Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика развития коммуникативно-речевых умений учащихся на уроках башкирского языка в 5-8 классах городских общеобразовательных учреждений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимо разработать методику развития коммуникативно-речевых умений учащихся на башкирском языке в городских условиях, уточнить возможности уроков родного языка в процессе общего и интеллектуального развития учащихся, так как существует социальный заказ общества на повышение интеллектуального и культурного потенциала учащихся. Настоящее исследование является итогом более чем… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Психолого-педагогические проблемы развития коммуникативно-речевых умений учащихся 5−8 классов в городских условиях
    • 1. 1. Пихолого-педагогические и методические предпосылки развития коммуникативно-речевых умений учащихся
    • 1. 2. Структура и содержание процесса развития коммуникативно-речевых умений учащихся
    • 1. 3. Мотивированный подход к изучению башкирского языка как необходимое условие развития речевыхумений учащихся
  • Выводы по I главе
  • II глава. Состояние работы по развитию коммуникативно-речевых умений учащихся в городских условиях
    • 2. 1. Состояние обучения и уровень владения башкирским языком учащимися
    • 2. 2. Анализ действующих программ и учебников по родному языку с точки зрения проблемы исследования
    • 2. 3. Типичные ошибки учащихся на башкирском языке
  • Выводы по II главе
  • III глава. Дидактические и методические основы эффективного развития коммуникативно-речевых умений учащихся на уроках башкирского языка в условиях городских школ
    • 3. 1. Реализация принципов развивающего обучения на уроках башкирского языка
    • 3. 2. Сопоставительное изучение башкиского и русского языков
    • 3. 3. Методы и приемы развития коммуникативно-речевых умений учащихся
    • 3. 4. Педагогический эксперимент и его результаты
  • Выводы по III главе

Методика развития коммуникативно-речевых умений учащихся на уроках башкирского языка в 5-8 классах городских общеобразовательных учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Перемены, произошедшие в стране, требуют возрождения национального самосознания и повышения интереса к родной культуре, истории, языку и литературе во всех регионах нашей страны. Эти явления характерны и для Республики Башкортостан.

Основными признаками любой нации являются язык и национальная культура. Долгие года не было должной заботы о сохранении и развитии башкирского языка, но в последнее время с началом демократических преобразований в стране начали широко обсуждаться проблемы, связанные с развитием башкирского языка.

Изменения, произошедшие на территории Российской Федерации, способствовали поднятию статуса башкирского языка. Законы Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» (1991), «Об образовании» (1992) актуализируют положение о придании статуса государственного языка национальному языку того или иного этноса. Эти документы нацеливают на изучение языка как важнейшего орудия и средства коммуникации, как значимого элемента культуры, в них отмечается, что все языки народов России являются историко-культурным наследием и находятся под защитой государства.

На территории Башкортостана сегодня башкирский язык наряду с русским является государственным, и этот статус языка закреплен в Основном Законе — Конституции республики. Поэтому его изучение в школе и других учебных заведениях является обязательным.

Ведущая роль при этом отводится школе, в том числе ее среднему звену, которое служит базой для дальнейшего более углубленного обучения башкирскому языку в старших классах.

Преподавание башкирского языка в школах республики осуществляется в трех направлениях:

— преподавание башкирского языка как родного в башкирских сельских школах;

— преподавание башкирского языка как родного детям-башкирам, с русскоязычным общением и мышлением, преимущественно в городских условиях;

— преподавание башкирского языка как государственного языка Республики Башкортостан детям разных национальностей.

Каждое из этих трех направлений имеет свою специфику и соответственно свои цели, содержание и методы работы.

В настоящее время широко обсуждаются вопросы, связанные с преподаванием башкирского языка как государственного во всех типах школ Республики. Но нет ни одного специального исследования по проблеме обучения башкирскому языку детей, живущих в городских условиях, которые в основном мыслят и общаются на русском языке. Не разработана и научно выверенная методика преподавания башкирского языка как родного в городских условиях, в то время как она отличается от методики преподавания башкирского языка в сельских школах, где 100% детей владеют разговорной речью.

Речь в жизни человека имеет огромное значение. М. И. Лисина выделяет ее три основные функции:

1) Речь — наиболее совершенное средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция.

2) Речь служит орудием осуществления многих психических функций. В этом состоит ее внутрииндивидуальная функция.

3) Речь предоставляет отдельному человеку канал связи для получения информации из сокровищницы общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом заключается общечеловеческая функция речи. (83.7).

Все эти три функции речи взаимосвязаны между собой. Мы рассматриваем в своей работе первую функцию речи. По мнению М. И. Лисиной она характерна для устной речи. По нашему глубокому убеждению, речь как средство общения между людьми реализуется как в устной (монологи, диалоги, дискуссии, беседа нескольких лиц и т. д.), так и в письменной форме (обмен письменной речью, письменные работы, письма, записки, заявления, объявления, обращения, сообщения по факсу и Интернету и т. д.).

Психологи сходятся во мнении, что речь человека неразрывными нитями связана с его мышлением, чувствами, с умением видеть, наблюдать, сравнивать, оценивать, дифференцировать тончайшие оттенки формы и содержания в явлениях окружающего мира. По мнению A.M. Власенкова «.нигде с такой очевидностью не проявляется решающая роль содержательной стороны речи, как в ходе обучения. .Развитие речи — это, прежде всего выработка умения видеть, наблюдать, сопоставлять и сравнивать, осмысливать увиденное, думать, упорядочить, систематизировать материал, то есть умение мыслить. Конечно, выработка данных умений предполагает развитие у учащихся и умения выразить, передать определенное содержание точными и яркими словами, правильными, емкими конструкциями» (31. 314).

В методике преподавания башкирского языка в настоящее время разрабатываются действенные и эффективные методы обучения. Однако анализ состояния изучения родного языка показывает, что здесь имеется обширный спектр теоретических и практических проблем. Прежде всего, это:

— отсутствие достаточно обоснованной методической системы обучения башкирскому языку в условиях городских школ;

— недостаточное обучение родному языку в семье и в дошкольных учреждениях, особенно в городах, районных центрах и рабочих поселках, где общение между людьми в основном происходит на русском языке;

— отсутствие преемственных государственных программ, учебников, учебно-методических пособий по башкирскому языку, начиная с дошкольного возраста до старшего звена;

— снижение уровня развития речи учащихся в целом как на родном, так и на языке межнационального общения;

— снижение интереса к чтению вследствие увлеченности детей различной современной техникой, достижениями научно-практического прогресса: компьютером, мобильной связью, телевидением и т. д.

— методика преподавания оказалась неподготовленной к столь масштабным преобразованиям, вытекающим из возрастающей роли башкирского языка во всех сферах общественной, экономической, политической жизни республики.

В преподавании башкирского языка до сих пор существуют противоречия:

— между потребностью в расширении сфер общения на родном языке и недостаточным уровнем теоретической м практической разработки данной проблемы;

— между требованиями современной методики обучения родному языку и отсутствием научно обоснованных современных методических решений в практике обучения башкирскому языку в городских условиях. Недостаточно изучены общие и специфические особенности контактирующих языков.

В последнее время вызывает тревогу у ученых, учителей, родителей, общественности низкий уровень развития речи школьников. На наш взгляд, существует ряд причин низкого уровня владения школьниками коммуникативно-речевыми умениями. Изучение состояния обучения башкирскому языку учащихся и уровня развития речи показало, что в начальных классах общеобразовательной школы степень практического владения родным языком не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Плохо развита диалогическая и монологическая речь, многие учащиеся не умеют строить монолог, в результате не создается база для развития в среднем звене коммуникативно-речевых умений подростков.

Во-вторых, в работе по развитию коммуникативно-речевых умений не в полной мере учитываются возрастные особенности школьника, который, как правило, мыслит конкретно и не всегда устанавливает внутреннюю взаимосвязь между словом и образом. (JI.B. Занков, Н. Я. Мещерякова и др.).

Многие выпускники школ по-прежнему слабо ориентируются в вопросах, связанных с культурой речи, не все умеют четко и логично излагать свои мысли, композиционно правильно оформлять свою речь, адекватно воспринимать и анализировать чужие высказывания, дискутировать, отстаивать свою точку зрения, не отличается их речь и чистотой. Очень беден словарный запас.

Преодолению этих противоречий способствует разработка требований к преподаванию языка и системы такой работы, которая решала бы в первую очередь задачи общего развития учащихся, а обучение соответствовало бы структуре и особенностям учебного материала по родному языку. Развитию связной речи способствует создание естественных условий коммуникации на уроках, которые предполагают выбор адекватных форм социального взаимодействия — групповой и парной. Это обусловлено тем, что общение по своей природе диалогично. Взаимодействие в парах и группах является основой для развития коммуникативно-речевых умений.

Таким образом, любая проблема, связанная с преподаванием башкирского языка на современном этапе в городских условиях требует всестороннего исследования. Этим обусловливается актуальность исследования проблемы развития коммуникативно-речевых умений учащихся 5−8 классов.

Необходимо разработать методику развития коммуникативно-речевых умений учащихся на башкирском языке в городских условиях, уточнить возможности уроков родного языка в процессе общего и интеллектуального развития учащихся, так как существует социальный заказ общества на повышение интеллектуального и культурного потенциала учащихся. Настоящее исследование является итогом более чем двадцативосьмилетнего опыта автора в области развития речи на башкирском языке в 5−8 классах городской общеобразовательной школы. Предметом специального рассмотрения выступают коммуникативно-речевые умения как необходимое условие речевого общения.

Результаты предпринятого анализа психологической, педагогической и методической литературы приводят к выводу о том, что вопрос развития речи представлен в теоретическом и практическом плане наиболее широко и полно в трудах известных филологов-русистов и методистов в области преподавания русского языка В. П. Вахтерова, А. Н, Гвоздева, Т. А. Ладыженской, А. И Власенкова, М. Р. Львова и других. Философские, методологические основы общения рассмотрены в работах Н. Г. Алексеева, Я. С. Трубецкого, В. В. Краевского, Б. Л. Вульфсона, М. И. Махмутова, И. Я. Лернера, Л. М. Зелениной, В. М. Полонского, М. С. Кагана, Б. Д. Парыгина. Психолого-педагогический аспект общения анализируется в трудах И. П. Павлова, Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, Я. Л. Коломинского, Б. Ф. Ломова, Н. Н. Обозова, Я.И. У майского, Л. В. Занкова, Т. Г. Григорьевой и других.

Общение как средство совершенствования речи в коммуникативной сфере исследуется в работах Н. Н. Богомоловой, Ю. Н. Емельянова, Р. А. Максимовой, Н. И. Жинкина, Л. А. Петровской и других. Мы опираемся в своей работе на труды, посвященные развитию башкирской речи: Д. С. Тикеева, И. А. Шарапова, В. Ш. Псянчина, Т. А. Биккузиной, Х. Г. Юсупова, Х. А. Тулумбаева и других, а также русской (неродной) Л. Г. Саяховой, К. К. Закирьянова.

Вопросы культуры речи и культуры общения рассмотрены в трудах В. В. Соколова, Поль Сопер и других.

Связь общего развития личности с характером и содержанием его речевой деятельности выдвигает в качестве общей цели курса «Башкирский язык» освоение учащимися основной функции — коммуникативной, в качестве его основной задачи — развитие речи школьника, формирование умений и навыков речевого общения.

Общепризнано, и исторический опыт это подтверждает, что обучение родному языку, обучение через родной язык играет первостепенную и исключительно большую роль в развитии коммуникативно-речевых умений.

Цель диссертационного исследования — разработка эффективной методики развития у учащихся коммуникативно-речевых умений на уроках башкирского языка в городских общеобразовательных учреждениях на основе принципов развивающего обучения.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1) изучить педагогическую, лингводидактическую, психологическую литературу по проблеме развития коммуникативно-речевых умений учащихся;

2) обосновать структуру и содержание учебного материала, обеспечивающего эффективную реализацию принципов развивающего обучения;

3) выявить общие закономерности развития мотивации к изучению башкирского языка;

4) экспериментально проверить эффективность разработанной методики развития коммуникативно-речевых умений в решении задач интеллектуального развития и повышения качества знаний учащихся в городских школах;

Объектом исследования является процесс обучения башкирскому языку в городских школах.

Предмет исследования — методика коммуникативно-речевых умений у учащихся на уроках башкирского языка.

Рабочая гипотеза исследования заключается в том, что овладение коммуникативно-речевыми умениями на уроках башкирского языка в в 5−8 классах будет эффективным, если:

1) оно строится с учетом коммуникативно-речевой направленности обучения языку на основе принципов развивающего обучения;

2) обучение ведется с учетом, прежде всего, уровня развития мотивации овладения башкирским языком и их психологических особенностей учащихся;

3) содержание обучения характеризуется сопоставительным изучением башкирского и русского языков.

Для реализации поставленной цели и в соответствии с научной гипотезой решались следующие задачи:

1) изучить педагогическую, лингводидактическую, психологическую литературу по проблеме развития коммуникативно-речевых умений учащихся;

2) обосновать структуру и содержание учебного материала, обеспечивающего эффективную реализацию принципов развивающего обучения;

3) выявить общие закономерности развития мотивации к изучению башкирского языка;

4) экспериментально проверить эффективность разработанной методики развития коммуникативно-речевых умений в решении задачи повышения качества знаний учащихся в городских школах.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— теоретические: изучение и анализ литературы по педагогике, психологии, лингвистике, методике преподавания, анализ действующих программ и учебников;

— эмпирические: педагогические измерения (наблюдение, беседа, анкетирование учителей, учащихся и родителей) — обобщение педагогического опыта инновационной деятельности учителейстатистические методы обработки результатов педагогического экспериментакачественный анализ результатов исследования.

Методологической основой исследования данной проблемы являются концептуальные положения теории речевой деятельности о взаимосвязи языка и мышления (JI.C. Выготский, А. Р. Лурия, А. А. Потебня и другие), психологические основы общения (Б.Ф. Ломов), положения теории речевой деятельности и языковой личности (Ю.Н. Караулов, А.А. Леонтьев), методики преподавания русского языка (М.Т. Баранов, Г. Г. Городилова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, З. Г. Сахипова, З.К. Тудвасева), методики преподавания башкирского языка (Т.А. Биккузина, Д. С. Тикеев, Х. А. Тулумбаев, концепция развивающего обучения (Л.В. Занков).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— разработана и внедрена современная методика развития коммуникативно-речевых умений учащихся на основе принципов развивающего обучения;

— предложена и обоснована методика развития мотивации учащихся к изучению башкирского языка в городских школах;

— определены эффективные методы и приемы сопоставительного изучения башкирского и русского языков с целью развития коммуникативно-речевых умений учащихся.

Теоретическая значимость состоит в том, что:

— на основе сопоставления башкирского и русского языков определены трудности изучения башкирского языка в 5−8 классах городских школ;

— определены этапы развития мотивации к изучению родного языка;

— выявлены типичные речевые ошибки и трудности обучения учащихся на родном языке в условиях сильной языковой интерференции.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

— разработана и внедрена в практику городских школ методика развития коммуникативно-речевых умений учащихся на основе принципов развивающего обучения и методов сопоставительного изучения башкирского языка;

— разработана система коммуникативно-речевых упражнений по башкирскому языку;

— разработаны методические рекомендации для учителей 5−8 классов по развитию коммуникативно-речевых умений на родном языке;

— результаты исследования могут быть использованы авторами программ и учебников, методических пособий по башкирскому языку.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Методика развития коммуникативно-речевых умений на уроках башкирского языка требует реализации следующих принципов развивающего обучения: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний, обучение быстрыми темпами, осознание учащимися процесса учения, работа над развитием всех учащихся.

2. Решение проблемы развития коммуникативно-речевых умений учащихся в 5−8 классах городских общеобразовательных учреждений предполагает использование на уроках упражнений, обеспечивающих включение учебно-речевых ситуаций и учебных дискуссий.

3. Одним из основных факторов развития коммуникативно-речевых умений школьников является мотив к изучению языку, который развивается в три этапа: а) исследовательский, б) проектировочный, в) исполнительский.

4. Сопоставительное изучение башкирского и русского языков помогает в активизации речевой деятельности, в устранении ошибок, возникающих в результате интерференции русского языка.

Исследовательская работа проводилась в три этапа с 1996 по 2004 г.

Первый этап (1996;1998) — теоретическое осмысление изучаемой проблемы, формулирование гипотезы и определение этапов экспериментальной работыобозначение круга вопросов, решение которых давало экспериментальное обучение, определение контингента для опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (1998;2001) — анализ теоретической, педагогической и методической литературы по проблемам развития коммуникативно-речевых умений учащихся среднего звена, анализ программ и учебников по башкирскому языку, используемых в школах республики, разработка исходных позиций исследования.

Третий этап (2001;2004) — осуществлялась разработка, экспериментальная проверка и апробация методики развития коммуникативно-речевых умений в экспериментальных классах, систематизация, обобщение и обработка результатов исследования, оформление диссертации.

Экспериментальной базой исследования явились средняя общеобразовательная школа № 4, гимназия № 25 и школа-интернат, г. Салавата, гимназия № 3 г. Стерлитамака, гимназия-интернат п. Красноусольска.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены общей методологической базой, использованием методов, адекватных целям и задачам, исследования, длительностью экспериментальной проверки, сочетанием качественного и количественного анализа результатов экспери-мента.

Диссертация состоит из трех глав, заключения, библиографии и 4 приложений. Общий объем диссертации 175 страниц.

Во введении обоснована актуальность темыраскрыта проблема исследованияопределены цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методы исследования, сформулированы положения, выносимые на защитусообщаются результаты апробации.

В первой главе «Психолого-педагогические проблемы развития коммуникативно-речевых умений учащихся 5−8 классов в городских школах» дается анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования. Рассматриваются понятие «коммуниктивно-речевое умение» и методика поэтапного развития мотив изучения башкирского языка.

Во второй главе «Состояние работы по развитию коммуникативно-речевых умений учащихся в городских школах» характеризуются языковая ситуация в Республике Башкортостан, анализируются действующие программы и учебники в аспекте исследуемой темы, рассматриваются типичные речевые ошибки учащихся на башкирском языке, возникающие в результате интерференции русского языка.

В третьей главе «Дидактические и методические основы эффективного развития коммуникативно-речевых умений учащихся на уроках башкирского языка в условиях городских школ» описывается методика реализации принципов развивающего обучения и сопоставительного изучения башкирского и русского языков. В этой главе представлены результаты анкетирования учащихся, учителе и родителей. Здесь же описана организация и проведение трехэтапного педагогического эксперимента по теме исследования.

В заключении обобщаются итоги исследования, формулируются основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту.

В приложениях даются разработки уроков по развитию речи и система творческих упражнений и таблицы.

Выводы по III главе.

Анализ результатов педагогического эксперимента в целом показывает, что предлагаемая методика осуществления развивающего обучения при развитии коммуникативно-речевых умений подростков является более эффективной в сравнении с другими технологиями обучения. Интенсивно растет уровень мыслительной деятельности учащихся, который косвенно проявляется в улучшении результатов тестирования интеллектуального развития, а также при выполнении творческих задач по родному языку. Повышается также познавательная активность учащихся при изучении башкирского языка, развивается языковая интуиция даже у самых слабых учеников, что позволяет учителю отказаться от дополнительных занятий с ними.

Сопоставительное изучение башкирского и русского языков дает неплохие результаты. При сопоставлении языковых явлений и понятий учитель опирается на знания учащихся и их практический опыт. Обучение при этом происходит в процессе коллективной деятельности обучаемых. Учащиеся на уроке сами составляют сравнительные таблицы, которые используются как опорные конспекты (Приложение 1).

Выделены основные проблемы, намеченные по общим вопросам сопоставительног метода лбучения: а) выснение сущности сопоставительного обученияб) обоснование необходимости его примененияв) определние способов его использования в практитке.

Организация учителем на уроках учебных ситуативных диалогов наиболее полно отвечает требованиям развития коммуникативно-речевых умений.

Основным методом работы на уроках является учебная дискуссия, в результате чего учащиеся сами добывают знания, сравнивают, сопоставляют, у них развиваются мышление, коммуникативные умения и навыки. В этой главе даны конкретные методические рекомендации по организации учебной дискуссии, по проведению работы над ошибками, выполнению письменных заданий.

В ходе эксперимента проводилось много письменных работсочинений, а количество орфографических упражнений сократилось, в силу того, что башкирскому языку свойственны фонетический и фонологический принципы орфографии. Благодаря разработанной нами методике, учащиеся экспериментальной группы показали высокие результаты при выполнении контрольных работ и тестов на усвоение понятий, а также при написании изложений и сочинений. Повысились уровень обученности, культура речи и качества знаний учащихся, обогатился словарный запас. Все это позволяет ученикам чувствовать себя комфортно в детском коллективе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В настоящем исследовании была предпринята попытка теоретического обоснования коммуникативно-речевой направленности изучения башкирского языка в городских условиях. В работе затронуты как общие положения, так и частные вопросы развития учащихся. Несмотря на то, что в практике изучения родного языка имеются определенные достижения, уровень знаний учащихся не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Чтобы исправить такое положение, педагогически целесообразно выделить в среднем звене такие направления, как ориентация содержания и методов образования на единство когнитивных и коммуникативно-речевых умений учащихся, на формирование положительных мотивов обучения. Исследования показали, что наиболее перспективный характер имеет педагогическая технология развивающего обучения Л. В. Занкова. Она предполагает последовательную реализацию таких принципов, как: обучение на высоком уровне трудности, освоение глубоких теоретических знаний, осознание учащимися процесса обучения, обучение быстрыми темпами, развитие всех учащихся.

Предлагаемая нами система одновременно с обучением устной и письменной речи обеспечивает единство речевого и умственного развития школьников. Упражнения и задания предполагают аналитико-синтетическую деятельность, развивают способности подростков к абстрагированию, обобщению, переносу умения сравнивать, делать выводы, решать интеллектуально-речевые задачи.

2. Принципы обучения традиционной методики не учитывают специфики учебного материала по башкирскому языку и не позволяют реализовать его развивающий потенциал. Анализ этих принципов позволил нам выделить следующие направления в обучении:

— преимущественное использование логики перехода от «общего к частному» как движение «от целого к части» и «от абстрактного к конкретному» в процессе изучения учебного материалаобучение школьников анализу познавательной деятельности, осуществление рефлексии учебного процесса;

— развитие когнитивных и коммуникативных способностей учащихся в процессе совершенствования их предметной деятельности, формирование структуры мышления;

— широкое осуществление самостоятельной мыслительной деятельности в процессе постановки учебного эксперимента;

— применение на практике в качестве основного метода работыучебную дискуссию;

— увеличение количества устных и письменных работ по развитию коммуникативно-речевых умений, так как башкирская орфография основана на фонетическиз и фонологических принципах.

Предлагаемая методика развития коммуникативноречевых умений позволяет решать задачи развития способностей учащихся, поскольку дает возможность:

— формировать знания учащихся в рамках теории и практики языка;

— стимулировать интеллектуальное развитие школьников;

— развивать теоретическое и творческое мышление путем организации процесса обучения по принципу «от общего к частному»;

— развивать коммуникативно-речевые умения учащихся в процессе совершенствования их предметной деятельностиформировать структуру мышленияобучать диалектическому методу познания реальной действительности с учетом их возрастных особенностей;

— изучать родной (башкирский) язык на высоком уровне;

— воспитывать любовь к родному языку.

3. Очень хорошие результаты дает сопоставительное изучение русского и башкирского языков, так как многие явления одинаковы в двух языках. Сопоставительное изучение башкирского и русского зыков помогает устранению ошибок, связанных с нарушением порядка слов в предложении и неточностью словоупотребления.

4. Проведенное исследование подтвердило рабочую гипотезу: коммуникативно-речевые умения учащихся целенаправленно развиваются в подростковом возрасте, но не сами по себе, а только в определенных условиях развивающего образования. Такая работа должна проводиться с учетом индивидуальных и психологических особенностей учеников, на основе их жизненного опыта.

5. Коммуникативно-речеве упражнения пиобретаются только в условиях систематических упражнений и доверительного общения.

6. В исследовании разработана методика развития мотивации подростков к изучению родного языка.

Полученные результаты дают право утверждать, что уроки родного язы-ка предоставляют большие возможности для интеллектуального развития учащихся, где одной из основных задач является формирование теоретического и творческого мышления, коммуникативных навыков, когнитивных способностей учащихся, расширение их кругозора, и самое главное, воспитание культуры речи подростков.

Доказана эффективность предложенной методики развития коммуникативно-речевых умений, которая проводилась под руководством автора в 1996;2003 г. Данные семилетнего опыта апробации технологии развивающего обучения башкирскому языку демонстрируют не только необычайную для этого предмета заинтересованность учащихся, но и высокие показатели успеваемости. Кроме того, возрастают развивающие возможности уроков, меняется психологический климат в коллективе, повышается педагогическое мастерство учителей.

Педагогический эксперимент позволил увидеть перспективы дальнейшего развития методики преподавания родного языка:

— создание методики развивающего обучения башкирскому языку;

— методическое решение вопросов коммуникативно-речевой деятельности учащихся. Это особенно актуально в работе с детьми со слабым уровнем интеллектуального развития;

— структурирование учебного материала по принципу «от общего к частному» и «от абстрактного к конкретному» в рамках изучения родного языка;

— разработка новых методик, учебников, методических пособий альтернативных программ, отвечающих современным требованиям, с учетом особенностей национального состава республики;

— распространение передового опыта учителей башкирского языка;

— разработка и внедрение в практику новых педагогических технологий;

— сопоставительное изучение двух языков и координация содержания школьных программ по башкирскому и русскому языкам.

Экспериментальная проверка прдложенной методической системы подтвердила правомерность рабочей гипотезы исследования, дала возможность по-новому взглянуть на ряд вопросов, касающихся изучения родного языкапозволила проследить за процессом роста коммуникативно-речевых умений учащихся и за их общим развитием. На всех этапах экспериментальной работы наблюдался рост творческих способностей школьников, стремление к самосовершенствованию и самореализации.

Подтвержденные эффективности разработанной нами методики развития коммуникативно-речевых умений подростков позволило убедиться в том, что данная технология дает высокие результаты. Если в контрольной группе существенной динамики не прослеживается, то в экспериментальной наблюдается повышение обученности подростков, увеличение процента учащихся, находящихся на достаточно высоком уровне проявления своих способностей, снижение процента испытуемых с низким уровнем обученности.

Проведенное исследование является результатом общедидактических и методических подходов к решению проблемы развития коммуникативно-речевых умений учащихся как части их общего развития.

Внедрение результатов исследования в практику школ способствует совершенствованию процесса обучения башкирскому языку, повышению качества знаний учащихся, раньше не владеющих или слабо владеющих этим языком. Таким образом, данная методика позволяет решать актуальные задачи современной школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. MA. Формирование культуры общения у старшеклассников в образовательном процессе.- Уфа: Китап, 2001. — 35 с.
  2. Ф.Ф., Псянчин В. Ш. Родной язык. Учебник для 8−9 классов. Уфа: Китап, 2002. — 160 с.
  3. Э.Н., Галяутдинова Э. Н., Семаго М. Психолго медико — педагогический консилиум в общеобразовательном учреждении.- Уфа: Китап, 2002.- 100с.
  4. A.M. Родной язык: Учебник для 7 класса средней школы. — Уфа: Китап, 2002.- 160с.
  5. Г. И. Развитие речи городских детей-дошкольников не владеющих родным языком. -М., 1998. 175 с.
  6. Д. Когнитивная психология. Санкт-Петербург, 2000. -496 с.
  7. И.И., Дмитриева Н. Я., Товпинец И. П., Полякова А. В., Романовская З. И. Обучаем по системе Л.В.Занкова: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1994, — 255 с.
  8. Р. К эксперименту готовы. // Наука и школа. 2002,. № 8. -с.54.
  9. А.Ш., Юсупов Р. А. Основы методики обучения русскоязычных учащихся татарскому языку в начальных классах. Казань: 1998. — 100 с.
  10. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва-Воронеж, 1996. — 768 с.
  11. Р.Н. Выработка умений и навыков построения связной письменной речи при обучении армянскому языку.- Ереван, 1977. 174 с.
  12. Г. М. Педагогика. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 512 с.
  13. БабайцеваВ.В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: теория. Учебник для 5−9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1995.- 256 с.
  14. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. -192 с.
  15. Ю.К., Сластенин В. А., Сорокин А. А. и др. Педагогика. М.: Просвещение, 1988. -479 с.
  16. Г. Э. Развитие устной речи учащихся-калмыков при обучении родному языку с использованием аудио-визуальных средств. М., 1998. -161с.
  17. А. Три группы потребностей. // Директор школы, 1997, № 2 36−39 с.
  18. А.В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: Вла-дос, 2001.-176 с.
  19. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Москва-Воронеж: ч.1. 1996. — 318с.
  20. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Москва-Воронеж: ч.2. 1997. — 304 с.
  21. Р.Ф. Педагогические условия формирования творческих способностей младших школьников Уфа, 2001. -170 с.
  22. М.Р. Социальная психология. Международная педагогическая академия. М.: Просвещение, 1994. — 106 с.
  23. Блага Карел, Михаэл Шебек. Я твой ученик, ты — мой учитель. -М.: Просвещение, 1991. — 143 с.
  24. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы поведения детей и подростков. -М.: 1972.
  25. Г. В. Психология делового общения. М.: Инфра, 1998. — 224 с.
  26. В.Ф. Из опыта работы учителей русского языка. Алма-Ата, 1991.-96 с.
  27. JI.JI. Культура речи. Ростов-на-Дону, 2001. -448 с.
  28. .М. Современная когнитивная психология. -М.: Издание МГУ, 1982.-336 с.
  29. Х.Ю. Актуальные проблемы теории и практики речевой деятельности.-М.: 1988.
  30. A.M. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1973. — 384 с.
  31. В.В. Педагогика в двух словах. М.: Просвещение, 1999. — 192 с.
  32. JI.C. Педагогическая психология. //Под общей редакцией Давыдова В.В.). М.: 1991. — 480 с.
  33. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М.: Просвещение, — 366 с.
  34. Х.Ж. Теоретические основы развивающего обучения математике. Екатеринбург, 1997. 160 с.
  35. Г. Усложненные простые предложения в башкирском языке.// учитель Башкортостана. Уфа, 2004 -№ 5. — 33 с.
  36. В.В. Психологические основы развития устной речи. М.: 1965.
  37. Г. Г. Учет психолингвистических факторов русского и родного языков в развитии речевых умений учащихся на начальном этапе обучения. // Сборник научных статей. М.: 1993.
  38. Т.Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения. Новосибирск. 1999. 173 с.
  39. Л.Е. Методическое пособие для 9 класса по обучению сочинениям. Волгоград, 1996. — 60 с.
  40. П.А., Горецкий В. Г. Работа над предложением и связной речью в начальных классах. М.: Просвещение. 1967. — 128 с.
  41. В.В., Сиденко А. С., Проблемы, особенности и процедуры освоения новых образовательных технологий в педагогических коллективах. //Школьные технологии -М.,. 2001, № 1. 169−181 с.
  42. Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: 1996. — 160 с.
  43. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.- 240 с.
  44. В.В. Генезис развития личности в детском возрасте. //Вопросы психологии. 1992, № 1−2. 10−21 с.
  45. О.Г. Обучение дискуссионной речи.// Русский язык в школе. 1988, № 6, с.ЗО.
  46. Р.А., Габдулхаков В. Ф. Об оптимизации двуязычия в татарской школе.// Известия Академии педагогических наук. 2005, № 9. 422 с.
  47. В.Н. Некоторые проблемы корреляции типа культуры и языка общения, используемых в организации. Вопросы методики и лингводи-дактики. //Сборник научных статей. М., 1998. — 164 с.
  48. Р.А. Развитие потенциальных способностей учащихся на уроках химии. //Завуч. 2001, № 7, -118−121 с.
  49. Н.Н. Педагогические основы развития устной речи.//Сборник В защиту живого слова М.: 1996.
  50. В.Н. Практическая дидактика.// Школьные технологии. 2000, № 1.- 37−68 с.
  51. К.З. Методика обучения русской пунктуации в башкирской школе в связи с развитием речи. М.: 1960. — 300 с.
  52. К.З. О лексической с сочетаемости слов в русском и башкирском языках. //Вопросы методики русского языка в национальной школе. -Уфа.: 1975. 5−112 с.
  53. Закон «Об образовании РБ» Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. 1993. № 4. 77 с.
  54. JI.B. Обучение и развитие. М.: 1975.
  55. Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М:. 1960.
  56. JI.B. О видах обобщения в обучении. //Вопросы психологии. 1974, № 2.- 174−179 с.
  57. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
  58. В.И. Изучение чувашской устной речи учащихся с многонациональным составом. Чебоксары, 1998. — 200 с.
  59. М. О развитии устной и письменной речи учащихся. // Учитель Башкортостана. 2002. № 8, 59−62 с.
  60. Е.И. Рождение урока. М. Педагогика. 1986. — 176 с.
  61. О.Ю. Проблемно-коммуникативный подход как фактор активизации познавательной деятельности студентов Уфа. 1997.
  62. К.Г. Вопросы изучения словообразования в башкирском языке. //Учитель Башкортостана. 1997, № 2. 27−28 с.
  63. Г. Г. Лексика и терминология башкирского языка. Стерли-тамак, 2002, — 240 с.
  64. В.И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения. М.: Просвещение, 1991. — 240 с.
  65. Л.А. Психология. Словарь. М. 1990. — 494 с.
  66. Г. Д. Проблемы развивающего обучения. Активизация учебно-познавательной деятельности: //Сборник научных трудов ЛГПИ. Л.: 1985.- 15−21 с.
  67. И.Н. Речь основа основ. Педагогическое творчество современного учителя. — Стерлитамак, 1999. — 152 с.
  68. Я.А. Великая дидактика. Хрестоматия для истории педагогики: 2-х томах. Tl.-М.: Госучпедгиз, 1935.
  69. Конституция Республики Башкортостан. Уфа. 1994 .
  70. Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. //Директор школы. 2003, № 2. 175 с.
  71. А.П. О подростках. -М.: Педагогика, 1970. 272 с.
  72. Д. Использование системы развивающего обучения. //Учитель Башкортостана. 2003, № 5. 37 с.
  73. В.А., Цехмистрова Т. Д. Формирование у учащихся умений учиться. М.: Просвещение, 1983. — 80 с.
  74. М. Основы обучения родному (шорскому) языку в условиях двуязычия. -М.: 1997.
  75. Т.А. Система работы по развитию речи учащихся. -М.: Просвещение, 1972. -256 с.
  76. Т.А. Система обучения сочинениям на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1978.
  77. А.Н. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-274 с.
  78. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Наука, 1975. -268 с.
  79. А.Н. Избранные психологические произведения. Т 1. М.: Просвещение. — 392 с.
  80. М.И. Общение и речыразвитие речи у детей в общении со взрослыми. -М.: Педагогика, 1985. 208 с.
  81. М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М.: Просвещение, 1975. -176 с.
  82. М.Р. Методика развития речи младших школьников. М., 2003. — 238 с.
  83. А.Р. Лобные доли и регуляции поведения. М.: МГУ, 1956.
  84. З.Н., Скворцов Л. И., Дерягин В .Я. О культуре русской речи. -М.: Знание, 1987.- 176 с.
  85. Н.П., Чепурных Е. Е., Шурухт С. М. Обучение жизненно важным навыкам. Санкт-Петербург. 2002. — 288 с.
  86. А.К. Психология обучения подростка. //Знание. Серия педагогика и психология, 1975, № 8. 64 с.
  87. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н., Прогнозирование результатов образовательного процесса. //Школьные технологии. 2000, № 1. 68−72 с.
  88. М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань: 1972. -551 с.
  89. Методика развития речи. //Под редакцией Т. А. Ладыженской. М.: 1991. -240 с.
  90. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. -М.: Педагогика, 1991. 152 с.
  91. Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1983. — 111 с.
  92. Р.С. Психология. Т1- М.: 1994. 346 с.
  93. Н.В., Роганова З. Н. Экспериментальная программа и материалы по преподаванию русского языка в 5−6 классах. М.: 1996. -104 с.
  94. Е.И. Русская речь.// Учебное пособие. М., 1995. — 191 с.
  95. A.M. Мотивация как ведущий фактор. Преодоления индивидуально-психологических барьеров. //Вопросы методики и лингводидактики. -М.: 1998.-61−67 с.
  96. Г. Х. Роль внеклассной работы по кетскому языку. // Вопросы методики и лингводидактики. М.: 1998. — 67−72 с.
  97. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. // Под редакцией М. И. Лисиной. -М.: Педагогика, 1985. 208 с.
  98. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.- М.: Просвещение, 1991. 223 с.
  99. Педагогический словарь. М.: Просвещение, т.1 — 445 с.
  100. А.В. Развивающее обучение. Основные вопросы теории и практики вузовского обучения физике: Монография. Челябинск: Факел, 1997.
  101. А.В. Русский язык. 2 класс. // Методические рекомендации для учителя. М.: Федеральный научно-методический центр им. Л. В. Занкова.- 1999.-42 с.
  102. А.В. Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. М.: 2001. — 40 с.
  103. А.В. Творческие учебные задания для учащихся 1 -4 классов. Пособие для учителя. Самара: 1992. — 120 с.
  104. Поль Сопер. Основы искусства речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. -448 с.
  105. Ю. Реализация развивающей функции обучения в процессе изучения русского языка. Учитель Башкортостана. 1994. № 12. с. 55−57
  106. Психология. Словарь. Под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат. 1990. — 344 с.
  107. Психология. Под редакцией В. Н. Дружинина. Санкт-Петербург, 2000. -672 с.
  108. В.Ш., Псяншин В. Ю. Программы по башкирскому языку для 5−11 классов. Уфа, 2002. — 132 с.
  109. В.Ш., Псянчин В. Ю. Родной язык для 5 класса средней школы. -Уфа, 2003.-202 с.
  110. В.О. Азбука учебного труда. М.: Просвещение. 1988.144 с.
  111. А.А. Психология и педагогика. М.: 1992. — 256 с. 116. 117. Растегаева О. У каждого ребенка свой дар. //Директор школы. № 25.1997. 46с. -51.
  112. А.З. Психодидактика творчества. Уфа. 2003. — 286 с.
  113. З.Я. Культура и быт башкир: история и современность. Ватандаш. № 3, 2003. с. 146−162.
  114. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир. 1994. — 320 с.
  115. Рогов Е. И Психология общения. М.: Владос. — 336 с.
  116. С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург. 1997. -397 с.
  117. С.Л. Основы общей психологии. -М.: 1976. 553 с.
  118. Н.В. Педагогика. М.: 1972. — 303 с.
  119. Р.Д. Некоторые вопросы обучения башкирскому языку в городских школах // Сб. Студенческая наука. Стерлитамак, 2000, — с. 103−105.
  120. Р.Д. Творческие упражнения на уроках башкирского языка. //Учитель Башкортостана 2003, № 6 — с. 34.
  121. З.Г., Жуйков.С.Ф., Азнабаева Ф. Ф. Развивающее обучение на уроках русского языка в башкирской школе. Уфа: Китап, 1995. — 196 с.
  122. Л.Г. К вопросу о взаимосвязи лексики и грамматики в процессе обучения русскому языку в национальной (башкирской) школе. // Вопросы методики русского языка в национальной школе. Уфа: 1975. — 130.
  123. Г. К. Современные образовательные технологии. // Народное образование. -М: 1998. 256 с.
  124. О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. -М.: Просвещение, 1996. 175 с.
  125. М.И., Краевский В. В. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. М.: Педагогика, — 208 с.
  126. В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке. -М.: Просвещение, 1983. 128 с.
  127. Т.Б. Клуб учителей «за». // Начальная школа. 1994, № 3. 50−51с.
  128. Совершенствование методов обучения русскому языку. // Составитель Купалова А. Ю. М: Просвещение, 1981. — 160 с.
  129. В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995.- 192 с.
  130. А.Н. Внутренняя речь и мышление. М.: 1969.
  131. B.C. Философские начала целого знания. Соч. в 2-х т. М.: Мысль, 1976. т2. — 175 с.
  132. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: 1974. — 286 с.
  133. М.Р. Развитие связной устной речи учащихся 6−7 классов в процессе изучения морфологии удмуртского языка. М.: 1990. — 175 с.
  134. Д.С. Текст и его структура.// Учитель Башкортостана. 1994, № 5. -42−46 с.
  135. Д.С. Вопросительные предложения башкирского языка и порядок слов в них. //Учитель Башкортостана. 2001, № 5. с. 33−36
  136. Д.С., Валеева Г. Д. Структура и семантика текста в башкирском языке. Монография. Уфа: Гилем, 2002. — 174 с.
  137. Д.С., Валеева Г. Д. Башкирская речь. 5 класс. Уфа- Стерлитамак, 2001.-79 с.
  138. З.К. Речевые ошибки учащихся коми-пермяцких школ в родном и русском языках.// Сборник научных трудов. М.: 1982. 150 с.
  139. Х.А., Усманова М. Г., Габитова З. М., Давлетшина М. С., Ва-лишина Л.Г. Программа обучения башкирскому языку в школах с русским языком обучения.
  140. Л.Л. -Казань, 2000. 28 с.
  141. А.П. Реализация принципов развивающего обучения физике на основе комплексного использования средств наглядности. Екатеринбург, 1998. — 176 с.
  142. К.Д. Избранные педагогичесие произведения. М.: Просвещение. 1968. — 194 с.
  143. Х.С., Ахметов М. А., Тулумбаев Х. А. Родной язык для 6 класса средней школы. Уфа, 2000. — 240 с.
  144. З.Н. Дидактическая система обучения учащихся диалогической и монологической речи на родном (татарском) языке. Казань, 1997. -28 с.
  145. М. Северозападные башкиры, некоторые особенности их диалекта, проблемы преподавания башкирского языка. //Учитель Башкортостана. Уфа, 1997, № 1. 31−33 с.
  146. М.Г. Функционирование национального двуязычия в Башкирии. // Русский язык в башкирской школе. 1989, № 1. 38−40 с.
  147. Ф.Ф. Начальный этап обучения русскоязычных детей татарской устной речи. Казань, 1996. — 43 с.
  148. Ф.Г., Асадуллина Н. И. Мой башкирский язык. От 7 до 10.-Уфа, 2000. -68 с.
  149. Я. Развитие филологических способностей учащихся. // Учитель Башкортостана 2003,. № 5. 35−36. с.
  150. А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. М.: Владос, 2000. — 320 с.
  151. Н.И. Психологический смысл системы JI.B. Занкова и ее значение для психолого-педагогической теории обучения и развития. М.: 2001. -40 с.
  152. Н.И. Техника педагогического общения. Москва-Воронеж. 1998.- 128 с.
  153. Д.Б. Педагогические проблемы в связи с обучением по новым программам. // Народное образование. 1973, № 4.
  154. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: 1974.
  155. И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. -М.: Просвещение, 1989. 221 с.
  156. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, — 17 с.
Заполнить форму текущей работой