Особенности повествования. "Домострой" – первый русский свод правил поведения
Третья редакция текста «Домостроя» — сплав первых двух, где совмещаются их особенности. В 17 веке появились даже стихотворные переложения. Текст второй редакции по Коншинскому списку конца 16 — начала 17 вв. подготовил к изданию и издал А. Орлов в 1908 году. Памятник сохранился в трех редакциях и многочисленных списках 16−18 вв. и неоднократно издавался. В «Домострое» много особенностей… Читать ещё >
Особенности повествования. "Домострой" – первый русский свод правил поведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В «Домострое» много особенностей повествования, которые отражают уровень мышления 16 века.
Поразительно внимание, которое «Домострой» уделяет и вещам, и питью, и пище. Упоминается более 135 названий кушаний. Рачительное хозяйственное отношение к каждому кусочку, к крошечке, к лоскутку показывает, насколько ценились все эти блага: еда, питье, одежда. Все нужно было сберечь, приготовить для нового пользования и далее — отдать более бедным. Во времена, когда каждый третий год был недород, а каждые десять лет — мор и эпидемии, мечта о хлебе насущном — это мечта о хорошей и правильной жизни.
Деловитые перечни множества частных действий и мелких предметов напоминают деловые грамоты средневековья: такая же дотошность, основанная на дробном восприятии мира вещей и явлений, старательное желание не забыть, не упустить чего-то, что впоследствии может оказаться важным и полезным.
Подробности жизни освящены нравственными установками божественных истин. Вещный мир оживает, когда все «благословенно», и благословенная денежка по божьей милости становится символом праведной жизни. Человек должен жить по христианским обычаям, экономика одухотворена этикой — именно животъ, именно жизнь во всей полноте ее проявлений предстает на страницах книги.
В обычном смысле «Домострой» — это сценарный план проведения жизненно важных и общественных действий. В определенных местах говорится о людях «имярек» — это значит, что нужно было заполнить пропуски своим именем, пространство текста можно было восполнять и дополнять всем, что считалось тогда понятным и известным.
«Домострой» не доказывает фактами и рассуждениями, он пламенно убеждает — проповедью. Его адресатом является то господин, то слуга, то «свят человек», то простец. Автор напоминает ему круг его обязанностей в иерархии бытия. Хозяин обязан был обеспечить свой дом экономически и нравственно.
Воспитание понимается как общее руководство всеми ему подвластными. При этом основным инструментом решений и действий хозяина («государя», «господина») признается личная совесть.
По меткому выражению одного из историков, «Домострой» призван был выбивать автоматическую совесть в тех, кто забывал свой общественный долг".
Прежде всего это касается женщин.
Редакции «Домостроя»
Памятник сохранился в трех редакциях и многочисленных списках 16−18 вв. и неоднократно издавался.
Текст первой редакции (до середины 16 В.) издан И. Е. Забелиным в 1882 г.
Текст второй редакции по Коншинскому списку конца 16 — начала 17 вв. подготовил к изданию и издал А. Орлов в 1908 году.
Третья редакция текста «Домостроя» — сплав первых двух, где совмещаются их особенности. В 17 веке появились даже стихотворные переложения.
«Домострой» первой редакции по рукописи, написанной в 60-х годах 16 в., хранится в Государственном Историческом музее в Москве. Орлов, А.А. «Домострой»: Исследование. — М.: Изд-во МГУ, 1917, ч.1.