Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Принципы и задачи кружковой работы по журналистике

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принцип индивидуального подхода к учащимся и активизации их творческого потенциала. Очевидно, что при организации выпуска газет и журналов важно активизировать способности каждого ребенка в разных видах журналистского творчества: репортерской деятельности, фотографии, иллюстрировании и др. Одно из преимуществ кружка по журналистике заключается в том, что в его работе может участвовать любой… Читать ещё >

Принципы и задачи кружковой работы по журналистике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Принципы и задачи кружковой работы по журналистике в начальных классах определяются ФГОС НОО, в котором представлены требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения ребенком образовательной области «Филология»[1].

В основе кружковой работы лежат общедидактические принципы[2].

  • 1. Принцип индивидуального подхода к учащимся и активизации их творческого потенциала. Очевидно, что при организации выпуска газет и журналов важно активизировать способности каждого ребенка в разных видах журналистского творчества: репортерской деятельности, фотографии, иллюстрировании и др. Одно из преимуществ кружка по журналистике заключается в том, что в его работе может участвовать любой ребенок (а не только тот, который испытывает интерес к русскому языку и литературному чтению), так как в подготовке школьной периодики актуальны самые разные виды деятельности (сбор информации, но разным источникам, компьютерная верстка и др.).
  • 2. Принцип систематичности и последовательности. Занятия кружка по журналистике не могут представлять собой разовые мероприятия, проводимые вне связи друг с другом, не только потому, что эффективность таких занятий оказывается невысокой, но и из-за специфики конечного продукта деятельности детей: классной или школьной газеты или журнала. Данный продукт создается в течение длительного времени усилиями многих участников, их деятельность должна быть рассредоточена во времени. Причем начальные и конечные занятия кружка предполагают работу над разными этапами подготовки издания. Так, на одном из первых занятий следует выработать концепцию издания, которое будет продуктом деятельности детей. При этом необходимо определить, будет ли оно тематическим, посвященным какой-либо определенной области, или социально-информативным. Например, очевидна актуальность подготовки в школах с углубленным изучением иностранных языков тематических альманахов «Мы и наши сверстники за рубежом», «Что мы знаем о Великобритании» и др. Альманахи готовятся два раза в полугодие. Социально-информативные издания выпускаются чаще, обязательно содержат новостные разделы, посвященные разным темам и событиям.

Важно обсудить образцы подобных изданий, знакомя детей с научно-популярными и художественными журналами, представляющими собой тематические выпуски, или с информационно-публицистическими изданиями (журнал «Мурзилка», детские газеты и др.).

Концепция содержания требует определенного оформления, поэтому следующее занятие должно быть посвящено обсуждению зрительного образа журнала (газеты). До его проведения дети могут взять блиц-интервью у учителей, учащихся, родителей по проблемам концепции школьного издания, провести анкетирование (по подготовленным вопросам), обработать его результаты. На данном занятии важно познакомить детей с понятием имиджа.

Последующие занятия предполагают подготовку конкретных выпусков изданий и строятся в соответствии с этапами подготовки конкретных материалов.

  • 3. Принцип наглядности. На занятиях кружка особую роль играет образец, причем не только текстовый, но и оформительский. Принцип наглядности позволяет показать детям образцы оформления газет и журналов, варианты оформления. Наглядность следует предлагать на занятиях в такой форме, чтобы ее можно было преобразовать. Это могут быть компьютерные или распечатанные варианты обложек журналов, оформления заставок или лидов газет, схемы колонок на страницах изданий. Если дети проявляют интерес к оформлению издания, им предлагается распечатанный черно-белый вариант обложек и разворотов с заданием раскрасить их, дополнить элементами оформления. Лучшие результаты деятельности детей могут быть использованы при подготовке изданий.
  • 4. Принцип практической направленности предполагает целенаправленное формирование тех умений детей, которые они параллельно применяют в практической деятельности. Принцип практической направленности предполагает и опережение теории практикой, введение необходимых теоретических сведений в содержание занятия, после того как дети выполнят ту или иную деятельность. Например, знакомить детей с видами заглавий в журналах и газетах следует уже после того, как они практиковались в их формулировке.
  • 5. Принцип занимательности обусловлен возрастом детей и формой организации образовательного процесса, выражается в наличии элементов игры, разнообразии и вариативности форм занятий и приемов работы. Принцип занимательности в кружковой работе по журналистике реализуется в четырех основных аспектах. Во-первых, в организации работы важно использовать элемент соревновательности. Во-вторых, в концепции многих детских изданий присутствует сюжетный персонаж (Мурзилка — в «Мурзилке», Самоделкин — в «Веселых картинках» и др.). В-третьих, на занятиях кружка используются элементы деловых игр, в которых принимают участие дети в той или иной социальной роли (корреспондента, редактора, художника-оформителя и др.). Наконец, занимательность присутствует в самих выпусках детских изданий (она реализована при использовании загадок, кроссвордов и т. д.).

Задачи кружковой работы по журналистике: формирование представлений школьников о детской журналистике; освоение детьми коммуникативных универсальных учебных действий (письменного диалогового взаимодействия в социальной сфере, информационного обмена, сбора, обработки, передачи и интерпретации социально значимой информации); развитие представлений о нормах русского литературного языка, правилах речевого этикета; развитие умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях социально значимого общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач в области социальной практики; формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи в области социальной практики; развитие потребности самостоятельно читать издания детских СМИ, откликаться на поднятые в них проблемы.

  • [1] См.: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  • [2] См.: Коджаспирова Г. М. Педагогика. С. 84—96.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой