Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Воспитание нравственных качеств младших школьников как психолого-педагогическая проблема

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах Н. М. Болдырева, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей… Читать ещё >

Воспитание нравственных качеств младших школьников как психолого-педагогическая проблема (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Историко-педагогический аспект проблемы нравственного воспитания учащихся начальной школы

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства… Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным — значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю».

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль: «Мораль (от лат. „mores“ — нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)». В. И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». У С. И. Ожегова нравственность — это «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой.

В понимании нравственного воспитания в истории культуры сложилось четыре основные традиции:

  • — патерналистская (нравственное воспитание как почитание старших);
  • — религиозно-церковная (нравственное воспитание как поддержание авторитета веры);
  • — просветительская (нравственное воспитание как результат освоения научных знаний);
  • — коммунитарная (нравственное воспитание как процесс формирования чувства коллективизма).

Нравственность — та часть жизни, которая связана с делами человека, его практическим поведением, реальными действиями. Внимательно наблюдая за жизнью, деятельностью, поступками человека, постепенно формируется четко-определенное правило поведения — мораль. Именно норма морали указывает человеку на необходимость трудиться, а не жить за чужой счет, осуждает и запрещает воровство, обман. Она превращает в необходимость быть честным, верным дружбе и любви, проявлять уважение к старшим, воспитывать в себе скромность, тактичность, порядочность. Главная задача нравственных правил, норм — создать образец поведения человека по отношению к другим людям. Сила нравственных норм огромна, так как основана на силе общественного мнения. Мораль издавна выступает регулятором взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом (в отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опирается на принуждение со стороны государства).

В.А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах Н. М. Болдырева, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М. Гей, А. А. Горонидзе, А. А. Калюжный, Т. Ф. Лысенко и др.).

Педагогический аспект проблемы формирования и развития нравственных качеств личности чаще всего рассматривается в русле учебно-воспитательной деятельности. В работах И. С. Марьенко, О. С. Богдановой раскрывается процесс нравственного воспитания школьников, выявляются формы и методы организации нравственного просвещения, уточняется специфика усвоения нравственных норм поведения, особенности формирования нравственного опыта.

Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности школьника, И. С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьник социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения.

На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Школа является одним из основных звеньев в системе воспитания подрастающего поколения. В воспитании младших школьников, считает Ю. К. Бабанский, должен доминировать именно нравственный аспект: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

Специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками и взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.

На определение роли планирования, как в учебной деятельности, так и в нравственном поведении детей младшего школьного возраста было направлено внимание Л. И. Матвеевой. В своих исследованиях она обращается к формированию нравственных мотивов поведения, а также его оценки и самооценки.

В трудах психологов Б. Г. Ананьева, А. И. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна проблема самооценки рассматривается во взаимосвязи с проблемой самосознания личности. Самооценка характеризуется как стержень процесса самосознания, показатель уровня его развития, как личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания.

С точки зрения С. Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения. Ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.

Отмечается, что на протяжении школьного возраста у детей происходят существенные изменения в понимании нравственных качеств личности, в умении видеть эти качества у самого себя и у сверстников (С.Г. Якобсон, Н. Э. Фокина, В.Г. Щур). Дети в начальной школе уже способны обобщать содержание нравственных понятий, усваиваемых ими в процессе жизнедеятельности, что важно учитывать в формировании опыта конкретных человеческих отношений и поступков.

Нравственные аспекты становления личности выделены С. Ф. Анисимовым, В. И. Бакштановским, Г. С. Смирновым. В работах A.M. Архангельского, Н. Н. Крутова современное состояние общества рассматривается в контексте моральных норм и усиления гуманистической направленности ценностных ориентаций человека.

Итак, теоретический анализ состояния проблемы нравственного воспитания школьников позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять за основу при повышении уровня нравственного воспитания школьников.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой