Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Преступления против жизни и здоровья человека

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Лишение жизни одним человеком другого человека издавна считалось преступлением. «Не убивай» — заповедует Закон Божий (Исход 20:13). Только Бог вправе умерщвлять и оживлять, поражать и исцелять, низводить в преисподнюю и возводить (Второзаконие 32:39; Первая книга Царств 2:6)К Об этом же сказано в Коране: «Если ты протянешь ко мне руку, чтобы убить меня, я все равно не протяну руки, чтобы убить… Читать ещё >

Введение. Преступления против жизни и здоровья человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Лишение жизни одним человеком другого человека издавна считалось преступлением. «Не убивай» — заповедует Закон Божий (Исход 20:13). Только Бог вправе умерщвлять и оживлять, поражать и исцелять, низводить в преисподнюю и возводить (Второзаконие 32:39; Первая книга Царств 2:6 Об этом же сказано в Коране: «Если ты протянешь ко мне руку, чтобы убить меня, я все равно не протяну руки, чтобы убить тебя. Воистину, я боюсь Аллаха, Господа миров» (5:28)[1][2].

Между тем исторически правовая охрана жизни человека получила далеко не равное и не справедливое распространение. Древнеримским правом не только не наказывалось, но и награждалось уплатой двух талантов за голову убийство приговоренных к исключительной (высшей) мере наказания, а в императорский период — подлежащих проскрипции[3]. В Древней Руси разрешалось лишить жизни ночного вора или убийцу без суда (см. ст. 21, 38 текста по Академическому списку Краткой редакции Русской Правды[4]; ст. 40 текста, но Троицкому списку Пространной редакции Русской Правды[5])[6]. Позже убийство татя, застигнутого в доме, допускалось Уложением царя Алексея Михайловича [Соборным] 1649 г. (см. ст. 88 гл. XXI). Лишение жизни рабов/холопов по сути приравнивалось к уничтожению имущества. При этом убийство холопа господином не являлось преступлением (см. ст. 11 Двинской уставной грамоты1). Разрешалось любому человеку лишить жизни изменника государева (см. ст. 15 гл. II Уложения царя Алексея Михайловича 1649 г.). По германскому средневековому праву приветствовалось лишение жизни человека, объявленного вне закона. До середины XVIII века некоторые законодательства не признавали преступным убийство уродов (monstra), как существ, не имеющих человеческой личности; престарелых или увечных людей; больных и слабых новорождённых детей.[7][8]

Согласно библейским законам о телесных повреждениях, виновный обязан заплатить за остановку в работе и лечение человеку, пострадавшему от удара камнем или кулаком (вследствие чего последний слег в постель, а в дальнейшем вынужден при ходьбе опираться на палку); виновный обязан заплатить при посредниках пеню мужу женщины, беременность которой была прервана вследствие удара. Но если будет причинен иной вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб…, перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать" (Исход 21:18—19, 22—25; Левит 24:19—21)[9]. В Коране речь идет о возмездии равном посягательству: «душа — за душу, око — за око, нос — за нос, ухо — за ухо, зуб — за зуб, а за рапы — возмездие» (2:194; 5:45; 42:40)[10].

На Руси ответственность за убийство человека и нанесение ему телесных повреждений нашла нормативное правовое закрепление с давних времен. Предусмотрена она договором князя Олега с греками 6420 г. от сотворения мира (911 г. от Рождества Христова), договором князя Игоря с греками 6453 г. от сотворения мира (944 г. от Рождества Христова)[11], Русской Правдой законодательным актом, а точнее — сборником законов, в который вошли Правда Ярослава, Правда Ярославичей (см. Краткую редакцию Русской Правды), Устав Владимира (II) Мономаха (см. Пространную редакцию Русской Правды), другие правовые источники (от Древнейшей Правды [созданной, возможно, в VIII — IX веках — по В. II. Татищеву, Э. С. Тобину, Л. Гётцу; в начале XI века [1016 г.] — по Б. Д. Грекову [частично — в VIII — IX веках], А. А. Зимину, Л. В. Черепнину; в 1017 г. — по О. Горегляду] до сокращенной Правды Пространной редакции середины XV в.)1 и т. д.

Ныне право каждого человека на жизнь провозглашено ст. 2 Конвенции Совета Европы о защите нрав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950)[12][13], ст. 20 Конституции России. Право каждого человека на личную неприкосновенность закреплено в ст. 5 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод, ст. 22 Конституции России. Развитие цивилизации, совершенствование правовой основы государства, укрепление морально-нравственных устоев человека, общества повлияли на формирование современного законодательства об ответственности за преступления против жизни и здоровья человека.

Конституционное право каждого человека на жизнь, конституционные гарантии на неприкосновенность личности, охрану здоровья и медицинскую помощь, защиту материнства и детства, а также необходимость предупреждения лишения человека жизни, причинения ему страданий, нанесения ущерба его неотъемлемому естественному благу — здоровью, позволили сформировать разветвленную систему ответственности за преступные посягательства на жизнь и здоровье любого и каждого человека. Действующее российское законодательство на сей счет содержит вполне определенные положения. Ответственность за преступления против жизни и здоровья человека предусмотрена статьями гл. 16 УК РФ.

  • [1] См.: Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета (канонические) в русском переводе с параллельными местами и приложениями. М. :Российское библейское общество, 1999. Ветхий Завет. С. 89, 240, 303.
  • [2] См.: Коран / перевод смыслов и комментарии Э. Р. Кулиева. 3-е изд. М.:Умма, 2004. С. 136.
  • [3] В Древнем Риме proscription — список лиц, объявленных вне закона. Такиелица лишались всех прав и имущества.
  • [4] Список упорядочен исследователями в 43 статьи.
  • [5] Список разбит исследователями на 121 статью и дополнительные к ним статьи.
  • [6] См.: Российское законодательство X—XX вв.еков: в 9 томах / под общ. ред.О. И. Чистякова. М.: Юрид. лит., 1984. Т. 1: Законодательство Древней Руси /отв. ред. тома В. Л. Янин. С. 48, 49, 59, 60, 62, 66, 98.
  • [7] См.: Российское законодательство X—XX вв.еков: в 9 томах / под общ. ред.О. И. Чистякова. М.: Юрид. лит., 1985. Т. 2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства / отв. ред. томаА. Д. Горский. С. 182, 186.
  • [8] См.: Российское законодательство X—XX вв.еков: в 9 томах. Т. 1… С. 48, 49,59, 60, 62; Соборное уложение 1649 года. Текст. Комментарии (Законодательныепамятники Русского централизованного государства XV—XVII вв.еков). Л.: Наука, 1987. С. 21, 127, 154, 377—378; Таганцев Н. С. Русское уголовное право: в 2 томах. Тула: Автограф, 2001. Т. 1. С. 397, 398, 728.
  • [9] См.: Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (канонические) в русском переводе с параллельными местами и приложениями… ВетхийЗавет. С. 89−91, 139−140, 145.
  • [10] См.: Коран / перевод смыслов и комментарии Э. Р. Кулиева… С. 54,139, 511.
  • [11] э См.: Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи 1377 г. / подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д. С. Лихачева; под ред. В. П. Адри-ановой-Перетц. 3-е изд. СПб.: Наука, 2007. С. 18, 25, 154, 162.
  • [12] См.: Российское законодательство X—XX вв.еков: в 9 томах. Т. 1… С. 28—129;Горегляд О. Опытъ начерташя Россшскаго уголовнаго права. СПб.: Тип. Гос.1оаннесова, 1815. Ч. 1: О преступлен! яхъ и наказашяхъ вообще. С. V.
  • [13] Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 05.05.1998.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой