Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обновленные правовые основы организации и деятельности международного коммерческого арбитража в Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 409-ФЗ с 1 сентября 2016 г. ст. 1 будет дополнена следующим положением: «Не урегулированные настоящим Законом вопросы, связанные с созданием и деятельностью на территории РФ постоянно действующих арбитражных учреждений, администрирующих международный коммерческий арбитраж, хранением материалов дел и внесением изменений в юридически… Читать ещё >

Обновленные правовые основы организации и деятельности международного коммерческого арбитража в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В РФ правовой основой организации и деятельности международного коммерческого арбитража является Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5338−1 «О международном коммерческом арбитраже» (далее — Закон о МКА) с двумя приложениями:

  • 1) Положение о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ (далее — МКАС при ТПП РФ);
  • 2) Положение о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ (далее — МКА при ТПП РФ).

Необходимо отметить, что 29 декабря 2015 г. Президентом РФ были подписаны федеральные законы, реформировавшие законодательство о третейских судах в Российской Федерации. Так, принят Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»[1][2] (далее — Закон об арбитраже), который вступил в силу с 1 сентября 2016 г. и прекратил действие Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». Кроме того, с 1 сентября 2016 г. вступил в силу Федеральный закон № 409-ФЗ[3], которым внесены изменения в Закон о МКА, АПК РФ и ГПК РФ и другие нормативно-правовые акты.

Как указывается в пояснительной записке к Закону об арбитраже, необходимость разработки и принятия данного закона обусловлена существованием двух основных негативных факторов. Во-первых, это неспособность действующего законодательства, обеспечивающего деятельность арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации, обеспечить высокий уровень третейского разбирательства и реальную востребованность данного института участниками гражданского оборота. Во-вторых, это многочисленные злоупотребления с использованием третейских судов, приводящие к дискредитации данного института, связанные с несовершенством правового регулирования его деятельности.

Большая часть норм Закона об арбитраже посвящена регламентации процедуры третейского разбирательства и созданию постоянно действующих арбитражных учреждений. Кроме того, законом вводится новый понятийно-категориальный аппарат института арбитража и детально проработаны вопросы, касающиеся составления и содержания арбитражного соглашения как его договорной основы.

Корректируется ранее закрепленный в Федеральном законе от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» перечень принципов третейского разбирательства. В качестве принципов третейского разбирательства в Законе об арбитраже называются:

  • — принцип независимости и беспристрастности арбитров;
  • — принцип диспозитивности;
  • — принцип состязательности сторон;
  • — принцип равного отношения к сторонам.

Статьей 44 Закона об арбитраже вводятся новые правила создания и деятельности постоянно действующих арбитражных учреждений, которые теперь могут создаваться только при некоммерческих организациях. Ранее список организаций, при которых могли создаваться постоянно действующие арбитражные учреждения был более объемным. К таким организациям могли относится не только торговые палаты и общественные объединения предпринимателей и потребителей, но и организаторы торговли, а также иные организации — юридические лица и их объединения.

Для создания институциональных арбитражных учреждений необходимо будет получить разрешение — право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. В случае соответствия арбитражного учреждения определенным критериям, такое право предоставляется актом Правительства РФ на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства.

К некоммерческой организации, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, установлены жесткие требования: соответствие представленных правил постоянно действующего арбитражного учреждения требованиям Закона об арбитраже; наличие у учреждения рекомендованного списка арбитров, соответствующего установленным критериям и состоящего не менее чем из тридцати человек; достоверность представленной информации, репутация, масштаб и характер деятельности некоммерческой организации, при которой создается учреждение, и др. Исключением являются МКАС и МАК при ТПП РФ, которые могут осуществлять функции постоянно действующих арбитражных учреждений без получения разрешения на такую деятельность, как арбитражные центры с признанной международной репутацией.

Кроме того, не допускается создание одного постоянно действующего арбитражного учреждения одновременно при двух и более некоммерческих организациях.

Таким образом, избранный законодателем в Федеральном законе от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» либеральный подход, предоставляющий участникам гражданского оборота широкую степень свободы, сменился в Законе об арбитраже установлением целого ряда запретов и ограничений.

Полагаем, предъявление строгих требований к порядку образования постоянно действующих арбитражных учреждений и установление существенных ограничений в отношении организаций, при которых могут создаваться третейские суды, будет способствовать усилению роли государства, в третейском разбирательстве, с одной стороны, и уходу от так называемых карманных третейских судов — с другой стороны. Кроме того, в Законе об арбитраже имеются нормы об ответственности, применение которых предусматривает в том числе и полное прекращение деятельности арбитражного учреждения по решению компетентного суда и по предписанию Министерства юстиции РФ (ст. 48 Закона об арбитраже).

В отношении третейского суда, образованного сторонами для разрешения конкретного спора (ad hoc) законодателем введены некоторые ограничения по сравнению с арбитражем, администрируемым постоянно действующим арбитражным учреждением. К таким ограничениям относятся:

  • 1) невозможность рассмотрения корпоративных споров;
  • 2) запрет установления сторонами ad hoc условия об окончательности вынесенного им решения;
  • 3) недопустимость обращения к компетентному суду с запросом об оказании содействия в получении доказательств;
  • 4) отсутствие права выполнять отдельные функции, но администрированию спора, рассматриваемого судом ad hoc как организацией, не являющейся постоянно действующим арбитражным учреждением.

Установление таких ограничений в отношении третейских судов ad hoc является логичным и последовательным в общем русле продемонстрированного законодателем нового подхода в ходе проведенной реформы правовых основ деятельности третейских судов, направленного на исключение злоупотреблений в судебном разбирательстве с использованием арбитражных учреждений как институционального, так и ситуационного характера.

Важной новеллой Закона об арбитраже является предусмотренная им возможность рассмотрения третейским судом, администрируемым постоянно действующим арбитражным учреждением, корпоративных споров, а также закрепление условий и особенностей рассмотрения таких дел. Корпоративные споры могут быть переданы на рассмотрение третейского суда в случае, если юридическое лицо, все участники юридического лица, а также иные лица, которые являются истцами или ответчиками в таких спорах, заключили третейское соглашение о передаче таких споров в третейский суд.

Вместе с тем в п. 2 сг. 225.1 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 409-ФЗ) закреплен перечень споров, которые нс могут быть переданы на рассмотрение третейского суда.

Предполагается, что передача на рассмотрение третейских судов некоторых категорий корпоративных споров разгрузит государственные суды. Обоснованно выглядит определение законодателем перечня споров, которые не могут передаваться для рассмотрения в третейский суд, поскольку это в максимальной степени исключает неопределенность в отношении компетенции третейских судов.

Анализируя новеллы нового Закона об арбитраже следует особое внимание акцентировать на некоторых его положительных характеристиках и предоставляемых его положениями возможностях участникам арбитражного разбирательства:

  • — во-первых, следует сказать об осуществленной Законом об арбитраже гармонизации регулирования процедуры арбитража, не осложненного иностранным элементом и международного коммерческого арбитража, что соответствует опыту ведущих зарубежных юрисдикций;
  • — во-вторых, заслуживает одобрения подробное регулирование вопросов, связанных с заключением арбитражного соглашения, а также установление общих требований к лицам, выступающим в качестве арбитров;
  • — в-третьих, это введение полноценного института единых и независимых органов содействия и контроля в отношении арбитража;
  • — в-четвертых, детализированная регламентация организационной структуры арбитражного учреждения в целях обеспечения прозрачности его деятельности;
  • — в-пятых, закрепление обязательности наличия у арбитражного учреждения сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации, предусмотренной Законом об арбитраже;
  • — в-шестых, установление запрета на использование в наименовании постоянно действующих арбитражных учреждений словосочетаний «арбитражный суд» и «третейский суд», если полное наименование учреждения сходно до степени смешения с наименованиями судов РФ или это может ввести в заблуждение относительно правовой природы и полномочий арбитражного учреждения;
  • — в-седьмых, в отношении международного коммерческого арбитража заложены правовые основы принятия срочных обеспечительных мер арбитражным учреждением до формирования состава третейского суда;
  • — и, наконец, нельзя не упомянуть и предоставляемую Законом об арбитраже возможность добровольного страхования ответственности постоянно действующего арбитражного учреждения перед сторонами арбитража и др.

Таким образом, законодателем предпринята попытка создать современный и эффективный механизм правового регулирования института арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации с учетом мировой практики в области регулирования деятельности третейских судов и текущего состояния данного института в Российской Федерации, что будет способствовать повышению авторитета и привлекательности третейского разбирательства.

В соответствии со ст. 1 Закона о МКА, данный закон применяется к его деятельности, если место арбитража находится на территории РФ. При этом указывается, что положения, предусмотренные ст. 8, 9, 35 и 36 данного закона, применяются и в тех случаях, когда место арбитража находится за границей.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 409-ФЗ с 1 сентября 2016 г. ст. 1 будет дополнена следующим положением: «Не урегулированные настоящим Законом вопросы, связанные с созданием и деятельностью на территории РФ постоянно действующих арбитражных учреждений, администрирующих международный коммерческий арбитраж, хранением материалов дел и внесением изменений в юридически значимые реестры в РФ на основании решений третейских судов (арбитражных решений), соотношением процедуры медиации и арбитража, а также с требованиями к арбитрам (третейским судьям) и ответственностью арбитров и постоянно действующих арбитражных учреждений в рамках международного коммерческого арбитража в случаях, если место арбитража находится на территории РФ, регулируются в соответствии с Федеральным законом „Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации“».

Вопросы об исполнении государственных арбитражных решений, наряду с внутренним законодательством, становятся и предметом двухсторонних или многосторонних международных договоров.

В сфере международного коммерческого арбитража принято сравнительно большое число международных конвенций. При этом РФ является участницей основных из них, таких как:

  • • Нью-йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.1 Этой конвенцией урегулировано признание иностранных арбитражных соглашений, приведение в исполнение иностранных арбитражных решений для стран-участниц. В ней предусмотрено признание письменных соглашений, по которым стороны договорились передать в арбитраж спор по конкретному делу. В соответствии с этой Конвенцией каждое государство обязано признать арбитражные решения и приводить их в исполнение на своей территории;
  • • Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 г.[4][5];
  • • Московская конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества 1972 г.[6];
  • • Соглашение стран СНГ «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности» 1992 г.1;
  • • Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже 1985 г.[7][8]

В преамбуле Закона о международном коммерческом арбитраже косвенно вводится его понятие. Данный закон содержит следующее положение: «Настоящий Закон исходит из признания полезности арбитража (третейского суда) как широко применяемого метода разрешения споров, возникающих в сфере международной торговли…»[9]

  • [1] Казаченок С. Ю. Соглашение об арбитраже в системе частноправового обеспечениявнешнеэкономических сделок: методология формирования и практика применения: дис… д-ра юрид. наук. М" 2015. С. 120—121, 129.
  • [2] Собрание законодательства РФ. 04.01.2016. № 1 (ч. I). Ст. 2.
  • [3] Федеральный закон от 29.12.2015 № 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу п. 3 ч. 1 ст. 6Федерального закона „О саморегулируемых организациях“ в связи с принятием Федерального закона „Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации“ //Собрание законодательства РФ. 04.01.2016. № 1 (ч. 1). Ст. 29.
  • [4] ' Конвенция Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (заключена в Ныо-Йорке в 1958 г., ратифицированаУказом Президиума Верховного Совета СССР от 10.08.1960 и для СССР документ вступилв силу с 22 ноября 1960 г.) // Вестник ВАС РФ. № 8.1993.
  • [5] Европейская Конвенция о внешнеторговом арбитраже (заключена в Женеве 21 апреля1961 г., ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 14 мая 1962 г. № 67-VI и вступила в силу 7 января 1964 г.) // Вестник ВАС РФ. № 10. 1993.
  • [6] Конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества (заключенав Москве 26 мая 1972 г., ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 20.04.1973№ 4161-VIII и вступила в силу 13 августа 1973 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIX. М» 1975. С. 102−105.
  • [7] Соглашение стран СНГ от 20.03.1992 «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности» (ратифицировано Постановлением ВерховногоСовета РФ от 09.10.1992 Ха 3620−1) // Закон. № 1. 1993.
  • [8] Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже (принят в Ныо-Иорке 21 июня 1985 г. на 18-й сессии ЮНСИТРАЛ) // Комиссия ООН по праву международной торговли. Ежегодник: 1985 г. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1988.Т. XVI. С. 601−612.
  • [9] В редакции, действующей с 1 сентября 2016 г. слово, «полезности» заменяется на «важности».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой