Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Особенности изобразительной деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По мнению нейрофизиологов, детское рисование способствует согласованности межполушарного взаимодействия. Для клинических психологов важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование дает ему возможность в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Дети, как правило… Читать ещё >

Введение. Особенности изобразительной деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

интеллектуальный недостаточность рисование память Изобразительная деятельность — это первый продуктивный вид деятельности, с помощью которого ребенок передает свои впечатления от окружающего его мира, выражает на бумаге, в глине и других материалах свое отношение ко всему происходящему.

Изобразительная деятельность детей как прообраз взрослой деятельности заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Усвоить этот опыт без помощи взрослого ребенок не может. Именно взрослый — носитель этого опыта и его передатчик. Усваивая этот опыт, ребенок развивается. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Поэтому особенную важность рисование имеет в деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.

По мнению нейрофизиологов, детское рисование способствует согласованности межполушарного взаимодействия. Для клинических психологов важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование дает ему возможность в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Дети, как правило, рисуют не предмет, а свое обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками. Недаром выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский назвал детское рисование «графической речью». [Выготский Л.С., 1997].

Изобразительная деятельность предполагает сложный комплекс познавательных процессов, интеллектуальных операций, специальных умений и навыков. Эти вопросы достаточно изучены и отражены в общепсихологических и общепедагогических исследованиях (Е.И.Игнатьев, Т. С. Комарова, В. С. Кузин, Г. В. Лабунская, В. С. Мухина, Н. П. Сакулина и др.). Известны работы по использованию изобразительной деятельности в обучении детей разного возраста с нарушением слуха (А.А.Венгер, 1972; Т. С. Зыкова, 1970; М. Ю. Рау, 1984, 1992); дошкольников с нарушением зрения (Л.И.Плаксина, 1985, 1998); детей с нарушением интеллекта школьного и дошкольного возраста (З.А.Апацкая, 1985; Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева, 1999, 2000, 2003; О. П. Гаврилушкина, 1976; О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова, 1985, 1991, 2001; Т. Н. Головина, 1974; И. А. Грошенков, 1985; Э. Г. Кярнер, 1988; Е. А. Шилова, 1996); детей-дошкольников с задержкой психического развития (Е.А.Екжанова, 1989, 1993, 2000).

Традиционно, еще со времен Э. Сегена и М. Монтессори изобразительная деятельность широко использовалась в обучении глубоко умственно отсталых детей, что нашло свое отражение в работах Г. В. Цикото, Р. Д. Бабенковой, А. А. Ереминой. Отдельные коррекцйонные приемы, необходимые при формировании графических навыков, рекомендованы для детей с детским церебральным параличом Г. В. Кузнецовой и для дошкольников с ранним детским аутизмом Р. К. Ульяновой.

Актуальность данной темы заключается в том, что в теории и методике специальной дошкольной педагогики до настоящего времени отсутствует научно обоснованная система формирования изобразительной деятельности в целостной системе воспитания и обучения дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. Потенциал в развитии детей с легкой умственной отсталостью и задержкой психического развития в дошкольном возрасте довольно высок, однако современными средствами обучения и воспитания он раскрывается в недостаточной мере. Специально организованная изобразительная деятельность имеет значительные возможности не только для коррекции имеющихся у детей этих категорий вторичных отклонений, но и для стимуляции их психического и социального развития.

Объектом исследования является изобразительная деятельность детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Предмет исследования — условия развития детей с интеллектуальной недостаточностью по средствам изобразительной деятельности.

Целью данного исследования является изучение особенностей изобразительной деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Для достижения данной цели решались следующие задачи:

  • 1. Изучение вопросов по изобразительной деятельности.
  • 2. Выявить общие и специфические особенности развития изобразительной деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
  • 3. Обосновать коррекционно-развивающую направленность изобразительной деятельности как средства развития памяти.
  • 4. Определить своеобразие рисования по памяти и представлению у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой