Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стороны и их представители

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Суд, рассматривающий дело, в котором применен обжалуемый закон, вправе приостановить производство до принятия решения Конституционным Судом. Пределы проверки по данной процедуре определяются так же, как и для проверки соответствия Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти. Итоговое решение по делу состоит в признании закона либо отдельных его положений соответствующими или… Читать ещё >

Стороны и их представители (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сторонами в конституционном судопроизводстве выступают: заявители — органы или лица, направившие обращение; органы или должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке; государственные органы, компетенция которых оспаривается.

Представителями сторон по должности могут выступать: руководитель органа, подписавший обращение в суд; руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции; должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, любой член Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом. Представителями сторон могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждены соответствующими документами. Каждая из сторон может иметь не более трех представителей.

Стороны обладают равными процессуальными правами и равными обязанностями в процессе. Неявка стороны или представителя в заседание не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.

Закон о Конституционном Суде регламентирует порядок проведения заседаний Конституционного Суда РФ. В нем установлены основания отстранения судьи от участия в рассмотрении дела: участие судьи в силу должностного положения в принятии акта, являющегося предметом рассмотрения; сомнение в объективности судьи ввиду его родственных или супружеских связей с представителями сторон.

В ходе заседания председательствующий: руководит заседанием; принимает меры к обеспечению порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации хода и результатов; устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к делу; предоставляет слово судьям и участникам процесса; прерывает выступления участников, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству; лишает их слова при нарушении последовательности выступлений, двукратном неисполнении требований председательствующего и т. д.

Трансляция заседания в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» допускается по инициативе Конституционного Суда РФ или с разрешения Конституционного Суда РФ по ходатайству лиц, участвующих в деле, присутствующих на заседании. Порядок проведения трансляции устанавливается Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

Регламентируется порядок исследования вопросов в заседании; устанавливает основания для возможного отложения заседания и порядок выступления сторон с объяснениями. Стороны и их представители в своих выступлениях в Конституционном Суде РФ не вправе допускать политические заявления и декларации, оскорбительные высказывания в адрес государственных органов, общественных объединений, участников процесса, должностных лиц и граждан.

Четко регламентируются также правовое положение эксперта и свидетелей в заседаниях; процедура исследования фактических обстоятельств, установление которых отнесено к ведению Конституционного Суда РФ; порядок исследования документов; порядок заслушивания заключительных выступлений сторон; основания и порядок возобновления рассмотрения вопроса и прекращения производства по делу.

Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом РФ в закрытом совещании, в котором участвуют только судьи, рассматривающие дело. В ходе совещания судья вправе излагать свою позицию, просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены. Судьи и другие лица (например, обеспечивающие протоколирование), присутствующие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования.

Закон предусматривает основания для проведения закрытых заседаний, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности. При проведении закрытого заседания не допускаются кинои фотосъемка, видеозапись, прямая радиои телетрансляция заседания, а также трансляция заседания в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Видами решений Конституционного Суда Российской Федерации являются:

постановление — эго итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу любого из вопросов, перечисленных в п. 1—4, 5.1 ч. 1 ст. 3 Закона о Конституционном Суде (дела о соответствии Конституции РФ, споры о компетенции, жалобы на нарушения прав и свобод, о толковании Конституции РФ и др.);

заключение

 — итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

— определения — все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства.

Решения Конституционного Суда РФ принимаются открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство судей, участвовавших в голосовании (если иное не предусмотрено законодательством). Решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей. Судья не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от него.

Судья, не согласный с решением Конституционного Суда РФ, вправе письменно изложить свое особое мнение. Оно приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Решение Конституционного Суда РФ, вынесенное по итогам рассмотрения дела, провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда РФ немедленно после его подписания. Постановления и заключения подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ.

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. В целях обеспечения исполнения решений Конституционного Суда РФ 15 декабря 2001 г. был принят Федеральный конституционный закон № 4-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон „О Конституционном Суде Российской Федерации“», в котором установлен механизм реализации решений Конституционного Суда РФ представительными и исполнительными органами государственной власти, должностными лицами как федерального уровня, так и субъектов РФ. В этом же Законе изменены статьи, регламентирующие вопросы неприкосновенности и дисциплинарной ответственности судей.

Закон о Конституционном Суде содержит особенности производства в суде по отдельным категориям дел: о соответствии Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними; о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров РФ; по спорам о компетенции; о конституционности законов, но жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан; о конституционности законов по запросам судов; о толковании Конституции РФ; о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного преступления.

1. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними. Правом обращения по данной категории дел обладают: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Запрос в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти или договора между органами государственной власти либо отдельных их положений допустим, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за неконституционное™ либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти, высших государственных органов субъектов РФ или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции РФ или вопреки официально принятому межгосударственным органом по защите прав и свобод человека решению, в котором констатируется нарушение в Российской Федерации прав и свобод человека при применении соответствующего нормативного акта или договора и необходимость внесения в них изменений, устраняющих отмеченные нарушения.

Конституционный Суд устанавливает соответствие: но содержанию норм; по форме нормативного акта или договора; по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие; с учетом разделения властей и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ.

Проверка конституционности нормативных актов и договоров, принятых до вступления в силу Конституции РФ, производится только по содержанию норм.

В итоговом решении по делу эти акты или договоры (либо отдельные их положения) признаются соответствующими или не соответствующими Конституции РФ. Признание не соответствующим является основанием отмены в установленном порядке других нормативных актов, основанных на акте (или договоре), признанном неконституционным. Их положения не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

2. Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров. Правом на обращение с запросом по этому вопросу обладают: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство, Верховный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Запрос является допустимым, если:

  • 1) упоминаемый договор подлежит, согласно Конституции РФ и федеральному закону, ратификации Государственной Думой или утверждению иным федеральным органом государственной власти;
  • 2) заявитель считает не вступивший в законную силу международный договор не подлежащим введению в действие и применению в РФ из-за его несоответствия Конституции РФ.

В итоговом решении договор может быть признан соответствующим или не соответствующим Конституции РФ. В последнем случае международный договор (либо отдельные его положения) не подлежит введению в действие и применению, т. е. не может быть ратифицирован, утвержден и не может вступить в силу.

3. Рассмотрение дел по спорам о компетенции. Правом на обращение в Конституционный Суд с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из субъектов участвующих в споре органов, перечисленных в п. 3 сг. 125 Конституции РФ (федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, высшие государственные органы субъектов РФ). В случае, предусмотренном ст. 85 Конституции РФ (использование согласительных процедур), этим правом наделен Президент РФ.

Ходатайство органа государственной власти допустимо, если:

  • — оспариваемая компетенция определяется Конституцией РФ;
  • — спор не касается вопросов о подведомственности дел судам или подсудности;
  • — спор пе был или не может быть разрешен иным способом;
  • — заявитель считает издание акта или совершение действия правового характера нарушением установленного Конституцией РФ разграничения компетенции;
  • — заявитель ранее обращался к указанным (в ч. 3 ст. 125 Конституции) органам с письменным заявлением о нарушении компетенции заявителя;
  • — в течение месяца со дня получения этого заявления не были устранены указанные в нем нарушения;
  • — состоялось обращение государственного органа к Президенту РФ с просьбой об использовании согласительных процедур, но Президент РФ в течение месяца их не использовал.

Ходатайство Президента РФ допустимо, если:

  • — Президент использовал согласительные процедуры для разрешения разногласий;
  • — разногласия между органами государственной власти являются подведомственным Конституционному Суду спором о компетенции.

Пределы проверки по данной процедуре определяются исключитльно принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничением предметов ведения и полномочий между органами Федерации и ее субъектов.

В итогом решении подтверждается или отрицается полномочие издать акт, послуживший причиной спора о компетенции.

4. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе.

К жалобам прилагается копия официального документа, подтверждающего применение закона в конкретном деле. Выдача заявителю такой копии производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело.

Жалоба допустима, если:

  • 1) закон затрагивает конституционные права и свободы;
  • 2) закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, при этом жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде.

Суд, рассматривающий дело, в котором применен обжалуемый закон, вправе приостановить производство до принятия решения Конституционным Судом. Пределы проверки по данной процедуре определяются так же, как и для проверки соответствия Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти. Итоговое решение по делу состоит в признании закона либо отдельных его положений соответствующими или пе соответствующими Конституции РФ. Признание несоответствия Конституции РФ во всяком случае влечет пересмотр конкретного дела компетентным органом и возмещение гражданам судебных расходов.

5. Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов.

Запросы по этой процедуре допустимы, если закон применен в рассматриваемом судом конкретном деле. С момента вынесения судом решения об обращении в Конституционный Суд и до принятия последним решения производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливаются.

6. Рассмотрение дел о толковании Конституции РФ. Правом на обращение в Конституционный Суд по этому вопросу обладают: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ.

Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании положений Конституции РФ в целях устранения неопределенности в их понимании с учетом выявившегося противоречия между положениями международного договора РФ в истолковании, данном межгосударственным органом по защите прав и свобод человека, и положениями Конституции РФ применительно к возможности исполнения решения соответствующего межгосударственного органа обладают Президент РФ и Правительство РФ.

Толкование Конституции РФ является официальным и обязательным для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

7. Рассмотрение дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ. Запрос о даче такого заключения допустим, если обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления выдвинуто Государственной Думой и имеется заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков соответствующего преступления.

Запрос направляется в Конституционный Суд не позднее месяца со дня принятия Государственной думой решения о выдвижении обвинения. К запросу прилагается текст решения Государственной Думы, протокол или стенограмма обсуждения этого вопроса, текст заключения Верховного Суда РФ.

Заключение

Конституционного Суда должно быть дано не позднее десяти дней после регистрации запроса.

По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд принимает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения или о его несоблюдении. В последнем случае рассмотрение обвинения прекращается.

Контрольные вопросы и задания
  • 1. Перечислите элементы судебной системы.
  • 2. Назовите принципы правосудия и дайте им характеристику.
  • 3. Определите место Конституционного Суда РФ в системе органов правосудия.
  • 4. Как формируется Конституционный Суд РФ?
  • 5. Перечислите полномочия Конституционного Суда РФ.
  • 6. Назовите виды решений Конституционного Суда РФ и порядок их принятия.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой