Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Болевые воздействия на суставы пальцев в дзю-дзюцу

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К этому пункту можно переходить, только исчерпав все другие возможности, поскольку в противном случае пропадает весь смысл кихон, который должен служить фундаментом всех других приемов, не говоря уже о практическом применении техники. Возможно, что данный прием не получается из-за индивидуальных физиологических особенностей строения тела занимающегося, состояния его костно-мышечного аппарата и т… Читать ещё >

Болевые воздействия на суставы пальцев в дзю-дзюцу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прежде чем перейти к данной теме следует сказать несколько слов об общих принципах построения тренировок, ставящих целью отработку техники кансэцу-вадза (болевых приемов на суставы) и об их основах (кихон). Кихон в разделе кансэцу-вадза — это совокупность базовых технических приемов и лежащих в их основе теоретических постулатов, позволяющих осуществлять эффективное болевое воздействие на суставы человеческого тела.

Каким же должен быть общий подход к изучению базовой техники на тренировках? Рекомендации для тори — исполнителя болевых приемов — могут быть следующими. Прежде всего, не нужно стремиться прилагать силу одних лишь рук, как это мы часто делаем в повседневной жизни. Нужно пытаться использовать в движении все тело, хотя на первый взгляд может показаться, что какой-то прием выполняется исключительно руками. Сознательный отказ от использования силы способствует тому, что тори интуитивно начинает подбирать наиболее правильную траекторию. Во-вторых, тори должен хорошо продумать, за счет чего данное действие является эффективным. На этом этапе очень важен контроль со стороны наставника, который всегда может вовремя поправить действия ученика. Медленное и правильное многократное повторение базового приема приводит к тому, что он начинает «работать». Что касается укэ (партнер, на котором исполняют болевые приемы), то на начальных этапах разучивания новой техники ему не следует оказывать тори сопротивление. Более того, поскольку со стороны укэ ошибки тори виднее, он должен своевременно указывать и подправлять их, чтобы траектория, форма и последовательность движений тори были правильными.

Что следует делать дальше, когда начальный этап в изучении кихон уже пройден? Рецепт прост: отрабатывать те же приемы, но с постепенно возрастающим активным сопротивлением укэ. Сопротивление укэ должно побуждать тори более активно вкладывать силу в приемы, т. е. переходить к их выполнению с «кимэ». Возможен также «ступенчатый» метод отработки, когда прием разбивается на отдельные фазы (например, как на фотографиях), и укэ начинает сопротивление с определенной фазы приема. То же самое можно делать и в обратном порядке, начиная с завершающей фазы болевого приема и переходя к его началу, прорабатывая, таким образом, всю «траекторию» данной техники. Последним этапом отработки является, так называемая, «жесткая тренировка», или тренировка с кимэ, когда тори делает прием динамично и с вложением силы (не ломая, естественно, конечности партнеру). Часто считают, что такие тренировки бесполезны, т.к. приводят к ненужному травматизму, но следует помнить, что смысл кансэцу-вадза — подчинение противника болью. Болевые приемы должны быть болезненными!

Иногда можно столкнуться со следующей проблемой: вдруг оказывается, что даже при отсутствии сопротивления партнера техника не работает. Хотя, теоретически, прием обязан действовать, но этого почему-то не происходит. Например, невозможно выкрутить захваченную руку и т. п. Возможна также ситуация, когда не получается перейти от одного технического элемента приема к другому. Как быть в таком случае?

Прежде всего, не нужно бояться, что прием не получается, и бросать начатое на полпути. Такие ситуации сплошь и рядом случаются почти со всеми практикующими. Дело в том, что где-то потерян один из ключевых моментов выполнения приема, его «изюминка», без которой эффективное воздействие невозможно, как бы хорошо ни выполнялось все действие целиком. В решении данной проблемы можно выделить два основных момента.

  • 1. Нужно заново проанализировать структуру движений в том виде, как ее демонстрирует инструктор и уточнить все неясные моменты. В исполнении приема, начиная от его общей формы и кончая его исполнением с кимэ, не должно оставаться никаких неясностей. Если прием не удается, нужно попытаться исполнить его с минимальным сопротивлением укэ. После анализа требуется многократные повторения приема и иного пути здесь нет. Многие новички находят это скучным и утомительным и жаждут как можно скорее перейти к изучению новой техники, не освоив как следует, старой, и в итоге не владеют ни той, ни другой.
  • 2. К этому пункту можно переходить, только исчерпав все другие возможности, поскольку в противном случае пропадает весь смысл кихон, который должен служить фундаментом всех других приемов, не говоря уже о практическом применении техники. Возможно, что данный прием не получается из-за индивидуальных физиологических особенностей строения тела занимающегося, состояния его костно-мышечного аппарата и т. д. Тогда, не увязая в бесконечных попытках выполнить прием и не пытаясь преодолеть сопротивление укэ, следует переходить к такому техническому действию, которое эффективно и легко реализуется в определенной ситуации для данного человека. Это — путь к созданию новой техники, которая может охватывать весьма широкий диапазон, начиная от подготовительных действий и перемещений для выхода в удобное для проведения для приема положение (сабаки) и кончая освобождением рук от захватов (тэходоки) и техникой айки (айки гихо). Создание подобных «личных секретов» (часто попадающих в раздел «кудэн», т. е. передающихся устно от учителя к ученику) требует немало времени.

Отрабатывая технику болевого воздействия на суставы нужно помнить о двух принципиально важных моментах: 1) какую часть тела противника следует перемещать? и 2) какую часть нужно фиксировать? Об этом следует думать всегда, начиная с кихона и кончая свободной работой с партнером. В качестве иллюстрации здесь приведена популярная техника «пятого контроля» (гокадзё). Подвижной частью является запястье, которое, как показано на рисунках, может быть повернуто как вовнутрь, так и наружу. Фиксируемая точка — локоть партнера, который прижимается к груди. Давление на конечность осуществляется в направлении точки ее фиксации (Фото 1).

Болевые воздействия на суставы пальцев в дзю-дзюцу.

И, в заключение, еще одно замечание о кихон. Чаще всего в школах айкикэй будо приемы отрабатываются из стандартных положений, когда укэ захватывает, например, одноименную руку (дзюнтэ-дори), обе руки (рётэ-дори), отворот кимоно спереди (эри-дори), отворот кимоно сзади (усиро эри-дори), куртку на груди (мунэ-дори, муна-дори), плечо (ката-дори), рукав (содэ-дори), обе руки сзади (усиро рётэ-дори) и т. д. Наверное, поэтому многие практики (особенно новички) уверены, что дзюдзюцу (айкидо и т. д.) — это когда партнер атакует, а ты защищаешься и контратакуешь, и сосредотачиваются исключительно на отработке навыков «самообороны». В то же время, стандартный кихон: атака укэ + защита и контратака тори — это всего лишь один из этапов отработки базовой, стандартной техники школы. На самом деле подготовка в любой традиционной школе дзюдзюцу гораздо более многоплановая. Она включает изучение приемов, начинающихся с собственной атаки тори (сикакэ или какэтэ, от «какэру» — «атаковать, нападать»), различных вариантов выведения из равновесия (кудзуси), подготовки приемов (цукури), обманных, отвлекающих и вспомогательных действий, которые позволяют проводить приемы против сильного сопротивляющегося противника. Венцом же обучения является практика свободного спарринга с взаимными атаками и контратаками. Только таким образом можно подготовить ученика к реальному рукопашному бою.

Важное место занимают вспомогательные действия, без которых очень часто невозможно исполнить прием на укэ, оказывающем активное сопротивление. Общепринято делить такие действия на 2 класса: 1) ударную технику (атэми-вадза), к которой относятся, к примеру, удары пальцами по глазам (мэцубуси), удары в пах ногой (кинтэки-гэри) и др., и 2) захваты пальцев (юби-дори) или контроль пальцев (юби-кимэ). О последних и пойдет речь далее.

Существует множество способов воздействий на суставы пальцев рук с различными вариациями, что обусловлено следующими факторами.

Во-первых, есть много ситуаций (например, при задержании), когда наносить удары нежелательно или нецелесообразно. Во-вторых, из-за того, что на тренировках атэми только обозначаются, многие адепты дзюдзюцу не овладевают этими приемами на достаточно высоком уровне и испытывают неуверенность в своем мастерстве. Поэтому инструкторы сознательно делают акцент на захватах пальцев. Кроме того, для многих чисто психологически ударить человека гораздо сложней, чем сделать захват. Значительная часть исследователей указывает также, что техника юби-дори дает возможность легко контролировать физически более сильного противника, а также, что с нее гораздо проще переходить к болевым воздействиям на другие суставы, чем после атэми. Вообще, по мнению многих экспертов дзюдзюцу при отработке на тренировке и в практическом применении болевых приемов на суставы следует придерживаться принципа перехода от крайних точек всех четырех конечностей к центру тела.

Наконец, болевые воздействия на пальцы рук малозаметны для посторонних глаз, что, по замечанию Мидзукоси Хиро[1], по-видимому, явилось одной из причин распространения подобных приемов в «Стране Восходящего солнца», где всегда считалось неприличным наносить человеку публичные оскорбления (в т.ч. и размахивать кулаками на улице). О том, насколько популярной в Японии была техника рычагов пальцев, можно судить по тому, что даже такой всемирно известный японский художник как Хокусаи Кацусика (1760−1849) — автор серий рисунков-манга «Ста видов горы Фудзи», «53 вида дороги Токайдо» и др. шедевров, посвятил после посещения одной из школ дзюдзюцу[2] эпохи Эдо целую серию рисунков («Сэнрибики» [3]) именно технике юби-дори (Рис. 1). Интересно рассмотреть некоторые из них подробнее.

Болевые воздействия на суставы пальцев в дзю-дзюцу.

Хотя фрагмент 1 на (Рис. 1) на первый взгляд кажется непосредственно и не относящимся к болевым воздействиям на пальцы рук, трактовать его можно по-разному. Во-первых, освобождение от захвата за грудь может быть достигнуто с помощью обычного котэ-гаэси («рычаг кисти наружу»), как показано на (фото 3).

Болевые воздействия на суставы пальцев в дзю-дзюцу.

или же выкручиванием большого пальца укэ наружу (фото 4).

Болевые воздействия на суставы пальцев в дзю-дзюцу.

Далее, если взять фрагмент 3 (Рис. 1), то он также допускает двоякое толкование. Можно захватить кисть укэ двумя руками так, чтобы большие пальцы были снизу, а остальными давить на тыльную сторону кисти укэ, выгибая ее против естественного сгиба (фото 5).

Болевые воздействия на суставы пальцев в дзю-дзюцу.

Но возможен также и вариант захвата кисти, после которого следует «раздирание» среднего и безымянного пальцев в разные стороны (фото 6).

Болевые воздействия на суставы пальцев в дзю-дзюцу.

Интересен фрагмент 4 (Рис. 1), где показана защита от захвата пальцев тип гяку-юби («рычаг пальца»). Здесь укэ защищается от захвата пальцев следующим образом. Прежде всего нужно перевернуть руку ладонью вверх и подогнуть большой палец палец внутрь так, чтобы его нельзя было захватить. При этом остальные четыре пальца следует сдвинуть вместе и сформировать «лодочку» (фото 7).

Болевые воздействия на суставы пальцев в дзю-дзюцу.

Такая форма кисти не позволяет противнику воздействовать на пальцы болевым приемом. Кроме того пальцы сложенные «лодочкой» легче вырвать из захвата. Подобная техника присутствует в дзюдзюцу школы Тэнсин Синъё-рю (раздел «тэходоки» («освобождение от захватов»), прием номер четыре «гяку-юби») и Осака-дэн Сибукава-рю.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой