Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию системно — деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что… Читать ещё >
Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию системно — деятельностного подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Системно — деятельностный подход как основа ФГОС НОО
Понятие системно-деятельностного подхода не ново. Оно было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. Р. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи).
Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.
Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. А деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат.
Переход от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении нашел свое выражение в стратегии разработки стандарта общего образования, рассматривающей образование как институт социализации, обеспечивающей вхождение подрастающего поколения в общество.
Приоритетным направлением образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. В этом одна из отличительных особенностей новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение — это совместная деятельность (учителя и учащихся) основанная на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель — ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого — развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предполагает:
- 1. воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- 2. переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
- 3. ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
- 4. признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
- 5. учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения с детьми;
- 6. обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- 7. разнообразие организационных форм, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов обучающихся.
Деятельностный подход к обучению предусматривает:
- — наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;
- — выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- — выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- — формирование у школьников умения контролировать свои действия;
- — включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания, на развитие ключевых компетенций. Под ключевыми компетентностями, применительно к школьному образованию, понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. К ключевым компетентностям относятся: информационные, коммуникативные, познавательные, социальные, личностные. Формированию этих компетентностей способствует системно — деятельностный подход.
Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения, основой которых, является системно — деятельностный подход?
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:
- 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
- 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. п.).
- 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
- 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
- 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
- 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
- 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
- 8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
- 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
- 10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
- 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
- 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель — ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.).
Деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте — будь это система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, система Л. В. Занкова, или любой современный учебно-методический комплект (УМК) традиционной системы: «Школа 2100» и другие. Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем, не только в индивидуальной, но и в совместной, коллективной деятельности.
Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:
- 1. связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
- 2. планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
- 3. привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
- 4. оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации. Поэтому современное обучение должно быть развивающим.
Учебники, по которым реализуются развивающие программы, составлены с опорой на деятельностную парадигму обучения. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. При этом задача учителя — организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать.
Принцип деятельности в процессе обучения по развивающей системе выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Задача учителя — создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться — того, что тормозит развитие.
Г. А. Цукерман, доктор психологических наук определяет основания нетрадиционной педагогики, построенной на психологической теории учебной деятельности, следующим образом: «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать…».
И еще одна цитата в тему:
«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями» — сказал когда — то Ж. Ж. Руссо, выдающийся деятель XVIII века.
Реализация деятельностного подхода обучения опирается на следующие методы:
- — проектный,
- — ролевые, деловые игры,
- — проблемный метод,
- — исследовательский метод,
- — метод решения практических задач,
- — коллективной творческой деятельности,
- — поисковый метод,
- — дискуссионный метод,
- — коммуникативный.
Предпочтение, однако, отдается проектному методу как самому интегративному из всех названных (включает в себя всевозможные виды деятельности, назван самым развивающим и самым перспективным методом обучения). К сожалению в нашей школе очень и очень мало, да и не всегда грамотно используется данная технология в обучении учащихся на уроках и в организации воспитательной работы с ними.
Теперь рассмотрим технологию СДП. Как и любая другая, она состоит из следующих элементов: целеполагания, определенного содержания образования, учета конкретных условий, предпочтительных форм и методов обучения и выхода на результат.
Технология системно-деятельностного подхода является механизмом качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:
- 1. Мотивацию к учебной деятельности;
- 2. Актуализацию знаний;
- 3. Проблемное объяснение нового знания;
- 4. Первичное закрепление во внешней речи;
- 5. Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
- 6. Включение нового знания в систему знаний и повторение;
- 7. Рефлексия.
Для достижения учеником желаемых целей и результатов в системно-деятельностном методе обучения применяется четыре типа уроков:
- * урок открытия нового знания;
- * урок рефлексии;
- * урок построения системы знаний;
- * урок развивающего контроля.