Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Взаимосвязи франчайзинга и инноваций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Применение франчайзинга в регионах могло бы способствовать содействию инновационного развития, внедрению новых бизнес-технологий, стандартов организации бизнеса и повышению деловой культуры. Региональная экспансия практически каждого крупного франчайзера и вызванное им повышение конкуренции вызывает разработку и внедрение инновационных бизнес-стандартов со стороны местных бизнесменов, вынужденных… Читать ещё >

Взаимосвязи франчайзинга и инноваций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы о франчайзинге принято говорить как об активно развивающейся бизнес системе. Содержание франчайзинговых отношений состоит в том, что компании — обладатели популярных товарных знаков и качественных, проверенных технологий (франчайзеры) предоставляют другим самостоятельным предприятиям (франчайзи) право использовать эти технологии и свою торговую марку для продажи товаров и оказания услуг на условиях, определенных договором.

Интересен взгляд на франчайзинг с инновационных позиций. С одной стороны, франчайзинг сам по себе можно рассматривать как инновационный вид бизнеса, в первую очередь, для России, а также для многих стран СНГ и других развивающихся стран. С другой, поскольку по условиям франчайзингового договора передаются знания, бизнес-модель, другие нематериальные активы, носящие инновационный характер, франчайзинг является одним из эффективных каналов распространения инноваций. Более того, франчайзинг позволяет осуществлять распространение инноваций как в национальном, так и международном масштабах. Таким образом, можно выделить три взаимосвязи франчайзинга и инноваций: франчайзинг как способ распространения инноваций, франчайзинг в инновационном предпринимательстве и создание организационных инноваций во франчайзинговых сетях.

Рассмотрим некоторые аспекты, указывающие на эффективность распространения инноваций посредством франчайзинга. Первый аспект связан с вопросами интеллектуальной собственности и ее защиты.

В основе франчайзинговых отношений лежит договор, предметом которого является передача комплекса исключительных прав правообладателя пользователю, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). Ноу-хау — это традиционная форма интеллектуальной собственности франчайзеров, составляющая основу передаваемого новшества. Защита ноу-хау в России осуществляется режимом коммерческой тайны, согласно которому сведения никому не раскрываются, но в случае разглашения или независимого открытия другим лицом, запретить использование такого способа (технического решения) уже невозможно. Права на ноу-хау действуют до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность. Таким образом, этот способ защиты интеллектуальной собственности, учитывая невысокую предпринимательскую культуру российских бизнесменов, далеко не всегда является эффективным.

Во франчайзинговых отношениях, где франчайзер и франчайзи связаны узами одной сети, в развитии и эффективном управлении которой одинаково заинтересованы обе стороны, защита ноу-хау через режим коммерческой тайны гораздо менее уязвима. В этой особенности франчайзинга — его очевидное преимущество как канала распространения инноваций.

Второй аспект связан с бизнес-моделью, которая является основным инновационным ресурсом франчайзера. Ценность этого ресурса заключается в том, что для развития инновационной экономики и общества гораздо важнее получить не просто новый продукт или услугу, а модель, позволяющую этот продукт или услугу создавать и реализовывать. Франчайзинговая бизнес-модель включает в себя фирменную атрибутику, исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, формализованную систему управления компанией, стратегию маркетинга, внутрифирменные стандарты и т. п. Франчайзер — создатель бизнес-модели или, другими словами, разработчик инновации, тиражирует ее посредством продажи франшизы. Следует отметить, что передача бизнес-модели по франчайзинговому договору практически единственный возможный способ ее распространения.

Третий аспект касается регионального развития. В этом смысле франчайзинг является наиболее перспективным и удобным средством географического распространения инновации [Свиткова и др., 2008], которое не только удлиняет срок жизни инновационного продукта, но и позволяет получить быстрый доступ к новым продуктам и услугам.

Применение франчайзинга в регионах могло бы способствовать содействию инновационного развития, внедрению новых бизнес-технологий, стандартов организации бизнеса и повышению деловой культуры. Региональная экспансия практически каждого крупного франчайзера и вызванное им повышение конкуренции вызывает разработку и внедрение инновационных бизнес-стандартов со стороны местных бизнесменов, вынужденных адаптироваться к новому уровню качества их работы. Большинство небольших региональных предприятий при появлении в регионе зарекомендовавших себя брендов сталкиваются с необходимостью применять инновационные методы работы с целью дальнейшего развития своих бизнес-проектов [Сойак, 2010].

И еще несколько моментов, которые также подтверждают эффективность франчайзинга при распространении инноваций. Важным условием формирования и распространения франчайзинга являются знания и умения людей. Все международные и национальные франчайзеры предъявляют высокие требования к образованию потенциальных партнеров. Это приводит к изменению представлений об уровне и качестве образования, и соответственно к необходимости повышать уровень профессиональных знаний как франчайзи, так и менеджмента франчайзинговых предприятий. Внутрисистемные требования распространяются на партнерские организации, что постепенно приводит к формированию нового поколения менеджеров уже за границами франчайзинговых систем.

Франчайзинговым сетям присущи новые подходы в работе с клиентами и потребителями, учитывается потребительское поведение, мнение и мотивации потребителей, что стимулирует внедрение новшеств. Потребитель становится избирательным, и это приводит всех участников рынка к необходимости использовать опыт франчайзинговых сетей в своей практике.

Франчайзингфраншизы).

В последнее время, независимо от сферы деятельности, многие франшизы позиционируются в качестве инновационных: слово «инновации» присутствует во франчайзинговом предложении, рекламных материалах, в качестве слоганов компаний. «Инновационные» франчайзеры хотят привлечь новых партнеров, подчеркивая свои конкурентные преимущества: уникальность продукта или услуги, следование актуальным тенденциям рынка, постоянное развитие и движение вперед.

Среди российских франчайзеров инновационными в той или иной степени можно назвать следующие компании.

  • • Компания «Ирвин» с франшизой «Вечный картридж». Компания имеет собственное производство совместимых картриджей и использует сложные технологии и уникальные знания. Суть услуги «Вечный картридж» — экспресс-обмен пустых картриджей на полные. К настоящему моменту открыто несколько пунктов обмена в Москве и Московской области, с недавнего времени компания предлагает производственную франшизу в двух форматах, самый экономичный вариант — франшиза «Лайт» с суммарными инвестициями до 1 млн. рублей и сроком окупаемости до 12 месяцев. [http://www.irwin.ru/about]
  • • Компания «Йотто-Групп» с франшизой Exo-Film. «Йотто-Групп» — производитель интерактивных кино-аттракционов, который активно использует инновационные технологии. Компания предлагает новейший формат кинотеатров, у которого отсутствуют аналоги. Компания была создана в 2009 году, и сразу же начала предлагать франшизу, на сегодняшний день открыты 8 точек. Стоимость франшизы — от 2,55 млн. рублей, срок окупаемости — от 6 месяцев, роялти составляют 40 рублей с каждого сеанса [http://franshiza.ru/franchise/read/exofilm/].
  • • Компания «FRYBEST», представляет на российском рынке новую линию экологичной современной посуды со специальным керамическим покрытием. Компания не является производителем инновационной посуды, посуда поставляется с завода в Южной Корее, а «FRYBEST» занимается ее продажей в России. Инновационность бизнеса заключается в уникальном торговом предложении. К настоящему времени продукция представлена более чем в 1000 точек продаж, а также открыто несколько франчайзинговых точек по России. «FRYBEST» предлагает свою франшизу с 2012 года, необходимые инвестиции — 636 тыс. руб., паушального взноса и роялти нет. http://frybest.ru/biz/3066/index.phtml]
  • • Компания «SUN Studio» — оказание услуг фотопечати на различных материалах, в том числе на стекле, пластике и т. д. Компания — обладатель уникальной технологии, которая делает возможным такую печать. Была создана компанией SUNInnovations в 2009 году, и с этого же времени развивается по франчайзингу. К настоящему моменту открыто 130 студий, суммарные инвестиции в бизнес составляют от 1,5 млн. рублей. [http:// iqdemy-franch.ru/business_Sun_Studio/finansovye-pokazateli.php]
  • • «Центр Молекулярной Диагностики» («CMD»), «Сити Лаб», «Инвитро», «Гемотест» — компании, оказывающие медицинские услуги и лабораторную диагностику. Все компании работают на современном оборудовании, используют инновационные системы контроля качества. Самая успешная среди франшиз этого направления — франшиза «Инвитро», которая развивается по франчайзингу с 2005 года и показывает устойчивый рост (более 800 франчайзинговых и собственных лабораторий). [https://www. invitro.ru/about/]

На основе анализа данных компаний, очевидно, что инновационность российских франчайзинговых компаний проявляется по-разному. Франчайзер может быть обладателем уникальной технологии, которая делает его бизнес инновационным, («Ирвин», «Йотто-Групп», «SUNStudio»). В этом случае компания может предлагать производственную франшизу и делиться с франчайзи своей технологией («SUNStudio», «Вечный картридж»), либо продавать готовую продукцию своим франчайзи (франшиза «Exo-Film», когда франчайзи предлагается открыть собственный интерактивный кинотеатр).

С другой стороны, франчайзер может работать с инновационным продуктом, но не быть его производителем, как, например, в случае франшизы «FRYBEST». Однако компания выступает как «распространитель» инноваций и предлагает уникальный товар, что позволяет говорить об инновационном характере ее деятельности.

И, наконец, когда компания предлагает на рынке ряд услуг, выполнение которых требует высокотехнологичного оборудования и инновационных систем контроля качества (франшизы медицинских лабораторий), инновации становятся необходимым условием существования бизнеса.

Организационныефранчайзинге.

Под организационными инновациями понимается внедрение нового организационного метода в деловой практике фирмы, в организации рабочих мест или внешних связей.

Франчайзинговая сеть — благоприятная среда для создания и внедрения организационных инновации. Во-первых, во франчайзинговой сети сосредоточено большое количество предпринимателей — владельцев франчайзинговых предприятий, которые по сути своей являются носителями новых идей, способствующих повышению эффективности бизнеса. Хорошо известно, что популярный «БигМак» придумал один из многочисленных франчайзи «Mcdonald's». Франчайзи компании «33 Пингвина» было создано мороженное с сыром, ставшее одним из самых продаваемых продуктов. Интервью с основателем компании на выставке «BuyBrand 2015"]. В сети «SUN Studio» (арт-центр печати и дизайна) значительно повысились объемы продаж благодаря предложению о сотрудничестве с детскими садами, школами на особых условиях. Гришин, 2012].

Многие франчайзеры поощряют инициативу франчайзи в выдвижении новых идей, разрабатывая систему поощрения инноваций (компания «SUN Studio», ExoFilm" (фD-кино).

С другой стороны, франчайзеры сами как инициаторы создания франчайзинговой сети являются генераторами инноваций с целью повышения инвестиционной привлекательности своей франшизы и эффективности предприятий сети. Это реализуется через постоянную поддержку и обучение франчайзи, внедрение новых практик в работу франчайзинговой системы.

В заключение следует отметить, что российский франчайзинг из явления, известного только узкому кругу специалистов превратился в систему, которую активно используют компании в различных сферах бизнеса. В последние три года по темпам роста франчайзинговых компаний российский рынок стал лидером в данной области относительно других стран мира. Проведенный в данной статье анализ, позволяет утверждать, что помимо развития бизнеса, франчайзинг открывает большие возможности в распространении инноваций посредством франчайзинговой сети и формировании инновационной экономики.

  • 1. Н. Гришин Отпечаток Чубайса// журнал «КоммерсантЪ Секрет фирмы» № 7, 2012
  • 2. М. Ю. Свиткова, В. Марьяненко Международные франчайзинговые сети как каналы трансфера инноваций в сфере услуг // Управление каналами дистрибуции, 2008, № 2.
  • 3. Е. Сойак От Москвы до самых окраин: развитие франчайзинга в регионах РФ как один из способов инновационного реформирования и интеграционной поддержки малого бизнеса http://www.rusfranch.ru/upload/download/project.pdf
  • 4. Сайт компании Гемотест http://www.gemotest.ru
  • 5. Сайт компании Инвитро http://www.invitro.ru
  • 6. Сайт компании Ирвин http://www.irwin.ru/
  • 7. Сайт компании Сити Лаб http://citilab.ru
  • 8. Сайт компании СМД http://www.cmd-online.ru
  • 9. Сайт компании Exogamehttp://exo-film.com/
  • 10. Сайт компании «Frybest» http://frybest.ru/
  • 11. Сайт компании SunStudiohttp://iqdemy-ffanch.ru/company/

Размещено на Аllbеst.ru.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой