Возможности дистанционного обучения в образовании взрослых
Усиливать мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций); Асинхронность, подразумевающую возможность реализации технологий обучения и учения независимо во времени; Высвобождать учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ; Проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального… Читать ещё >
Возможности дистанционного обучения в образовании взрослых (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Широкое применение в системе образования информационных и телекоммуникационных технологий создало предпосылки для активного использования в учебном процессе дистанционного обучения (ДО). Дистанционное обучение можно определить как целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе.
ДО сохраняет преимущества, присущие традиционным формам обучения:
- -контакты с преподавателями и слушателями,
- — контроль за правильностью усвоения материала.
Кроме того, оно обладает рядом достоинств:
- — свободный график обучения;
- — независимость от места расположения;
- — экономия транспортных расходов;
- — удобный вид представления материалов;
- — индивидуальный темп обучения;
- — отсутствие ограничений на возраст,
- — коммуникабельность,
- — здоровье.
Дистанционное обучение открывает новые перспективы профессионально-личностного развития для лиц, остро нуждающихся в образовательных услугах, но не имеющих возможность получить их традиционным способом. Можно выделить следующие принципы организации дистанционного обучения:
- — гибкость, проявляющуюся в отсутствии регулярных занятий в виде лекций, семинаров и свободном выборе времени, необходимого для освоения курса;
- -модульность, выражающуюся в том, что каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области;
- — параллельность, связанную с тем, что обучение может проводиться при совмещении с основной профессиональной деятельностью;
- — дальнодействие, заключающееся в отсутствии препятствий в виде расстояния от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения;
- — асинхронность, подразумевающую возможность реализации технологий обучения и учения независимо во времени;
- — массовость, означающую некритичность параметра «количество обучающихся»;
- — рентабельность, предполагающую экономическую эффективность ДО;
- — широкое применение новых информационных технологий.
Существует множество организационных моделей ДО: по принципу экстерната, университетское, на основе автономных обучающих систем, интегрированное обучение с использованием мультимедийных программ, неформальное и др. В системе ДО для совершенствования взрослым человеком профессиональных качеств используются также электронные тренажеры. Оттачивая на них свое мастерство, участник виртуального тренинга готовится к достижению максимальной эффективности в реальной деятельности, что сводит в минимуму возможность человеческих ошибок.
В системе дистанционного обучения широко используются разнообразные средства:
- — печатные и электронные издания;
- — компьютерные обучающие системы в обычных и мультимедийных вариантах исполнения;
- — учебные аудиои видеоматериалы;
- — компьютерные сети.
Печатные издания, представляющие собой традиционные учебники, учебно-методические пособия, широко используются в системах ДО, где технический уровень оснащения образовательного процесса высок.
Компьютерные обучающие системы (программно-методические комплексы, программные средства учебного назначения, контролирующие и обучающие программы) позволяют:
- — индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
- — осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
- — осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
- — высвобождать учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;
- — визуализировать учебную информацию;
- — моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;
- — проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;
- — формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
- — развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического);
- — усиливать мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
- — формировать культуру познавательной деятельности и др.
Компьютерные сети — это специфическое средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи. Компьютерные сети используются в дистанционном обучении в режиме удаленных баз данных, в том числе Интернета, электронной почты и электронной конференции.