Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Лабораторные работы в обучении математике

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Лабораторные работы как метод обучения во многом носят исследовательский характер, и в этом смысле высоко оцениваются в дидактике. Они пробуждают у учащихся глубокий интерес к окружающей природе, стремление осмыслить, изучить окружающие явления, применять добытые знания к решению и практических, и теоретических проблем. Лабораторные работы способствуют ознакомлению учащихся с научными основами… Читать ещё >

Лабораторные работы в обучении математике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Использование лабораторных работ на уроках математики не является обыденностью. Мы привыкли, что лабораторные работы широко применяются на уроках физики, химии, биологии, создается множество рабочих тетрадей и пособий с такими работами, но использованию лабораторных на уроках математики такого внимания не уделяется.

При выполнении лабораторной работы у учащихся рождается истина, новое знание или понимание математических законов на практике. Таким образом, использование лабораторных работ на уроках математики позволит повысить интерес учащихся к математике. Так как лабораторные работы обычно выполняют в группе, где происходит одновременная работа, в которой участвуют сразу несколько учеников, времени на формирование понятий и умений затрачивается меньше. При этом ученики обмениваются наблюдениями, знаниями, то есть принимают участие в обучении друг друга. Внутри группы может совершаться обсуждение условий задачи, выработка алгоритма действий, разделение целого на части, анализ результатов. Более «сильный» ученик помогает осмыслить и понять какие-то математические сведения «слабому» ученику. В свою очередь, учитель имеет возможность осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, учитывая их темп работы. При выполнении лабораторной работы школьники учатся решать конкретную практическую задачу, опираясь на имеющиеся у них математические знания и жизненный опыт. Помимо образовательной цели лабораторная работа играет роль в достижении воспитательных и развивающих целей. Использование лабораторных работ при обучении математике помогут достичь следующих целей:

  • · образовательные: усвоение математических знаний, формирование практических умений и навыков, усвоение принципов действия и навыков использования различных счетных, измерительных и чертежных инструментов, совершенствование знаний учащихся и обучение их самостоятельному применению этих знаний, обучение решению практико-ориентированных задач;
  • · воспитательные: формирование аккуратности и ответственности за свою деятельность, активизация учебной деятельности исследовательского характера;
  • · развивающие: развитие наблюдательности, умения выдвигать и проверять гипотезы и предположения, опровергать ошибочные обобщения и суждения, развитие способности учащихся работать в коллективе, а также интереса к изучаемому предмету.

Применение лабораторных работ, систематическое включение их в учебную работу школьников для повышения научно-теоретического уровня, для усиления творческого характера процесса обучения математике помогает улучшить качество математических знаний, является средством формирования прочных конструктивных, измерительных и вычислительных умений и навыков.

Лабораторная работа — это такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал, закрепляют полученные ранее знания. Проведение лабораторных работ включает в себя следующие методические приемы:

  • 1) постановку темы занятий и определение задач лабораторной работы;
  • 2) определение порядка лабораторной работы или отдельных ее этапов;
  • 3) непосредственное выполнение лабораторной работы учащимися и контроль учителя за ходом занятий и соблюдением техники безопасности;
  • 4) подведение итогов лабораторной работы и формулирование основных выводов.

Лабораторные работы как метод обучения во многом носят исследовательский характер, и в этом смысле высоко оцениваются в дидактике. Они пробуждают у учащихся глубокий интерес к окружающей природе, стремление осмыслить, изучить окружающие явления, применять добытые знания к решению и практических, и теоретических проблем. Лабораторные работы способствуют ознакомлению учащихся с научными основами современного производства, приборами и инструментами, создавая предпосылки для технического обучения.

В соответствии с важнейшими дидактическими функциями лабораторных работ целесообразно разделить их на три группы:

  • 1. Лабораторные работы, после выполнения которых можно высказать определенную догадку, гипотезу о рассматриваемой зависимости. Например, после нескольких измерений высказывается догадка о связи между средней линией треугольника и его основанием.
  • 2. Лабораторные работы, в которых требуется подтвердить рассмотрением частных случаев правильность только что найденной формулы, только что доказанной теоремы (или свойства, которое дано в учебнике без вывода). Лабораторные работы этого типа особенно эффективны для проверки умозаключений, сделанных по аналогии, ведь в случае неправильности такого суждения опыт доказывает его ложность. Темой такой работы может быть проверка любой обратной теоремы после доказательства прямой.
  • 3. Лабораторные работы, в которых требуется применить знания для решения определенной практической задачи. Можно рассматривать лабораторные работы комбинированного типа, в которых можно найти элементы всех перечисленных выше лабораторных исследовательских задач. Много комбинированных лабораторных работ по математике с элементами исследовательского характера возникает на стыке учебных предметов: математики и физики, математики и химии и т. п. Проведение физического или химического эксперимента, например, построение графика, потребует от учащихся применения целого комплекса знаний, умений и навыков по математике.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой