Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблемы высшего профессионального образования и роль аккредитации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Самую длительную традицию в аккредитации высших учебных заведений имеют США. Американская система аккредитации образовательных учреждений зародилась в конце XIX столетия, как система противодействия фальшивому образованию, которое стали представлять некоторые новые коммерческие учреждения, фактически продававшие дипломы об образовании и тем самым, наносящие ущерб добропорядочным организациям… Читать ещё >

Проблемы высшего профессионального образования и роль аккредитации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РОЛЬ АККРЕДИТАЦИИ

Проблема качества, естественно, является центральной в любой реформе: полезность реформы относительна, если она не ведет, в конечном счете, к повышению качества образования, и реформа просто вредна, если в результате качество ухудшается. Совместные образовательные программы, высокий уровень академической мобильности — вс? это предполагает сравнимый (и достаточно высокий) уровень качества подготовки специалистов с высшим образованием. Существуют два основных направления в реализации должного качества в системе высшего образования. Первое — это наделение государственных органов управления образованием функциями гаранта качества; например, в Финляндии в состав административных органов Министерства образования входит специальный Финский аттестационный совет по высшему образованию. Иногда предлагают введение наднациональных органов обеспечения качества образования и соответствующего контроля, но у этой идеи относительно мало сторонников. Второе направление — это передача основных функций по обеспечению качества образования специальным общественным организациям: агентствам, советам, ассоциациям, учреждаемым профессиональными корпорациями, т. е. сообществом соответствующих специалистов. В последнее время все больше сторонников приобретает именно второй из указанных подходов (или же предлагается сочетание государственного и корпоративного контроля качества). Во-первых, обеспечение качества высшего образования не только сводится к механизмам контроля. Должен разрабатываться целостный механизм управления качеством: следует, прежде всего, создавать условия, благоприятные для того, чтобы преподаватель хорошо преподавал, а учащийся хорошо учился. Весь процесс, при всем его творческом характере, индивидуальном подходе, интерактивности и диалогичности обучения, в идеале должен приобретать вид «технологической цепочки» с постоянным мониторингом промежуточных результатов; конечный результат «срабатывания» такой цепочки обеспечивает приобретение обучающимся заданного множества знаний, умений, навыков. Во-вторых, необходимо сочетать внутренний и внешний контроль качества образования: хотя именно вуз несет полноту ответственности за качество подготавливаемых выпускников. Поэтому все более распространяющаяся практика заключается в сочетании самообследования/самооценки вуза с оценкой его деятельности со стороны внешних организаций — будь то органы государственного контроля или профессиональные агентства. Желательно различать также качество образовательной программы, качество реализации программы в данном вузе (что оценивается на материале репрезентативной выборки выпускников) и, наконец, качество подготовки каждого индивидуального выпускника. В 1995 г. ЮНЕСКО, во исполнение решений своей Генеральной конференции, был разработан программный документ под названием «Реформа и развитие высшего образования».

Многие из вопросов отражены в указанном документе, где отмечается также важность преодоления разрыва между средним и высшим образованием, а также необходимость более активно вести работу по развитию мотивации и профессиональной ориентации абитуриентов. Существует и активно сотрудничает со структурами Болонского процесса Европейская сеть по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA), членами которой являются 42 агентства (ассоциации), занимающихся оценкой качества образования в различных сферах и странах Европы.

Понятие аккредитации в сфере образования неразрывно связано с понятием качества образования: аккредитация — это официальное признание уполномоченными на то инстанциями, что подготовка по данной образовательной программе, в данном вузе и т. п. отвечает заданным стандартам качества. Следует различать аккредитацию отдельных образовательных программ и аккредитацию вуза в целом.

По мере диверсификации услуг в сфере образования появляются и новые формы аккредитации. Большинство национальных аккредитационных структур проводят свою работу независимо от государства и вузов путем привлечения внешних экспертов, предварительной самооценки самих вузов, совместной экспертизы и публикации отчетов. Вместе с тем, эксперты в области аккредитации и оценки качества в европейских рамках Болонской декларации рекомендуют вырабатывать общие критерии и методы аккредитации, способствующие признанию решений национальных агентств, исходить из национального процедурного и методического многообразия, разработать общеевропейский глоссарий терминов, внедрить эффективную культуру качества при активном участии всех сторон: правительства, вузов, органов аккредитации и оценки, преподавателей и студентов, обеспечить прозрачность процессов аккредитации как обязательное условие доверия, выполнять определенные обязательства по улучшению оцениваемых квалификаций и самих учебных заведений.

Аккредитация — это процесс, посредством которого аккредитационный орган оценивает качество деятельности вуза в целом или отдельных образовательных программ вуза с целью признания их соответствия определенным стандартам и критериям [1].

Аккредитация подразделяется на институциональную и специализированную, а также на национальную и международную.

Институциональная аккредитация — аккредитация организации образования в целом.

Специализированная аккредитация — аккредитация отдельных образовательных программ вуза.

Национальная аккредитация — аккредитация организации образования или образовательной программы аккредитационным агентством в рамках страны.

Международная аккредитация — аккредитация образовательной программы зарубежным аккредитационным агентством [2].

Самую длительную традицию в аккредитации высших учебных заведений имеют США. Американская система аккредитации образовательных учреждений зародилась в конце XIX столетия, как система противодействия фальшивому образованию, которое стали представлять некоторые новые коммерческие учреждения, фактически продававшие дипломы об образовании и тем самым, наносящие ущерб добропорядочным организациям. Система аккредитации возникла в форме неправительственных добровольных региональных или специализированных по профессиям ассоциаций, предоставляющих подтверждение надежности учреждения образования на основе институциональных аудитов и анализа программ. Эти органы аккредитации не имели, и не имеют в настоящее время, полномочий непосредственно от государства. Но федеральное правительство и правительства штатов полагаются на их аккредитацию для того, чтобы установить преемственность различных форм финансирования. Среди спектра учреждений аккредитации установлено взаимное доверие, что разрешает передачу кредита и допуск к академическим программам. Обзоры учреждений образования используют методологию самообследования и посещений внешними, опытными экспертами для проверки выполнения учреждением или программой минимума пороговых стандартов и критериев, сформулированных органом аккредитации. Существенной особенностью американской системы аккредитации является то, что международная аккредитация в ней практически полностью отсутствует, исключение составляет лишь аккредитация образования медицинских сестер. Несмотря на фактическую национальную замкнутость, это не препятствует системе США оказывать большое влияние на другие страны, развивающие их собственные подходы.

Действующая в США система аккредитации имеет почти столетнюю историю и в настоящее время включает в себя около сотни различных аккредитационных организаций (агентств).

Специализированная аккредитация производится специализированными в отдельных областях знания аккредитационными агентствами, организованными на основе общественно — профессиональных обществ и организаций, таких как ассоциации инженеров, юристов, врачей, библиотечных работников, журналистов или медсестер. Таким образом, специализированная аккредитация носит полностью профессионально-общественный характер. Типичным примером такого специализированного агентства, сфера влияния которого распространяется более, чем на 60 стран мира, является АВЕТ (Accreditation Board for Engineering and Technology — Аккредитационная комиссия США по технике и технологии), представляющая собою ассоциацию, созданную на основе 30 профессиональных инженерных обществ и организаций Соединенных штатов Америки. Департамент образования США и Совет по аккредитации высшего образования признают АВЕТ в качестве единственного агентства, ответственного за аккредитацию образовательных программ, направленных на получение академических степеней в технике, технических технологиях и связанных с техникой областях.

Необходимо отметить, что аккредитацию в АВЕТ проходят только программы, предлагаемые американскими вузами или вузами, находящимися на территории США. АВЕТ проводит оценку инженерного образования и в зарубежных вузах, но следствием такой оценки, которая производится по тем же методике и критериям, как и в американских вузах, является не аккредитация соответствующих программ, а их эквивалентизация. Этот термин означает признание того, что представленные программы существенным образом эквивалентны по содержанию и полученным знаниям, аналогичным аккредитированным программам вузов США, но могут отличаться от них по форме или методике изложения материала [3].

В Европе многие страны интересуются установлением процедур аккредитации, но национальные проявления такого процесса очень разнообразны. Вообще, аккредитация воспринимается в качестве возможных дальнейших шагов в развитии механизмов проверки качества. Проверка качества, которая является системой в большинстве европейских стран в течение приблизительно десяти лет, несомненно, усилила внутреннее усовершенствование, но еще не привела к внешнему санкционированию качества. Так как большинство европейских систем высшего образования управляется государством, учреждения и программы получают их формальное признание непосредственно от государства. В соответствии с увеличением автономии, аккредитация считается возможным ответом на потребность передачи признания учреждений и программ от государства автономным структурам, организующим внешнюю оценку качества. Стимул в этом направлении определен в соответствии с Болонской декларацией. Болонская декларация стремится установить европейское пространство высшего образования, улучшая прозрачность, совместимость и сравнимость европейских систем высшего образования. Аккредитация в этом процессе рассматривается как возможное средство для гарантии выполнения минимальных стандартов качества в европейском масштабе. Болонский процесс, в тоже время ставит задачу соблюдения баланса между национальной автономией и интеграционным европейским подходом. В этом смысле, создание централизованного европейского агентства аккредитации не рассматривается как необходимая задача в ходе реализации Болонского процесса. Тем не менее, европейское сотрудничество, приводящее к общей структуре рекомендаций по развитию минимальных критериев и тестовых эталонов, рассматривается как многообещающий подход [3].

В настоящее время в Европе существует 5 важнейших аккредитационных систем:

  • — EQUIS/EQUAL/EFMD — Европейская система по улучшению качества; - WFME — Мировая федерация медицинского образования;
  • — Euro-Inf — Европейская ассоциация химической отрасли;
  • — ECTN — Европейская ассоциация химической отрасли (звание евробака-лавра);
  • — ENAEE — Европейская сеть по аккредитации и инженерному образованию. В Германии в 1998 году был учрежден Совет по аккредитации. В него вхо

дят шесть аккредитационных агентств:

  • — AQUAS — Агентство по гарантии качества и аккредитации образовательных программ;
  • — ZEvA — Центральное агентство по аттестации и аккредитации;
  • — ACQUIN — Учреждение по аккредитации, сертификации и гарантии качества;
  • — ASIIN — Агентство по аккредитации образовательных программ точных наук;
  • — FIBAA — Фонд по аккредитации международного бизнеса и управления;
  • — ANPGS — Агентство по аккредитации образовательных программ для специальных образовательных структур, здравоохранения и социальной работы.

Наибольший интерес для технических вузов, желающих пройти специализированную аккредитацию, является агентство по аккредитации образовательных программ точных наук АСИИН (ASIIN).

АСИИН как некоммерческое зарегистрированное объединение имеет с 2002 года аккредитацию Германского Аккредитационного Совета и работает в следующих областях научных знаний:

  • · Машиностроение / Технология производственных процессов
  • · Строительство и геодезия, архитектура
  • · Городское и региональное планирование
  • · Физические технологии, материалы и способы их обработки
  • · Аграрные науки, науки о питании и экология
  • · Физика
  • · Электротехника и информационная техника
  • · Информатика
  • · Экономическая информатика
  • · Экономическая инженерия
  • · Химия
  • · Геонауки
  • · Математика

Как предпочтительный партнер ВУЗов при проведении аккредитации образовательных программ в области инженерии, информатики, естественных наук и математики это агентство обладает рядом преимуществ, а именно:

  • — прочные и широкие контакты АСИИН с научной и экономической сферами;
  • — тесное сотрудничество поставщиков и потребителей образовательных услуг од крышей АСИИН;
  • — большой резерв высококвалифицированных аудиторов;
  • — эффективное и быстрое проведение аккредитационных процедур наряду с их компетентным, клиентоориентированным сопровождением;
  • — большой диапазон аккредитуемых образовательных программ и особая квалификация агентства в деле проведения аккредитации междисциплинарных образовательных программ;
  • — широкое международное признание АСИИН в сети международных контактов (например, ESOEPE — European Standing Observatory for the Engineering Profession and Education / Европейская постоянная наблюдательная комиссия по инженерному образованию), находящая свое отражение в различных партнерских связях в рамках Вашингтонского соглашения в целях получения международного признания аккредитованных образовательных программ и в рамках проекта «Европейский Аккредитованный Инженер — EUR — ACE» (European Accredited Engineer — EUR-ACE) в целях получения европейского признания аккредитованных образовательных программ.
  • 1. Мотова Г. Н., Наводнов В. Г., Куклин В. Ж., Савельев Б. С. Системы аккредитации за рубежом.- М., 1998. -180 с.
  • 2. Инновационная индустрия науки и знаний — Стратегический ресурс Казахстана в XXI веке. -ТОО «Региональный технопарк г. Астаны», 19.09.2007.
  • 3. Мотова Г. К вопросу о международной аккредитации // Вестник высшей школы «Alma mater», 2003. № 1. С37.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой