Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности освещения деятельности законодательных и исполнительных органов власти

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Именно в этой логике был выстроен Указ Президента РФ от 31.12.1993 № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию», который поручал государственным телерадиокомпаниям: во-первых, в обязательном порядке доводить до сведения граждан основные положения правовых актов и решений государственных органов в день их выпуска; во-вторых, создать циклы передач, разъясняющих деятельность… Читать ещё >

Особенности освещения деятельности законодательных и исполнительных органов власти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Профессиональные права журналиста на поиск, получение и распространение информации претерпевают определенные изменения, когда речь идет о деятельности органов законодательной и исполнительной власти. Основу правового регулирования в этой сфере должен был составить закон «О гласности», который начал разрабатываться еще в 1988 г. «Аналога такого закона не было в практике ни одной страны, — отмечает один из его создателей, член-корреспондент РАН Ю. М. Батурин. — Достоинством общего закона о гласности явилась бы возможность сформулировать право на гласность, установить каналы реализации гласности и ее гарантии. Трудность состояла в формулировании понятия „гласность“ и регламентации соответствующих общественных отношений»[1].

Проект закона «О гласности», созданный в горбачевскую эпоху, так и остался в архиве российской политической истории как нереализованная возможность демократизации страны. Но некоторые его идеи получили все-таки воплощение в Федеральном законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Применительно к запросам информации, поступающим от редакций СМИ, этот закон применяется лишь в той части, которая не урегулирована законодательством о СМИ. Это касается прежде всего сроков предоставления информации по запросу редакции.

Согласно Закону о СМИ запрошенная редакцией информация должна быть предоставлена ей в семидневный срок. Если орган или организация — адресаты запроса, не могут по каким-то причинам предоставить редакции информацию в семидневный срок, то в трехдневный срок должны сообщить редакции об отсрочке выполнения запроса. Однако Закон о СМИ не определяет максимальную продолжительность отсрочки. Этот пробел восполняется ст. 18 Закона об обеспечении доступа к информации. С учетом того, что отсрочка предоставления информации по этому закону не может превышать 15 дней, максимальный срок предоставления информации по запросу редакции составляет 22 дня.

При том понимании, что право редакции на запрос информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления производно от конституционного права граждан на информацию, естественным продолжением его становится обязанность соответствующих органов не только предоставлять затребованные сведения журналистам, но и делать их общедоступными, в том числе с помощью государственных СМИ.

Именно в этой логике был выстроен Указ Президента РФ от 31.12.1993 № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию», который поручал государственным телерадиокомпаниям: во-первых, в обязательном порядке доводить до сведения граждан основные положения правовых актов и решений государственных органов в день их выпуска; во-вторых, создать циклы передач, разъясняющих деятельность органов власти и существо принимаемых решений; в-третьих, заблаговременно получать согласие федерального органа власти на проведение трансляции с его заседания (в свою очередь, все федеральные органы должны загодя извещать государственные телерадиовещательные компании (ГТРК) о предстоящем рассмотрении наиболее важных вопросов); в-четвертых, самостоятельно определять время, объем и форму вещания. Указ обязывал телерадиокомпании освещать деятельность всех ветвей власти «в равном объеме» и, «имея в виду ограниченность каналов телевидения», устанавливал, что содержание выступлений депутатов в прениях по законопроектам должно доводиться до сведения избирателей, как правило, через печатные СМИ.

Федеральный закон от 13.01.1995 № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» касается почти исключительно телерадиовещания. Так, ст. 6 обязывает федеральные ГТРК включать в информационные программы в день, когда состоялось событие, сообщения о решениях и действиях Президента РФ, Конституционного Суда РФ, обеих палат Федерального Собрания РФ, о выступлениях Председателя Правительства РФ на заседаниях палат, о пресс-конференциях Президента РФ, премьер-министра и председателей палат, о визитах их делегаций за рубеж.

Кроме того, ГТРК «при формировании программной политики[2] должны предусматривать в иных публицистических, информационных и информационно-аналитических программах всестороннее и объективное информирование телезрителей и радиослушателей о работе федеральных органов государственной власти, об основных принципах государственного устройства Российской Федерации, основных направлениях внутренней и внешней политики государства, деятельности Президента Российской Федерации, о программе деятельности Правительства Российской Федерации, позиции депутатских объединений в Государственной Думе, депутатов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, разрешении дел и споров судами» (ст. 11). Поскольку критерии всесторонности и объективности являются оценочными категориями, постольку данная норма может использоваться для оправдания пропаганды.

Впоследствии порядок освещения деятельности политических партий в парламенте был урегулирован Федеральным законом от 12.05.2009 № 95-ФЗ «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами». Согласно закону, освещение деятельности партий должно строиться на основе следующих принципов:

а) распространение информации о деятельности каждой парламентской партии в равном объеме; б) публичность государственного контроля за освещением деятельности парламентских партий; в) творческая независимость и профессиональная самостоятельность редакций; г) всесторонность и объективность информирования телезрителей и радиослушателей.

Контроль за обеспечением информационного равенства парламентских партий осуществляет ЦИК России при участии самих партий, Общественной палаты РФ, Роскомнадзора и ВГТРК, являющегося учредителем и распространителем всех государственных общедоступных телеи радиоканалов. На практике ЦИК России ежемесячно подводит итог распределению эфирного времени между парламентскими партиями и почти неизменно фиксирует равенство. Лишь 8 июня 2016 г. ЦИК России зафиксировала несоблюдение требований закона в предыдущем месяце и обязала ВГТРК компенсировать дефицит эфирного времени трем оппозиционным партиям[3].

Все это довольно резко контрастирует с Резолюцией Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) 820 (1984) «Об отношениях парламентов со средствами массовой информации». Данный документ Совета Европы, проявляя максимум такта по отношению к СМИ, рекомендует национальным телерадиокомпаниям лишь изучить возможность:

  • а) вещания программ о работе парламента в определенное время суток;
  • б) при наличии нескольких каналов вещания на одном из них отдавать приоритет одной программе парламентских новостей;
  • в) шире освещать выступления в парламенте видных членов правительства;
  • г) создать специализированную съемочную группу по парламентским вопросам;
  • д) разъяснять аудитории основные факты парламентской жизни.

В свою очередь, национальным парламентам следует:

  • а) обдумать вопрос о назначении специальных сотрудников по вопросам парламентской информации;
  • б) изучить возможность организации спикером брифингов по повестке дня парламента;
  • в) обеспечить условия для работы журналистов в парламенте, готовить пресс-релизы и бюллетени о работе парламента (желательно на нескольких языках);
  • г) предоставлять необходимые услуги работникам радио и телевидения;
  • д) выпускать аудиовизуальные материалы о деятельности парламента;
  • е) вести аудиовизуальную запись парламентских прений для использования телерадиокомпаниями.
  • [1] Батурин Ю. М. Попытка гласности: к истории законодательной неудачи // Трудыпо интеллектуальной собственности. Т. IX: Гласность как предмет правового регулирования / под общ. ред. М. А. Федотова. М., 2009. С. 7.
  • [2] Термин не имеет легального определения, как и схожие с ним термины «программная концепция вещания» и «программная направленность», часто используемыев действующей редакции Закона о СМИ.
  • [3] Центральная избирательная комиссия Российской Федерации: [офиц. сайт]: Документы ЦИК России. 08.06.2016. URL: http://cikrf.ru/law/decree_of_cec/2016/06/08/10−85−7.html (дата обращения: 14.03.2019).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой