Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Принципы оздоровления детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Аэрофитотерапия (ароматерапия) — метод, основанный на моделировании естественного фитоорганического фона воздушной среды над растениями. Используются эфирные масла в виде ненасыщенных паров в контролируемых концентрациях. Эфирные масла обладают широким спектром биологической активности, оказывают антибактериальное, антивирусное, противовоспалительное, спазмо — и бронхолитическое, седативное… Читать ещё >

Принципы оздоровления детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оздоровление ЧБД представляет собой довольно сложную задачу. Для проведения эффективных профилактических и реабилитационных мероприятий необходим поиск индивидуальных методов оздоровления с учетом этиологических и патогенетических механизмов возникновения такого состояния. Комплексная реабилитация ЧБД должна осуществляться на всех этапах оздоровления: семья, организованный коллектив, поликлиника, санаторий.

При повышенной заболеваемости ребенка ОРЗ врач-педиатр определяет его во 2-ю группу диспансерного наблюдения, которую необходимо расценивать как группу риска, что требует повышенного внимания к пациенту и проведения, как дополнительных обследований, так и комплексов профилактических и реабилитационных мероприятий, которые должны включать не только медицинские, но и психолого-педагогические, логопедические методы воздействия [Макарова З.С., 2005].

Основными направлениями реабилитационных мероприятий ЧБД являются [Зелинская Д.И., 2006]:

  • 1. Обязательная организация индивидуального оптимального режима дня ребенка. Так как ЧБД в большинстве случаев имеют функциональные нарушения со стороны центральной и вегетативной нервной системы, для них обязателен полноценный, достаточный по длительности сон, недопустимы переутомления и перевозбуждения, необходимы достаточно долгие прогулки, но без переохлаждения, ограничение посещения мест большого скопления людей и т. д.
  • 2. Разработка индивидуального рациона питания. При этом содержание белка должно превышать возрастные нормативы на 5−10%. Ежедневный рацион должен включать свежие овощи, фрукты, соки. В период эпидемических вспышек необходимо включение в ежедневный рацион продуктов, содержащих фитонциды, — свежего лука и чеснока. Рекомендуется полоскать полость рта и зев настоями трав, обладающих антисептическим действием (зверобой, календула, ромашка, чистотел, эвкалипт, подорожник, шалфей).
  • 3. Закаливание и физическое воспитание способствуют повышению резистентности к действию низких температур за счет снижения возбудимости терморецепторов, что позволяет стабилизировать системы терморегуляции и механизмы адаптации. Важно помнить, что закаливание не требует очень низких температур. Имеют значение контрастность воздействия и постепенность. Закаливающие процедуры должны сочетаться с физическими упражнениями. Грамотно организованное физическое воспитание способствует снижению частоты ОРЗ, и уже после года занятий физическое развитие детей начинает опережать таковое у сверстников не только по результатам бега и прыжков в длину, но и по функциональным пробам Штанге, Генче, а также по силе мышц рук, спины и живота. Максимальный эффект можно получить только при систематическом проведении занятий, соблюдении принципа постепенного увеличения физической нагрузки.
  • 4. Медицинская реабилитация включает:

санацию хронических очагов инфекции (при необходимости);

  • — ликвидацию недостаточности микроэлементов (в случае йододефицитных состояний — употребление йодированной соли, дополнительный прием калия йодида и, возможно, соответствующих лекарственных средств);
  • — физиотерапевтические методы (ингаляции, светолечение, массаж, спелеотерапию, а также ультрафиолетовое облучение);

использование препаратов с так называемыми адаптогенными свойствами, повышающих общую сопротивляемость организма. К таковым относят растительные адаптогены (экстракт родиолы и элеутерококка; настои заманихи, лимонника китайского, аралии, корня женьшеня), прополис (содержащий незаменимые аминокислоты аргинин, валин, метионан, триптофан и др.), биологически активные вещества и витамины (B1, B2, B3, B6, B12, C, PP, E, фолиевая кислота, биотин), гомеопатические средства с проверенной многочисленными исследованиями эффективностью (Иммунокинд, Эхинацея композитум);

— иммуномодуляцию как один из основных компонентов патогенетической терапии и профилактики рецидивирующих ОРЗ. Поскольку иммунная система растущего организма чрезвычайно хрупка, а неоправданное воздействие на нее приводит к необратимым изменениям, то иммуномодуляционная терапия должна проводиться с особой осторожностью. Специфическая активная иммунизация против наиболее распространенных возбудителей ОРЗ выгодно отличается от неспецифической иммуностимуляции своей целенаправленностью и эффективностью.

Разработка эффективных профилактических и реабилитационных мероприятий для детей, часто болеющих респираторными заболеваниями, представляет не только медицинскую, но и социальную проблему. Для каждого ребенка необходим поиск индивидуальных методов оздоровления с учетом этиологических и патогенетических механизмов заболевания, а также факторов внешнего окружения, формирующих предрасположенность организма ребенка к частым респираторным заболеваниям.

Комплексная реабилитация часто болеющих детей на всех этапах оздоровления (семья, организованный коллектив, поликлиника, санаторий) включает проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, и укрепление здоровья детей, а также лечебных воздействий, способствующих коррекции выявленных патологических отклонений.

Выбор средств и методов оздоровления и реабилитации осуществляется педиатром во время диспансерного наблюдения за часто болеющими детьми, которое проводится 2 — 4 раза в год. Два раза в год дети должны осматриваться ЛОР — врачом, стоматологом и по показаниям другими специалистами. Проводится исследование анализа крови и мочи. Критериями снятия с диспансерного учета является урежение числа острых заболеваний до 3 и менее в течение года, отсутствие их тяжелого, осложненного течения. Система реабилитационных мероприятий включает создание оптимальных условий для созревания иммунной системы, проведение общеоздоровительных мероприятий [Коровина Н.А., Чебуркин А. В., Захарова И. Н., 2006].

Иммунореабилитация:

  • 1 этап — использование препаратов и немедикаментозных средств, обладающих неспецифическими иммуномодулирующими и иммуностимулирующими свойствами;
  • 2 этап — использование иммунотропных препаратов.

Профилактические мероприятия по предупреждению респираторной инфекции подразделяются на экспозиционные и диспозиционные. Экспозиционная профилактика имеет целью предотвращение контакта ребенка с источником инфекции. С учетом путей распространения гриппа и ОРВИ изоляция ребенка от больного и потенциального источника инфекции играет ведущую роль в предупреждении ОРЗ. Основные меры, которые могут быть предприняты в этом отношении, следующие:

ограничение контактов ребенка в сезоны повышения респираторной заболеваемости;

сокращение использования городского транспорта для поездок с детьми;

удлинение времени пребывания ребенка на воздухе;

ношение масок членами семьи, имеющими признаки ОРЗ;

тщательное мытье рук после контакта с больным ОРЗ или предметами ухода за ним;

ограничение посещения детских учреждений детьми со свежими катаральными симптомами.

При диспозиционной профилактике основными методами повышения сопротивляемости ребенка инфекционным агентам служат вакцинация и закаливание.

Закаливание, общеукрепляющая и лечебная физкультура.

Учитывая, что у детей из группы ЧДБ одной из причин, способствующих их высокой заболеваемости, нередко является незрелость системы терморегуляции с пониженной устойчивостью к изменяющимся климатическим и гелиогеографическим факторам внешней среды, все большую популярность завоевывают методы рационального закаливания и физического воспитания. Под влиянием закаливающих мероприятий вместе со снижением уровня заболеваемости происходит и нормализация иммунологических показателей. Систематическое контрастное воздушное или водное закаливание сопровождается повышением устойчивости организма к температурным колебаниям окружающей среды и повышением иммунобиологической реактивности организма. Закаливание по контрастным методикам способствует нормализации ионного гомеостаза и проявляется уменьшением выделения из организма ионизированного кальция, повышением выделения клетками натрия и хлора, что свидетельствует об улучшении вегетативной регуляции. Детям в периоде реконвалесценции после перенесенного ОРЗ применять контрастные закаливающие процедуры можно в условиях щадящего режима с использованием двигательных нагрузок, примерно в половинном объеме в первые 5−7 дней. Очень важно проводить закаливающие процедуры систематически и соблюдать принцип постепенности увеличения нагрузки. Закаливающие процедуры необходимо сочетать с проведением гимнастики и массажа грудной клетки. Эти процедуры повышают функциональную эффективность дыхательной системы. Массаж проводится 2−4 раза в год, курс составляет 14 дней [Мачек М., Штефонова Н., Швейцарова Б., 2003].

У детей из группы ЧДБ часто наблюдается повышенная потливость из-за дисфункции вегетативной нервной системы. Поэтому оправданы рекомендации частой (2−3 раза в сутки) смены в течение дня белья (трусиков, маечки, носочков). Одежду желательно носить хлопчатобумажную. Рекомендуется систематическое проведение так называемой стопотерапии, представляющей собой массаж стоп. Выполняется он следующим образом: ладонью, подушечками пальцев или пальцами, сложенными в кулак, проводится поглаживание, растирание и снова поглаживание подошв обнаженных стоп.

В оздоровлении часто болеющих детей важное значение имеет систематическое проведение специальных комплексов лечебной физкультуры, направленных на обеспечение хорошего дренажа бронхов и повышение тонуса дыхательной мускулатуры [Киселев О.И., 2004].

Режим дня и рациональное питание.

Одним из важных мероприятий является рациональный режим дня. В связи с тем, что у детей из группы ЧДБ наблюдаются функциональные нарушения со стороны центральной и вегетативной нервной системы, необходимо исключение переутомления и перевозбуждения. Целесообразно увеличить продолжительность сна на 1−1,5 часа. Обязательным является дневной сон или отдых. При наличии нарушений сна, других астено-невротических расстройств показаны прогулки на свежем воздухе перед сном, а также прием седативных трав (типа пустырника, валерианы). В качестве фитотерапии можно использовать готовые лекарственные формы из трав типа саносана (экстракта шишек хмеля и корней валерианы), персена (драже и капсул, содержащих экстракты валерианы, перечной мяты и лимонной мяты), алталекса (смеси эфирных масел из 12 лекарственных трав, в том числе и лимонной мяты). Эти препараты обладают успокаивающим действием, снимают раздражительность, нормализуют сон [Шапкова Л.В., 2004].

Питание часто болеющих детей должно быть разнообразным, калорийным, содержащим оптимальное количество белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов. Важное значение имеет обязательное включение в ежедневный рацион свежих овощей и фруктов. Детям с пищевой аллергией рекомендуется гипоаллергенная диета с исключением облигатных аллергенов. Важно помнить, что своевременное выявление причинно-значимого аллергена и проведение специфической гипосенсибилизации позволяет предупредить развитие тяжелых форм аллергии, являющихся фоном для формирования контингента часто болеющих детей [Альбицкий В.Ю., Баранов А. А., 2006].

Естественные природные факторы в иммунореабилитации.

Галотерапия — метод лечения и реабилитации, основанный на использовании искусственно созданного микроклимата соляных пещер и применении естественных природных факторов. Он разработан на основе спелеотерапии — метода лечения в условиях микроклимата соляных шахт. Галотерапия осуществляется в специально оборудованных помещениях — галокамерах, где создаются условия управляемого микроклимата с контролируемой концентрацией сухого высокодисперсного аэрозоля хлорида натрия, гипоаллергенная, гипобактериальная воздушная среда, комфортные климатические условия, а также комфортные аудиовизуальные воздействия. Наиболее показана галотерапия часто болеющим детям с аллергической предрасположенностью. Она назначается детям с 2-летнего возраста. Курс галотерапии составляет 20 сеансов, проводимых ежедневно. При отсутствии выраженного клинического эффекта после первого курса галотерапии его можно повторить с интервалом не менее 4 — 6 мес. Галотерапия хорошо сочетается с дыхательной гимнастикой, массажем, занятиями лечебной физкультурой, фитотерапией, гидротерапией. Одновременно не следует назначать ароматерапию, термотерапию (сауна), физиотерапевтические процедуры [Бережной В.В., 2004].

Аэрофитотерапия (ароматерапия) — метод, основанный на моделировании естественного фитоорганического фона воздушной среды над растениями. Используются эфирные масла в виде ненасыщенных паров в контролируемых концентрациях. Эфирные масла обладают широким спектром биологической активности, оказывают антибактериальное, антивирусное, противовоспалительное, спазмо — и бронхолитическое, седативное, отхаркивающее, иммуномодулирующее действие. Наиболее часто используются эфирные масла мяты, лаванды, шалфея, аниса, фенхеля. Процедура может назначаться детям с полутора лет. Курс реабилитации составляет 20 сеансов, ежедневно. Курсы ароматерапии могут проводиться 2 раза в год с интервалом не менее 4 — 6 мес. При отборе детей следует особое внимание уделять наличию у ребенка в семье аллергических заболеваний, поллинозов, реакции на цветение трав, непереносимости запахов. Ароматерапия наиболее показана часто болеющим детям, страдающим нарушениями сна, аппетита, повышенной возбудимостью, невротическими реакциями. Сеансы ароматерапии целесообразно сочетать с дыхательными упражнениями и массажем. Дети могут посещать бассейн, сауну. Совместное использование с галотерапией и физиотерапией нежелательно [Баранов А.А., Дедов И. И., 2003].

Фитотерапия.

Фитотерапия является одним из компонентов реабилитационных программ часто и длительно болеющих детей. Фитотерапия может применяться в виде перорального (через рот) приема лекарственных фитосборов, лечебных ингаляций и местной терапии.

Для санации очагов хронического воспаления ротоносоглотки показано промывание носовых ходов, полоскания полости рта и зева фитонастоями и отварами. Используются отвары и настои трав, обладающие антибактериальными и протективными свойствами (зверобой, календула, ромашка, чистотел, эвкалипт, подорожник, шалфей). Специалисты рекомендуют кислородные коктейли с настоями трав (подорожник, зверобой, ромашка). Применять кислородную пену лучше натощак за 30минут до еды. Продолжительность курса — до 3 недель. Желательно проведение 2 курсов в год. Следует помнить, что кислородные коктейли с отварами трав рекомендуется использовать с осторожностью у детей с отягощенным аллергологическим анамнезом [Зайцева О.В., 2004].

Наиболее часто используются растения, обладающие следующими свойствами:

  • 1. Иммуностимулирующими (корень и корневища элеутерококка, корень аралии, заманихи, алтея, лен, ламинария, лист подорожника, мать-и-мачехи, плоды черной смородины, черники, трава фиалки трехцветной, зверобоя, корень лопуха, девясила, кожура лимона).
  • 2. Противоаллергическими (трава фиалки трехцветной, корень солодки, трава череды, листья березы).
  • 3. Нормализующие микрофлору кишечника (корень девясила, трава душицы, чабреца, зверобоя, тысячелистника, цветки ромашки, плоды черники).
  • 4. Седативными (корень валерианы, трава пустырника, соплодия хмеля, плоды фенхеля, листья мяты перечной).
  • 5. Противовоспалительными (цветки ромашки, календулы, листья шалфея, эвкалипта, трава душицы, чабреца).
  • 6. Отхаркивающими (плоды аниса, фенхеля, трава душицы, чабреца, корень девясила, солодки, листья мать-и-мачехи).
  • 7. Содержащие витамины (плоды шиповника, облепихи, рябины обыкновенной, черной смородины, плоды и листья земляники, листья крапивы, цветки календулы).

Витаминотерапия

Рациональная витаминотерапия — обязательный компонент программ оздоровления детей, часто и длительно болеющих ОРЗ. Витамины являются кофакторами ферментов, участвующих практически во всех видах обмена веществ в организме. При инфекционных заболеваниях потребность организма в витаминах резко повышается, что нередко сопровождается развитием относительной витаминной недостаточности. Последняя, в свою очередь, негативно влияет на функциональный статус иммунной системы, снижает резистент-ность организма к инфекциям и способствует развитию аллергических состояний [Шарманов Г. Ш., Зельцер М. Е., Ников П. С., 2003].

Витаминный дефицит у часто болеющих детей не ограничивается только дефицитом аскорбиновой кислоты, а носит, как правило, характер сочетанного полигиповитаминоза. Наряду с недостатком витамина С, наиболее часто отмечается дефицит витаминов В, В2, В6, PР, фолиевой кислоты и каротина. Нарушая обмен веществ, ослабляя организм, дефицит витаминов утяжеляет течение респираторных инфекций у детей, снижает эффективность профилактических и лечебных мероприятий, способствует хронизации воспалительных процессов. Прием поливитаминных препаратов существенно снижает заболеваемость ОРЗ. Так, проведенная витаминизация в школах Москвы снизила острую респираторную заболеваемость у школьников на 30% по сравнению с контролем [Доскин В.А., 2008].

При проведении витаминотерапии у детей с частыми и длительными респираторными инфекциями целесообразно использовать поливитаминные комплексы, обогащенные микроэлементами. Микроэлементы являются активаторами различных биохимических реакций в клетках, в том числе и иммунокомпетентных. Так, кобальт участвует в обмене нуклеиновых кислот, синтезе белка и соответственно в синтезе форменных элементов крови. Марганец и цинк увеличивают содержание витамина С в тканях, участвуют в синтезе белка, оказывают антитоксическое и противовоспалительное действия. Медь и марганец регулируют обмен витамина А. Молибден активирует фермент ксантиноксидазу, которая участвует в обмене пуриновых и пиримидиновых оснований, являющихся компонентами при синтезе нуклеиновых кислот [Зелинская Д.И., 2006].

физическая реабилитация респираторное заболевание.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой