Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Методика использования логических задач на уроках математики в начальной школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этап (сентябрь-октябрь 2012 г.) — определение теоретической базы исследования, изучение и анализ психологической, педагогической литературы по проблемам использования логических задач на уроке математики в начальной школе, формулирование рабочей гипотезы, определение теоретических основ исследования курсовой работы; Значительное место вопросу обучения младших школьников логическим задачам уделял… Читать ещё >

Введение. Методика использования логических задач на уроках математики в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данная работа посвящена теоретическим и практическим аспектам внедрения в начальный школьный курс математики логических задач.

«Главная задача обучения математике, причём с самого начала, с первого класса, — учить рассуждать, учить мыслить», — писал А. А. Столяр.

Такая тема как «Использование логических задач на уроке математики в начальной школе» очень актуальна сегодня.

Актуальность данной темы заключается в том, что учитель из-за отсутствия системы работы над этими задачами не всегда знает, как сформировать у учащихся способность мыслить последовательно, по законам логики. логический задача умственный школьник Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идёт стихийно, поэтому большинство учащихся, даже старшеклассников, не овладевает начальными приёмами логического мышления (анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и др.).

Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному. Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нестандартных логических задач.

Кроме того, решение нестандартных логических задач способно привить интерес ребёнку к изучению «классической» математики. В этом отношении весьма характерен следующий пример. Крупнейший математик современности, создатель московской математической школы, академик Николай Николаевич Лузин, будучи гимназистом, получал по математике сплошные двойки. Учитель прямо сказал родителям Н. Н. Лузина, что их сын в математике безнадёжен, что он туп и что вряд ли он сможет учиться в гимназии. Родители наняли репетитора, с помощью которого мальчик еле-еле перешёл в следующий класс.

Однако репетитор этот оказался человеком умным и проницательным. Он заметил невероятную вещь: мальчик не умел решать простые, примитивные задачи, но у него иногда вдруг получались задачи нестандартные, гораздо более сложные и трудные. Он воспользовался этим и сумел заинтересовать математикой этого, казалось бы, бездарного мальчика. Благодаря такому творческому подходу педагога из мальчика впоследствии вышел учёный с мировым именем, не только много сделавший для математики, но и создавший крупнейшую советскую математическую школу.

Значительное место вопросу обучения младших школьников логическим задачам уделял в своих работах известнейший педагог В. А. Сухомлинский. Суть его размышлений сводится к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач, при этом он опытным путём выявлял особенности мышления детей.

Введение. Методика использования логических задач на уроках математики в начальной школе.

Логика — это наука о законах правильного мышления, о требованиях, предъявляемых к последовательному и доказательному рассуждению (немецкий философ И. Кант). Отсюда следует, что мы должны научить учащихся анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы. Овладение этими методами и означает умение мыслить. Нельзя сформировать логическое мышление, не изучая логику, нельзя надеяться, что логическое мышление развивается в полной мере спонтанно на уроках математики, литературы и др. Во многих ситуациях учащиеся поступают интуитивно, полагаясь на сообразительность и смекалку, а иногда жизненный опыт или подсказку старших. Но логическая интуиция нуждается в прояснении.

Проблемой внедрения в школьный курс математики логических задач занимаются не только исследователи в области математики, но и педагогики и психологии. Поэтому, при написании работы использовалась специализированная литература, как первого, так и второго направления.

Изложенные выше факты определили выбранную тему: «Использование логических задач на уроке математики в начальной школе».

Объект исследования — развитие логического мышления младших школьников на уроках математики.

Предмет исследования — использование нестандартных задач на уроках математики в начальной школе как средство развития логического мышления детей.

Гипотеза данного исследования, развитие логичности мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач, что способствует формированию умственных приёмов деятельности, творческих способностей учащихся, развитию интеллекта, повышению успеваемости.

Цель исследования — выявить значение и особенности развития логического мышления у учащихся начальных классов.

Задачи:

  • 1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
  • 2) раскрыть сущность нестандартных задач и их роль в развитии логического мышления младших школьников;
  • 3) выработать систему мер по совершенствованию логического мышления младших школьников на уроках математики.

Можно предположить, что развитие логичности мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач способствует формированию умственных приёмов деятельности, творческих способностей учащихся, развитию интеллекта, повышению успеваемости.

Методы исследования — анализ психолого-педагогической и методико-математической литературы, наблюдение и анализ продуктов творческой деятельности учащихся, изучение опыта школьных учителей, беседа, теоретический анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.

База исследования — исследование проводилось на базе школы № 31 им. Н. Баумана Отдела Образования Акимата Города Тараз в 3 «Г» классе.

Этапы исследования:

  • 1 этап (сентябрь-октябрь 2012 г.) — определение теоретической базы исследования, изучение и анализ психологической, педагогической литературы по проблемам использования логических задач на уроке математики в начальной школе, формулирование рабочей гипотезы, определение теоретических основ исследования курсовой работы;
  • 2 этап (ноябрь-декабрь 2012 г.) — анализ, систематизация и обобщение результатов проводимого исследования, уточнение положений и выводов исследования.

Структура работы — курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, дается оценка современного состояния проблемы, степени ее разработанности; определяются цель, объект, предмет исследовании, гипотеза, задачи; теоретическая и практическая значимость; описываются методы исследования.

В первой главе «Теоретические аспекты использования логических задач на уроках математики в начальной школе» рассмотрены теоретические основы исследования проблемы и условия их реализации.

Во второй главе «Методика использования логических задач на уроках математики в начальной школе» представлены результаты исследования.

В заключении подведены итоги исследования, сформированы основные выводы, предложены перспективные направления дальнейшей разработки проблемы использования логических задач на уроке математики в начальной школе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой