Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Народничество, идеология, направления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Бакунин считал русского человека бунтарем «по инстинкту, по призванию», а у народа в целом, полагал он, в течение многих веков уже выработался идеал свободы. Поэтому он полагал, что революционерам осталось лишь перейти к организации всенародного бунта (отсюда —наименование в марксистской историографии возглавляемого им крыла народничества «бунтарским»). Цель бунта по Бакунину — не только… Читать ещё >

Народничество, идеология, направления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Народничество — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860—1910;х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой. В советской историографии народничество считалось вторым, революционно-демократическим («разночинским») этапом революционного движения в России, пришедшим на смену «дворянскому» (декабристам) и предшествовавшим «пролетарскому» (марксистскому) этапу.

Этот термин так же связан с теорией «общинного социализма» Герцена, который предполагал, что у России есть возможность, прийти в социализм, минуя капитализм, за счёт уникальной крестьянской общины. Развивал эту идею так же и Чернышевский, для него община была «товарищеской формой производства». Он считал, что эта форма общности постепенно вытеснит капитализм.

Внутри же самого движения народничества было 4 группы: консервативная, либерально-революционная, социально-революционная, анархическая.

Консервативное течение было тесно связано со славянофилами. Народные «устои» (общинное начало, артельное начало и брожение религиозной мысли) были не только признаны явлением достойным уважения, но были поставлены выше духовных устоев интеллигенции. Особенно заметно сказалось новое отношение к народу как в количестве статей, посвященных народной жизни, так и в общем их направлении. Стремлением к идеализации народа отличалась в особенности «мужицкая беллетристика».

Либерально-революционная.

Н.К. Михайловский в обширных статьях, посвященных «деревне», протестовал против того, что «к нам должна быть целиком пересажена «Европа». Он же указал, что закон Маркса о трёх базисах экономической жизни есть закон исторический, выведенный из наблюдений над европейской жизнью, а не естественноисторический, и Россия, именно благодаря «особенностям» общинно-артельного духа русского народа, может и не пройти через капиталистический этап.

Социально-революционное направление.

В советской историографии это направление именовалось «заговорщицким» или «бланкистским». Основные теоретики социально-революционного течения русского народничества — П. Н. Ткачев и в определенной мере Н. А. Морозов. Ткачев утверждал, что самодержавие в России не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества и его можно будет быстро ликвидировать. Для этого «носители революционной идеи», радикальная часть интеллигенции, должны были создать строго законспирированную организацию, способную захватить власть и превратить страну в большую общину-коммуну.

Анархисты.

Бакунин считал русского человека бунтарем «по инстинкту, по призванию», а у народа в целом, полагал он, в течение многих веков уже выработался идеал свободы. Поэтому он полагал, что революционерам осталось лишь перейти к организации всенародного бунта (отсюда —наименование в марксистской историографии возглавляемого им крыла народничества «бунтарским»). Цель бунта по Бакунину — не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового.

Кропоткин делал акцент на решающей роли масс в переустройстве общества, призывал «коллективный ум» народа к созданию коммун, автономий, федераций.

Так же при Николае I была провозглашена официальная идеология «Теория официальной народности». Выражавшаяся в простой формуле: «Православие, Самодержавие, Народность». Она была разработана С. С. Уваровым, в основу своей теории, он положил консервативные взгляды.

Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась, как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние. Термин являлся своеобразной попыткой идеологического обоснования правительственного курса Николая I начала 1830-х годов. В рамках данной теории начальник III отделения Бенкендорф писал, что прошлое России удивительно, настоящее, прекрасно, будущее выше всяких представлений. Погодин называл основные 3 тезиса концепции «столпостены».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой