Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правовой режим имущества государственных учреждений и их правомочий по распоряжению имуществом

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Бюджетное учреждение также вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Все иные, не указанные в учредительных документах, виды деятельности для всех… Читать ещё >

Правовой режим имущества государственных учреждений и их правомочий по распоряжению имуществом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Определение казенного учреждения, содержащее ряд существенных для определения правового режима имущества, которыми оно наделяется, положений содержится в ст. 6 БК РФ. Ряд признаков этого типа государственных (муниципальных) учреждений содержится также в ст. 160 БК РФ, которая из всех типов учреждений относит к получателям бюджетных средств исключительно казенные учреждения, а также ст. 161 БК РФ. В целом их статус аналогичен статусу ранее существовавших бюджетных учреждений, за единственным, но весьма значимым исключением, касающимся правового режима средств, полученных от приносящей доход деятельности, специфику которого мы рассмотрим ниже.

Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством РФ. Взаимодействие казенного учреждения с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с БК РФ.

Что касается бюджетных и автономных учреждений, то они находятся также в ведении федеральных органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя. Именно этот орган формирует и осуществляет контроль за выполнением учреждениями указанных типов государственных заданий.

Правомочия по распоряжению имуществом, предоставленные казенным, бюджетным и автономным учреждениям, имеют существенные различия.

Так, казенные учреждения, за которыми имуществозакреплено на праве оперативного управления, владеют и пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества, и распоряжаются имуществом, как полученным от собственника, так и приобретенным за счет средств федерального бюджета или полученных доходов от приносящей доход деятельности с согласия собственника (п. 4 ст. 298 ГК РФ). Самостоятельно распоряжаются казенные учреждения только денежными средствами, предоставленными им в виде лимитов бюджетных обязательств и исключительно в соответствии с бюджетной сметой. Также и ответственность по своим обязательствам они несут в размере лимитов бюджетных обязательств, выделенных по соответствующим кодам классификации расходов бюджетов, при недостаточности которых субсидиарную ответственность несет собственник имущества.

Таким образом, отношения между государственными учреждениями и собственником строятся на том, что собственник передает имущество учреждению для осуществления управления этим имуществом в своих интересах, т. е. указанные права учреждения есть средство удовлетворения интересов другого лица, а значит, и его обязанность. Однако права учреждения на указанное имущество не утрачивают своего вещного характера.

В настоящее время вопрос о принадлежности права оперативного управления к вещным правам может быть решен достаточно просто — в п. 1 ст. 216 ГК РФ указано, что право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками (другой вопрос, что в юридической литературе само существование института вещного права, а также сами его признаки, позволяющие отграничить первые от обязательных прав, носят дискуссионный характер). Таким образом, особенностью права оперативного управления как гражданской категории является его способность быть вещно-правовым механизмом имущественного обособления субъекта права.

Вопрос о праве государственных учреждений на осуществление приносящей доход деятельности и использовании полученных при этом средств решается в отношении казенных учреждений и бюджетных (автономных) учреждений различным образом.

В настоящее время казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами, а доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в федеральный бюджет (ст. 298 ГК).

Статьей 41 БК РФ предусматривается что средства, полученные бюджетным учреждением[1] от приносящей доход деятельности, являются неналоговыми доходами федерального бюджета. Денежные средства в виде доходов, предназначенные бюджетному учреждению, зачислялись на счет территориального органа Казначейства России, затем, после уплаты с них налогов, перечислялись в доход федерального бюджета и вносилась запись в лицевой счет бюджетного учреждения о полученном доходе. Между тем, бюджетные учреждения имели право распоряжаться полученными доходами в соответствии со сметой доходов и расходов.

В настоящий момент ст. 41 БК РФ прямо установлено, что к неналоговым доходам федерального бюджета, помимо доходов, полученных казенным учреждением от продажи или использования государственного имущества, доходов от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности (без уплаты с них налогов), относятся и средства безвозмездных поступлений. Таким образом, зачислению в федеральный бюджет подлежат все средства, полученные казенным учреждением из внебюджетных источников.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах. На основании ст. 296 ГК РФ бюджетным учреждениям предоставлены расширенные права по распоряжению имуществом — они вправе распоряжаться самостоятельно полученными доходами и приобретенным за доходы имуществом, а остальным имуществом — с согласия его собственника. Следовательно, и ответственность по своим обязательствам несут самостоятельно всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, как полученного от собственника, так и приобретенного за средства собственника (исключена субсидиарная ответственность собственника имущества).

Бюджетное учреждение также вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Все иные, не указанные в учредительных документах, виды деятельности для всех государственных учреждений считаются незаконными. Как и ранее, бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В настоящее время доходы от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, а также казенными учреждениями субъектов РФ, относятся к неналоговым доходам бюджета в полном объеме. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

  • [1] Речь идет о бюджетных учреждениях — получателях бюджетных средств. В настоящее время получателями бюджетных средств признаются исключительно казенныеучреждения.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой