Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Технология развития нравственных качеств в профессиональной подготовке студентов медицинского колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди ключевых проблем педагогики, исследующих пути совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов, особое место занимают вопросы повышения эффективности обучения студентов медицинского колледжа, развития у них нравственных качеств. Профессиональная деятельность специалистов медицинского профиля неизбежно включает в себя нравственную доминанту, реализующуюся в глубоком… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
    • 1. 1. Сущность нравственного воспитания и направления его развития в профессиональной подготовке будущих медицинских работников
    • 1. 2. Проблема развития нравственных качеств у студентов медицинского колледжа и ее освещение в психолого-педагогической литературе
    • 1. 3. Психолого-педагогические условия развития нравственных качеств у студентов медицинского колледжа
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
    • 2. 1. Сущность и содержание технологии развития нравственных качеств у студентов медицинского колледжа
    • 2. 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности технологии развития нравственных качеств у будущих медицинских работников
  • Выводы

Технология развития нравственных качеств в профессиональной подготовке студентов медицинского колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Масштабность и глубина преобразований российского общества в последнее десятилетие в полной мере затронули среду его духовной жизни, изменив общественное сознание. Трансформация жизненных норм, общественного сознания являются наиболее тревожным проявлением безнравственности и духовной опустошенности, влекущим за собой смещение нравственности с приоритетных позиций на второстепенные. Одной из главных целей системы профессионального образования в современной России является развитие будущего специалиста как личности, полноценного и ответственного субъекта социально-профессионального действия, обладающего высоким уровнем общей и профессиональной культуры.

Среди ключевых проблем педагогики, исследующих пути совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов, особое место занимают вопросы повышения эффективности обучения студентов медицинского колледжа, развития у них нравственных качеств. Профессиональная деятельность специалистов медицинского профиля неизбежно включает в себя нравственную доминанту, реализующуюся в глубоком понимании медицинским работником своего профессионального долга, в высокой профессиональной и нравственной ответственности за качество процесса и результата своей деятельности. Ситуации, в которых приходится действовать специалисту медицинского профиля, часто требуют высокого сознания моральной ответственности, принципиального определения нравственных позиций, своего отношения к людям и духовно-нравственным ценностям, оказывающихся в сфере профессиональных интересов.

В этой связи обращение к проблеме развития нравственных качеств у студентов медицинского колледжа, по мнению автора, является одной из важнейших стратегий педагогической науки. В современных условиях гуманистически ориентированное воспитание в рамках профессиональной подготовки будущих медицинских работников должно быть направлено прежде всего на формирование таких личностных качеств, как умение адекватно воспринимать действительность, конструктивное и уважительное отношение к окружающей природной и социальной сфередуховно-нравственное совершенствование и творческая, созидательная социально значимая деятельность, чувство ответственности и долгавысокая нравственная культура.

Необходимость разработки теоретико-методологических и организационно-методических основ развития нравственных качеств у студентов медицинского колледжа, проектирование адекватной технологии предопределены рядом противоречий между:

— обострением проблемы воспитания будущих специалистов медицинского профиля, связанной со спецификой профессиональной деятельности и расширением спектра решаемых профессиональных задач, требующих от специалиста высокого уровня развития нравственности, с одной стороны, и отсутствием в практике организации воспитательной деятельности медицинских колледжей технологии развития нравственных качеств, с другой;

— возросшими требованиями общества и профессиональной среды к духовно-нравственному облику специалиста медицинского профиля, его нравственной культуре и недостаточной работой образовательных учреждений по нравственному воспитанию студентов, отсутствием адекватного научно-методического инструментария;

— качеством нравственной воспитанности студентов медицинского колледжа и уровнем профессиональной готовности преподавателей к воспитательной деятельности в современных социокультурных условиях.

Выявленные противоречия определили проблему настоящего исследования, суть которой заключается в выявлении научно-педагогических и методических подходов к продуктивному развитию нравственных качеств в профессиональной подготовке будущих специалистов медицинского профиля среднего звена посредством конструирования и реализации в воспитательном процессе медицинского Проблема воспитания духовности, нравственности привлекает внимание ученых разных направлений и различных исторических эпох, которые рассматривают духовную культуру чаще всего через нравственное начало в развитии личности (Сократ, Платон, Аристотель, Л. Валло, П. Д. Мирандола, П. Помпанацци, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, И. Ф. Гербарт,.

A.Дистервег). Понятия нравственность получило ценное воплощение в трудах таких представителей русской философской мысли, как Н. А. Бердяев, В. В. Зеньковский, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, Н. Г. Чернышевский, которые рассматривали личность как высшую ценность, придавая огромное значение нравственному воспитанию.

В поле зрения автора с самого начала проведения исследовательской работы были труды по комплексным проблемам воспитания и развития личности, в том числе и классиков нравственного воспитания. Работы Т. И. Ильиной, Ф. Ф. Королева, И. Т. Огородникова, Н. В. Савина,.

B.И.Журавлева, Ю. В. Васильковой, Г. И. Легенького, П. И. Пидкасистого, И. Ф. Харламова, Б. Т. Лихачева, В. А. Сластенина, Б. С. Гершунского позволили выстроить хронологическую последовательность дефиниций категории «воспитание», понять его конкретно историческую природу и концептуальное видение.

В последнее время в педагогических исследованиях актуализируются проблемы профессионального воспитания в связи с возросшей потребностью общества в формировании самостоятельной, активной и ответственной личности будущего специалиста (В.И.Белова, Э. Ф. Богородская, Р. Б. Горбачева, Э. Ф. Зеер, Б. С. Патралов, С.В.Рачина).

Историко-педагогические исследования последних лет, посвященные проблемам нравственного воспитания в России, отличаются попыткой их объективного анализа и теоретического осмысления. Проблеме нравственного развития посвящены труды таких известных исследователей, как Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Н. И. Болдырев, Д. И. Водзинский, Л. С. Выготский, Н. К. Гончаров, И. А. Капров, А. Н. Леонтьев, Э. И. Моносзон, И. С. Марьенко, И. Т. Огородников, А. И. Рувинский, И. Ф. Свадковский и др.

В исследованиях этих авторов раскрываются диалектика, сущность и логика процесса нравственного развитияразрабатываются теоретические основы нравственного воспитания, раскрывается психологический механизм усвоения личностью моральных норм и принципов в процессе воспитательной деятельности, определяются структура этой деятельности и воспитывающие возможности.

Среди большого количества работ, посвященных исследованию различных аспектов нравственной культуры, осмысление проблем развития нравственных качеств в профессиональной подготовке будущих медицинских работников среднего звена в педагогической науке остается одним из наименее разработанных разделов.

В процессе работы над диссертацией автор опирался на классические и современные труды по образовательным проблемам отечественных и зарубежных педагогов (С.И.Архангельский, Ю. К. Бабанский, Л. Г. Вяткин, Г. И. Железовская, В.А.Сластенин) и психологов (Б.Г.Ананьев, Д. Брунер, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л.Рубинштейн), основные теоретикометодологические положения которых позволили диссертанту адекватно подойти к решению проблемы настоящего исследования.

Таким образом, актуальность настоящего исследования естественным образом вытекает как из самой характеристики проблемной ситуации, требующей разрешения, так и из уровня разработанности проблемы в современной литературе, где круг вопросов, связанных со специфическими проблемами развития нравственных качеств у студентов медицинского колледжа, освещен недостаточно емко.

Социокультурное значение проблемы развития нравственных качеств у студентов медицинского колледжа и необходимость теоретического и практического ее решения обусловили выбор и актуальность темы настоящего исследования «Технология развития нравственных качеств в профессиональной подготовке студентов медицинского колледжа».

Цель исследования заключается в повышении качества профессиональной подготовки будущих специалистов медицинского профиля посредством теоретического обоснования и разработки технологии развития нравственных качеств у студентов медицинского колледжа.

Объект исследования — образовательный процесс в медицинском колледже.

Предмет исследования — технология развития нравственных качеств у студентов медицинского колледжа.

Гипотеза исследования — развитие нравственных качеств у студентов медицинского колледжа будет проходить успешно, если:

— эта проблема рассматривается в качестве одной из приоритетных в области педагогики, при этом ее решение обеспечивается интеграцией профессиональной подготовки и деятельности будущих медицинских работников с ориентацией на требования, предъявляемые к специалистам медицинского профиля среднего звена в этико-деонтологическом аспекте;

— выявлены психолого-педагогические условия, реализация которых обеспечивает продуктивность процесса развития нравственных качеств у студентов медицинского колледжа с учетом специфики воспитательной среды образовательного учреждения и особенностей профессиональной деятельности медицинских работников;

— этот процесс организуется в рамках спроектированной технологии, которая базируется на диагностично поставленных целях и задачах воспитания, направлена на развитие нравственных качеств, повышение уровня нравственной культуры будущих специалистов медицинского профиля и обеспечивает качество воспитательного результата адекватно потребностям социально-профессиональной макросреды.

Предмет, цель и гипотеза потребовали решения следующих задач:

1. Провести междисциплинарный теоретико-методологический и психолого-педагогический анализ современного состояния проблемы нравственного воспитанияопределить систему понятий, раскрывающих сущность нравственных качеств личности медицинского работника.

2. Выявить сущность и содержание нравственных качеств, раскрыть специфику процесса их развития в образовательном процессе медицинского колледжа в единстве профессиональной подготовки и деятельности будущих медицинских работниковопределить психолого-педагогические условия, обеспечивающие его эффективность.

3. Теоретически обосновать, сконструировать и экспериментально проверить технологию развития нравственных качеств у студентов медицинского коллежа, разработать критериальный аппарат и диагностический инструментарий оценки ее продуктивности.

Теоретико-методологической основой исследования являются: теория целостного системного (В.Г.Афанасьев, С. И. Архангельский, Ф. Ф. Королев, В. В Краевский, Н. В. Кузьмина, Н. К. Сержен, Г. П.Щедровицкий), личностно-ориентированного (Е.В.Бондаревская,.

Л.Г.Вяткин, В. В. Сериков, И.С. Якиманская) и деятельностного (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн) подходов к организации процесса воспитания личноститеория ценностей, разработанная в философско-этических исследованиях (О.М. Бакурадзе, В. А. Блюмкин, А. А. Гусейнов, М. С. Каган, В.Н.Сагатовский) — положения, раскрывающие общие вопросы методологии педагогической науки, науковедения и понятийного аппарата педагогики (Б.С. Гершун-ский, Г. И. Железовская, Н. КЗагузов, В. В. Краевский, Л.М.Сухорукова) — теория творческого развития и саморазвития личности (В.И.Андреев, В. И. Щеголь, Н. А. Бернштейн, А. Р. Лурия, В.П.Зинченко) — современные теории и концепции воспитания и развития личности в изменившейся социокультурной ситуации общества (Б.Т.ЛихачевЕ.В.Бондаревская, В. В. Сериков, Н. К. Сергеев, А. П. Тряпицина и др.) — идеи о социальном характере воспитания, о роли творчески организованной деятельности в формировании личности (А.С.Макаренко, B.C. Сухомлинский) — исследования современных концепций воспитания (В.М.Коротков, Б. Г. Лихачев, В. С. Мухин, В.Д.Путилин) — концепции гуманизации образования (В.П.Бездухов, М. Н. Берулава, В. С. Библер, С. Г. Вершловский, И. А. Колесникова, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская, Е.И.Шиянов).

Методология исследования определялась рядом исходных положений. К их числу относятся установки на развитие нравственных качеств студентов медицинского колледжа с учетом требований, предъявляемых к профессиональной функциональности медицинских работников среднего звена, движения личности будущего специалиста в контексте перспектив ее жизненно-профессионального путиформирующий характер исследования, который выражается в его преобразующем воздействии на субъекта воспитательного процессаличностная и социально-профессиональная ориентация проводимых воспитательных мероприятий.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: содержательный анализ научных источников, диссертационных исследований, учебных и методических материалов, касающихся предметов этического цикла, опыта педагогических инновацийпедагогическая диагностикапрямое и косвенное наблюдения, опросные и тестовые методы, анкетированиесистемный анализ и синтез продуктов деятельности студентов медицинского колледжаматематическая обработка экспериментальных данныхпедагогический эксперимент, сравнение, обобщение.

Этапы исследования и опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось в период с 2003 по 2007 гг. на базе ГОУ СПО «Саратовский медицинский колледж».

Первый этап, поисковый (2003 — 2004 гг.), включал в себя истори-ко-критический анализ и теоретическое осмысление психолого-педагогической, культурологической, социологической литературы по проблеме исследования, определение методологических атрибутов исследования (целей, задач научного поиска, формулировку гипотезы и разработку программы и методики проведения педагогического исследования). На этом этапе был разработан концептуальный замысел исследования, определена эмпирическая база, систематизированы Второй этап, теоретико-проектировочный (2004 — 2005 гг.), был посвящен определению методологических и разработке организационно-педагогических аспектов конструирования авторской технологии развития нравственных качеств в профессиональной подготовке студентов медицинского колледжа и экспериментальной программы ее реализации в образовательно-воспитательной практике.

Третий этап, опытно-экспериментальный (2005 — 2007 гг.), явился этапом реализации программы экспериментального исследования, разработки методических рекомендаций для использования полученных результатов в практике работы по развитию нравственных качеств у студентов медицинского колледжа. На этом этапе обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, проводилась математическая обработка экспериментальных данных, проверялась эффективность сконструированной технологии, осуществлялось оформление материалов диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем: поставлены и решены приоритетные задачи развития нравственных качеств у студентов медицинского колледжауточнено понятие нравственности, понимаемой как система интеллектуально-эмоциональных убеждений личности, форма общественного сознания и вид общественных отношений, определяющих духовно-нравственную направленность и поведение личности в социуме, субъективное отношение человека к различным сторонам социального бытия — к людям, профессиональной деятельности, самому себе и окружающему миру в целомданы содержательные характеристики нравственных качеств, обоснована возможность их развития в процессе профессиональной подготовки студентов медицинского колледжавыявлены психолого-педагогические условия (информационно-методические, воспитательно-образовательные, социальные, мотивационные), реализация которых обеспечивает развитие нравственных качеств у студентов медицинского колледжаопределены методологические ориентиры и теоретические основания проектирования технологии развития нравственных качеств (системный, деятельностный и профессионально-ориентированный подходы, использование и реализация идей педагогического прогнозирования) — теоретически обоснована и разработана технология развития нравственных качеств в профессиональной подготовке студентов медицинского колледжа, включающая организационно-мотивационный, аналитико-диагностический, содержательно-деятельностный, оценочно-результативный этапы, каждый из которых имеет собственное содержательное наполнение и целевую установку, ценность которой состоит в ее динамичности и операциональное&trade— научно обоснованы уровни (высокий, средний, низкий), характеризующие степень нравственной воспитанности студентов медицинского колледжа, в качестве критериев выявления которых выступают: нравственное отношение к жизненным и профессиональным ценностям (нравственная мотивация), способность к эмпатии, развитие нравственных качеств, включенность студентов в нравственный процессразработан диагностический инструментарий, позволяющий проводить педагогический мониторинг качества технологии развития нравственных качеств и реализующего ее научно-методического инструментария.

Теоретическая значимость исследования состоит в развитии дидактических представлений о проектировании технологии развития нравственных качеств у студентов медицинского колледжав теоретическом обосновании необходимости повышения уровня нравственного развития студентов медицинского колледжа в процессе их профессиональной подготовки, которое вносит существенный вклад в дальнейшее развитие концептуальных идей теории и методики профессионального образованиярассмотрении теоретических оснований и разработке технологии развития нравственных качеств у студентов медицинского колледжа, направленной на формирование личности будущего специалиста медицинского профиля, способной к продуктивной организации профессиональной деятельности и реализации профессиональных функций в соответствии с нравственными.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные теоретические положения и методические рекомендации, авторская технология могут помочь организаторам воспитательного процесса образовательных учреждений медицинского профиля эффективно решать задачи развития нравственных качеств у студентов в современных социокультурных условиях. Детальная проработка всех звеньев технологии, выводы и рекомендации выполненного исследования способствуют повышению эффективности развития внутренних установок студентов на самомотивацию, самоорганизацию, профессионально-нравственное саморазвитие и самосовершенствование.

Достоверность и научная обоснованность теоретических выводов и практических рекомендаций обеспечиваются методологической аргументированностью исходных теоретических положенийнаучно обоснованной логикой исследования проблемывыбором методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, продолжительностью опытно-экспериментальной работыстатистическим анализом данных, полученных по результатам ответов участников исследования.

Апробация и внедрение результатов полученных в ходе диссертационной работы осуществлялись в соответствии с основными этапами исследования в процессе выступлений с докладами на научно-методических и научно-практических конференциях регионального и межвузовского уровней. Основные положения и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского (2004 — 2006 гг.), кафедры военной психофизиологии и научно-методическом совете Саратовского военно-медицинского института (2007 г.) — на Всероссийской научно-методической конференции «Современное профессиональное образование: актуальные проблемы и перспективы развития» (Волгоград, 2004 г.) — на Межвузовской научно-практической конференции «Основные концепции теории и методики профессионального образования» (Толь.

Научные результаты исследования, теоретические положения и выводы диссертации, ее научно-методический инструментарий используются в образовательном процессе ГОУ СПО «Саратовский медицинский колледж Росздрава», ГОУ СПО «Самарский медицинский колледж имени Н. Ляпиной», ГОУ СПО «Самарское медицинское училище», ГОУ СПО.

Тольяттинское медицинское училище" (Самарская обл.), ГОУ СПО «Ба-лашовское медицинское училище» (Саратовская обл.).

На защиту выносятся:

1. Понятийно-терминологическое обеспечение проблемы развития нравственности будущих специалистов медицинского профиля среднего звена, понимаемой как система интеллектуально-эмоциональных убеждений личности, форма общественного сознания и вид общественных отношений, определяющих духовно-нравственную направленность и поведение личности в социуме, субъективное отношение человека к различным сторонам социального бытия — к людям, профессиональной деятельности, самому себе и окружающему миру в целом.

2. Комплекс психолого-педагогических условий (информационно-дидактические, воспитательно-образовательные, социальные, мо-тивационные), обеспечивающих развитие нравственных качеств у студентов медицинского колледжа.

3. Технология развития нравственных качеств, представленная совокупностью способов и приемов, охватывающих исследуемый процесс от постановки цели до анализа его результатов, спроектированная на основе профессионально-ориентированного подхода и обеспечивающая реализацию научно обоснованного, сбалансированного процесса управления нравственным развитием будущих специалистов медицинского профиля среднего звена.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ВЫВОДЫ.

1. В исследовании сконструирована технология развития нравственных качеств у студентов медицинского колледжа, представляющая собой совокупность организационных и методических установок, определяющих подбор, компоновку и задействование педагогического инструментария, необходимого для развития нравственных качеств. Данная технология включает совокупность этапов (организационно-мотивационный, аналитико-диагностический, содержательно-деятельностный, оценочнорезультативный), каждый из которых, являясь компонентом целостного процесса развития нравственных качеств личности, вместе с тем, преследует определенную цель и имеет собственное содержательное наполнение.

2. Проведенный эксперимент убедительно показал необходимость дифференцированного подхода к студентам, что потребовало выявления исходного уровня нравственной воспитанности каждого из них. Это способствовало проведению соответствующей коррекции разработанной технологии. В этой связи весьма эффективна предложенная диагностика по выделенным критериям (отношение к жизненным и профессиональным ценностям (нравственная мотивация), способность к эмпатии, уровень развития нравственных качеств), предполагающая комплексное использование ряда методик, направленных на повышение достоверности полученного материала.

Завершая исследование, следует отметить, что сконструированная технология развития нравственных качеств у будущих медицинских работников и программа воспитательной работы, реализующая ее основные положения в практике воспитательной деятельности в медицинском колледже, позволили так организовать воспитательный процесс, что у студентов повысился уровень сформированности исследуемых качеств. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет использовать предлагаемые материалы в воспитательном процессе образовательных учреждений медицинского профиля.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Разработанная технология развития нравственных качеств у специалистов медицинского профиля среднего звена и реализующее ее научно-методическое обеспечение могут быть использованы в образовательном процессе учебных заведений медицинского профиля в системе как среднего, так и высшего профессионального медицинского образования и в процессе повышения квалификации медицинских работников.

2. Разработанную программу воспитательной работы, включающую вопросы теории нравственности и практические рекомендации по организации деятельности специалистов медицинского профиля в ситуациях, требующих нравственного выбора, реализовать в образовательном процессе медицинских колледжей в рамках вариативной части учебной программы дисциплины «Психология».

3. В процессе организации профессиональной подготовки медицинских работников использовать модель выпускника медицинского колледжа, применять разработанные автором критериальную программу и диагностический инструментарий в процессе определения уровней развития нравственных качеств специалистов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А.Абульханова-Славская. -М., 1980. -288 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К.А.Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. -М., 1981.
  3. , А.И. Проблематика развития российского образования / А. И. Адамский // Перемены. -2000. -№ 2.
  4. , Т. Ф. Методологические проблемы педагогической технологии / Т. Ф. Акбашев // Теоретико-методологические проблемы учебно-воспитательного процесса в школе и педвузе: сб.науч.тр. Волгоград, 1986. — С. 5−8.
  5. , В.И. Педагогика творческого саморазвития /
  6. B.И.Андреев. -Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1997. -566 с.
  7. , И.И. Молодежная субкультура: нормы и системы ценностей / И. И. Андреева, Н. Я. Голубкова, Л. Г. Новикова // Соц.исследования. 1989. -№ 4.
  8. , Е.А. Биоэтика / Е. А. Андриянова, В. В. Власов. -Саратов, 2003.-С. 11.
  9. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформы 60-х гг.) / Сост. П. А. Лебедев. -М., 1987.
  10. , И.М. Социология США: проблемы и поиски решения / И. М. Антонович. -М., 1996.
  11. , Л.И. О динамическом подходе к изучению личности / Л.И.Анцыферова// Психологический журнал. 1991. -Т.2. -№ 2.1. C.4.
  12. , JI.M. Социально-этические проблемы теории личности / Л. М. Архангельский. -М.: Мысль, 1974. -221 с.
  13. , В. Г. Функции социальных систем / В. Г. Афанасьев // Социологические исследования. 1980. — № 2. — С.40−44.
  14. , Ю.К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. -М., 1983.
  15. , Е.Н. О воспитании и воспитательных системах / Е. Н. Барышников, И. А. Колесникова. -СПб., 1996. -С.10−15.
  16. , В.А. Деятельность педагога-методиста в системе муниципального образования: Методические рекомендации / В. А. Беляева, А. А. Петренко. -М.: АРКТИ, 2004. -160 с.
  17. , В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  18. , B.C. Нравственность. Культура. Современность: Философские размышления о жизненных проблемах / В. С. Библер. -М.: Знание, 1990. -62 с.
  19. , П.П. Личность ребенка и воспитание / П. П. Блонский // Психология и дети. 1917. -№ 1.
  20. , М.Н. Социальные нормы и регуляция поведения / М. Н. Бобнева. -М., 1978. -311 с.
  21. , В. И. Педагогическая технология: эволюция понятия / В. И. Боголюбов // Советская педагогика. 1991. — № 9. — С. 10 -14.
  22. , А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев. М.: Флинта-Наука, 1998. -168 с.
  23. , А.А. Психология личности / А. А. Бодалев. -М., 1988. -180 с.
  24. , Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории / Н. И. Болдырев. -М., 1979. -223 с.
  25. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. — Т. 20. — М., 1988. -680 с.
  26. , Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. -№ 4.- С.11−17.
  27. , Е.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. -Ростов-на-Дону, 1999. -560 с.
  28. , Н.В. Педагогика: Учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. -СПб., 2000.
  29. , Н.М. Моделирование воспитательного процесса / Н. М. Борытко // Воспитательная деятельность: методология, содержание, технологии. -Астрахань, 2001. -С.217−244.
  30. , С. С. Эффективность деятельности в зависимости от структуры профессионально важных качеств / С. С. Бубнова // Проблемы системогенеза деятельности. Ярославль: Изд-во Яро-славск. ун-та, 1980. -С.67−83.
  31. , Л.П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. -М.: Мысль, 1978. -215 с.
  32. Бух, Е. П. Ф. Лесгафт и его теория формирования нравственных основ личности / Е. Бух // Воспитание школьников: Научно-методический журнал. 2004. -№ 4. -С.57−64.
  33. , В. А. Методики и технологии образования / В. А. Бух-валов. -Рига, 1994. 62с.
  34. , А. П. Философские основания современной парадигмы образования / А. П. Валицкая // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 1519.
  35. , Б.А. Энциклопедический словарь / Б. А. Введенский. Т.2. -М.: Советская энциклопедия, 1964. С. 47.
  36. , А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / А. А. Вербицкий. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 75 с.
  37. , А.А. Вопросы генезиса и саморегуляции познавательной и профессиональной деятельности / А. А. Вербицкий // Новые исследования в психологии. Педагогика. 1977. -№ 1.
  38. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. -М., 1979. -288 с.
  39. , А.Ф. Целостная личность: сущность и пути формирования / А. Ф. Волков. Ростов н/Д, 1995.- 189 с.
  40. Вопросы социальной психологии личности: Межвуз.сб.науч.тр. Вып.1 // Под ред. Шамионова P.M. -Саратов, 2000. -172 с.
  41. , Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства / Б.З.Вульфов// Внешкольник. 2002. -№ 6. -С.12−16.
  42. , JI. Г. Сущность личностно-ориентированной парадигмы образования: методологические, общедидактические и методические аспекты / JI. Г. Вяткин и др. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000.- 134 с.
  43. , Р. Эстафета труда, надежд и веры / Р. Габдулхаков // Народное образование. 2000.- № 6. -С.44−45.
  44. , Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения / Ф.Гартман. -М., 2001. -С. 173.
  45. , К.А. О человеке / К. А. Гельвеций. -М., 1938. -687 с.
  46. , Б.С. Философия образования / Б. С. Гершунский. -М., 1996. -С. 199.
  47. , Э. Социология / Э. Гидденс- науч. ред. В. А. Ядов- общ. ред. JI. С. Гурьевой, JI. Н. Иосилевича. М.: Эдиториал УРСС, 1999.-704 с.
  48. , Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Глас, Дж. Стэнли- под ред. Ю. П. Адлера. М.: Прогресс, 1976.-496 с.
  49. , Н. Панорама взглядов на воспитание / Н. Голованова // Воспитание школьников: Научно-методический журнал. 2004. -№ 7. -С.2−5.
  50. Гуггенбюль-Крейг, А. Власть архетипа в психотерапии и медицине / А. Гуггенбюль-Крейг. -СПб., 1997. -С.59.
  51. , В. С. Современные образовательные технологии / В. С. Гусарова // Специалист. 1996. № 1. — С.20−21.
  52. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В. И. Даль. -М., 1978. Т.З. -С.24.
  53. , А. А. Основы общей и прикладной акмеологии / А. А. Деркач, — М., 1995.-С. 163.
  54. , А. А. Психология развития профессионала: учеб. пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова. М.: РАГС, 2000. — 124 с.
  55. , О.Г. Проблемы нравственности / О. Г. Дробницкий. -М, 1977. -333 с.
  56. , В. В. О профессии врача: некоторые аспекты высшего медицинского образования / В. В. Ермаков, И. И. Косарев. М.: Знание, 1978. — 64 с.
  57. , Г. И. Педагогика в понятиях и определениях / Г. И. Железовская. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. — 56 с.
  58. , В.П. Преемственность учебной деятельности в системе «школа военный вуз»: дисс. д-ра пед. наук /.П.Жуковский. -Тольятти, 1999.
  59. , В. К. Технологии в образовании / В. К. Загвоздкин // Педагогика. 1997. — № 3. — С.55−56.
  60. , JI. В. Основы педагогической технологии / Л. В. Загре-кова // Высшее образование в России. 1997. — № 4. — С. 97−98.
  61. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая Высш. шк., 1992. — 72 с.
  62. , И.И. Нравственное воспитание учащихся / И. И. Зарецкая. -М, 1986.
  63. , Н.С. Культурные смыслы науки / Н. С. Злобин. -М.: ОЛ-МА-ПРЕСС, 1977.
  64. , В.Г. Этика / В. Г. Иванов. -СПб.: Питер, 2007. -176 с. (Серия «Краткий курс»).
  65. , B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В. С. Ильин. -М., 1984. -С.44−45, 55.
  66. , Т.А. Педагогика / Т. А. Ильина. -М.: Просвещение, 1987. -С.43.
  67. , М.З. Социология воспитания / М. З. Ильчиков, Б. А. Смирнов. -М., 1996. -114 с.
  68. , Д.Б. Воспитание ума и сердца. 2-е изд. / Д. Б. Кабалевский -М.: Просвещение, 1984. -206 с.
  69. , М.С. Системный подход и гуманитарное знание / М. С. Каган. -Л.: ЛГУ, 1991. -384 с.
  70. , М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) / М. С. Каган. -М.: Изд-во полит. лит-ры, 1974. -328 с.
  71. , М.И. О воспитании и образовании / М. И. Калинин. -М., 1976. -335 с.
  72. , В.А. Стать человеком / В. А. Караковский. -М., 1993. -С.45−47.
  73. , И.А. Формирование у будущих учителей умений педагогического целеполагания: дис.. канд.пед.наук / И. А. Каралаш. -Волгоград, 1994.
  74. , М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. М., 1994. — 412 с.
  75. , М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. -80 с.
  76. А.Ю. Педагогический словарь / А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова. -М.: Изд. центр «Академия», 2000. -176 с.
  77. , А.Ю. Педагогика / А. Ю. Коджаспиров. -М.: Изд. центр «ВЛАДОС», 2002.- 438 с.
  78. , Г. М. История и философия образования в таблицах и схемах / Г. М. Коджаспирова. -М., 1998.
  79. , Э. Азбука нравственности / Э. Козлов // Воспитание школьников: Научно-методический журнал. 2004. -№ 9. -С.38−40.
  80. , И.А. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания / И. А. Колесникова, Л. С. Нагавкина, Е. Н. Барышникова. -СПб., 1994.
  81. , И.А. Воспитание человеческих качеств / И.А.Колесникова//Педагогика. 1998. -№ 8. -С.26−32.
  82. , И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин: дисс. д-ра пед. наук: 13.00.01 / И. А. Колесникова. Л., 1991. -С. 107.
  83. , О.И. Преемственность формирования учебной деятельности в системе «лицей-вуз»: дисс.канд.пед.наук / О. И. Коломок. -Саратов, 1998.-170 с.
  84. , Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А. И. Пискунов. -М., 1971.- С. 127.
  85. , Я.А. Избр.пед.соч. В 2-х т. / Я. А. Коменский. -М., 1982. Т.1.-354 с.
  86. Кон, И. С. Психология ранней юности. Кн. для учителя / И. С. Кон. -М.: Просвещение, 1989. -92 с.
  87. Конфликтология / К. Е. Халин, Ю. В. Климова, Е. В. Левкина, Н. А. Богатырева. -М.: Экзамен, 2005. 192 с.
  88. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д. М. Гвитиани, Н. И. Лапина. -М, 1998.
  89. , Н.К. Педагогические сочинения / Н. К. Крупская // Под ред. Н. К. Гончарова. Т.З. -М: Изд-во АПН СССР, 1959. -798 с.
  90. , В.А. Психология / В. А. Крутецкий. -М: Просвещение, 1980. -304 с.
  91. , Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста: метод. пособие / Н. Б. Крылова. М.: Высш. шк., 1990. — 142 с.
  92. , Н.Б. Культурные модели образования с позиции постмодернисткой педагогики / Н. Б. Крылова // Новые ценности образования. Культурные модели школ. Вып.7. -М., 1997. -С.185−203.
  93. , Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого / Н. Б. Крылова // Классный руководитель: Научно-методический журнал. -М., 2000. № 3. -С.92−103.
  94. , Н.Б. Социокультурный контекст образования / Н. Б. Крылова // Новые ценности образования: содержание гуманитарного образования. Вып.2. -М.: Инноватор, 1995. -С.87−103.
  95. , Н. В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
  96. , Б. Куда идет Россия / Б.Курашвили. -М., 1994. -220 с.
  97. , Г. И. Цель и способы воспитания / Г. И. Легенький. -М, 1990. -С.13−16.
  98. , А.А. Общение как объект психологического исследования // В сб.: Методологические проблемы социальной психологии/А.А.Леонтьев.-М., 1975.
  99. , А.Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. -М., 1975.-304 с.
  100. , И. Я. Внимание: технологии обучения / И. Я. Лернер // Советская педагогика. 1990. — № 3. -С. 138.
  101. , В.Т. Молодежь о времени и о себе: результаты социологического исследования / В. Т. Лисовский // Педагогика. 1998. -№ 4.
  102. , А. С верою в силу добра / А. Лихачёв // Воспитание школьников. 1997. — № 6. -С.3−4.
  103. , Б.Т. Педагогика. Курс лекций / Б. Т. Лихачев. -М.: Юрайт, 1998. 464с.
  104. , Д.С. Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем / Д. С. Лихачев. -М.: Сов. Россия, 1988.-142с.
  105. , Д.С. Заметки и наблюдения / Д. С. Лихачев. -Л., 1989. -605 с.
  106. , Д.С. О национальном характере русских / Д. С. Лихачев // Вопросы философии. 1990. -№ 4. -С.6.
  107. , О.В. Педагогическая психология воспитания: Учеб.пособ. для шк. психологов и педагогов / О. В. Лишин // Под ред. Д. И. Фельдштейна -М.: Ин-т практ. психологии, 1997. -252 с.
  108. , Б. Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков. М.: Наука, 1980. — 280 с.
  109. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. -М.: Наука, 1984. -444 с.
  110. , Л. Воспитание как со-бытие / Л. Лузина // Воспитание школьников: Научно-методический журнал. 2004. -№ 8,9. -С.2−8- 4−6.
  111. , М.В. Здоровый образ жизни: учеб. пособие / М. В. Лысогорская, М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова. Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» — «Добродея», 2006. -43с.
  112. , В. Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / В. Я. Ляудис. М., 1980. — 325 с.
  113. , В.Я. Методика преподавания психологии / В. Я. Ляудис. -М.: Изд-во МГУ, 1984. -255 с.
  114. , А.С. Сочинения. В 7 томах / А. С. Макаренко. Т.5. -М., 1958. -С.118.
  115. , И.С. Нравственное становление личности школьника / И. С. Марьенко. М.: Педагогика, 1985. — 104 с.
  116. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе: Организация и планирование работы- Из опыта работы школ г. Воронежа / авт.-сост. Т. М. Кумицкая, О. Е. Жиренко. -М.: 5 за знания, 2006.-240 с.
  117. Материальные, духовные и организационные факторы формирования нового человека: Сб. статей / Под ред. С. И. Никишина. -М.: Изд-во МГУ, 1986. -244 с.
  118. Методика воспитательного процесса. Лекции по педагогике. -М., 1969. -336 с.
  119. Методика воспитательной работы. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. П. Азаров, Л. М. Байтенова, Е. П. Белозерцев и др.: Под ред.: Л. И. Рувинского. М.: Просвещение, 1989. — 335 с.
  120. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид // Избранные произведения. -М., 1988. -429с.
  121. , Т. В. Педагогическая этика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Мишаткина. Ростов н / Д: Феникс- Минск: ТетраСистемс, 2004. — 304 с.
  122. Молодежь: будущее России/ Под ред. И. М. Ильинского. -М., 1995.
  123. , В. Человек, мораль, воспитание: Пер. с болгарск. / В.Момов. -М., 1975.-163 с.
  124. Моральные ценности и личность // С. Ф. Анисимов, Ю. М. Смоленцев, А. В. Разин и др.- под ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаева. -М.: Изд-во МГУ, 1994. -175 с.
  125. , Т. С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? / Т. С. Назарова // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 20−27.
  126. , В. Я. Социология образования / В. Я. Нечаев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.-С.25.
  127. Нравственное воспитание в средней школе / сост. И. А. Тисленкова. -Волгоград: Учитель, 2007. -156 с.
  128. Образование в поисках жизненных смыслов/ Под ред. Е. В. Бондаревской. -Ростов н/Д, 1996.
  129. , С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова // Российская академия наук. Институт русского языка имени В. В. Виноградова. -4-е изд., доп. -М.: Азбуковник, 1998.-944 с.
  130. , Л.Я. Спутник классного руководителя: пособие для учителя / Л. Я. Олиференко. М.: Просвещение, 1990. -144с.
  131. Опыт разработки концепций воспитания/ Отв. ред. Е. В. Бондаревская. -Ростов н/Д, 1993. -С.24.
  132. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой.-М., 1980. -С. 124.
  133. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Основы православного образования в России // Педагогика. 1995. -№ 3. -С.79.
  134. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. -М., 1998. -С.83.
  135. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: Просвещение, 1987. -478 с.
  136. Педагогическая энциклопедия. -М., 1994.
  137. , В.А. Личностно-развивающее взаимодействие /
  138. B.А.Петровский, В. К. Каменко, И. Б. Котова. -Ростов н/Д., 1993. -509 с.
  139. , Н.И. Вопросы жизни. Избр. пед. соч. / Н. И. Пирогов. -М., 1953.
  140. , В.И. Педагогическая этика: книга для учителя / В. И. Писаренко, И. Я. Писаренко. -Мн.: Нар. асвета, 1986. -240с.
  141. , Е.В. Ценности в процессе передачи опыта поколений: автореф. дис.. канд.филос.наук / Е. В. Плотникова. -М., 1993. -24 с.
  142. , И. П. Педагогика: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / И. П. Подласый. М., 1996.1. C. 569.
  143. , Н.Ю. Логико-гносеологический и дидактический статус познавательной задачи в высшей школе // Вопросы активности студентов / Н. Ю. Посталюк. -Казань: Изд-во КГУ, 1982.
  144. , М. М. Управление развитием школы / М. М. Поташник, В. С. Лазарев. М., 1995. — 338 с.
  145. Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медицинского вуза: сб.науч.трудов 1-го Моск. мед. ин-та им. И. М. Сеченова. -М., 1976.-212 с.
  146. , Л. Г. Организационная социальная психология / Л. Г. Почебут, В. А. Чикер. СПб.: Речь, 2000. — 186 с.
  147. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания / Под ред. И. А. Колесниковой. -СПб., 1994.
  148. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина: М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Т. 1. — 312 с.
  149. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина: М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Т. 2. — 248 с.
  150. Психологический словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М., 1990. -351 с.
  151. Психология и педагогика: учеб. пособие / под ред. К. А. Абульха-новой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М.: Совершенство, 1998. — 320 с.
  152. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин М.: Центр, — 2000 — 256 с.
  153. , А.А. Этика: Учеб. пособие / А. А. Радугин. -М.: Центр, 2003. -224 с.
  154. , К. Эмпатия / К. Роджерс // Психология эмоций. М., 1984.-С. 34−45.
  155. Роль философии в формировании научно-технической элиты: Материалы международного симпозиума. -Тверь, 1994.
  156. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т. 1. — 608 с.
  157. , С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -М., 1976. 416 с.
  158. Сайт лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО: http://www. ethos.narod.ru/lesson.html
  159. , И.Ф. Нравственное воспитание / И. Ф. Свадковский. -М.: Педагогика, 1972.-144с.
  160. , Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  161. Н.А. Об облике советского врача // Избранные произведения / Н. А. Семашко. -М, 1954. -С. 242.
  162. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. -М., 1999.
  163. , В.Я. О роли педагогического взаимодействия // Вестник высшей школы / В. Я. Сквирский. 1987. № 6. -С.28−36.
  164. , Д. Г. Способы разрешения конфликтов / Д. Г. Скотт. -Киев: Изд. об-во ВЕК, 1991. 185 с.
  165. , Д. Г. Конфликты, пути их преодоления / Д. Г. Скотт. Киев, 1988.-230 с.
  166. , В. А. Доминанта деятельности / В. А. Сластенин // Народное образование. 1997. — № 9. — С. 41−42.
  167. , Е.С. Воспитание молодого поколения как задача школы и общества / Е. С. Смрнова // Петербургская школа. 1998. № 3. -С.42−43.
  168. , В.М. Социология нравственного развития личности / В. М. Соколов. -М.: Политиздат, 1980. -240 с.
  169. , В.А. Неотложные проблемы теории и практики воспитания / В. А. Сухомлинский // Народное образование. 1961. -№ 10.
  170. , В.А. Нравственный идеал молодого поколения / В. А. Сухомлинский. -М., 1971. -152 с.
  171. , В.А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. -М.: Молодая гвардия, 1979. -335 с.
  172. , О. Диагностика воспитательной работы в классе / О. Тараненко // Воспитание школьников: Научно-методический журнал. 2004.- № 7. -С.20−27.
  173. Теория воспитания: учеб.-метод пособие / сост. М. П. Зиновьева. -Саратов: ОАО «Мелон», 2005. -158 с.
  174. Теория и практика воспитательных систем/ Под ред. Л. И. Новиковой. -М.: ИТП и МИО РАО, 1993.
  175. Технологии социальной работы: учебник / под общ. ред. Е. И. Хо-лостовой. -М.: ИНФРА-М, 2001. -318 с.
  176. С.Ю. Этика и общая медицина / Гиппократ- С. Ю. Тро-хачев.- СПб.: Азбука, 2001. 352 с.
  177. , М.Б. Отражения в культуре отношений нравственности / М. Б. Туровский // Философские науки. 1989. -№ 11.
  178. Управление воспитательной системой школы: Проблемы и пути решения // Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. -М., 1999. -С.8.
  179. , К.Д. Собрание сочинений: В И т. / К. Д. Ушинский. -М, 1950.
  180. , К.Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении / К. Д. Ушинский // Избр. пед. соч. Т.1. Вопросы воспитания.-М., 1953.-С.165.
  181. , Дж. Личность и личностный рост / Дж. Фейдисмен, Р.Фрейгер. -М., 1991. Вып. 1. -С.23−26.
  182. , Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. И. Фельдштейн. -М., 1995.
  183. , В.П. Особенности взаимодействия преподавателя и студентов при активном методе обучения: дисс.канд.пед.наук /.П.Феофилова.-JI., 1983. -212 с.
  184. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталь, П. Ф. Юдина. -М., 1968.-786 с.
  185. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. -М., 1987. -С.358.
  186. Философский энциклопедический словарь / под ред. А. Ф. Ильичева и др. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.
  187. , Е.М. Моральная культура общества / Е. М. Фрадин. -Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. с.-х. академии, 1994. -122 с.
  188. , Ф. А. Педагогическая технология в исторической перспективе / Ф. А. Фрадкин // История педагогической технологии: сб.науч. тр.- М., 1992.-С. 12.
  189. , И.Ф. Теория нравственного воспитания /. Минск, 1972.
  190. , И.Ф. Саморазвитие личности и воспитание/ И.Ф.Харламов//Советская педагогика. 1990. -№ 12.
  191. , X. Мотивация и деятельность: в 2 т. / X. Хекхаузен. -М.: Педагогика, 1986. Т. 1. — 408 е.- Т. 2. — 392 с.
  192. , Д. В. Технологии обучения в высшей школе / Д. В. Чернилевский, О. К. Филатов. -М., 1996. С. 6.
  193. , Ю. К. Квалитативные технологии обучения / Ю. К. Чернова. -Тольятти: Изд-во фонда «Развитие через образование», 1998.-160 с.
  194. , В.Д. Философия образования и образование / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1993.-181 с.
  195. , В.Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 1996. -264 с.
  196. , И.А. Искусство врачевания / И. А. Шамов. -Махачкала, 1987.-С.119−142.
  197. Шаталов, A.A. JI.H. Толстой о воспитании человека / АЛ.Шаталов. -Воронеж, 1995. -С.130.
  198. , С.Т. Педагогические сочинения: В 4 Т./ С. Т. Шацкий // Под ред. И. А. Каирова. -М.: Просвещение, Т.4., 1964. -328 с.
  199. , Н.И. Социальная психология в образовании / Н. И. Шевандрин. -М.: Владос, 1995.
  200. , А.И. Духовная культура молодежи как объект социологических исследований: автореф. дис.. д-ра социол. наук / А. И. Шендрик. -М., 1991. -43 с.
  201. , Н.П. Обретение целостности / Н. П. Шишлянникова // Искусство и образование. 1999. -№ 2(8). -С. 49−53.
  202. , Е.Н. Гуманизация образования и профессиональная подготовка учителей / Е. Н. Шиянов. -М., 1991.
  203. Школа этикета / сост. Л. С. Лихачева. 3-е изд. -Екатеринбург: Сред.-Урал.кн.изд-во, 1998. — 448 с.
  204. , Н. Нравственное воспитание / Н. Шуркова // Воспитание школьников. 1990. -№ 1−3.
  205. , А.Б. Красота воспитывает человека / А. Б. Щербо, Д. Н. Джола. -Киев.: Изд-во: «Радянська школа», 1980. изд.2-е. -104 с.
  206. , Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. -М.: Педагогика, 1988. -208с.
  207. , Д.В. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. В. Эльконин //
  208. Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Международная педагогическая академия. 1995. 224 с.
  209. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. М., 1998. — 568 с.
  210. , П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
  211. , П.М. Психология чувств / П. М. Якобсон. -М., 1956.
  212. , П.М. Чувства, их развитие и воспитание / П.МЛкобсон. -М.: Знание, 1976. -64 с.
  213. , В. А. Педагогическая психология: учеб. пособие / В. А. Якунин- Европейский институт экспертов. СПб., 1998. — С. 15.
  214. , М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания/М.Г.Яновская. -М., 1986.
  215. , М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика» (биоэтика) /М.Я.Яровинский. -М., 1999. -С.24.
  216. , М.Я. Формирование основных понятий медицинской этики и деонтологии // История врачебной деонтологии: V Симпозиум по истории медицины СССР — ГДР. Тез. докл. / М. Я. Яровинский. -М., 1983. -С.13−17.
  217. , Р. С. Социальная геронтология: учеб. пособие для студентов медицинских вузов / Р. С. Яцемирская, И. Г. Беленькая. М.: Владос, 1999. — 224 с.
  218. Argyle, М. The Psychology of Interpersonal Behaviour / Michael Ar-gyle. 2. ed. — London: Resding & Farenham, 1977. — 288 p.
  219. Cross-cultural Psychology: Research and Applications. Cambridge: University Press, 1999. — 459 p.
  220. Hahn, T. Motivation. Motivforschung, Motivtheorien / Toni Hahn. -Berlin: Deutscher Verl. Der Wissensck, 1985. 132 s.
  221. Hall, E. Psychology today / E. Hall, M. Lamb, M. Perlmutter. Random House, New York, 1986.-506 p.
  222. Jackson, B. Education and the working class / B.Jackson. Ark Paperbacks, 1986.
  223. Kappa Carraz, R.P. Recherche en education et en socialization de Г enfant / R.P. Kappa Carraz. Paris: 1983. P. 15.
  224. National Center for Health Statistics. Advance report of final mortality statistics. 1986 Monthly Vital Statistics Report /vol. 37/no/6/ Hy-attsville / MD Department of Health and Human Services. 1988. -354 p.
  225. Patterson, С. H. The Therapeutic Relationship: Foundations for
  226. Eclectic Psychotherapy / С. H. Patterson. Monterrey: Brooks Colet
  227. Publishing Company, 1985. 255 p.
  228. Tenbruk, F.N. Reprasentative kultur / F.N. Tenbruk // Sozia struktur und kultur / Hrsg. Von H. Haferkamp / Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1990.
  229. The Handbook of Social Studies in Health and Medicine / Edited by Gary L. Albrecht, Ray Fitzpatrik, and Susan C. Scrimshow. London: SAGE Publications, 2000. — 545 p.
  230. Watkins, E. A. Removing Cultural and Ethnic Barriers to Health Care: Based on Proceedings of National Conference / E. A. Watkins.-Washington, 1985. 267 p.
  231. Модель выпускника медицинского колледжа Блок № 1. Мотивация.1. Модуль: «Социальный».
  232. Модуль: «Учебный (профессиональный)».
  233. Особенности профессиональной деятельности (специфику профессиональной деятельности в различных ситуациях).
  234. Состав, сущность основных профессиональных действий и порядок их использования в профессиональной практике.
  235. Требования, предъявляемые к личности профессиональной деятельностью, владеть подходами и методами формирования и корректировки профессионально важных качеств личности адекватно требованиям деятельности.1. Модуль: «Умения"1. Выпускник должен уметь:
  236. Уметь ставить индивидуальные цели в профессиональной деятельности по удовлетворению личных потребностей в саморазвитии, самовыражении, самосовершенствовании- стремиться к самосовершенствованию в деятельности, повышению профессионального уровня.
  237. Уметь прогнозировать и планировать профессиональную деятельность, технологично организовывать и осуществлять достоверный контроль результатов собственной деятельности, принимать решения по их корректировке.
  238. Уметь адекватно оценивать собственную деятельность и деятельность других людей.
  239. Уметь анализировать, прогнозировать, оценивать и принимать неадекватные решения в нестандартных ситуациях, в условиях неопределенности, при выполнении профессиональных обязанностей в экстремальных условиях деятельности.
  240. Это должна быть личность, имеющая гуманистическое мировоззрение, активную гражданскую и жизненную позицию, способная
Заполнить форму текущей работой