Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Преемственность в формировании интереса к военной профессии у школьников и курсантов военного вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Историко-педагогический анализ проблемы преемственности в формировании интереса к военной профессии у школьников и курсантов показал, что с момента создания военных вузов в России военно-профессиональной подготовке кадет и курсантов уделялось пристальное внимание. История проблемы преемственности в формировании интереса к военной профессии у кадет и курсантов прошла в своем развитии путь… Читать ещё >

Содержание

  • Преемственность в формировании интереса к военной профессии у школьников и курсантов военного вуза
  • Введение
  • Глава I. Преемственность в формировании интереса к венной профессии у школьников и курсантов военного вуза как педагогическая проблема
    • 1. 1. Сущность преемственности в формировании интереса к военной профессии
    • 1. 2. Историко-педагогический анализ опыта преемственности в формировании интереса к военной профессии
  • Выводы по главе 1
  • Глава II. Реализация организационно-педагогических условий преемственности в формировании интереса к военной профессии
    • I. у школьников и курсантов военного вуза
      • 2. 1. Кадетский класс как форма реализации преемственное ти в формировании интереса к военной профессии
      • 2. 2. Воспитательные технологии реализации преемственности в формировании интереса к военной профессии у курсантов военного вуза и условия их эффективного использован ия
    • I. 2.3. Реализация преемственности в формировании интереса к военной |, профессии в воспитательных возможностях образовательного 5 процесса
  • ЩГ
    • 2. 4. Основные итоги опытно-экспериментальной работы по проблеме преемственности в формировании интереса к военной профессии
  • Выводы по главе II

Преемственность в формировании интереса к военной профессии у школьников и курсантов военного вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономические преобразования в обществе изменили место армии в системе государственных институтов и в общественном сознании. Это непосредственно затрагивает судьбы молодых людей, которые служат в армии или собираются в ней служить. Существуют различные точки зрения на сущность и содержание процесса реформирования Вооруженных Сил. Успех же реформы армии (а в более широком плане и безопасность государства) будет зависеть от того, как молодое поколение её воспримет.

Современная система подготовки военных кадров наряду с передовым опытом, традициями и имеющимся педагогическим потенциалом несёт в себе противоречия и недостатки, которые не обеспечивают её соответствия задачам военного строительства. Основные причины недостаточной профессиональной компетентности содержатся как во внешних условиях и факторах, так и в той системе профессионализации, которая ещё не адекватна высокому уровню задач, стоящих перед офицерским корпусом.

Возможности традиционных форм и методов образовательного процесса подготовки офицеров ограничены и недостаточно ориентированы на развитие творчества, самообразования и самостоятельности курсантов.

Результаты изучения содержания организации образовательного процесса в ряде вузов МО РФ свидетельствуют о наличии негативных тенденций, таких как: устойчивые стереотипы и отсутствие творческих и инновационных моделей, алгоритмов, технологий в образованииживучесть административных подходов, негативно влияющих на педагогическую деятельность, отсутствие системной связи со смежными образовательными структурами и др. Это предопределяет наличие противоречий и недостатков преемственности в формирования интереса к военной профессии.

Существенно сдерживают оптимизацию образовательного процесса противоречия между: стратегией на профессионализацию военной службы в.

Вооруженных Силах, ориентированной на опережающее развитие (формирование) офицера и отсутствием научно-методических и прикладных основ её реализацииналичием и углублением разрыва между состоянием подготовки военных кадров и передовой практикой вузовского образования в стране и за рубежомналичием и углублением разрыва между состоянием военно-патриотического воспитания в школе и необходимой сформированностью интереса к военной профессии у школьников и курсантов военных учебных заведений.

Вывод из результатов анализа состояния проблемы состоит в том, что система преемственности в формировании интереса к военной профессии должна строиться на основах, существенно отличающихся от тех, на которых остаётся пребывать система школьного и военного образования.

Современной, и тем более комплектуемой на контрактной основе армии, необходимы офицеры, в деятельности которых сочетаются компетентность с призванием. На практике, к сожалению, это сочетание нередко нарушается, далеко не все служат по призванию. Одна из причинне разработанность проблем формирования интереса к военной профессии, а, следовательно, преемственности.

Является очевидным, что сложноорганизованной системе «личность школьника, курсанта» нельзя насильственно навязывать пути формирования интереса к военной профессии. Скорее необходима система поддержки потенциала самоопределения в выборе интереса к военной профессии с помощью эвристических, прогностических, акмеологических и др.методов.

Общедидактические аспекты преемственности освещены в трудах С. И. Архангельского, Б. Г. Ананьева, Ю. К. Бабанского, Ш. И. Ганелина, С. М. Годника, Ю. А. Кустова, А. А. Люблинской, А. В. Усовой и др.

Анализ научно-педагогической литературы приводит к выводу о том, что понятие преемственности возникло как объективная необходимость осмысления широко функционирующего на практике педагогического процесса, обуславливающего непрерывность и цельность учебно-воспитательного (образовательного) процесса.

В условиях современных требований к качеству подготовки специалистов отдельные аспекты преемственности нашли своё отражение в контексте других проблем в работах В. А. Азарова, И. В. Биочинского, В. В. Бондаря, Е. А. Климова, И. А. Липского, Е. И. Рогова, М. И. Рожкова, С. Д. Смирнова, Г. А. Шабанова, Л. Д. Шарого, Г. И. Шпака. Её общий смысл состоит в разноаспектной разработке личностно ориентированного образования как специальной деятельности, направленной на создание условий для целостного проявления и формирования личностных структур.

В своей совокупности работы вышеуказанных авторов имеют важное теоретическое и практическое значение, но ни в одной из них не ставилась цель рассматривать преемственность в формировании интереса к военной профессии у школьников и курсантов военного вуза в процессе обучения, в образовательной системе «кадетские классы средней школы — военный вуз». Поэтому усилия руководителей военно-учебных заведений, школ, преподавателей и учителей, направленные на реализацию преемственности в формировании интереса к военной профессии часто эклектичны, непоследовательны и не обоснованы с точки зрения их оптимальности.

За последние годы реформирования Вооружённых Сил сократилось количество опытных специалистов как в военных заведениях, так и в школах, способных решать эту проблему. На их место назначаются офицеры, как правило, из войск, не имеющие первоначальной профессионально-педагогической подготовки. С другой стороны, в известный момент нашей истории в школах начальную военную подготовку заменили «Основами безопасности жизнедеятельности» и звено, связывающее школу с армией, было заметно ослаблено. Военно-патрйотическое воспитание молодёжи и подготовка юношей к службе в Вооружённых Силах в системе общего образования до сих пор во многом держится на энтузиазме школьных руководителей, ветеранов Вооружённых Сил и офицеров запаса.

В результате различных подходов к организации педагогического процесса в реализации преемственности в формировании интереса к военной профессии, несогласованности действий коллективов школ и кафедр ввузов, школьники и курсанты проходят сложный, неоправданно трудоёмкий путь в овладении военной профессией, который не всегда заканчивается успешно.

Таким образом имеет место противоречие между стратегией на профессионализацию военной службы, ориентированной на опережающее развитие высокопрофессионального военного специалиста, заинтересованного в военной службе и необходимыми условиями реализации преемственности в формировании интереса к военной профессии у школьников и курсантов военного вуза в образовательном процессе.

Данное противоречие определило проблему исследования, при каких педагогических условиях обеспечивается преемственность в формировании устойчивого интереса к военной профессии у школьников и курсантов военного вуза в ходе образовательного процесса в период сокращения и реформирования Вооруженных Сил?

Цель исследования: выявить педагогические условия, средства реализации преемственности в формировании интереса к военной профессии у школьников и курсантов военного вуза.

Объект исследования: процесс формирования интереса к военной профессии у школьников и курсантов военного вуза.

Предмет исследования: педагогические условия и средства реализации преемственности в формировании интереса к военной профессии у школьников и курсантов военного вуза.

Гипотеза исследования: Процесс формирования интереса к военной профессии у школьников и курсантов военного вуза может быть продуктивным, если он основывается на личностно ориентированном подходе, реализующем преемственность в развитии их творческого потенциала на всех этапах образовательного процесса. При этом основными характеристиками этого процесса будут следующие:

— обеспечение трансформации познавательной деятельности в другуювоенно-профессиональную, с соответствующей сменой потребностей, мотивов, целей, средств и результатов на основе контекстного подхода в образовании.

— в процессе формирования интереса к военной профессии у школьников и курсантов военного вуза в качестве специфических являются принципы: реализация преемственности в достижении цели в динамично развивающейся ситуациииндивидуализация формирования интереса к военной профессии на основе преемственности;

— организационно преемственность в формировании интереса к военной профессии у школьников и курсантов военного вуза обеспечивается: комплексностью изменений в образовательном процессеморально-психологическим обеспечением этого процесса командованием, преподавательским и офицерским составом военного вуза.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие его задачи:

1. Уточнить понятие «преемственность в формировании интереса к военной профессии у школьников и курсантов военного вуза» и проанализировать историко-педагогический опыт преемственности в формировании интереса к военной профессии в Российской и Советской Армии.

2. Охарактеризовать кадетский класс как форму преемственности в формировании интереса к военной профессии у школьников.

3. Обосновать средства, способствующие реализации, преемственности в формировании интереса к военной профессии у курсантов военного вуза.

Теоретико-методологической основой исследования являются: теория деятельности, положения о творческой сущности личности, о взаимодействии личности и обществатеория формирования личностисистемно-ролевого, культурологического подходы к развитию личности. Мы также исходили из положения о влиянии характера и содержания деятельности на преемственность в формировании интереса к военной профессии у школьников и курсантов военного вузао потребностях и мотивах как побудительных силах человеческой деятельности и их роли в познании, общении, труде. Исследование строилось с учётом содержания директивных документов по реформированию государственного и военного образования, современных требований к демократизации и гуманизации образовательного процесса в школах и военных вузах.

Исследование проведено на утверждении, что основополагающим для реализации преемственности в формирования интереса к военной профессии у школьников и курсантов военного вуза служит установка образовательного процесса на решение задачи по развитию мотивов побуждающих интерес к военной профессии, а также воспитание личностного, индивидуального и взаимообусловленного отношения к изучаемому (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А.А. Кирсанов) — положения отечественной педагогики и психологии о закономерностях формирования потребностей, интере-сос, мотивов, целей, установок, ценностных ориентаций (В.В. Водзинская, И. С. Кон, Д. Н. Уснадзе, Р. Х. Шакуров и др.) — о роли профессионально направленного общения и активной деятельности (А.А. Бодалёв, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Мудрик и др.) в становлении личности специалиста.

Теоретической основой исследования стали достижения отечественной педагогики и психологии, относящиеся к исследуемой проблеме и изложенные в трудах П. П. Блонского, А. Н. Вербицкого, С. И. Гессена, В. В. Новикова, А. В. Карпова, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, М. С. Савиной, В. Д. Шадрикова, С. Т. Шацкого и др.

В исследовании использован личностно — деятельностный подход к преемственности в формировании интереса к военной профессии, который предусматривает сочетание общественного и личного интереса (А.В. Барабанщиков, И. В. Биочинский, И.А. Липский). Мы опирались на исследования, в которых раскрываются особенности деятельности профессиональных школ в новых условиях (Л.В.Байбородова, Л. А. Волович, Б. З. Вульфов, Г. В. Мухаметзянова, М. И. Рожков, Л. Ф. Спирин и др.).

В исследовании использован: теория развития способностей и индивидуальности (В.Д. Небылицын, И. В. Равич — Щербо, Б.М. Теплов) — контекстный подход в обучении (А.А. Вербицкий, А.В. Борисова) — теория военно-педагогического прогнозирования (А.И. Липский) — теория мотивов учения и труда (О.С. Гребенюк) — современные подходы к определению преемственности (Т.С.Смирнова) — концепции допрофессиональной подготовки школьников (С.Н.Чистякова, В.Б.Успенский).

Методы исследования. В исследовании использовался комплекс методов: теоретические (анализ исторической, социологической и педагогической литературы) — констатирующие (анкетирование, интервьюирование, оцениваниерейтинг) — созидательные (опытно-экспериментальная работа): диагностирующие (метод моделирования профессиональных ситуаций) — контролирующие (сравнительный анализ характеристик школьников и курсантов различных сроков обучения).

Методика предусматривала анализ объективных данных: изучение документации образовательного процесса, материалы внеучебной работы, проведение систематического наблюдения, анализ результатов деятельности и статистическая обработка полученных данных. Основной метод — опытно-экспериментальная работа, её основными задачами были: определение эффективности разработанных концептуальных положений преемственности в формировании интереса к военной профессии в ходе образовательного процессапроверка влияния разработанных методик на формирование интереса к военной профессии.

База исследования.

Основная исследовательская работа осуществлялась на базе Ярославского высшего зенитного ракетного командного училища противовоздушной обороны (в настоящее время — Ярославский зенитный ракетный институт противовоздушной обороны) и кадетских классов средних школ — гимназии № 4 г. Тутаева Ярославской области, средних школ № 40,74,88 г. Ярославля. Использовались результаты опросов и наблюдений, проведённых в Ярославском филиале военного финансового экономического университета, в Костромском филиале Военного университета РХБЗ.

Работой было охвачено 75 учителей и 329 школьников, 135 преподавателей и 1239 курсантов военного вуза.

Этапы исследования.

В соответствии с программой исследования на первом этапе (19 931 995 г. г.) выяснялись общие подходы к проблеме, проводился анализ научной литературы, накапливался эмпирический материал, определялись методологические и методические принципы и приёмы разработки темы.

На втором этапе (1996;2000г.г.) проводилась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой уточнялась гипотеза, совершенствовались методики исследования, изучались мотивы выбора, интереса к военной профессии, преемственность в формировании интереса, степень сформированности профессионально значимых знаний, умений и личностных качеств у школьников и курсантов на различных этапах обучения.

На третьем этапе (2000;2001 г. г.) были обобщены результаты опытно-экспериментальной работы по реализации преемственности в формировании интереса к военной профессии у школьников и курсантов военного вуза, проводилось литературное оформление диссертации, подготовка методических рекомендаций, направленных ид. внедрение в практику результатов исследования.

Обоснованность результатов исследования обеспечивается всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико — методологических позиций, адекватных целям, предмету и задачам исследованиядлительным включённым наблюдениемсочетанием теоретического анализа и практической деятельности по исследуемой проблемерезультатами опытно-экспериментальной работыширокой базой исследованияматематической обработкой данных, что гарантировало валидность и надёжность полученных результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— дополнены научные положения о преемственности в формировании интереса к военной профессии у школьников и курсантов военного вуза как необходимого условия перехода личности будущего офицера из режима внешне задаваемых исполнительских функций в состояние интенсивного самоуправляемого военно-профессионального самосовершенствования;

— выявлены содержание, противоречия, тенденции и закономерности преемственности в формировании интереса к военной профессии у школьников и курсантов военного вуза, что позволило реализовать новые подходы к организации образовательного процесса в школе и военном вузе;

— кадетский класс средней школы охарактеризован как форма реализации преемственности в формировании интереса к военной профессии у школьников;

— обоснованы критерии и показатели уровней сформированности интереса к военной профессии у школьников и курсантов военного вузаохарактеризованы организационно-педагогические условия, воспитательные средства и формы реализации преемственности в формировании интереса к военной профессии у школьников и курсантов военного вуза в личностно ориентированном подходе к подготовке будущего офицера.

Практическая значимость выполненного исследования:

— разработаны и внедрены в образовательный процесс учебные и методические материалы, обеспечивающие адекватность понимания преемственности в формировании интереса к военной профессии у школьников и курсантов военного вуза;

— апробирована и внедрена специальная методика организации профессионального и психологического отбора абитуриентов для поступления в командно-инженерный вуз;

— теоретические выводы и практические рекомендации используются учителями школ и преподавателями военных вузов в совершенствовании ими своего педагогического мастерства;

— разработана и внедрена программа школьного курса «Основы военного дела и военной службы» кадетских классов средних школ г. Ярославля;

— разработана и внедрена комплексная программа воспитания курсантов, привития им навыков организаторской, методической и воспитательной деятельности.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Преемственность в формировании интереса к военной профессии у школьников и курсантов военного вуза является принципом, реализация которого способствует получению образования и становлению их как военных специалистов, осуществляющих военно-профессиональную деятельность.

2. Организационно преемственность в формирования интереса к военной профессии у школьников и курсантов военного вуза обеспечивается комплексностью изменений в образовательном процессетворческим использованием воспитательных технологий и воспитательных возможностей образовательного процесса командованием, преподавателями и офицерами военного вуза.

3. Форма реализации преемственности в формировании интереса к военной профессии у школьников — кадетский класс средней школы, специфика которого обусловлена его чертами как профильного класса особого типа.

Апробация и внедрение полученных результатов. Теоретические положения, выводы, рекомендации доложены, обсуждены и получили одобрение:

— на межвузовской научно-методической конференции «Проблемы повешения эффективности образовательного процесса в высших военно-учебных заведениях» в Ярославском высшем зенитном ракетном командном училище ПВО (1997);

— на региональной межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития экономической теории и совершенствования подготовки военных экономистов» в Ярославском высшем военном финансовом училище (1997);

— на международных педагогических чтениях, посвящённых 90-летию ЯГПУ и 175-летию К. Д. Ушинского в Ярославском государственном педагогическом университете (1998);

— на межвузовской научно-методической конференции «Пути и методы совершенствования образовательного процесса в вузе» в Ярославском высшем зенитном ракетном командном училище ПВО (1998);

— на межвузовской научно-технической конференции «Современные научно-технические проблемы совершенствования и направления развития вооружения ПВО» в Ярославском зенитном ракетном институте ПВО (1999);

— на военно-научной конференции «Актуальные вопросы подготовки военных специалистов и пути повышения эффективности ЗРС, автоматизированных систем управления, их применения» в Ярославском зенитном ракетном институте ПВО (2001).

По теме диссертации имеется 18 публикаций.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

Для достижения целей преемственности в формировании интереса к военной профессии с курсантами необходимо организовать образовательный процесс с применением новых воспитательных технологий и воспитательных возможностей для трансформации познавательной деятельности в другую, военно-профессиональную с соответствующей сменой потребностей, мотивов, целей, средств и результатов.

Логика реализации преемственности складывается в нашем исследовании на основе выстраивания определённой системы воспитательных технологий в их различных комбинациях в соответствии с этапами преемственности в формировании интереса к военной профессии у курсантов. На первом этапе, по нашему мнению, ведущую роль играют традиционные воспитательные технологии, направленные на развитие курсанта как субъекта управления собственной образовательной деятельностью, что выступает как первое и неприемлемое свидетельство формирования интереса к военной профессии.

Вторым основным направлением реализации преемственности в формировании интереса к военной профессии явилось положительное влияние воспитательных возможностей самого образовательного процесса. Содержание воспитательных возможностей учебного процесса отбирается не только исходя из положений науки, но и через модель специалиста — в сфере будущей военно-профессиональной деятельности, что придаёт целостность, системную организованность и личностно-ориентированный смысл усваиваемых знаний. Реализация преемственности осуществляется через базовые формы учебной деятельности: собственно учебную, квазипрофессиональную, учебную военно-профессиональную и мероприятия воспитательной деятельности.

Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют: традиционные воспитательные технологии в обучении и воспитании, проведении основных видов занятий и мероприятий воспитательной деятельности в настоящее время не решают эффективно проблему преемственности в формировании интереса к военной профессии, т.к. они изначально ориентируют курсанта на прошлый опыт, который зачастую неприемлем в современных условиях. Необходимы инновационные подходы с опорой на современное состояние науки, перспективы её развития и меняющиеся воспитательные технологии. Основа реализации преемственности в формировании интереса к военной профессии в развитии мышления курсанта, а не в системе знаний.

Развитие образовательного процесса, переход на личностнодеятельностную концепцию образования требует предоставления курсанту в период преемственности в формировании интереса к военной профессии более широкого набора образовательных услуг. Прежде всего дополнительные факультативные занятия по самым актуальным проблемам или узконаправленной деятельности. Факультативные занятия должны быть как обязательными так и по выбору курсанта. Вторым перспективным направлением повышения преемственности в формировании интереса к военной профессии у курсантов является возможность получить вторую специальность за период образования. Количество курсантов, желающих иметь два диплома реально увеличивается.

Разработка и проведение инновационных форм и методов проведения занятий требует от преподавателя, офицера курсантского подразделения дополнительных творческих усилий по подготовке и проведению занятий, мероприятий воспитательной деятельности, эмоционального, интеллектуального и даже физического напряжения, повышения уровня педагогического мастерства, психолого-педагогической подготовки. Чаще всего их отличает приверженность к ' шаблонным, одноразовым приёмам обучающих воздействий и административному стилю общения с курсантами, к узкому пониманию военно-профессиональных задач в подготовке будущих офицеров. А система знаний, личная заинтересованность в военной профессии педагога, офицера курсантских подразделений определяет систему знаний и способствует преемственности в формировании интереса к военной профессии у курсантов.

Таким образом, совокупность вышеперечисленных организационно-педагогических условий позволяет успешно решить проблему преемственности в формировании интереса к военной профессии у курсантов военно-инженерного вуза в образовательном процессе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В своей основе результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1. Преемственность в формировании интереса к военной профессии у школьников и курсантов военного вуза рассматривается не как отдельный вид из совокупности различных видов деятельности, включённых составной частью в образовательный процесс, а как развёрнутый «во времени» и «пространстве» целостный, динамичный, целенаправленный, поэтапный и непрерывный процесс организации службы, учёбы, воспитательной деятельности, свободного времени, быта и других видов жизнедеятельности курсантов. В реализации преемственности в формировании интереса к военной профессии у курсантов решающую роль играет именно взаимодействие её частей, учёт внутренних и внешних связей, учёт закономерностей развития системы, её стремление к стабилизации. И чем больше и разнообразнее связи в системе, тем стабильнее и эффективнее реализация преемственности в формировании интереса к военной профессии. Формирование интереса у курсанта — не заканчивается полным и окончательным формированием личности офицера, а является лишь его важнейшим промежуточным этапом для дальнейшей служебной деятельности.

2. Понимание особенностей реализации преемственности в формировании интереса у школьников и курсантов невозможно без изучения содержания и структуры мотивов личности, которые являются основной побудительной силой в формировании интереса к военной профессии. Формами проявления мотивации выступают познавательные и военно-профессиональные мотивы. Они являются относительно независимыми составляющими единого, более мотивационного вида образовательной деятельности, отражающего динамику взаимных трансформаций этих мотивов.

3. Историко-педагогический анализ проблемы преемственности в формировании интереса к военной профессии у школьников и курсантов показал, что с момента создания военных вузов в России военно-профессиональной подготовке кадет и курсантов уделялось пристальное внимание. История проблемы преемственности в формировании интереса к военной профессии у кадет и курсантов прошла в своем развитии путь от эмпирического осмысления и постановки вопроса до попыток научного обоснования и целенаправленного образования курсантов. При этом выдвигаемые идеи разрабатывались с учётом и опорой на отечественную и зарубежную педагогическую мысль. Новый этап реформирования Вооружённых Сил страны требует в связи с динамичными изменениями ситуации, максимального сокращения времени передачи знаний от научных разработок до внедрения в практику и в образовательный процесс. Для этого необходимо внедрение новых форм и методов образования.

4. Кадетские классы средней школы как форма реализации преемственности в формировании интереса к военной профессии имеют огромное значение в профориентации и профадаптации школьников. Воспитать будущих офицеров настоящими военными профессионалами невозможно без реализации преемственности в формировании у них интереса к военной профессии. Адекватные знания об армии, о военной службе, своих возможностях, способностях, ценностных ориентациях определяют правильный выбор профессии. Результаты опытно-экспериментальной работы убедительно доказывают: школьников кадетских классов средних школ характеризует высокая мотивация поступления в военный вуз и обучение в нёмвысокий уровень сформирован-ности интереса к военной профессиижелание на дальнейшую службу в качестве офицера, что достигается с помощью расширенного программного школьного курса: «Основы военного дела и военной службы».

5. Исходя из целей и задач диссертационной работы было проведено социально-психологическое исследованйе школьников и курсантов военно-учебных заведений с акцентом на военно-инженерный вуз. Исследование показало, что курсанты являются особой социальной группой учащейся молодежи, сохраняющей на протяжении последних лет прагматические настроения и ставящие своей целью получение конкурентоспособной военной профессии инженера-программиста и не всегда ориентированы на дальнейшую службу. Курсанты с данной направленностью стали преобладающим большинством. Именно они определяют умонастроения в курсантских подразделениях и будут доминировать в ближайшее время. При дальнейшем развитии этой тенденции в военном вузе будут преобладающе готовиться кадры для коммерческо-технических структур. Поэтому именно создание при военных вузах специализированных, кадетских классов позволит целенаправленно готовить абитуриентов для поступления в военные вузы, обеспечить преемственность в формировании интереса к военной профессии.

6. Анализ литературы по военно-профессиональной психологии, педагогике и акмеологии показывает, что для описания и определения военно-профессиональной сформированности надо использовать систему критериев. Наиболее общим критерием многие учёные склонны называть интегральный. Для преемственности в формировании интереса к военной профессии у курсантов таким критерием выступает военно — профессиональная сформированность, обеспечивающая успешное решение задач познавательного, военно-профессионального труда курсанта.

7. Рассмотренные в диссертации факторы, уровни, этапы преемственности в формировании интереса к военной профессии у курсантов военного вуза позволили создать целостное видение модели реализации преемственности в формировании интереса к военной профессии. Такая модель впервые представлена в литературе. (Приложение 18).

8. Основными формами реализации преемственности в формировании интереса к военной профессии у курсантов военного вуза являются следующие: образовательная деятельностьслужебная, военно-профессиональная деятельностьвоспитательная деятельностьвнеучебная, военно-патриотическая деятельность.

Педагогический опыт свидетельствует, что использование только традиционных методов проведения основных видов занятий и мероприятий воспитательной деятельности не решают проблему преемственности так как они изначально ориентируют курсанта на прошлый опыт, который зачастую неприемлем в современных условиях. Современный военно-инженерный вуз обязан ориентироваться не на прошлые знания, а на инновационные подходы с опорой на современное состояние науки и перспективы её развития. Таким образом, преемственность в формировании интереса к военной профессии у школьников и курсантов военного вуза предполагает передачу не суммы знаний, какой бы объёмной она не была, а развитие творческого, деятельностного мышления будущего офицера. Образование должно носить опережающе — развивающий характер, направленный на получение продуктивного результата — военного профессионала, заинтересованного своей профессией.

9. Разработка и проведение занятий с нетрадиционными методами обучения и воспитания требует от преподавателя, офицера курсантского подразделения дополнительных творческих усилий по подготовке и проведению занятий, мероприятий воспитательной деятельности, эмоционального, интеллектуального и даже физического напряжения, повышения уровня педагогического мастерства, психолого-педагогической подготовки.

10. Совокупность вышеперечисленных организационно-педагогических условий, предложенных в ходе проведённого исследования, позволили обосновать и подтвердить гипотезу в том, что процесс формирования интереса к военной профессии у школьников и курсантов военного вуза может быть продуктивным, если он основывается на личностно ориентированном подходе, реализующем преемственность в развитии их творческого потенциала на всех этапах ббразовательного процесса.

Результаты замеров, проведённых во время опытно-экспериментальной работы наглядное подтверждение реализации гипотезы исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. с. 144.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. 289 с.
  3. B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний. М., 1994. 135с.
  4. А.И. Психологический анализ формирования профессиональной направленности личности у курсантов высших военно-политических училищ: Автореф. Дис. .канд. пед. наук. М., 1977.
  5. Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа. М.: Учпедгиз, 1958.
  6. Н.А. Модель управления образованием и стили преподавания // Вопросы психологии 1994. № 2. с. 37−49.
  7. Н.А., Морозова Н. А. Психодиагностика педагогических способностей. М.: Педагогика. 1985. с. 94.
  8. Амонашвили III.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика. 1984.296 с.
  9. .Г. О проблеме современного человековедения. М.: Наука, 1977. 362с.
  10. .Г. Человек, как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. 339с.
  11. Е.Н. Физиология и психология труда. Самара, 1991.
  12. А. Кадетами не рождаются: Идея кадетского образования: проблемы и перспективы // Рос. Газ. 1998. 24 апреля (№ 80).
  13. А.Н. Проблема преемственности в обучении старшеклассников и студентов технического вуза: Автореферат дис. .канд. пед. наук. Минск, 1978. 18с.
  14. М.Анисимов О. С. Акмеологическая концепция самоорганизации педагога: творчество и культура мышления: Дис. докт. .психол. наук в форме научного доклада. М.: РАУ, 1994. 82 с.
  15. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии.М.: РАГС, 1995.272с.
  16. А.Н. Первый кадетский корпус. Спб., 1906.
  17. Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М., 1990. с. 7−17.
  18. А.Я. Основные положения самовоспитания: Автореф. докт. .дис. ЛГПИ им. Герцена. Л., 1964. 43с.
  19. Е.Ю., Вяткин Ю. М. Психологические методы описания профессий //Вопр. психол. 1986. № 3. С. 32−44.
  20. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учебно-методическое пособие. М.: Высш. Школа, 1980.368с.
  21. НН. Кадетские корпуса в России (XVIII середина XIX в.) // Педагогика. 1998. № 5. С.91−98.
  22. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактическийаспект. М.: Педагогика, 1977. 254с.
  23. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982. 38 с.
  24. Байбородова J1.B. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе: Учебное пособие. Ярославль: ЯГПИ. 1991.
  25. Байбородова J1.B., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ. 1998.
  26. А.А. Активные методы обучения. М.: Профиздат. 1986. 132 с.
  27. Д.А. Обучение актёрско-сценическим умениям-составная часть педагогической техники: Дис. .канд. пед. наук. М., 1990.
  28. А.В., Муцынов С. С. Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы. М.: ВПА. 1985. 172 с.
  29. А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. СПб.: Изд. Ин-та профтехобразования РАО, 1996. 90 с.
  30. Л.Г. Военные школы в России в первой половине XY1I века. М.: Изд-во АН СССР, 1953.
  31. Л.Г. Русская армия и флот в XIX веке. М.: Наука, 1973. 242 с.
  32. В.П. Мониторинг качества обучения: средства управления образованием // Мир образования, 1996. № 2. С.31−36.
  33. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. С. 192.
  34. В.М. Психика и жизнь. СПб. 1994. 392 с.
  35. И.В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск. Дис.. докт. пед. наук. Казань. 1993. 222 с.
  36. И.В., Юдина Э. Г. Становление и сущность сиситемного подхода. М., 1973. 296 с.
  37. А.Я. Преемственность в системе методов обучения. Рига, 1971.
  38. Н.Е. Дидактические основы контроля профессиональных знаний учащихся. Дис. .докт. пед. наук. М.: АПК, 1989.
  39. А.А. Акмеология как учебная дисциплина. М.: РАУ, 1993.31 с.
  40. Л.И. К развитию эффективно потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной, педагогической психологии. М., 1978. С. 168 179.41 .Большая советская энциклопедия. М., 1974. С. 246.
  41. В.В., Желтобрюх С. П. Профессиональное становление курсантов военно-экономического вуза в процессе обучения. Учебное пособие. Ярославль, 1999. 116 с.
  42. Бордуков С. А, Развитие теории и практики подготовки офицерского состава в военной школе дореволюционной России второй половины XIX в начала XX в. Дис. .канд. ист. наук. — С., 1989.
  43. Н.В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в системе повышения квалификации: Дис.. .канд. пед. наук.М., 1987, 187с.
  44. В.А., Прокопьева З. И. Руководство профессиональной ориентацией в школе М.: «Народная Асвета», 1973.
  45. А.К. Мальчишки учатся служить: О начальной военной подготовке и патриотическом воспитании в средних школах // Образование. 1999. № 1.С.50−53
  46. A.JI. Взгляд на обязанности и дух военного звания. СПб, 1836.
  47. А.К. Совершенствование педагогической техники преподавателей высших военных училищ: Дис. .канд. пед. наук. М., 1994.400 с.
  48. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие / Под ред. Е. В. Бондаревской. Р-на Д., 1995. 170 с.
  49. .М. Современная коллективная психология. М.: МГУ. 1982. 154с.
  50. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.205 с.
  51. А.А. Контекстное обучение: теория и технология // Педагогические технологии контекстного обучения. М.: Знание, 1994. С. 3−57.
  52. А.А., Башкаева А. А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении//Вопросы психологии, 1997. № 3. С. 12−22.
  53. В.М. Начало и вечность жизни. М., 1989. 389 с.
  54. В.К. Психологические механизмы и мотивации человека. М., МГУ, 1990. 75 с.
  55. Военная педагогика и психология (под ред. А.В. Барабанщикова). М.: Воениздат, 1986.306 с.
  56. Военная энциклопедия. Изд. Сытина. Петербург, 1913 год, Т. XI. С. 265.
  57. С.В. Русский офицерский корпус. М.: Воениздат, 1993. 368 с.
  58. Вопросы преемственности школьного и вузовского обучения. Барнаул: Пед. Ин-т, 1975. 151 с.
  59. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М.: Изд-во УРАО. 1997.
  60. JI.C. Избранные психологические исследования. М.: АПН, 1956. 345 с.
  61. Высшее образование в России. Очерки истории до 1817 г./ Под ред. ВЛ.Кинелева. М.: НИИ ВО, 1995. 411 с.
  62. А.В. Первый кадетский корпус опыт воспитания (XVII-XVIII в.в.)//Мир психологии. 1998. № 2 с. 221−229.
  63. Ю.А., Колесников А. А. Школа Российского офицерства. Исторический очерк. М.: Русский мир, 1993.
  64. П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий. / Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966.
  65. Ш. И. О преемственности и межпредметных связях // Преемственность в обучении и взаимосвязь между учебными предметами в 5−8 классах. 1961. № 7. С. 15.
  66. Ю.Б. Школа и вуз: проблема преемственности в преподавании общеобразовательных наук. // Советская педагогика. 1976. № 6. С. 36−41.
  67. В.Ф. Теоретический основы довузовской подготовки учащихся в системе «Технический вуз школа»: Автореф. .дис. докт. пед. наук: (13.00.08) / Сиб. гос. акад. путей сообщения. СПб., 1997.
  68. С.М. Проблемы изучения преемственности высшей и средней школ // Советская педагогика, 1980, № 9. С. 52−56.
  69. С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. Воронеж: Гос. Ун-т, 1981.208 с.
  70. С.М., Гордина Н. В. Трудности первокурсников и их разрешение. Воронеж, 1980. 73 с.
  71. .А. Педагогические основы подготовки школьников к технологическим отношениям в процессе политехнического образования: Автореф. дис. .докт. пед. наук. М. 1991. 37 с.
  72. М.Н. Педагогическая позиция преподавания Н Магистр. 1995 N°2 с. 58−67.
  73. Д.С. Тестирование учебных достижений: критериально ориентированный подход//Педагогика. 1995. № 4 с. 105−200.
  74. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика. 1877. С. 49−58.
  75. О.С. Педагогика индивидуальности. Курс лекций. Калининград. 1995.94с.
  76. О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ. М.: Педагогика. 1985.
  77. Ф.В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений (17 001 910). М., 1910.
  78. Л.П. Технические средства в профессиональной подготовке будущих учителей // Сов. Педагогика. 1972. № 9. с. 89.
  79. В. Кадеты век нынешний и век минувший: «Воспитание и обучение будущих офицеров в Ярославском кадетском корпусе, нач. XX в.» // Первое сентября. 1997. 13 февраля (№ 17).
  80. А. А. Кузьмина А.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1983.31 с.
  81. А.А. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности. М.: РАУ. 1993. 137 с.
  82. С.П. Педагогические условия социальной адаптации курсантов военно-экономического вуза: Дис. .канд. пед. наук. Ярославль. 1996. 157с.
  83. В.А. Психологические механизмы волевого регулирования: Дис.. .докт. психолог, наук. М., 1989. 418 с.
  84. В., Гурье JI. и др. Педагогическая деятельность: проблемы и затруднения // Высшее образование в России. 1997. № 4.
  85. Ильина Т. А Развитие концепций педагогических технологий в современной дидактике за рубежом. М.: Знание, 1986. 63 с.
  86. Т.А. Структурно-системный подход к исследованию педагогических явлений, В кн. Результаты новых исследований в педагогике. М., 1977. С. 14−28.
  87. К. Педагогическая диагностика: М.: Педагогика. 1991.240 с.
  88. Инструкция по воспитательной части для военных гимназий и прогимназий. СПб, 1881.
  89. Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. СПб, 1886.
  90. Как готовят французских офицеров / Красная Звезда. 21 апреля 1989.
  91. А.И. История подготовки офицерских кадров в России М.: ВПА., 1990. 185 с.
  92. Кан-Калик В.Н., Никаноров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1890. 140 с.
  93. А.В. Мальтийские рыцари. М.: Московский рабочий 1993.
  94. А.В. Структурно-функциональная организация процессов принятия решения в трудовой деятельности: Дис.. .докт. пед. наук, Ярославль. 1993.423 с.
  95. В.В. Психолого-педагогические основы многоступенчатой профессиональной подготовки в вузе: Автореф. .дис. докт. пед. наук. Спб 1992.36с.
  96. В.Г. Фундаментальность, преемственность, единство. Учительская газета, № И, 1996. С. 24.
  97. А.А. Личностно-ориентированная профессиональная подготовка специалистов. М.: Магистр, 1994, 16с,
  98. М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: НПЦ Эксперимент, 1995, 176с.
  99. Е.А. Введение в психологию, труда. М.: МГУ, 1998. 237 с.
  100. Ю.Климов Е. А. Психология профессионала. М.: Ин-т практической психологии. 1986. 400 с
  101. В.Ф. Военная профессиология: проблемы, теория, практика, М, 1983, 189с.
  102. В.Ф. Философско-социалистический анализ проблемы военной профессионализации: Дис. .докт. филос. наук. М. 1982. 349 с.
  103. М.Ф. Социальная работа. История, теория и технология. Ярославль, ЯГТУ, С. 110−114.
  104. Ю.В. Очерки по психологии труда. М.: Мысль, 1986.
  105. А.И. Как заниматься самовоспитанием. Минск, 1991. 374 с.
  106. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика. 1997, 200 с.
  107. А. Традиции русского офицерства. М.: Воениздат, 1945.
  108. А.К. Подготовка офицеров к разрешению конфликтных ситуаций в воинских коллективах: Дис. .канд. пед. наук Ярославль 1996. 160с.
  109. В.А., Болбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, условия формирования и развития. М.: Педагогика, 1991. С. 127.
  110. М.В. Психологические основы профессионального обучения. М.: МЭИ, 1988. 108с.
  111. П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 1991. 112с.
  112. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989. 168с.
  113. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. Спб.: НИИРТМ, 1993. 52 с.
  114. Кульневич С. В, Теоретические основы создания самоорганизуемой воспитательной деятельности. Автореф. дис. .докт. пед. наук. Р на — Д, 1997. С. 21.
  115. И.С. Методология исследования систем военного назначения. М.: МО СССР, 1986. 167 с.
  116. В.А. Обучение слушателей по индивидуальным планам. М., 1989. С. 10−13.
  117. Ю.А. Дидактический принцип преемственности и методика его реализации. Метод, рек. для студентов и учителей Куйбышев, 1987. 28 с.
  118. Ю.А. Единство и преемственность педагогических действий в высшей школе. Самара: Изд-во Самар. ин-та, 1993.
  119. Ю.А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов. Саратов: Гос. ун-т, 1982. 274 с.
  120. A.M. Принцип преемственности в обучении. Львов, 1973. 22 с.
  121. А.А. Сущность преемственности и ее реализация в обучении // Преемственность в обучении учащихся предметам естественно-математического цикла в школе и среднем ПТУ: Метод, рекомендации. М.: АПН СССР, 1984. С. 9−18.
  122. А.Н. Научно-педагогические основы формирования государственного стандарта профессионального образования: Дис. в виде научного доклада. .докт. пед. наук. М., 1995. 60 с.
  123. Ю.А. Формирование профессиональных качеств у курсантов (исследование по материалам войск связи). М., 1993. 218с.
  124. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 204 с.
  125. И.А. Прогнозирование в военной педагогике. М.: ГАВС, 1993. 213с.
  126. В.М., Гуревич Р. С. Преемственность содержания трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся. М.: Высш. шк., 1990. 111с.
  127. .Ф. Научно-технический процесс и средства умственного развития человека//Психологический журнал. Т.6., 1991. С. 9−27.
  128. МакаренкоА.А.Сочинения. М.:Изд-воАПН РСФСР, 1957, Т.1,с.531
  129. Ю. Здравствуйте, господа кадеты! // Нар. Образование. -1996. № 2. С. 44−46.
  130. В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Автореф. дис. .докт. психол. наук. М.: ВПА. 1992.38с.
  131. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя//Педагогика, 1995.
  132. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. С. 74.
  133. Н.А. Психологические особенности поведения преподавателя в процессе общения с обучаемыми: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Тверь, 1992.21 с.
  134. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. 68 с.
  135. A.M. Проблемы развития профессионального теоретического мышления. М., 1987.318с.
  136. В. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. С. 35−37.
  137. М.И. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань, 1993.88 с.
  138. Методы системного педагогического исследования / под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. 172 с.
  139. П.Н. Очерки из истории русской культуры. М.: Изд-во Ml ГУ, 1992.
  140. С.Ф. Гуманизация образования лечение больного общества //Специалист. 1995. № 10. С. 28−32.
  141. П.А. Преемственность в учебной работе на подготовительном отделении и младших курсах вуза как дидактическое условие повышения эффективности обучения: Дис. канд. .пед. наук. Челябинск, 1982. 244с.
  142. А.Г. Пути обеспечения преемственности в самостоятельной учебной работе учащихся средней общеобразовательной школы и студентов вуза (на материале школ и вузов УССР). Автореф. .дисс. канд. пед. наук. Киев, 1972. 16с.
  143. И.И. Педагогические проблемы дифференцированного подхода к воспитанию курсантов высших военных училищ различных курсов обучения: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1981. 21 с.
  144. Г. В., Карелова Н. А. Трудовое и эстетическое воспитание сотрудников. Казань. 1991. 189 с.
  145. В.М. Педагогическая техника и мастерство учителя. Кишинев, 1991. 198с.
  146. В.Н. Структура личности и отношение человека к действиям. М.:АПН, 1956.257с.
  147. Т.Е. Опытно-экспериментальная работа в дидактических исследованиях: планирование и комплексная оценка результатов: Автореф. дис.. .канд. пед. наук. М., 1996.38 с.
  148. Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1998. 116 с.
  149. .В. Введение в христианскую психологию. М.: Школа-пресс, 1994.
  150. В.В. Социально-психологические проблемы управления производственным коллективом: Дисдокг. психол. наук. М, 1980.321 с.
  151. О долге и чести воинской в российской армиии: Собрание материалов, документов и статей. М: Воениздат, 1991.
  152. О создании общеобразовательных учреждений кадетских школ (школ-интернатов): Распоряжение Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. № 118-рп. // Рос. Газ. 1997. 10апр.(№ 74).
  153. О формировании офицерского корпуса вооруженных сил Великобритании // Красная Звезда, 23 ноября 1998.
  154. Образование на пороге XXI века: Материалы научно-практической конференции / Под ред. В. Г. Иванова. Казань. 1996.100 с.
  155. КВ. Военно-учебные заведения России в 1914—1917 гг..г. М., 1998. 120 С
  156. А.Б. Развитие теоретических схем и понятий систем в психологии мотивации//Вопросы психологии, 1989. № 5 с. 27−34.
  157. Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: Автореф.. .дис. докг. психол. наук. М., 1984.
  158. Основы общей и прикладной акмеологии. М.: РАГС, 1994. 383 с. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение. 1989. 303 с.
  159. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов. / Под ред. Ю. К. Бабанского, В, А. Сластенина и др.: 2-е изд., доп. и переработанное. М., Просвещение, 1998, 479 с.
  160. Педагогический музей военно-учебных заведений (1864−1914). СПб, 1914.
  161. Педагогический словарь. В 2-х т. Глав. ред. А. И. Каиров. М., Академия пед. наук РСФСР, 1960.766 с.
  162. В.П., Ростунов А. Т. Военно-профессиональная ориентация молодежи. М.: Мин. Обороны, 1988.
  163. А.В. Вопросы истории и теории психологии. Т. 1.2. М., 194с,
  164. JI.B. Проблемы профессионализации Вооруженных Сил России: Автореф. дис. .канд. филос. наук. М. ГАВС, 1992. 190 с.
  165. С.А. Модель личности офицера как средство его существенных качеств: Автореф. дис. .канд. филос. наук. М.: ГАВС, 1992. 189 с.
  166. Преемственность в процессе обучения в школе. Учен. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. JL, 1969. 260 с.
  167. Преемственность средней и высшей школы в формировании личности учащегося: Сб. науч. тр. № 310: Свердловский, пед. институт, 1978. 117 с.
  168. Н.Ф. Диагностика качества преподавания: Автореф. .дис. канд. пед. наук., М., 1997. 21 с.
  169. Приказ Министра обороны РФ № 1.91 от 13 апреля 1993 г. «О развитии системы высшего образования Вооруженных Сил РФ». М., 1993.20 с.
  170. Приказ Министра обороны РФ № 306 от 22 июля 1993 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации». М., 1993.18 с.
  171. Приказы по военному ведомству России за 1832−1913 годы.
  172. Приказы по военно-учебным заведениям России за 1829−1914 годы.
  173. Проблемы адаптации студентов младших курсов в условиях вуза. // Под ред. Л. И. Рувинского. М.: Педагогика, 1986.64 с.
  174. Психология и педагогика высшей военной школы: Учебное пособие. М. :ВПА, с.244−245
  175. Пятидесятилетие Главного управления военно-учебных заведений (1863−1913). СПб, 1913.
  176. А.А. Психология преподавательской деятельности. Ижевск. 1994. 86с.
  177. П.Е. Насколько успешным является ваше преподавание // Специалист. 1996. № 9. С. 28−32.
  178. Е.А. Личность учителя: Теория и практика. Р. на- Д. Феникс. 1996.73с.
  179. М.И. Социальные пробы, как фактор социализации учащихся. //Яросл. педаг. вестник, 1994. № 1. С. 18.
  180. М.И. Теоретические основы педагогики. Ярославль: ЯЛТУ, 1994. 63с.
  181. А.Т., Кандыбович Л. А., Блях Г. В. Психологическая подготовка к службе в армии. Мн.: «Народная Асвета» // Ориентир, 1996, № 9.
  182. С.Л. Основы общей психологии т. 1,2. Л., 1989. 48 с.
  183. В.М. Педагогические проблемы совершенствования деятельности вузов по подготовке офицерских кадров. М.: Воениздат, 1993. 98 с.
  184. Г. А. Возрождение кадетских корпусов // Образование. 1999 № 1. С.44−49.
  185. В.А. Профессиональная подготовка офицеров Вооружённых Сил РФ //Военная мысль. 1993. № 9. С. 56−68.
  186. Сборник категорий, понятий и терминов по военной педагогике и педагогике высшей военной школы. М. ВПА. 1990 г.
  187. Д.Ш. Дидактические условия преемственности в формах и методах в средней и высшей школе. Дис.. .канд. пед. наук, Казань, 1985. 150с.
  188. В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом. Учебное пособие М., 1997.264 с.
  189. Г. Б. Основы технологии коррекции педагогической деятельности преподавателя: Автореф. .канд. пед. наук. Д.: ЛГУ, 1988.37 с.
  190. НА. Индивидуализация обучения в высшей военной школе России. Автореф. дис. .докт. пед. наук. Спб. 1995. 34 с.
  191. В.А. Формирование личности учителя школы в процессе профессиональной подготовки. Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 1977.28 с
  192. Словарь основных психолого-педагогических понятий Ярославль: ЯШУ им. Ушинского 1998 с. 18).
  193. Советский энциклопедический словарь. М., 1987. с. 496, с. 1054.
  194. С. Динамика социальных ориентации курсантов ввузов // Ин (|юрмационно-методический сборник. 1993. № 3. С. 19.
  195. Н.Ф. Деятельностный подход к построению молодого спе-циалиста//Вестник высшей школы. 1986. № 3. С. 10−14.
  196. Н.Ф. Теоретические проблемы развития разработки модели специалиста // Современная высшая школа М.: МГУ, 1986. 84 с.
  197. В.Э. Преемственность как закономерность и принцип обучения. В кн.: Вопросы преемственности школьного и вузовского обучения. Барнаул, 1975. С. 3−5.
  198. В.Э., Пахомов Н. Н., Вербицкий А. А. Преемственность и новаторство // Вестник высшей школы, 1986, № 8. С. 8−16.
  199. К. Д. Открыть молодым людям не знакомый им мир: Консультации при приеме на военную службу в бундесвер интересное и нужное дело (Реферат). М.: Военный университет, НИГ ОНИ, 1997.
  200. А.И. Некоторые методологические проблемы профессионализации воинской деятельности. М., МО СССР, 1982. 52 с.
  201. Д. Руководства по экспертным системам. Пер. с англ. М.: Мир, 1989.311 с.
  202. Л.П. Влияние профессиональной деятельности на психику, факты, гипотезы, проблемы. // Психологические закономерности профессионализации / Под ред. А. П. Анисимовой. Ярославль, 1991.
  203. А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. М: Педагогика, 1987. 141 с.
  204. В.Б. Теоретические и методические основы допрофессио-нальной педагогической подготовки школьников. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1999. 237 с.
  205. Ю.Ю. Теоретические основы и методы управления непрерывнымобразованием специалистов (на примере информационных работников): Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 1991. 75 с.
  206. К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968с. 242.
  207. К.Д. Собр. соч. в 3 т. М., 1950 т.2 С. 63−64
  208. Н.Ф., Сергеюк П. И., Стрельников Е. А., Додельцев Р. Ф. Буржуазная военная психология и её использование в подготовке империалистических армий. М., 1978.
  209. О.Н. Преемственность когнитивной деятельности обучения в системе «школа-педвуз»: Дис. канд. .пед. наук. М., 1991. 150 с.
  210. Ю.В. «Верны заветам старины»: Донской кадетский корпус в г. Новочеркасске Ростовской обл. // Нар. Образование, 1997. № 2.
  211. Философский словарь. М., 1987. С. 380.
  212. И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. 2-е изд., перер. и доп. М.: Высш. шк., 1990. 576 с.
  213. И.Ф. Саморазвитие личности и воспитание // Советская педагогика. 1990. № 12. С. 28−36.
  214. X. Мотивация и деятельность: В 2 т. / Под ред. Б. М. Величковского, т.1. М.: Педагогика, 1986.
  215. Г. И. Педагогическая структура обучающей деятельности и формирование мастерства педагога в учебном процессе. Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1981.31 с.
  216. Э.Е. Социальная роль довузовского образования: Автореф.. дис. канд. социол. наук: Сарат. гос. техн. ун-т. Саратов.
  217. В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., 1996.80с.
  218. Р.Х. Как определить качество педагогической деятельности // Специалист, 1995. № 4. С.36−41.
  219. Ю.В. Развитие мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов ввузов: Дис. .канд. психол. наук. М., 1990. 188 с.
  220. Г. И. Педагогические основы подготовки офицеров воздушно-десантных войск. Автореф. дис. .докт. пед. наук. Ярославль. 1999. 39 с.
  221. В.А. Моделирование и философия. М.: Мысль, 1966. 171 с.
  222. А.А. Особенности переподготовки специалистов к преподавательской деятельности в системе повышения квалификации: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1993. 19 с.
  223. В.А. Содержание и психолого-педагогические условия эффективности воспитания курсантов военного института в учебном процессе: Учебное пособие. Ярославль: ЯЗРИ ПВО, 1999. 74 с.
  224. Эйдельман И Офицер-воспитатель и его деятельность. СПб: Типография морского министерства, 1907.
  225. В.Я. Психологические особенности адаптации курсантов к учебной, служебной и общественной деятельности в условиях вуза.: Дис. .канд. пед. Наук, 1992. 131 с. 1. ЗАПОВЕДИ КАДЕТА
  226. Заповеди, сформулированные еще дореволюционными поколениями воспитанников кадетских корпусов.1. ОБЩИЕ ЗАПОВЕДИ
  227. Быть верным России, гордиться её прошлым, уважать русские обычаи.
  228. Любить и оберегать свой Корпус.
  229. Стараться возвысить Корпус, хотя бы в ущерб себе.
  230. Хранить и умножать Корпусные традиции.
  231. Не грязнить гнездо и будущее воспоминание о своем детстве, отрочестве и юности.
  232. Не набрасывать тень на кадет своим поведением вне Корпуса.
  233. Соблюдать гостеприимство к старым кадетам.1. ОБЛИК КАДЕТА
  234. Соблюдать форменность кадетской одежды.
  235. Сохранять русский воинский строй и выправку.10. Быть бодрым.11. Закалять свою волю.2. Смотреть людям в глаза.
  236. Быть честным во всем. Помнить, что честный в великом лишь честный в малом.14. Не лгать.15. Не хвастаться.16. Не грубить.17. Не хамствовать.18. Быть чистоплотным.19. Знать свои недостатки.
  237. Быть благодарным. (Благодарность первый взнос в уплату долга).1. Ш. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ21. Помогать товарищам.22. Не завидовать.23. Делиться.24. Под держивать выдающихся.
  238. Не делать бесчестного даже ради товарищества. (Бесчестье ради товарищества все равно остается бесчестьем).
  239. Долг дружбы преклоняется перед долгом товарищества.
  240. Не подводить товарища под ответ4 за свои поступки.
  241. Помнить: оскорбление товарища оскорбляет товарищество.
  242. Младшим не драться, старшим не расправляться насилием.
  243. Охранять младших кадет, как братьев.
  244. Если загрязнился сам, не грязни чистых.
  245. Поссорившись, думай о мире.
  246. Не доносить и не сплетничать.1. ПРАВИЛА ОБЩЕЖИТИЯ
  247. Не лишать товарищей удобств общежития.
  248. Стеснять себя, чтоб не стеснять товарищей.
  249. Уважать чужое горе, печаль, радость, веселье, сон, труд и покой.
  250. Не выдавать грубостью и руганью своей ненаходчивости и ограниченности.38. Не бояться быть вежливым.
  251. Соблюдать за едой приличие.
  252. Не проявлять и не выказывать брезгливость.
  253. V. ПРАВИЛА КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ41. Все кадеты должны: а) следить за почитанием младшими кадетами старших-б) следить за нравственностью младших кадет-в) следить за дружественными отношениями между всеми кадетами.
  254. Старшие кадеты не должны злоупотреблять своим старшинством.
  255. Во главе стоит выпускной совет, возглавляемый генералом выпуска.
  256. Корпус имеет свою «Звериаду» (летопись) — Прим. Ред.). Хранитель «Звериады» генерал.
  257. Каждый выпускник пишет в «Звериаде». Её чтение на корпусной праздник.
  258. Бойкотный лист в «Звериаде».
  259. Передача «Звериады» в 12 ч. ночи после последнего экзамена в выпускном классе.
  260. Воровство карается исключением из Корпуса кадетской средой.
  261. Кадеты должны приветствовать всех бывших кадет, носящих жетон Корпуса.
  262. Каждый выпуск должен делать не то, что ему хочется, а то, что требует благо Корпуса.1. Баллы поведения
  263. Назначение и утверждение балла за поведение производилось только решением воспитательного комитета корпуса, который ежемесячно рассматривал соответствующие представления ротных командиров.
  264. Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа. М.: Учпедгиз, 1958 с.73−74)1. Система поощрений
  265. Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа М.: Учпедгиз, 1958 с.75)1. ДОГОВОРо сотрудничестве Ярославского высшего зенитного ракетного командного училища ПВО и общеобразовательной средней школы № 40, г. Ярославля
  266. Об организации совместной учебной, методической и практической работы Е целях углубленной полготовки и профессиональной ориентации учащихся на выбор военных специальностей"
  267. Военное училище и школа заинтересованы и считают необходимым повышать качество и эффективность системы профориентационной подготовки учащихся и ориентации их на выбор военных специальностей.
  268. Материально-техническое и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса осуществляется по согласованию с использованием средств выделяемых управлением образования мэрии, районного отдела образования и военного училища.
  269. Оплата труда привлекаемых гражданских преподавателей по общеобразовательным предметам осуществляется как почасовая по ставкам общеобразовательных школ.
  270. Организация питания в период лагерного сбора и приобретение формы одежды для профильного (кадетского) класса осуществляется по согласованию за счет выделяемых средств мэрии г. Ярославля.1. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОНi
  271. ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ ОБЯЗУЕТСЯ:
  272. Обеспечить участие преподавателей военного училища при отборе учащихся в кадетский класс, проверку физической подготовки, изучение документов медицинского освидетельствования.
  273. Обеспечить за плату питание учащихся профильного (кадетского) класса в дни проведения с ними занятий на базе военного училища в курсантской столовой по предварительной оплате.
  274. Принять участие в организации летних полевых сборов учащихся по окончании десятого класса на базе училища.
  275. Организовать совместные с преподавателями школы и военного училища выпускные -экзамены по физике, математике и физкультуре и приравнять их к вступительным экзаменам в училище.
  276. Предоставлять учебно-материальную базу военного училища для проведения занятий в соответствии с программой, тематическим планом и расписанием занятий.1. ШКОЛА ОБЯЗУЕТСЯ:
  277. Обеспечить кадетский класс лучшими преподавательскими кадрами школы и имеющимся в школе учебным оборудованием.
  278. Проводить воспитательные мероприятия и анализировать результаты учебнойработы.
  279. Совместно с управлением образования мэрии г. Ярославля и РОО составить необходимую документацию для открытия профильного (кадетского) класса и провести совместно с представителями военного училища конкурсный отбор учащихся.
  280. Систематически информировать администрацию школы о ходе подготовки офицеров-выпускников специализированного класса, вести совместную профориентационную работу с учащимися школы.
  281. Начальник Ярославского Директор средней школы № 40
  282. Высшего Зенитного ракетного командного училища ПВО1. ПРОГРАММАэксперимента по совместной профориентационной работе по отбору кандидатов к поступлению в Ярославский зенитный ракетный институт ПВО на базе средней школы № 40
  283. Совместная профориентационная работа по отбору и подготовке учащихся для целевого поступления в военный институт «,
  284. На основании договора 1999 года с командованием Ярославского зенитного ракетного командного института ПВО в школе № 40 проводится совместная профориентационная работа по подготовке учащихся 10−11 классов для целевого поступления в военный институт.
  285. Учащиеся вплотную знакомятся с программным материалом математики, касающегося элемента комбинаторики и комплексных чисел. При изучении физики особое внимание уделяется разделу „Электричество и магнетизм, колебание и волны“.
  286. Процесс внедрения системы подготовки учащихся на базе средней школы № 40 целевого поступления в ЯЗРИ ПВО с учетом современных требований к выпускникам средней общеобразовательной школы.1. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
  287. Отработка и совершенствование методики преподавания, изыскания возможностей включения в программный материал: по математике вопросов, касающихся элементов комбинаторики и комплексныхчисел-1. Тема эксперимента:
  288. В. А. Тимофеева Т. В. Лазуто Н. Т. Валуева Н.Н.физика особое внимание уделить разделу „Электричество, магнетизм, колебание и волны“.
  289. Курс „Основы безопасности жизнедеятельности“, прикладной физической подготовки, практическое выполнение стрельб из стрелкового оружия. Процесс самоопределения учащихся по окончании средней школы.1. ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА
  290. Совершенствование совместной профориентационной работы по отбору и подготовки учащихся школ района для целевого поступления в военный институт.
  291. Составление совместных программ, их практическое апробирование в ЯЗРИ ПВО и средней школе № 40, информирование, обобщение и внедрение данного эксперимента в общеобразовательных средних школах Ярославской области.
  292. ЗАДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТА Отработка совместных профориентационных условий для поступления в ЯЗРИ1. ПВО.
  293. Совершенствование методики (корректировки программ по математике, физике курсу ОБЖ, физкультуре, разработка новых методов).
  294. Повышение уровня психологической компетентности учащихся за счет приобретения соответствующих знаний, умений, навыков, пробудить потребность, желание учиться в военном институте.
  295. Формирование положительного отношения к самому себе, уверенности в своих силах поступить в военное училище, к реализации себя в профессии офицера Российских Вооруженных Сил.
  296. Повышение компетентности преподавателей военного института учителей школы в профориентационном отборе и обучении.1. ГИПОТЕЗА
  297. Методы и методика исследования
  298. Комплекс психологических методик, направленных на изучение и анализ индивидуальных, психологических качеств будущих кандидатов для поступления в военный институт.
  299. Начало сентябрь 1999 г. Окончание — август 2004 г. 1. Состав участников
  300. Выпуск из военного института, служба в частях Вооруженных Сил Российской Федерации окончательный.
  301. Критерии оценки ожидаемых результатов
  302. Усвоение учащимися информации об училище и военной профессии, необходимой для принятия собственного, осознанного решения поступить в военный институт.
  303. Формирование знаний, умений и навыков по программе математики, физики, физической подготовке, предъявляемых к кандидатам при поступлении и в военный институт.
  304. Освоение программ, методики преподавателями военного института, учителями школы для внедрения ее на всех этапах процесса в 10 и 11 классах. Начальник ЯЗРИ ПВО Директор школы № 40генерал-майор1. Кротов А.К.1. Тимофеева Т.В.
  305. г. Ярославля Приложение б УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ1. ПРИКАЗ № 71 401.1997г. г. Ярославль
  306. Об организации в школе № 40 профильного класса с профессиональной ориентацией учащихся-юношей на военные специальности (кадетского класса)
  307. Открыть с 01.09.97 г. в школе № 40 в параллели 10-х классов профильный класс с профессиональной ориентацией учащихся на военные специальности и подготовки их для поступления в ЯВЗРКУ.
  308. Скомплектовать класс из юношей школ г. Ярославля, изъявившими желание обучаться в классах указанного профиля.
  309. Директору школы № 40 /7имофева Т.В./
  310. До 01.08.97 г. подготовить учебно-материальнуюю базу для занятий профильного класса в школе, составить расписание занятий с учетом использования учебной базы ЯВЗРКУ.
  311. Обеспечить профильный класс педагогическими кадрами. Оплату труда преподавателей ЯВЗРКУ, привлекаемых к работе в профильном классе, производить в соответствии с разрядами ETC, применяемыми для работников общеобразовательных учреждений.
  312. Проанализировать итоги комплектования профильного класса и представить информации в управление до 15.09.97. г.
  313. Заведующим районными отделами образования: матов в проведении разъяснительной работы с руководителями школ по отбору учащихся, изъявивших желание на конкурсной основе поступить в профильный 10-й класс школы № 40.
  314. Списки кандидатов для поступления представить в управление образования до 20.05.97 г.
  315. Контроль за исполнением приказа возложить на инспектора управления образования Мазасова Н.Н.
  316. Начальник управления образования1. А.Ф. Прямицин
  317. СОГЛАСОВАНО» Начальник Ярославского высшего зенитного ракетного командного училища ПВО генерал-майор1. А. Кротовянваря 199 7 г.
  318. СОГЛАСОВАНО" Начальник управления образования мэрии города Ярославля1. А. Ф. Прямицинянваря 1997 г. 1. ПОЛОЖЕНИЕо профильном (кадетском) классе по подготовке учащейся молодежи к поступлению в ЯВЗРКУ
  319. Заявление на имя директора школы № 40 о приеме в кадетский класс.-
  320. Документ об окончании 9 классов-
  321. Копия свидетельства о рождении-4. Характеристика.
  322. Сроки сдачи документов: до 25 мая 1997 г.
  323. Начало занятий в профильном классе: 1 сентября 1997 г. по адресу: г. Ярославль, Комсомольская площадь, школа № 401. Директор школы № 401. Т. Тимофеева1. ПРИКАЗпо средней школе № 40 01.09.97 г. № 107
  324. Русский язык 1 ч. Алексеев В. А. I кат
  325. Иностранный язык 2 ч. нем. яз. Жаркова Т. А. I кат.2 ч. англ. яз. Гаврикова Т. А. I кат.2 ч. фр. яз. Дождикова И. И.2 ч. англ. яз. Кононова Н. Н. I кат.
  326. История Зч. II Лазуто Н. Т. высшая кат.1. Обществоведение 1 ч. II1. ОБЖ 1 ч. II
  327. Математика 5 ч. Горбачева С. В. высшая кат.
  328. Информатика 2 ч. Журавлев В. В. I кат.
  329. Делопроизводство 1 ч. Журавлев В. В. I кат.
  330. Биология 2 ч. Усова Н. В. I кат.
  331. География 2 ч. Усова Н. В. I кат.
  332. Ю.Химия 2 ч. Усова Н. В. I кат.
  333. Физика 4 ч. Крайнова Т. М. высшая кат.
  334. Физкультура 2 ч. Мальков М. Ю. II кат. понедельник, четверг (I и IV)
  335. Математика 1 ч. Пожарская О.Ю.1. Прозина И. А.1. Физика 1 ч. Розова Т.Т.1. Этикет 1 ч.
  336. Практическая психология 1 ч.1. Физкультура 1 ч.
  337. Директор школы Т.В. Тимофеева
Заполнить форму текущей работой