Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Анализ продаж готовой продукции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты расчета показывают, что плановая прибыль превышает фактическую в основном за счет увеличения среднереализационных цен. Снижение прибыли на 778,18 тыс. руб. способствовали также изменения в структурной продукции, так как в общем объеме реализации уменьшился удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась… Читать ещё >

Анализ продаж готовой продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Объем производства и реализации продукции — взаимозависимые показатели. В условиях ограниченных производственных возможностей и при неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Организация должна производить только те товары и в таком объеме, которые она может реально реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину операционных затрат, прибыль и рентабельность организации. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.

Его основные задачи:

  • — оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
  • — определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
  • — выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации;
  • -разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Анализ объема производства начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл.2.5).

Из таблицы видно, что за пять лет объем производства и реализации снизился на 38,9%. За данные годы темпы роста производства и реализации примерно совпадают, что свидетельствует об отсутствии остатков нереализованной продукции на складе организации и не оплаченной покупателями.

Таблица 2.5 Динамика производства и реализации продукции

Объем производства продукции, тыс. руб.

Темпы роста, %.

Объем реализации, тыс. руб.

Темпы роста, %.

базисные.

цепные.

базисные.

цепные.

  • 2008 год
  • 2009 год
  • 2010 год
  • 2011 год
  • 2012 год
  • 35 696
  • 41 491
  • 51 518
  • 50 849
  • 49 615
  • 100
  • 116,23
  • 144,81
  • 142,45
  • 138,99
  • 100
  • 116,23
  • 124,17
  • 98,70
  • 97,57
  • 35 577
  • 41 366
  • 51 410
  • 50 649
  • 49 420
  • 100
  • 116,27
  • 144,50
  • 142,36
  • 138,91
  • 100
  • 116,27
  • 124,28
  • 98,52
  • 97,57

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической взвешенной:

Анализ продаж готовой продукции.

Согласно данным расчетам среднегодовой темп прироста выпуска и реализации продукции — 8,58%, следовательно, можно сделать вывод, сколько организация производит продукции, столько она реализует.

Далее необходимо сделать оценку выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный год (таблица 2.6).

Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску и по реализации готовой продукции не выполнен на 2,43%. Что свидетельствует о снижении остатков нереализованной продукции.

Таблица 2.6 Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции организацией за декабрь 2012 года

Вид продукции.

Объем производства продукции, тыс. руб.

Реализация продукции, тыс. руб.

план.

факт.

+, ;

% к плану.

план.

факт.

+,;

% к плану.

Мясо птицы Яйца ИТОГО.

  • 50 833,8
  • 15,2
  • 50 849
  • 49 601,1
  • 13,9
  • 49 615
  • -1232,7
  • -1,3
  • -1234
  • -2,42
  • -8,55
  • -2,43
  • 50 635,4
  • 13,6
  • 50 649
  • 49 408,9
  • 11,1
  • 49 420
  • -1226,5
  • -2,5
  • -1229
  • -2,42
  • -18,38
  • -2,43

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Невыполнение плана по договорам оборачивается для организации уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции организации может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Так же необходимо изучить влияние объема производства и уровня товарности на объем реализации продукции, на которую воздействуют многочисленные факторы (Приложение 4). Важнейшим из них является изменение объема производимой продукции и уровня товарности. Уровень товарности — это отношение объема реализованной продукции к объему ее производства в натуральном выражении или в сопоставимых ценах. Поскольку расчет влияния факторов можно произвести одним из способов детерминированного факторного анализа. На основе данных таблицы 2.7 сделаем расчет способом абсолютных разниц:

Таким образом, в ходе анализа таблицы 2.7 было выявлено, что объем реализации мяса птицы по факту по сравнению с планом снизился на 304 ц, в том числе произошло это из-за снижения объема производства (на 302,48 ц), но при этом повысился уровень товарности (на 3,027 ц). По производству яиц ситуация обратная, так объем реализации по факту по сравнению с планом повысился на 3 тыc. шт., за счет повышения объема производства.

Рассматривая реализацию в целом по организации, можно сделать вывод, что ее размер по факту ниже по сравнению с планом на 1229 тыс. руб., на что главным образом повлияло снижение объема производства (на 1229,2 тыс. руб.), а уровень товарности остался неизменным.

Таким образом, мы выявили тесную взаимосвязь между производством и реализацией продукции в ООО «Птицефабрика «Радон».

Таблица 2.7 Влияние объема производства и уровня товарности на объем реализации продукции

Вид продукции.

Объем производства продукции, ц, тыс. шт.

Уровень товарности, %.

Объем реализации, ц, тыс. шт.

Отклонение от плана, т.

общее.

В том числе за счет.

план.

факт.

план.

факт.

план.

факт.

Объема производства.

Уровня товарности.

Мясо птицы Яйца ИТОГО, тыс. руб.

  • 3331
  • 5
  • 50 849
  • 3027
  • 7
  • 49 615
  • 99,5
  • 96,0
  • 99,6
  • 99,6
  • 87,1
  • 99,6
  • 3314
  • 4,8
  • 50 649
  • 3015
  • 6,1
  • 49 420

— 299.

+1,3.

— 1229.

— 302,48.

+1,92.

— 1229,2.

+302,7.

  • -62,7
  • -

Далее рассмотрим влияние этих показателей на финансовые результаты деятельности организации.

Финансовый результат от реализации продукции в целом зависит от четырех факторов: объема реализации продукции; ее структуры; себестоимости и уровня среднереализационных цен. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли и наоборот. Аналогично и увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации позволяет повысить сумму прибыли. Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к росту суммы прибыли и наоборот. А при увеличении уровня среднереализационных цен сумма прибыли возрастает. Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли (убытка) можно способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в таблице 2.8.

Таблица 2.8 Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.

Показатель.

План.

План, пересчитанный на фактический объем продаж.

Факт.

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений из выручки (В) Полная себестоимость реализованной продукции (З) Прибыль (убыток) от реализации продукции (П).

  • 50 649
  • 45 733
  • 4916
  • 48 532
  • 44 522
  • 4010
  • 49 420
  • 46 588
  • 2832

План по сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году не выполнен на 2084 тыс. руб. (2832 — 4916), или на 42,39%. Если сравнить плановую и условную сумму прибыли, исчисленную из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, на сколько она уменьшилась за счет объема и структуры реализованной продукции:

Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в натурально — условном исчислении или оценке по плановой себестоимости (44 522/45733 * 100 — 100 = -2,6%) и результат разделить на 100:

Затем можно определить влияние структурного фактора (из первого результата нужно вычесть второй):

Влияние изменений полной себестоимости на сумму прибыли устанавливают сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:

Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию находят сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы организация получила за фактический объем реализации при плановых ценах:

Результаты расчета показывают, что плановая прибыль превышает фактическую в основном за счет увеличения среднереализационных цен. Снижение прибыли на 778,18 тыс. руб. способствовали также изменения в структурной продукции, так как в общем объеме реализации уменьшился удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 2066 тыс. руб.

Далее необходимо определить влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки, таблица 2.9.

Для расчета фактической выручки по плановым ценам при плановой структуре используют коэффициент выполнения плана, который рассчитывается:

К по производству мяса птицы = 3015/3314=90,98%.

К по производству яиц = 6,¼, 8=127,08%.

Из таблицы видно, что за счет структуры выручка уменьшилась на 900 тыс. руб. По мясу птицы и производству яиц она уменьшилась соответственно на 898,3 тыс. руб. и 1,7 тыс. руб.

Таблица 2.9 Расчет влияния структуры реализованной продукции на сумму выручки

Вид продукции.

Оптовая цена 1ц, тыс. шт. в тыс. руб.

Объем реализации, ц, тыс. шт.

Выручка от реализации, тыс. руб.

Изменения выручки за счет структуры, тыс. руб.

план.

факт.

план.

Фактически при плановой структуре.

факт.

Мясо птицы Яйца ИТОГО.

  • 13,2
  • 9,9
  • -
  • 3314
  • 4,8
  • -
  • 3015
  • 6,1
  • -
  • 50 635,4
  • 69,3
  • 50 649
  • 50 307,2
  • 12,8
  • 50 320
  • 49 408,9
  • 11,1
  • 49 420
  • -898,3
  • -1,7
  • -900

Если бы по факту реализация была выполнена не на 95,70% по мясу птицы и производству яиц не на 60,29%, а на 100% по всем видам продукции, то нарушилась бы запланированная структура, тогда общая выручка в плановых ценах составила бы 50 320 тыс. руб., при фактической структуре он ниже на 900 тыс. руб. А именно по производству мяса птицы выручка составила бы 50 307,2 тыс. руб.; по производству яиц — 12,8 тыс. руб.

Рассмотрим теперь выручку от реализации по различным видам продукции, а также структурные изменения за исследуемый период, таблица 2.10 (Приложение 5).

Из таблицы видно, что происходит снижение прибыли от реализации продукции на 1078 тыс. руб. В частности, от реализации мяса птицы и яиц наблюдается убыток на 2077,6 и 6,4 тыс. руб. соответственно. Увеличение прибыли произошло лишь за счет изменения объема реализации яиц на 4,29 тыс. руб. От себестоимости и цены прибыль также уменьшилась на 5623,58 тыс. руб. и 5441,64 тыс. руб. Следовательно в результате убытка от изменения цены, себестоимости и от объема реализации в целом, прибыль от реализации товарной продукции уменьшилась.

Следует отметить, что прибыль (убыток) по своей сути является абсолютным показателем, и поэтому не может отражать влияние на результаты деятельности организации некоторых внешних факторов, например, инфляции.

Тогда как показатели рентабельности являются относительными и, таким образом, более полно, чем прибыль (убыток), характеризуют окончательные результаты хозяйствования. Для исследования проведем анализ рентабельности производственной деятельности (окупаемости затрат) и рентабельности продаж.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемости затрат) исчисляется в целом по организации и зависит от трех основных факторов: изменение структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средней цены реализации.

Расчет влияния этих факторов выполним способом цепной подстановки используя данные таблицы 2.8:

Полученные результаты говорят о том, что план по уровню рентабельности не выполнен в связи со снижением среднего уровня удельного веса более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации. Снижение себестоимости реализованной продукции на 2066 тыс. руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 4,92%.

Затем выполним факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции, таблица 2.11.(Приложение 6).

План по уровню рентабельности мяса птицы в целом повышается на 12,72% (23,74 — 11,02). За счет снижения цены он снизился на 6,78% (4,24 — 11,02). Из-за повышения себестоимости продукции уровень рентабельности снизился на 19,50% (23,74 — 4,24). Аналогичная ситуация наблюдается и по производству яиц.

В заключение анализа показателей рентабельности произведем факторный анализ рентабельности продаж в целом по всей реализованной продукции.

Из приведенного расчета видно, что план по уровню рентабельности не выполнен в основном за счет снижения уровня удельного веса (1,45%), но повышения уровня цен (1,65%) более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации. Рост себестоимости реализованной продукции вызвал снижение уровня рентабельности на 4,18%. Причем с каждого рубля продаж по факту имеет 0,056 рубля прибыли.

Подведем итог вышесказанному. ООО «Птицефабрика «Радон» получила прибыль от реализации продукции в размере 2832 тыс. руб., что уменьшает плановую прибыль на 2084 тыс. руб., главным образом за счет уменьшения удельного веса высокорентабельных видов продукции, а также за счет увеличения себестоимости.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой