Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Предупреждение социального сиротства в системе российского образования как основное направление государственной политики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимы всесторонняя и максимально возможная поддержка детей, попавших в трудную жизненную ситуацию; предупреждение социального сиротства путем сохранения ребенка в кровной семье, либо (при отсутствии таковой) организация проживания в замещающей семье при сохранении и защите его прав. Такие цели обусловили необходимость создания нескольких систем: глубоко эшелонированной межведомственной… Читать ещё >

Предупреждение социального сиротства в системе российского образования как основное направление государственной политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предупреждение социального сиротства в системе российского образования как основное направление государственной политики

В «Концепции предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (СПб., 2000) четко обозначены приоритеты национальной образовательной доктрины в области защиты семьи и детства на современном этапе. Профилактика социального сиротства и помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должны способствовать сохранению института семьи, реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как гуманитарного и социального института, улучшению социально-экономических условий ее жизни, показателей социального здоровья и благополучия, гуманизации связей с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.

Необходимы всесторонняя и максимально возможная поддержка детей, попавших в трудную жизненную ситуацию; предупреждение социального сиротства путем сохранения ребенка в кровной семье, либо (при отсутствии таковой) организация проживания в замещающей семье при сохранении и защите его прав. Такие цели обусловили необходимость создания нескольких систем: глубоко эшелонированной межведомственной системы профилактики социального сиротства, предусматривающей введение статуса ребенка, нуждающегося в государственной защите; внедрение института социального патроната детей и семей с риском социального сиротства; системы докризисной профилактики социального сиротства; единой системы информационно-консультационной помощи детям, молодежи и семьям («телефон доверия», «общественная приемная»); межведомственной системы сбора информации о семьях с риском социального сиротства.

Обеспечение приоритета семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает развитие приемной и патронатной семьи; постепенное преобразование большинства интернатных учреждений в учреждения по предоставлению патронатного воспитания; создание во всех детских домах семейных групп; организацию процесса воспитания детей, попавших в трудную жизненную ситуацию; социальное сопровождение семейных групп; сохранение в сознании ребенка прежних и моделирование новых детско-родительских отношений; помощь родителям в осознании необходимости их участия в воспитании детей и в решении собственных проблем; проведение работы, направленной на сохранение либо восстановление кровной семьи, помощь в поддержании в ней стабильной ситуации с последующим возвращением ребенка родителям; обеспечение процесса адаптации ребенка к новому коллективу, новым требованиям; создание доброжелательного микроклимата в группах; личностно ориентированный подход к каждому воспитаннику.

Повышение ответственности органов государственной власти и местного самоуправления за судьбу детей, нуждающихся в государственной защите, предусматривает введение индивидуальных планов развития ребенка, контроль их исполнения через скрининг развития, укрепление шефских связей, регулярный пересмотр органом опеки и попечительства статуса ребенка. Гуманизация и социализация интернатных учреждений делают необходимыми разработку критериев оценки деятельности органов опеки и попечительства, детских домов; пересмотр учебных и воспитательных программ с целью обеспечения права ребенка на частную жизнь и ориентирующих на приобретение навыков, обеспечивающих его полноценную социализацию; создание системы воспитательных мероприятий, направленных на психолого-педагогическую и социальную коррекцию, реабилитацию и развитие личности каждого с учетом индивидуального подхода к воспитанию. Социализация личности воспитанника невозможна без создания условий, максимально приближенных к реальной жизни, такими условиями являются: проживание в замещающей семье, овладение навыками самообслуживания, планирования; самоконтроль поведения; взаимодействие с внешним миром и так далее; ранняя профориентация; предоставление возможности самостоятельных заработков и самостоятельного их расходования; социальное сопровождение выпускников (сохранение «родственных» связей с учреждением, семейной группой; помощь в дальнейшем воспитании и образовании; курирование условий жизни и деятельности); лечение и оздоровление детей, потребность в здоровом образе жизни.

Обеспечение полноценной социализации выпускников интернатных учреждений и воспитанников замещающих семей невозможно без внедрения системы постпопечительского патроната.

Реформирование органов опеки и попечительства направлено на создание этими органами уполномоченных служб и передачу функции их методического обеспечения психологическим центрам, образовательным учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Объектами помощи являются дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию; семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию; выпускники интернатов, приютов, замещающих семей; семьи, в которые эти дети возвращены.

К основным видам услуг, в которых нуждаются дети, попавшие в трудную ситуацию, а также усыновители и попечители, относятся следующие:

  • • социально-бытовые (обеспечение проживания, питания);
  • • медицинские (комплексная оценка состояния здоровья, меры по сохранению и восстановлению здоровья);
  • • социально-педагогические (социальная и педагогическая реабилитация ребенка, работа с родителями);
  • • социально-психологические;
  • • социально-правовые (защита прав и интересов ребенка);
  • • разработка регионального законодательства в сфере охраны прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Положительные результаты в организации деятельности, направленной на оказание помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обусловлены следующими факторами:

  • 1. Обеспечение поддержки данной деятельности, на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления, официальное заявление о начале реформы, о приоритете «детского вопроса» и проблем социального сиротства в социальной политике региона.
  • 2. Проведение независимого аудита системы помощи детям, нуждающимся в государственной защите.
  • 3. Административное обеспечение данной деятельности, определение лиц и органов, отвечающих за проведение реформирования, создание системы мониторинга и контроля деятельности по осуществлению поддержки семьи и профилактике социального сиротства.
  • 4. Программно-методическое обеспечение данной деятельности.

Взаимодействие учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с другими образовательными учреждениями требует существенного совершенствования. В связи с этим в Краснодарском крае принят межведомственный план работы в сфере охраны прав таких детей. Важными направлением данного плана является преемственность в работе учреждений здравоохранения (дома ребенка), образования (детские дома) и социальной защиты населения края (приюты); организация жизнедеятельности школьного коллектива, в котором обучаются дети-сироты; научно-методическое обеспечение воспитательного процесса, досуговой деятельности, деятельности по формированию личности ребенка, воспитывающегося в условиях интерната.

Необходимо создание региональной нормативной базы реформирования системы помощи детям, нуждающимся в государственной защите. Предполагаются изменения в бюджете края, направленные на привлечение средств федерального бюджета, средств из внебюджетных источников, в том числе местного бизнеса, международных благотворительных фондов, европейских межгосударственных институтов. Принято распоряжение Губернатора Ставропольского края «Об организации шефской помощи домам ребенка, детским домам, школам-интернатам, приютам в Ставропольском крае».

Обновляется система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов-психологов, социальных и коррекционных педагогов, семейных психологов, работающих с современной семьей. Главная задача этих специалистов содействовать созданию членами семьи условий, способствующих полноценному развитию детей.

Формируется система помощи приемной семье, взявшей на воспитание ребенка-сироту: организуются регулярные педагогические, психологические, медицинские консультации и сопровождение приемных родителей путем повышения педагогической квалификации родителей, проведения психолого-педагогических тренингов и семинаров. В крае действует родительский университет, созданный на базе Министерства образования Ставропольского края.

Ведется корректировка содержания образования, в большей степени имеющая ориентацию на обогащение теоретических знаний и практических умений работы с детьми-сиротами в условиях интернатных учреждений, а также в учреждениях, способных осуществлять сопровождение ребенка при определении в замещающую семью с последующим консультированием. В настоящее время подобная подготовка осуществляется на курсах, факультативах, проблемных семинарах, проблемных курсах, которые проводятся Ставропольским краевым институтом повышения квалификации работников образования.

Большое значение имеет информационное обеспечение деятельности по помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. СМИ должны формировать общественное мнение о приоритете семейного воспитания, о внимательном отношении к собственным детям, о существовании проблемы социального сиротства и необходимости оказания помощи социальным сиротам; информировать граждан о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию и о работе учреждения, в котором всегда готовы прийти им на помощь; о возможностях устройства детей, оставшихся без попечения родителей в семью.

Семья сегодня является приоритетной и наиболее благоприятной с точки зрения интересов ребенка формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В течение 2005 г. в семью, приемную семью, под опеку (попечительство) и на усыновление были переданы 1511 вновь выявленных детей (или 66%) этот показатель на 2% ниже, чем в 2004 г. Опыт показывает, что ребята, находящиеся в замещающей семье (приемная, опекунская семьи, усыновители), чаще поступают в вузы. Так, в 2005 г. поступили в вузы 40% выпускников из числа детей, находящихся под опекой, и только 5% выпускников детских домов.

Ведется деятельность по повышению эффективности помощи детям, нуждающимся в государственной защите. Эта деятельность включает реорганизацию органов опеки и попечительства, создание уполномоченных служб (психологические центры, семейные центры на базе детских домов); введение банка данных на семьи, нуждающиеся в поддержке; формирование системы устройства детей в семьи; разработку и принятие программы развития форм семейного устройства детей-сирот (прежде всего, приемных семей); функционирование служб подготовки замещающих родителей; совершенствование системы оплаты и льготирования замещающих семей; постепенное преобразование интернатных учреждений в учреждения по предоставлению патронатного воспитания; разукрупнение детских домов; создание системы профилактики социального сиротства. Реализация перечисленных мер впервые за долгие годы привела к снижению количества вновь выявленных детей, оставшихся без попечения родителей (в 2003 г. количество таких детей составляло 2373, в 2004 г. 2453, в 2005 г. 2326).

национальный сирота социальный профилактика.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой