Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Система социально-ориентированной физкультурно-спортивной работы в городе Дербенте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективность функционирования системы определяется по трем группам показателей: физкультурно-спортивным (повышение двигательной активности в режиме дня, недели, месяца, года; увеличение количества студентов, организованно занимающихся спортом (не для студентов физкультурных специальностей), увеличение количества детей и подростков, посещающих спортивные секции и школы (не для воспитанников… Читать ещё >

Система социально-ориентированной физкультурно-спортивной работы в городе Дербенте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Целевым ориентиром развития физической культуры и спорта в Российской Федерации является усиление ее значимости и действенности, создание возможностей полноценного использования потенциала физкультурно-спортивной деятельности для гармоничного развития личности и прогрессивного развития страны. Серьезное отношение государства к физической культуре и спорту объясняется важнейшей социальной миссией, возложенной на данную сферу: обеспечение физического, духовного, интеллектуального здоровья и благополучия личности и общества в целом путем реализации общих и специфических функций [1, 2, 3, 4, 5 и др.].

Особенно важным сегодня является полноценное использование физической культуры и спорта для решения задач гражданского, духовно-нравственного воспитания молодежи, ее эффективной социализации, что наиболее актуально для социально нестабильных регионов России. Революционные преобразования, происходящие в российской экономической, общественной, политической жизни, актуализировали серьезные социально-педагогические проблемы в воспитании, образовании подрастающего поколения, наиболее остро стоящие перед педагогическим сообществом, общественными и политическими деятелями республик Северного Кавказа. В частности, актуальными социально-педагогическими проблемами молодежи Дагестана являются: правовой нигилизм и пассивная гражданская позиция при выраженной склонности к протестным настроениям, подверженность негативному (деструктивному) влиянию (СМИ, представители экстремистских организаций и т. п.), ценностная неопределенность, проявления интолерантности и ксенофобии, неопределенность жизненных (в том числе профессиональных) планов и перспектив, ощущение собственной невостребованности обществом, неспособность и/или невозможность рационально организовать свой досуг.

В решении указанных проблем важная роль отводится учеными физической культуре и спорту. Так, согласно мнению М. Я. Виленского, В. И. Столярова и других ученых, физическая культура и спорт являются действенным средством формирования, развития и социализации личности, обеспечивающим социальную адаптацию, формирование нравственного поведения, здорового образа жизни детей и молодежи. Работа по использованию потенциала физической культуры и спорта для решения социально-педагогических проблем подрастающего поколения требует инновационных подходов, механизмов, установок, форм организации деятельности как от представителей власти, органов управления физической культурой и спортом, так и от рядовых специалистов, работников физкультурно-спортивных организаций [2, 11]. Поиску и обоснованию способов и методов решения, актуальных социально-педагогических проблем молодежи Дагестана средствами физкультурно-спортивной деятельности было посвящено настоящее исследование. Результатом исследования стала разработанная региональная система социально ориентированной физкультурно-спортивной деятельности.

Система является региональной (по целям, субъектам деятельности и субъект-объектам воздействия), социально-педагогической (по целям и средствам), физкультурно-спортивной (по средствам, субъектам деятельности и субъект-объектам воздействия). В ее реализации участвуют организации (учебные заведения города Дербента), физические лица (студенты высших учебных заведений, учащиеся общеобразовательных школ города Дербента, воспитанники спортивных школ города Дербента); организаторами и регуляторами деятельности являются педагоги высших учебных заведений, учителя физической культуры общеобразовательных школ, тренеры-преподаватели спортивных школ. Организационной формой работы системы является Клуб активной молодежи, функционирующий на принципах добровольности, безвозмездности, сознательности, активности и инициативности (принципы участия в деятельности Клуба); непрерывности и систематичности, социальной ориентации, равноправия и уважения (принципы деятельности Клуба).

В деятельности системы решаются задачи:

формирование активной гражданской позиции молодых людей, их самоидентификации как граждан России, этнорелигиозной толерантности;

преодоление негативного влияния на молодые умы СМИ, противодействие вовлечению молодежи в ряды экстремистских организаций;

повышение физкультурно-спортивной активности, расширение контингента регулярно занимающихся физической культурой и спортом в различных организационных формах (спортивные кружки и секции, спортивные школы, самостоятельные занятия в свободное время);

повышение у подрастающего поколения чувства собственной социальной значимости и ощущения востребованности и способности принести пользу обществу;

формирование у молодежи системы гуманистических ценностных ориентаций, морально-нравственных принципов;

содействие жизненному и профессиональному самоопределению молодежи, становлению позитивного сознательного отношения к собственному будущему и будущему страны.

На решение указанных задач направлена работа, осуществляемая в трех направлениях:

просветительская работа — пропаганда активного отдыха и здорового образа жизни, описание способов рациональной организации свободного времени, просвещение в области физической рекреации как способа организации досуга, антиэкстремистская пропаганда, предоставление социально одобряемых образцов для подражания, демонстрация общего в культуре разных этнорелигиозных групп и возможности обогащения собственного культурного опыта, характеристика сферы приложения сил молодежью, возможной общественно полезной деятельности;

организация общественно полезной деятельности в соответствии с интересами молодежи, направленная на повышение гражданской активности, чувства собственной социальной полезности, консолидацию молодежи вокруг личностно-значимого и общественно полезного дела и т. п.;

организация активного отдыха детей, подростков, молодежи, пропаганда занятий физической культурой и спортом.

Просветительская деятельность Клуба осуществляется в формах лекций, политинформаций, бесед, диспутов, встреч с интересными людьми. Ее содержание включает информацию по следующим вопросам: республика Дагестан как субъект Российской Федерации (история, культура, традиции, этнорелигиозный состав, спорт и спортсмены, спортивные традиции, ценности патриотизма и гражданственности народов Дагестана); влияние средств массовой информации и экстремистских движений на личность, общество, социально-экономическое и политическое развитие страны; гуманистические ценности современной цивилизации и их проявления в физической культуре и спорте; роль молодежи в развитии государства и становлении гражданского общества, общественная деятельность как сфера гражданской активности молодежи; социальное значение профессионально-педагогической деятельности специалистов по физической культуре и спорту, их культурно-просветительские и социальные функции.

Ведущими способами организации свободного времени детей, подростков, студентов являются посещение спортивных секций и кружков, участие в работе Клуба. Содержание деятельности Клуба по организации свободного времени молодых жителей Дербента включает пропаганду организованных занятий физической культурой и спортом; организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и участие в них; пропаганду активного отдыха среди детей и подростков, организацию физкультурно-рекреационной деятельности в населенном пункте.

Общественно-полезная деятельность подростков и учащейся молодежи содержательно тесно связана с организацией активного досуга, деятельностно реализуется непосредственно в форме волонтерской работы членов Клуба и включает поисково-исследовательский и организационно-практический компоненты. Поисково-исследовательская работа предполагает поиск и изучение подвижных игр и видов спорта народов Дагестана и России; творческое конструирование новых подвижных и спортивных игр, эстафет; поиск информации о знаменитых спортсменах Дагестана, России.

Содержанием организационно-практической деятельности является разучивание национальных подвижных игр с детьми по месту жительства, с воспитанниками спортивных школ и учащимися общеобразовательных школ; организация дворовых команд по видам спорта, по подвижным играм и организация соревнований между командами; организация подвижных и спортивных игр, эстафет с детьми и подростками; организация и проведение соревнований по видам спорта и подвижным играм между воспитанниками разных спортивных и общеобразовательных школ; организация спортивных праздников в общеобразовательных и спортивных школах, в микрорайонах населенного пункта; организация туристических походов для детей в каникулярное время и в выходные дни; организация показательных выступлений физкультурников и спортсменов в общеобразовательных и спортивных школах, по месту жительства.

Модель региональной системы социально-ориентированной физкультурно-спортивной работы, направленной на решение социально-педагогических молодежных проблем Республики Дагестан, описывает деятельность посредством четырех компонентов: целерезультативного (цель, задачи функционирования системы и показатели ее эффективности); субъектного (организованные и индивидуальные участники «Клуба активной молодежи Дербента»); методологического (принципы функционирования системы); содержательного (направления социально-педагогической работы и средства решения поставленных задач) (см. рис. 1).

Эффективность функционирования системы определяется по трем группам показателей: физкультурно-спортивным (повышение двигательной активности в режиме дня, недели, месяца, года; увеличение количества студентов, организованно занимающихся спортом (не для студентов физкультурных специальностей), увеличение количества детей и подростков, посещающих спортивные секции и школы (не для воспитанников спортивных школ); повышение соревновательного и судейского опыта (для студентов физкультурных специальностей, воспитанников спортивных школ)); социально-педагогическим (рациональная организация свободного времени детей, подростков, молодежи; повышение гражданской активности молодежи; неприятие ксенофобии и экстремизма); личностно-психологическим (повышение чувства социальной значимости; становление жизненных планов; становление системы гуманистических ценностных ориентаций; повышение профессиональной направленности (для студентов); выбор физической культуры и спорта в качестве сферы профессиональной деятельности (прежде всего, для воспитанников спортивных школ)).

Проверка эффективности разработанной системы на базе учебных заведений города Дербента: общеобразовательных и спортивных школ, высших учебных заведений, а также мест отдыха жителей города и дворовых площадок. Констатирующее исследование заключалось в оценке актуального состояния детей, подростков и молодежи города Дербента по физкультурно-спортивным, социально-педагогическим и личностно-психологическим показателям в соответствии с выделенными критериями.

На основании данных констатирующего исследования были сформированы контрольная и экспериментальная группы.

Содержание формирующего эксперимента заключалось в организации социально-ориентированной физкультурно-спортивной деятельности активной части детей, подростков и молодежи Дербента в форме Клуба активной молодежи. Деятельность включала просветительскую работу, организацию физкультурно-спортивного отдыха молодых жителей города, общественно-полезную работу членов Клуба.

Функционирование экспериментальной системы организовывалось в четыре этапа:

Модель региональной системы социально-ориентированной физкультурно-спортивной работы, направленной на решение социально-педагогических молодежных проблем Республики Дагестан (на примере г. Дербента).

Рис. 1 — Модель региональной системы социально-ориентированной физкультурно-спортивной работы, направленной на решение социально-педагогических молодежных проблем Республики Дагестан (на примере г. Дербента)

  • 1 этап — работа со студентами вузов, включающая их теоретическое просвещение, привлечение в Клуб, обучение способам и методам социально-ориентированной физкультурно-спортивной деятельности с учащимися общеобразовательных школ, воспитанниками спортивных школ, детьми и подростками по месту жительства. В первый год действия системы данную работу осуществляли педагоги вузов; в следующие годы просветительско-подготовительные функции взяли на себя студенты — «старожилы» Клуба.
  • 2 этап — работа студентов-членов Клуба с воспитанниками спортивных школ, включающая просветительско-пропагандистскую деятельность, формирование актива воспитанников и привлечение их к работе Клуба, а также организацию коллективного физкультурно-активного отдыха воспитанников.
  • 3 этап предполагал совместную просветительскую, пропагандистскую, агитационную и организационную работу студентов и воспитанников спортивных школ с учащимися общеобразовательных школ.
  • 4 этап — социально-ориентированная работа членов Клуба (студентов, воспитанников спортивных школ, учащихся общеобразовательных школ) по месту жительства, направленная на организацию физкультурно-активного отдыха детей и подростков.

Итоговое обследование заключалось в определении степени эффективности функционирования экспериментальной системы путем повторной оценки физкультурно-спортивных, социально-педагогических и личностно-психологических характеристик детей, подростков и молодежи города Дербента и сравнении полученных итоговых результатов с исходными.

За время функционирования системы у участников социально ориентированной физкультурно-спортивной деятельности существенно изменились все исследуемые показатели. В пять раз выросло количество детей и подростков, ежедневно занимающихся физическими упражнениями; повысился уровень знаний о видах и содержании различных подвижных игр. В четыре раза увеличилось число детей и подростков, осознающих пользу активного отдыха, в три раза — отличающихся хорошим самочувствием, в два — крепким здоровьем, в 2,5 — имеющих достаточный уровень физической подготовленности. Значительно увеличилось количество организованно занимающихся спортом (в среднем на 60%), имеющих достаточный соревновательный и судейский опыт (в среднем, на 74%).

Существенно улучшились и социально-педагогические показатели. Почти в три раза выросло количество детей и подростков, рационально организующих свой досуг и участвующих в общественно значимой деятельности, а также не приемлющих оценивания людей на основе их национальной или религиозной принадлежности. Почти в два раза увеличился состав респондентов, отрицательно относящихся к деятельности экстремистских лидеров и организаций и разделяющих идею равенства людей независимо от национальности, религии, пола и пр., и в 3,5 раза — осознающих истинные цели экстремизма и его вред для общества, личности, государства.

Позитивно изменились личностно-психологические характеристики членов экспериментальной группы. Чувство собственной социальной значимости повысилось у 50%-60% респондентов. Существенно изменились характеристики жизненных планов и ценностных ориентаций молодежи. Повысилась учебная мотивация, сформировалось ценностное и сознательное отношение к профессиональному труду. В 2,5 раза увеличилось количество детей и подростков, имеющих гуманистическую систему ценностных ориентаций; в два раза — количество студентов, удовлетворенных профессиональным.

  • 1. Бобылев Г. П. Спортивная школа как воспитательная организация: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2006.
  • 2. Виленский М. Я., Казанцев В. Н. Нравственно-волевое воспитание учащихся ДЮСШ // Теория и практика физической культуры. 1997. № 1.
  • 3. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: учебник. М.: Сов. спорт, 2004. 464 с.
  • 4. Хазова С. А. Управление развитием сферы физической культуры и спорта в России: кадровый аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2010. Вып. 1. С. 282−288.
  • 5. Хакунов Н. Х. Формирование базовой физической культуры личности в учебных заведениях. Майкоп: Изд-во АГУ, 2007. 152 с.
  • 6. Гасанов Г. Г. Политическое сознание молодёжи и этнополитическая ситуация в республике Дагестан: автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2010.
  • 7. Исрапилов С. Основные факторы нестабильности. URL: http://www.riadagestan.ru /news/2007/10/23/32 105/
  • 8. Муртазалиев А. М. Проблемы правовой социализации молодежи. URL: http://www. opdag.ru/7publik/murtuzaliev/16.htm
  • 9. Саидов А. А. Проблемы противодействия молодёжному экстремизму и терроризму в Дагестане. URL: http://scienceport.ru/content/
  • 10. Чупанова А. Ч. Нравственно-правовое воспитание молодежи // Состояние и перспективы развития молодежной политики в Дагестане: материалы заседаний Общественной палаты Республики Дагестан / отв. ред. А. М. Муртазалиев, К. Г. Гусаева. Махачкала: РГЖТ, 2009. 61 с.
  • 11. Столяров В. И. Спорт и современная культура: методологический аспект // Теория и практика физической культуры. 1997. № 7. С. 2−5.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой