Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Корпоративное управление на транспорте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объектами управления внутри холдинга, кроме координации корпоративных действий дочерних обществ, являются вопросы управления персоналом компаний (Распоряжение ОАО РЖД от 18.07.2007 № 916, утвердившее Порядок организации управления персоналом в «холдинге „РЖД“»), финансами холдинга (Распоряжение ОАО РЖД от 31.10.2012 № 2176р «Об утверждении функциональной стратегии управления финансами холдинга… Читать ещё >

Корпоративное управление на транспорте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопросы корпоративного управления в России, в том числе в сфере транспорта не имеют должного законодательного регулирования и продолжают оставаться наиболее дискуссионными в современной отечественной доктрине частного права.

Корпоративное управление осуществляется в рамках корпоративных отношений с участием корпораций, организационной основой построения которых является членство. Под корпорацией понимаются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган (ст. 65.1 ГК РФ).

Легальная дефиниция корпоративных отношений в ст. 2 ГК РФ позволяет выделить две их самостоятельные группы: а) отношения, связанные с участием в корпоративных организациях, и б) отношения, связанные с управлением ими (корпорациями).

Определение корпоративного управления не содержится ни в ГК РФ, ни в специальных законах, регламентирующих деятельность корпораций. Однако оно активно исследуется в науке частного права и используется в практике хозяйствующих субъектов. Так, по мнению В. В. Долинской, корпоративное управление есть урегулированная нормами права система организационных и имущественных отношений, с помощью которой корпоративная организация реализует, представляет и защищает интересы инвесторов и, в первую очередь, акционеров[1]. С. Д. Могилевский отмечает, что осуществляемое хозяйственным обществом корпоративное управление реализуется через управленческие отношения субъекта и объекта корпоративного управления[2].

Восполнить законодательный пробел пытаются субъекты локального нормотворчества — хозяйствующие субъекты на транспорте. Так, кодексы корпоративного управления и аналогичные локальные акты приняты в крупных хозяйствующих субъектах на транспорте с участием государства: Кодекс корпоративного управления (поведения) ПАО «Газпром», утвержденный годовым общим собранием акционеров (протокол № 1 от 28.06.2002), Кодекс корпоративного поведения ПАО «Аэрофлот — российские авиалинии», утвержденный годовым общим собранием акционеров (протокол № 40 от 28.06.2017), Кодекс деловой этики ОАО «РЖД», утвержденный решением совета директоров от 30.03.2015 (протокол № З)[3], Порядок корпоративного управления ОАО «Российские железные дороги» хозяйственными обществами, акциями (долями) которых владеет ОАО «Российские железные дороги», утвержденный советом директоров ОАО «РЖД» от 30 июня 2004 г. и др.

С учетом многообразия организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, осуществляющих функции хозяйственного управления в сфере транспорта, и их объединений выделим следующие виды моделей корпоративного управления на транспорте:

  • — корпоративное управление внутри корпораций, созданных на основе членства (например, ОАО «РЖД», ПАО «Аэрофлот», ПАО «Газпром», ПАО «НК „Роснефть“», АО «Роснефтегаз» и пр.). В данном случае корпорация является субъектом управления, которая через создаваемые в них органы управления обеспечивает организационное единство внутри нее, устанавливая правовую связь между корпорацией и ее участниками;
  • — корпоративное управление в холдинговых объединениях, возглавляемых едиными хозяйствующими субъектами в форме акционерных обществ с государственным участием (ОАО «РЖД», ПАО «Аэрофлот», ПАО «Газпром» и пр.). Они состоят из хозяйственных обществ — акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, например, на железнодорожном транспорте, воздушном транспорте, нефтегазовой отрасли. В этом случае корпорации выступают в качестве субъектов и объектов корпоративного управления.

Так, группа «Аэрофлот» — крупнейший в России и динамично развивающийся авиационный холдинг, в состав которого входят единая дальневосточная авиакомпания «Аврора», низкобюджетная авиакомпания «Победа» и работающая в среднем сегменте перевозок авиакомпания «Россия»;

— корпоративное управление в объединениях, возглавляемых унитарными организациями в форме государственных корпораций и компаний, учреждаемых государством (например, государственная компания «Автодор», государственная корпорация «Роскосмос»). Последние управляют корпорациями в форме акционерных обществ (объекты управления).

К особенностям корпоративного управления на транспорте относятся следующие:

  • — во-первых, корпорации на транспорте могут являться одновременно: а) субъектами корпоративного управления, которые через формируемые в них органы управления обеспечивают внутриорганизационную иерархию (управление в корпорациях); б) объектами корпоративного управления в составе холдинговых и иных групп лиц (управление корпорациями)[4];
  • — во-вторых, субъектами управления в холдинговых и иных объединениях групп лиц на транспорте могут выступать как корпорации, так и унитарные организации, например, акционерные общества, государственные корпорации и государственная компания. Так, государственная корпорация «Роскосмос» вправе создавать акционерные общества, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении корпорации, а также акционерные общества, в которых «Роскосмос» имеет возможность влиять на решения, принимаемые этими акционерными обществами; объектами корпоративного управления могут быть лишь корпорации, хозяйственные общества, акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, например, на железнодорожном транспорте — АК «Железные дороги Якутии», АО «Объединенная транспортно-логистическая компания» (ОТЛК), АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ», АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания», АО «Торговый дом РЖД» и пр.;
  • — в-третьих, единые хозяйствующие субъекты — корпорации в сфере транспорта создаются с обязательным участием государства («компания одного лица» на железнодорожном транспорте, акционерные общества с мажоритарием-государством на воздушном транспорте, в нефтегазовой сфере и пр.);

— в-четвертых, корпоративное управление на транспорте выходит за рамки корпорации и существует внутри вертикальноинтегрированных неправосубъектных объединений, например, холдингов.

Таким образом, корпоративное управление на транспорте, являясь разновидностью управления в частном праве, возникает в рамках корпоративных отношений и обеспечивает: а) организационное единство внутри корпораций на транспорте, созданных в форме хозяйственных обществ (управление внутри корпораций), а также б) координацию их деятельности в составе неправосубъектных объединений (холдингов), создаваемых в сфере транспорта (управление корпорациями).

Корпоративное управление на транспорте регламентируется законодательством на двух уровнях.

Во-первых, уровень федеральных законов и подзаконных нормативных актов: закон об акционерных обществах[5], закон об обществах с ограниченной ответственностью[6] и пр.

Во-вторых, данные отношения являются областью локального нормотворчества. Например, в государственном холдинге на железнодорожном транспорте отношения в области корпоративного управления урегулированы следующими локальными нормативными правовыми актами, издаваемыми холдинговой компанией ОАО «РЖД»: Порядок корпоративного управления ОАО «РЖД» хозяйственными обществами, акциями (долями) которых владеет ОАО «РЖД»[7]; Кодекс деловой этики ОАО «РЖД»[8]; Регламент участия ОАО «РЖД» в дочерних и зависимых обществах и корпоративного управления этими обществами; Положение об информационной политике ОАО «РЖД»[9]; Положение о совете директоров ОАО «РЖД», Положение о ревизионной комиссии ОАО «РЖД», Положение о правлении ОАО «РЖД», утвержденные распоряжением Правительства РФ от 25.02.2004 № 265-р и пр.

Институт корпоративного управления в России, кроме федеральных законов о корпорациях, урегулирован специальными подзаконными актами, актуализирующими специфику участия в них публичноправовых образований: Приказ Росимущества от 03.09.2014 № 330 «Об утверждении Методических рекомендаций по построению функции внутреннего аудита в холдинговых структурах с участием РФ»; Приказ Росимущества от 06.03.2014 № 71 «Об утверждении Методики индивидуальной оценки членов советов директоров акционерных обществ с государственным участием» и пр.

Рассмотрим особенности корпоративного управления на примере холдингового объединения на железнодорожном транспорте[10].

Под холдингом «РЖД» в актах локального нормотворчества понимается группа юридических лиц, включающая в себя материнское общество — ОАО «РЖД» — и его дочерние общества, осуществляющие профильные виды деятельности, а также юридические лица, осуществляющие профильные виды деятельности, в которых дочерние общества ОАО «РЖД» сами выступают в качестве контролирующего акционера[11].

Корпоративное управление на железнодорожном транспорте

можно представить в виде следующей схемы: 1) управление внутри холдинговой компании ОАО «РЖД» и дочерних обществ первого и второго уровня как корпораций; 2) управление холдингом в целом, включая: а) управление холдинговой компанией ОАО «РЖД» деятельностью дочерних обществ первого уровня и б) управление дочерними обществами первого уровня в статусе контролирующих акционеров деятельностью дочерних общества второго уровня. При этом управляющая компания (ОАО «РЖД») совершает корпоративные действия в целях установления корпоративного контроля в государственном холдинге на железнодорожном транспорте в целом.

Корпоративное управление в ОАО «РЖД».

Субъектом корпоративного управления в ОАО «РЖД» является корпорация в лице ее органов управления. ОАО «РЖД» создано государством в целях осуществления функций хозяйственного управления на железнодорожном транспорте в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта и оплаты им уставного капитала ОАО «РЖД» (ч. 2 ст. 3 закона об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта)[12].

Единственным участником и учредителем ОАО «РЖД» является российское государство. Акции ОАО «РЖД» находятся в собственности РФ. Права акционера осуществляет Правительство РФ. Учредительным документом ОАО «РЖД» является устав, утвержденный Правительством РФ[13].

К органам управления ОАО «РЖД» относятся: общее собрание акционеров; совет директоров общества; генеральный директор общества — председатель правления общества; правление общества (п. 58 устава ОАО «РЖД»).

Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров (п. 61 устава). В настоящее время данный орган не действует[14]. Согласно ст. 47 ФЗ РФ «Об акционерных обществах» решения общего собрания акционеров принимаются единственным акционером — Правительством РФ единолично и оформляются письменно в форме постановлений и распоряжений. Компетенцию общего собрания образуют наиболее значимые для общества вопросы, а именно: 1) внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции; 2) реорганизация общества; 3) ликвидация общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; 4) определение количественного состава, избрание членов совета директоров общества и досрочное прекращение их полномочий и пр.

На железнодорожном транспорте сформирована дуалистическая модель управления, предполагающая наличие совета директоров.

Совет директоров ОАО «РЖД» осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров (п. 68 устава). Решения указанных вопросов не могут быть переданы на решение генеральному директору — председателю правления общества и правлению общества. Совет директоров проводит заседания, решения на которых принимаются путем голосования (возможно, заочного голосование). Возглавляет совет директоров председатель, который избирается членами совета директоров общества из их числа большинством голосов от общего числа членов совета директоров общества.

Члены совета директоров в акционерных обществах с государственным участием подразделяются на две категории: представители интересов РФ, которые обязаны голосовать по определенным вопросам в соответствии с директивой, и независимые директора, кандидатуры которых были предложены РФ как акционером для избрания в совет директоров в качестве независимых директоров, но голосующие по своему усмотрению[15].

К исполнительным органам относятся: генеральный директор — председатель правления общества (п. 80 Устава ОАО «РЖД») и правление (п. 87 Устава ОАО «РЖД»).

Генеральный директор является работником общества, который назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ. Он одновременно выполняет функции единоличного исполнительного органа на основе трудового договора и функции председателя правления общества. От имени ОАО «РЖД» трудовой договор с генеральным директором — председателем правления общества подписывает председатель совета директоров[16]. Он не может одновременно осуществлять функцию председателя совета директоров общества. Срок действия полномочий генерального директора ОАО «РЖД» составляет 5 лет. Переназначается неограниченное количество раз.

Основная функция генерального директора заключается в осуществлении руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров (единственного акционера) и совета директоров общества. Он подотчетен в своей деятельности общему собранию акционеров (единственному акционеру) и совету директоров общества.

В ОАО «РЖД» при президенте создан коллегиальный исполнительный орган — Правление общества. Члены правления не могут составлять более одной четвертой состава совета директоров общества (п. 87 устава общества).

От органов корпоративного управления следует отличать контрольные органы, которые не выполняют ни организационных, ни исполнительно-распорядительных функций в обществе.

В ОАО «РЖД» для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества создается ревизионная комиссия, члены которой назначаются общим собранием акционеров (единственным акционером) (ст. 95—96 Устава ОАО «РЖД»).

Субъектами корпоративного управления в холдинге на железнодорожном транспорте являются холдинговая компания ОАО «РЖД» и дочерние общества, являющиеся контролирующими акционерами других дочерних обществ, в лице их органов управления.

Дочерние общества первого уровня являются и субъектами, и объектами корпоративного управления. Решения, принимаемые ОАО РЖД по вопросам корпоративного управления и иным вопросам, распространяются не только на ОАО «РЖД», но и группу лиц, входящих в государственный холдинг на железнодорожном транспорте.

Объектами управления внутри холдинга, кроме координации корпоративных действий дочерних обществ, являются вопросы управления персоналом компаний (Распоряжение ОАО РЖД от 18.07.2007 № 916, утвердившее Порядок организации управления персоналом в «холдинге „РЖД“»), финансами холдинга (Распоряжение ОАО РЖД от 31.10.2012 № 2176р «Об утверждении функциональной стратегии управления финансами холдинга „РЖД“»), интеллектуальной собственностью (Распоряжение ОАО РЖД от 15.03.2011 № 531р «Об утверждении положения о порядке взаимодействия между ОАО „РЖД“ и его дочерними и зависимыми обществами по вопросам создания и использования объектов интеллектуальной собственности») и пр.

Корпоративное управление дочерними обществами осуществляется посредством участия представителей ОАО «РЖД» в общих собраниях акционеров, советах директоров и ревизионных комиссиях дочерних обществ в соответствии с Порядком корпоративного управления ОАО «РЖД» хозяйственными обществами, акциями (долями) которых владеет ОАО «РЖД»[17].

Таким образом, в сфере частного права на транспорте можно говорить о существовании таких моделей управления, как хозяйственное и корпоративное управление. Если хозяйственное управление характеризует взаимодействие хозяйствующих субъектов на транспорте во внешнем гражданском обороте, то корпоративное управление отражает характер внутренней организации корпораций на транспорте и способ их взаимодействия (зависимости) внутри холдинговых и иных структур.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Охарактеризуйте сущность и цели хозяйственного управления на транспорте.
  • 2. Назовите субъектов хозяйственного управления на транспорте и охарактеризуйте их правовой статус.
  • 3. Назовите объекты хозяйственного управления на транспорте. Приведите примеры имущественных комплексов на транспорте.
  • 4. Чем отличается правовой режим хозяйствования публично-правовых образований в сфере транспорта от правового режима хозяйствования создаваемых ими хозяйствующих субъектов.
  • 5. Что понимается под управлением интеллектуальной собственностью на транспорте?
  • 6. Охарактеризуйте особенности договорной деятельности на транспорте. Приведите примеры хозяйственных сделок на транспорте.
  • 7. Дайте определение корпоративного управления на транспорте.
  • 8. Назовите модели корпоративного управления на транспорте.
  • 9. Перечислите особенности корпоративного управления на транспорте.
  • 10. Охарактеризуйте виды и компетенцию органов управления холдинговых компаний на воздушном и железнодорожном транспорте.
  • 11. Охарактеризуйте правовой статус профессиональных директоров в составе совета директоров холдинговых компаний на транспорте.
  • 12. Дайте определение холдинга на железнодорожном транспорте.
  • 13. Назовите субъектов корпоративного управления в холдинге на железнодорожном транспорте.
  • 14. Охарактеризуйте правовое положение корпоративного представителя ОАО «РЖД» в государственном холдинге на железнодорожном транспорте.
  • 15. Назовите уровни правового регулирования отношений в сфере корпоративного управления на транспорте. Приведите пример трех актов локального нормотворчестве в сфере корпоративного управления на железнодорожном транспорте.
  • [1] Долинская В. В. Акционерное право: основные положения и тенденции. М., 2006.С. 420—421.
  • [2] Могилевский С. Д. Органы управления хозяйственными обществами. Правовойаспект. М., 2001. С. 166.
  • [3] Распоряжение ОАО «РЖД» от 06.05.2015 № 1143р.
  • [4] Борисова С. В. Объекты корпоративного управления на железнодорожном транспорте // Право и бизнес: конвергенция частного и публичного права в регулированиипредпринимательской деятельности. Сборник статей участников IV Ежегодной международной научно-практической конференции, посвященной памяти Заслуженногоюриста РФ, доктора юридических наук, профессора Коршунова Н. М. Москва, 05 июня2015 г. М.: Московская академия экономики и права. С. 739.
  • [5] Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» //Собрание законодательства РФ. 1996. № 1.Ст. 1.
  • [6] Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 7. Ст. 785.
  • [7] Утвержден Советом директоров ОАО «РЖД» 30 июня 2004 г. // URL: http://doc.rzd.ru
  • [8] Утвержден Советом директоров ОАО «РЖД» от 16 ноября 2006 г. // URL: http://doc.rzd.ru
  • [9] Утверждено Советом директоров ОАО «РЖД» 28 апреля 2009 г. // URL: http://doc.rzd.ru
  • [10] Холдинговые объединения в России не имеют статуса юридического лица. В зарубежном праве неправосубъектным является концерн (аналог холдинга в современномроссийском праве), а холдинг рассматриваются в качестве самостоятельных субъектовправа. (См.: Суханов Е. А. Сравнительное корпоративное право. М.: Статут, 2014 // СПСКонсультант Плюс).
  • [11] Распоряжение ОАО «Российские железные дороги» от 12.03.2015 № 608р"Об утверждении документов, регламентирующих работу с брендами холдинга «РЖД»".
  • [12] Федеральный закон от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» // Собрание законодательстваРФ. 03.03.2003. № 9. Ст. 805.
  • [13] Постановление Правительства РФ от 18.09.2003 № 585 «О создании открытогоакционерного общества «Российские железные дороги""// Собрание законодательстваРФ. 29.09.2003. № 39. Ст. 3766.
  • [14] Закон допускает существование «компаний одного лица» лишь в отношении такихразновидностей корпораций, как хозяйственные общества. Такая ситуация имеет местона железнодорожном транспорте. На воздушном транспорте в виду множественногосостава участников (акционеров) существует традиционная модель управления с действующим высшим органом управления — общим собранием. (См.: Борисова С. В. Особенности правового положения и управления в компаниях одного лица, в том числена железнодорожном транспорте // Транспортное право. 2012. № 3. С. 14—16).
  • [15] См.: Макарова О. А. Договор с профессиональным директором в АО с государственным участием: некоторые проблемы / Гражданское право. 2014. № 4 // СПС Консультант Плюс.
  • [16] «Двоякий» правовой статус руководителя организации порождает дискуссиюо правовой природе договора, заключаемого корпорацией и единоличным исполнительным органом. Высказывается суждение о появлении нового вида гражданско-правовогодоговора об оказании услуги, оказываемой корпорации его единоличным исполнительным органом. Более подробно см.: Тичинская Е. В. Договор о реализации функций единоличного исполнительного органа хозяйственного общества / под ред. Л. Ю. Михеевой. М.: Статут, 2012. С. 69.
  • [17] Утвержден Советом директоров ОАО «РЖД» 30 июня 2004 года // URL: http://dzo.rzd.ru
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой