяясь с музыкой простой, непринуждённой, звучит в песне неубедительно (так обстоит дело в 4, 5 и 6-м куплетах).

Думается, «Русь» ещё не окончательно завершена. Возможно, следует при её издании и исполнении ограничиться первыми тремя куплетами. Если же сохранятся три последних куплета, композитор, вероятно, придёт к выводу о необходимости сочинить к стихам последних куплетов и несколько другую музыку.

Пока хочется отдать предпочтение первому варианту. Возможна ведь и такая — есенинская — трактовка темы. И, пожалуй, в этом случае имело бы смысл сделать вариант аккомпанемента, поручив его оркестру русских народных инструментов, где колорит светлого, нарядного «музыкального лубка» был бы ещё усилен.

В 1968 году увидели свет «Русская песня» на слова Е. Долматовского и «Голос Родины, голос России» на слова С. Гребенникова и Н. Добронравова.

Людмила Зыкина «Русская песня» в большой степени продолжает тенденцию, намеченную в «Руси»: поэт написал стихи, в которых основное место занимают чисто внешние приметы России. Простор — узор, сталь — даль… Таковы рифмы этого стихотворения. Пахмутова избрала для музыкального воплощения предложенного ей сюжета ритм, близкий русской «Барыне». Ухарски, залихватски звучит все убыстряющийся припев: мелодия развёртывается красиво, легко, полётно. Очень сочно, звонко поет эту песню Людмила Зыкина, да и другие артистки, исполнительницы в народной русской вокальной манере. Резковатая вибрация, белый звук, мощное дыхание и «крупная» фразировка на редкость «идут» этой песне, от музыки которой и впрямь веет весёлым дыханьем «широкой масленицы» .

Нужны, разумеется, и такие песни о России.

Песня «Голос Родины, голос России» представляет собой сосредоточенный монолог, вершинами которого, служат строка: «Не забывай о пройденном, думай (вариант: помни) о завтрашнем дне» и последние две строки хорового припева: «Солдат становится бесстрашным и могучим, когда его Россия позовёт!» .

В этой песне (Написана для солиста, хора и сопровождения фортепиано [оркестра]) необычна структура: запев занимает всего четыре строки, а припев — восемь строчек, причём вторые четыре являются хоровым вариантом первого, сольного припева. В стихах, наряду с отличными, есть и менее удавшиеся строчки («ярче звёзд открытий наших свет» и некоторые другие). Запев песни, более удачно, чем припев, найденный гармонически, содержит оригинальные аккорды (третья ступень соль минора — ми-бемоль-мажорное трезвучие и к нему — минорно звучащий доминантсептаккорд с пониженной терцией), создающие атмосферу сурово-сдержанную и вполне возможную как на словах: «были годы горя и утрат», так и в тех куплетах, где на них приходятся слова «наш народ — мыслитель и поэт» или «алым звёздам верит шар земной». Жаль, что в только что цитированных поэтических образах не достигнуто свежести выражения. Лишь начиная с припева («Я слышал твой голос, Родина»), в музыку словно врывается сильный ветер творческого воображения — он «раскачивает» мелодию и сопровождение (широко «ступающие» басы, нагнетающие напряжение триоли аккордовой фактуры), он заставляет автора восполнить предельный лаконизм, даже сухость запева — широко, словно флаг на ветру, плещущей, захватывающей все больше и больше пространства мелодией. Очень мужественно, гражданственно звучат в заключительном унисоне хора удачные строки текста: «Солдат становится бесстрашным и могучим, когда его Россия позовёт!» .

Новым значительным творческим достижением Пахмутовой явился вокальный цикл, написанный на слова Н. Добронравова и посвящённый первому советскому космонавту. Пять песен цикла объединены единым замыслом: образ лётчика-героя, покорителя просторов Вселенной, подан здесь в разных ракурсах, в сопоставлении как бы разных граней характера, настроений, свойственных и ему лично, и всему Племени Отважных.

Обрамляют цикл песни «Запевала звездных дорог» (№ 1) и «Созвездье Гагарина» (№ 5). Оба сочинения воплощают волевые качества героев Космоса. Песням придан энергичный маршевый характер, им свойственна ясная, «рубленая» кладка формы, четкая определенность интонаций — во всём их облике есть нечто по-военному подобранное, подтянутое. Применяемые здесь композитором музыкально-выразительные средства воспроизводят настроение готовности к подвигу.

Лирическую середину цикла составляют произведения, посвящённые образу Гагарина — человека. Срединная — «Знаете, каким он парнем был!» — ближе, непосредственней всех остальных рисует облик Юрия Гагарина, каким хранит его наша память. О его человеческом обаянии, о весёлом нраве, чисто мальчишеской непосредственности и задоре, об его умении смеяться и шутить, нежно и преданно любить людей, дружбу, справедливость — вот о чём рассказывает эта песня. И ещё — о том, что со смертью героя не кончаются, а, наоборот, утверждаются в веках основанные им традиции покорения Космоса. Как клятву будут повторять новые поколения космонавтов гагаринские слова и выражения, его шутливо-неустрашимое «Поехали!», сказанное перед стартом в Космос…

Он сказал: «Поехали!» ,

Он взмахнул рукой,

Словно вдоль по Питерской, Питерской,

Пронесся над Землёй…

Эти строчки припева сразу же создали песне Пахмутовой широкую популярность. Несмотря на большую сложность метрики (в сочинении всё время меняется размер; прихотливы, на первый взгляд, ритмические ударения и акценты), песня как-то очень быстро «прижилась», полюбилась слушателям. Она — один из сегодняшних шлягеров не только в репертуаре известнейшего Юрия Гуляева; её исполнение принесло также успех и признание новичкам — молодым певцам В. Сускину, выступившему с нею на конкурсе «Радуга-71» во Владимире, и В. Мельниченко, получившему за исполнение песни первую премию на Всесоюзном конкурсе комсомольской песни в Краснодоне — Ворошиловграде в том же 1971 году.

Песню «Знаете, каким он парнем был!» обрамляют две неторопливо-лирические песни — «Смоленская дорога» (№ 2) и «Как нас Юра в полет провожал» (№ 4). Написанные в одной и той же тональности (си-бемоль минор), они близки друг другу по интонациям, фактуре изложения, гармоническому складу.

В результате весь цикл видится как замкнутая, внутренне уравновешенная музыкальная конструкция (вспомним, что первая и пятая песни тоже создают свою «симметрию»), с центром в третьей песне. Её «ключевые» слова с точки зрения мелодической являются как бы «сгустком» самых характерных для всего цикла интонаций. Есть, конечно, бесспорное родство между интонациями фразы: «И ранняя могила у древнего Кремля» («Смоленская дорога») — и словами: «…словно вдоль, по Питерской, Питерской…» («Знаете, каким он парнем был!»).

Некоторые слушатели и критики ставят Пахмутовой в вину слишком большую близость в интонационном строе этого цикла к городской бытовой песенной лирике, причём довольно запетым её образцам. Приходилось, скажем, слышать упреки в адрес композитора по поводу того, что-де песня «Смоленская дорога» поначалу слишком походит на известнейшую «Разлуку». Но, во-первых, следует отличать качество самой мелодии, взятой из городского фольклора; от той невысокой репутации, которая укрепилась за ней в результате небрежного исполнения в быту. А во-вторых, Александра Пахмутова здесь решает труднейшую эстетическую задачу: начиная как бы умышленно общеизвестными интонациями, она постепенно индивидуализирует мелодику «Смоленской дороги». И в кульминации мы внезапно обнаруживаем с предельной образной яркостью и чистотой кристаллизующийся оборот скорее всего глинкинского происхождения:

Музыкальные личностно-ориентированные образы в песенном творчестве А.Н. Пахмутовой.

Разумеется, иное положение этого интонационного комплекса в форме песни Пахмутовой влечёт за собой и своеобразное творческое развитие и завершение его. Сказываются, конечно, и иные эпоха, стилистика, жанр. А всё же одно остается бесспорным: обращение советского композитора-песенника к лучшим демократическим, проверенным временем традициям русской вокально-песенной романсовой лирики. Едва ли не самый «интимный» из жанров русской музыкальной классики здесь наглядно утверждает свою жизненность.

В цикле «Созвездье Гагарина» несомненно «глинкинский» колорит придан и песне «Как нас Юра в полет провожал». Ритм неторопливой баркаролы, столь любимый некогда Глинкой, придает мудрую успокоенность выражаемому здесь чувству глубочайшей скорби. Единственный всплеск горя, который себе разрешают авторы песни, — на повторе слова («…Юра»). И вновь — задумчивое настроение воспоминания. Здесь Пахмутова добивается большой пластической выразительности мелодики, не развивая её, впрочем, так, как это имеет место в «Смоленской дороге» .

Мелодический язык цикла тщательно продуман: в нём есть свои «островки» речевой, речитативного склада мелодики, но в кульминациях на волю вырывается щедро, сильно изливаемый мелодический поток. Композитор выступает в цикле о Гагарине как преемник лучших традиций вокального отечественного искусства. «Смоленская дорога» в этом смысле продолжает ту традицию, которая развита в ряде предшествующих сочинений Пахмутовой — таких песнях, как «Я тебя люблю» или «Нежность» .

Очень по-русски, в широкой, эпически распевной народной манере интерпретирует песни из цикла «Созвездье Гагарина» Людмила Зыкина. Ей особенно удается проникновенный пафос «Смоленской дороги», глубокая безыскусная грусть песни «Как нас Юра в полет провожал» .

Партию аккомпанемента в этом сочинении блистательно ведёт Эстрадно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения под управлением Юрия Силантьева. Этот коллектив, состоящий из отличных профессионалов, на протяжении многих лет пропагандирует творчество Пахмутовой в открытых концертах, по радио и телевидению.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой