Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Происхождение человека. 
Антропосоциогенез

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Начало ашельской эпохи отмечено появлением новых типов орудий — ручного рубила и колуна), которые крупнее орудий олдувайской эпохи. Ручное рубило — крупное массивное орудие (до 35 см), полученное из куска камня или отщепа двусторонней оббивкой. Чаще всего оно имеет один заостренный конец и два продольных массивных лезвия. Общая форма овальная или миндалевидная. Нередко второй конец оставался… Читать ещё >

Происхождение человека. Антропосоциогенез (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Антропосоциогенез — процесс становления человека как общественного существа. В 19 веке после создания Чарльзом Дарвином эволюционной теории, получила распространение трудовая теория происхождения человека. Сторонники этой теории настаивали на том, что именно труд создает человека. В ходе трудовой деятельности рука становится весьма более гибкой и свободной. Одновременно развивается мозг, достигается полное сплочение людей, возникает потребность что-то сказать друг другу. Но почему наши предки начали трудиться? В популярной литературе можно встретить ответ: чтобы поддержать свое существование, люди должны есть, защищаться и т. д. Однако в природе животные не производят, не испытывают такой потребности, но способные поддерживать свое существование. Даже если животные осуществляют орудийную деятельность — это не способствует преодолению ими животных границ мира. Ход антропосоциогенеза можно объяснить возникновением принципиально новой формой наследования. Существенной чертой антропосоциогенеза является именно то, что достигается тем, что в процессе изготовления предмета придается целесообразная форма. Поскольку человек в одном из своих определений есть совокупность способностей и влечений, их приобретение и совершенствование есть развитие человека, составляющее содержание антропосоциогенеза. Антропосоциогенез и есть, в конечном месте, становления живой, постоянно пульсирующей системы, конденсирующей в себе способы деятельности с ними, способы отношения людей к миру, друг к другу и самим себе. По мнению американского философа Мемфорда преимущество человека состояло в том, что он обладал движимым умом, телом, являлся самосовершенствующим животным, использующим главным образом свой ум.

Проблема антропосоциогенез. Предыстория человечества по сей день остается такой же загадочной и таинственной, как и возникновение жизни. К вопросу о происхождении жизни человека антропологи и философы подходят с различных и внешне противоречащих друг другу позиций. Антропологи озабочены поисками недостающего" звена и биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека. Философы стремятся выявить и обрисовать сам прорыв «постепенности» — революционный скачок, который имел место в процессе человеческого становления. Давно признано, что превращение животных (гоминидов) в людей не могло быть неким мгновенным, одноактным событием. С неизбежностью должен был существовать длительный переход и период становления человека (антропогенеза) и становление общества (социогенеза). Как показывают современные исследования, они представляют собой две неразрывно связанные стороны единого по своей природе процесса — антропосоциогенеза, длившегося в течение 3−4 млн. лет, то есть почти в тысячу раз дольше, чем вся писаная история. Важнейшая чета антросоциогенеза — его комплексный характер, поэтому принципиально неверно было бы утверждать, что сначала возник труд, потом общество, а позднее — язык, мышление и сознание. Тезис об определяющем значении труда выделяет последний в качестве центрального антропогенетического фактора, в связи с которым формируется и общежитие и членораздельная речь, и начатки рационального мышления. Но труд и сам имеет генезис, превращаясь в полноценную предметно-практическую деятельность лишь во взаимодействии с такими факторами социализации, как язык, сознание, нравственность, мифология, ритуальная практика. Одним из важнейших факторов антропосоциогенеза было развитие языка. В самом широком смысле слово язык — это вся система культуры, поскольку посредством нее устанавливаются межчеловеческие связи. Язык в более узком смысле — это специализированная информационно-знаковая деятельность, именуемая речью. Посредством речи процесс общения между людьми достигает если не предела, то максимума эффективности. Язык участвует в самом порождении нашей предметной среды, равно и как социального единства человеческих индивидов. В примитивных обществах один из наиболее простых речевых актов — называние — был священным, ритуальным действием, участники которого как бы сплачивались в тождественном понимании называемой вещи. Тем самым посредством языка конструировалась сама социальность. Лишь посредством языка и с его помощью первичные материальные условия существования палеантропа могли подразделяться на категории «жилище, одежда, утварь» Но это значит, что предметно-практическая деятельность смогла формироваться не раньше, чем появился язык. В итоге Диметрий выделяет три главных посыла в антросоциогенезе, то есть в развитии человека на пути к обществу: труд (орудия труда), язык (речь), социализация (интегративные процессы в обществе, то есть объединение людей). Пример. Маугли без социализации сможет прожить, однако, чтоб стать членом общества, он должен развить в себе многие качества, необходимые в данном обществе, созданные обществом.

Несколько точек зрения на антропогенез:

1) Теологическая. Создание человека Богом. Начало человеческой истории — это грехопадение, когда люди были изгнаны из Рая. Это разрыв человека с природой, начало его цивилизованного развития.

  • 2) Естественно-научная. Человек — это модифицированный предмет. Эта точка зрения была характерна для античности — человек вышел из звероподобного состояния. В эпоху Просвещения человека и обезьяну относили к одному классу животных. В 19 В. Дарвин создает теорию происхождения видов.
  • 3) Энгельс писал, что труд сделал их обезьяны человека. Критики этой теории указывают на два ее недостатка:
    • — переоценка интеллекта обезьян
    • — эволюция не могла произойти за столь короткий срок.
  • 4) Геомагнитная версия. Смещение магнитного полюса Земли приводит к изменению климата и всего животного мира, а потом и к появлению человека. Процесс этот революционный.
  • 5) Г. Н. Матюшин. Прародина человека — Восточная Африка, зона высокой тектонической активности и залегания радиактивных руд. Происходит мутация, появляется физически ослабленная обезьяна, которая, чтобы выжить, должна развивать свои интеллектуальные способности.

Антропогенез — охватывает эоплейстоцен и плейстоцен.

Человек в развитии:1) древнейшие люди-архантропы 2) первобытные люди-палеоантропы 3) современный человек.

Два центра: Азиатский и Африканский. Истоки человечеста — С Олдуваем. Гоминиды: австралопитек, гомо габилис, гомо эректус. Неандерталецпоследняя ступень ископаемых людей.

Ранний палеолит.

Олдувайская (2 600 000 — 500 000 днэ) — Восточная и северная Африка, Палестина.

* Ашельская (1 400 000 — 60 000 до н.э.) — Африка, Ближний Восток, западная и южная части Европы Палеолит — время становления человека и общества. В нем складывается первая общественная формация — первобытно общинный строй. Весь палеолит характеризуется присваивающим хозяйством: люди добывали себе средства существования охотой и собирательством. Они изготовляли орудия из камня, кости и дерева. Прогрессивная двусторонняя обивка камня и появление ручного рубила-орудия ашельской культуры. Часто для суждения об образе жизни людей у нас нет других источников кроме каменных орудий. Палеолит относят к первобытнообщинному строю, складывающемуся в процессе длительного становления, для которого характерен коллективный труд и общая собственность. Начальную форму организации общества обычно называют первобытным человеческим стадом. Позднее оно перерастает в родовую общину.

В нижнем палеолите выделяют несколько сменяющих друг друга эпох: олдувайскую («галечную культуру»), ашельскую и мустьерскую. Чем древнее эпоха, тем отрывочней имеющиеся о ней сведения и тем труднее их объяснить.

Названа по олдувайскому ущелью в Африке. Памятники ранней поры этой эпохи, относящиеся к эоплейстоцену (пока малочисленны и открыты только в Африке. На них были найдены примитивные каменные орудия. Среди орудий выделяют три вида: 1) многогранники — грубо оббитые или забитые, округлые камни с многими гранями. Предполагается, что они были ударными орудиями и служили для обработки растительной и животной пищи, 2) различные орудия на отщепах, служившие для разделки туш животных, 3) чопперы — характернейшее орудие этой эпохи, имевшее режущие и рубящие функции. Среди орудий есть как массивные из галек и обломков камня, так и примитивные нуклеусы и орудия на отщепах. Наиболее распространены чопперы — массивные орудия, изготовленные, как правило, из гальки, у которой несколькими последовательными ударами стесана ее верхушка или край. Иногда лезвие оббито с двух сторон. Остальная поверхность гальки необработанная и удобна для держания орудия в руке. Кроме чопперов для олдувайской эпохи характерны многогранники, дискоиды, сфероиды, скребла на отщепах, отщепы с зубчатыми и выемчатыми краями и др. Сами отщепы массивные и короткие, с сильно выступающим ударным бугорком и тупым углом площадки к плоскости скалывания.

Начало ашельской эпохи отмечено появлением новых типов орудий — ручного рубила и колуна), которые крупнее орудий олдувайской эпохи. Ручное рубило — крупное массивное орудие (до 35 см), полученное из куска камня или отщепа двусторонней оббивкой. Чаще всего оно имеет один заостренный конец и два продольных массивных лезвия. Общая форма овальная или миндалевидная. Нередко второй конец оставался необработанным. Рубило — первое орудие, имеющее выдержанную форму и легко опознаваемое даже неспециалистом. Рубящий край и заостренный конец свидетельствуют, что ручное рубило было уникальным орудием. Рубило, «являясь ударным орудием, в то же время служило и для выкапывания из земли корней, добывания мелких животных, расчленения туш убитых животных, обработки дерева и кости» (Монгайт, 1973).

Колуном или кливером называют другой тип двусторонне обработанного крупного орудия, имеющего необработанное ретушью поперечное лезвие и симметрично оббитые края.

Для раннеашельских орудий характерно небольшое число сколов обработки, негативы сколов короткие и глубокие, края неровные. В конце ашеля возникает так называемая техника леваллуа, для которой характерна тщательная подготовка нуклеуса. В результате форма заготовки становится более удлиненной, тонкой и правильной. Ашельские стоянки представляют собой охотничьи стойбища. Они имеют мощный культурный слой с костями крупных животных.

В ашеле уже удается выделять памятники, разные по хозяйственной деятельности, — охотничьи кратковременные лагеря, мастерские по добыче кремневого сырья и долговременные базовые стоянки с довольно сложным хозяйством. Ашельский человек селился как на открытом воздухе, так и в пещерах. И там и здесь сохранились следы его искусственных жилищ. Особенно интересные данные получены при раскопках Люмлея в Ницце на стоянках Терра — Амата и в гроте Лазаре. Здесь были обнаружены овальные скопления культурных остатков, по границам которых были прослежены ямки от столбов и каменные блоки. В гроте Лазаре была обнаружена овальная жилая площадка, примыкающая к одной из стен грота. Площадка была отгорожена от остальной части грота кладкой из камней. На нескольких ашельских памятниках были найдены остатки деревянных орудий: в Клектоне (Англия), в Лерингене (ГДР), в Торральбе (Испания) и в Каламбо (Африка). Чаще это обломки деревянных копий. Предполагают, что они были не метательными орудиями, а ударными.

Ашельские стоянки распространены значительно шире, чем олдувайские. Ашельские памятники известны в Африке. Передней, Южной и Юго — Восточной Азии. Много их в Западной Европе (Франция, Англия, Бельгия, Италия, Испания). В Средней и Восточной Европе их значительно меньше. На территории СССР ашельские памятники немногочисленны и относятся ко второй половине ашеля. Приурочены они к южным районам (Кавказ, Молдавия, Приднестровье и Приазовье, Средняя Азия и Казахстан).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой