Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Представление о чудовищном в раннем средневековом сознании на примере "Беовульфа"

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эти существа возникли из той прежней традиции, что в период иконоборчества и преобладания орнамента получила название «звериный стиль». Много веков прошло, и уже в Западной Европе X — XI столетий эти же звери сидят на обрамлениях интерьеров храмов, порой даже замешиваются в композицию святых и в число присутствующих при «священных собеседованиях». Что касается непосредственно моей темы, то мне бы… Читать ещё >

Введение. Представление о чудовищном в раннем средневековом сознании на примере "Беовульфа" (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Хотя деятели западноевропейской церкви пытались управлять искусством и управляли им на самом деле, тем не менее в скульптурном убранстве храмов часто возникало такое, что они не могли ни понять, ни одобрить. Действительно, когда знакомишься с романскими соборами Франции, Германии или Северной Европы, то на рельефах стен, у подножия колонн, на окнах, у дверей обнаруживается огромное число каменных кентавров, львов, бросаются в глаза барельефы и скульптуры различных чудовищ (полуящеров, полуптиц), всякого рода химер.

Эти существа возникли из той прежней традиции, что в период иконоборчества и преобладания орнамента получила название «звериный стиль». Много веков прошло, и уже в Западной Европе X — XI столетий эти же звери сидят на обрамлениях интерьеров храмов, порой даже замешиваются в композицию святых и в число присутствующих при «священных собеседованиях».

Суть этих образов очень древняя, все они пришли в романское искусство из народного фольклора, из сказок, басен, из животного эпоса. Да и вглядываясь, между прочим, в скульптуру романских храмов, нельзя не отметить ее некоторую «мужиковатость», невозможно не обнаружить корни ее явно простонародного происхождения. Это отмечает большинство искусствоведов. Романское искусство поначалу кажется грубым и диковатым, если сравнивать его с утонченностью и пышностью Византии, но вместе с тем оно более непосредственно, в нем даже есть искренняя и пылкая экспрессия, оно гораздо менее регламентировано.

В 70-е годы в западной литературе появилось большое количество работ, посвященных средневековым описаниям чудовищ. Действительно, интерес к монстрам весьма характерен для средневековья, хотя берет начало еще в античности, прежде всего в трактатах Аристотеля и Плиния Старшего. Географические сочинения, начиная с Геродота, населяли чудовищами окраины мира. Монстры описывались как зверообразные, так и антропоморфные. Монстры в средневековой традиции понимались как некий культурный код или символический ряд, подлежащий прочтению. Их рассматривали как предсказания, как наказания за грехи, вводили в теологический и политический контекст. Рождение уродов, безусловно, связывалось современниками с войнами и природными катаклизмами — и как предзнаменование, и как последствие.

Ни одно англосаксонское произведение, дошедшее до наших дней, не получило такого широкого признания, как «Беовульф». Эта поэма — единственное крупное произведение героического эпоса, сохранившееся целиком. По-видимому, песнь родилась в дружинном кругу, потому что главное место в ней отведено битвам, самим дружинникам, воинам — героям и пирам. Описание же других сторон жизни англосаксонского общества отсутствует. На основе поэмы можно судить и об этических взглядах людей, живших в ту эпоху. Всем этим и определяется актуальность курсовой работы. чудовище средневековый поэма беовульф.

Целью данной работы является рассмотрение представлений о чудовищном в раннем средневековом сознании на примере англосаксонской эпической поэмы «Беовульф». Поставленная цель позволила сформулировать следующие задачи исследования:

  • 1. Рассмотреть представление о чудовищах в средневековой культуре.
  • 2. Показать особенности поэмы «Беовульф».
  • 3. Проанализировать образы чудовищ в поэме «Беовульф».

В ходе написания работы я опиралась на труды различных исследователей. Необходимо заметить, что литература по «Беовульфу» достаточно обширна. Так, М. П. Алексеев в своей работе «Литература средневековой Англии и Шотландии» рассматривает вопрос о месте и времени, в котором происходили события, отраженные в поэме. Кратко пересказывает ее содержание. Этому же вопросу уделяет внимание и такой исследователь как А. Аникст, он так же поднимает вопросы, затронутые Алексеевым. Во многом их работы схожи, но по некоторым, важным, ключевым вопросам, связанным с местом и временем, в котором происходили события, отраженные в поэме, авторы расходятся во мнениях. В работе Н. П. Михальской также приводиться краткое содержание поэмы, небольшой экскурс в историю открытия поэмы и т. д.

Что касается непосредственно моей темы, то мне бы хотелось отметить работу Е. А. Мельниковой «Меч и лира». В этой работе автор рассматривает представления о мире человека периода раннего средневековья, «идеал воина» по содержанию поэмы и т. д.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой