Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эффект реальности. 
Эффект реальности: особенности режиссуры прямого эфира на примере телеканала ОНТ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сам термин «эффект реальности» ввел в 1968 году философ и семиотик Ролан Барт. В работе «Эффект реальности» автор выделяет феномен литературного описания, посвященного «описанию места, времени, тех или иных лиц или произведений искусства», и показывает, что практически описание как таковое восполняет сугубо «эстетическую функцию», то есть «описание не подчиняется никакому реалистическому заданию… Читать ещё >

Эффект реальности. Эффект реальности: особенности режиссуры прямого эфира на примере телеканала ОНТ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Возникновение эффекта реальности в литературе

В толковании энциклопедии по социологии эффект реальности — это феномен, возникающий когда поглощенное референтом означаемое становится означающим понятия «реализм». Достаточно признать, что некоторые элементы высказывания непосредственно отсылают к реальности, как они сразу начинают означать ее. К ним относятся «повествовательные излишества», «ненужные детали» и «конкретные детали», которые возникают при прямой смычке референта с означающим. 7].

Эффект реальности относится к постмодернистской философии, а сам реализм в литературе сложился примерно в те годы, что и историография. Это появление было обусловлено развитием технических средств, форм и постоянной потребностью удостоверяться в доподлинностиреального. Сюда можно отнести фотографию, видеоизображения (в частности репортаж), выставки и всё то, что дает нам прямое свидетельство о каком либо явлении или предмете.

Сам термин «эффект реальности» ввел в 1968 году философ и семиотик Ролан Барт. В работе «Эффект реальности» автор выделяет феномен литературного описания, посвященного «описанию места, времени, тех или иных лиц или произведений искусства», и показывает, что практически описание как таковое восполняет сугубо «эстетическую функцию», то есть «описание не подчиняется никакому реалистическому заданию; мало существенна его правдивость, даже правдоподобие; львов и оливы можно с легкостью помещать в страны Севера — существенны одни лишь нормы описательного жанра». Здесь же Р. Барт приводит в пример отрывок из произведения «Госпожа Бовари» Г. Флобера, где описывается Руан. Барт считает, что описание Руана не совсем характерно для структуры данного произведения, ведь его нельзя соотнести ни с одним функциональным отрезком, ни с каким обозначением характеров, обстановки или общих суждений, но все же это описание не выбивается из общего порядка. По оценке ученого оно вполне оправдано если и не внутренней логикой произведения, то по крайней мере законами литературы. У него есть «смысл», зависящий от соответствия не предмету, а правилам изображения, принятым в данной культуре. «Ясно, что ткань описания, где казалось бы первостепенное значение (по объему и детализации) уделяется Руану как объекту, — в действительности лишь основа, на которую нашиваются жемчужины редких метафор, нейтрально-прозаический наполнитель, которым разбавлено драгоценное вещество символики; словно во всем Руане писателю важны только риторические фигуры, которыми он описывается, словно Руан достоин упоминания только в виде замещающих его образов (мачты, словно игольчатый лес, острова, как большие неподвижно застывшие рыбы, облака… воздушными волнами беззвучно разбивались об откос). Ясно, наконец, что все описание Руана выстроено таким образом, чтобы уподобить Руан живописному полотну, — средствами языка воссоздается картина, словно уже написанная на холсте». [6].

Ролан Барт также подчеркивает остроту проблемы эффекта реальности в сравнении текстов литературной традиции и текстов исторического характера. Автор указывает на то, что романисты при создании вымышленного повествования не противопоставляют реальность и структуру произведения, тогда как историки ни в коем случае не могут смешивать реальность с правдоподобием, поскольку, по оценке Барта, «правдоподобие — это общее, а не частное, которым занимается История». Условно говоря, классическая литература подражает исторической в своей любви к реальности, и стремится максимально приблизиться к ней, имея в распоряжении лишь средства для создания эффекта. Отсюда появляется и та самая отточенность в описании деталей, которые служат средством для создания некой «референциальной иллюзии». То есть «стоит только признать, что эти самые детали непосредственно отсылают к реальности, как тут же они начинают неявным образом означать ее».

С этой точки зрения интересно было бы взглянуть на произведения В. Гюго. Зачастую автор использует в своих повествованиях историческую справку, по сути выбивая ее из структуры произведения, но здесь же можно заметить и средства, используемые для создания эффекта реальности. Те самые незначительные детали, которые составляют основу эффекта, всплывают в произведениях достаточно часто. Достаточно вспомнить роман «Отверженные», где автор детально описывает женский монастырь, в котором спрятался Жан Вальжан с Козеттой, а далее погружает читателя в его историю. То есть здесь мы можем сказать о том, что рука мастера достаточно ловко сплетает воедино «конкретную реальность» и правдоподобие, от чего романы Гюго представляют еще большую ценность.

Таким образом эффект реальности возникший в постмодернизме — явление не случайное. Явление, которое, помогает читателю взглянуть на известное ему с новой стороны, а в неизвестное окунуться с головой.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой