Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Табакокурение и его последствия для подростков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Переход от одного этапа к другому зависит от многих причин, в том числе, и от индивидуальных особенностей курящего. Влияние друзей, образа жизни, семьи, отношения общества к проблеме, средств массовой информации, распространения рекламы табачных изделий в каждом конкретном случае и на разных этапах развития зависимого поведения играет разную роль. На первом этапе для подростка имеет значение… Читать ещё >

Табакокурение и его последствия для подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Слово табак (исп. tobaco) заимствовано испанцами из языка индейцев. Табак — травянистое растение рода Nicotiana, из семейства пасленовых. Никотин, вызывающий зависимость, содержится в листьях растений в концентрации от 1% до 9%. При курении никотин быстро всасывается в слизистую оболочку рта, проникает в легкие. В течение нескольких секунд никотин достигает соответствующих рецепторов в мозгу, высвобождается стимулирующее вещество порадреналин. [28, с.295].

Армия курильщиков пополняется в основном за счет подростков. Доля курящих подростков стремительно растет, ведется агрессивный маркетинг, наиболее распространенными способами которого является бесплатная рекламная раздача сигарет на улицах, а также бесплатный вход на дискотеки для подростков и молодежи, курящих определенные марки сигарет.

Другие исследователи акцентируют механизм подражания своим курящим родителям и другим взрослым. Возрастает вероятность курения подростками, если курят их отцы и старшие братья. Пример взрослых постоянно у них перед глазами. Подражание взрослым и одобрение сверстников способствуют приобщению подростков к курению. Кроме того, некоторые подростки начинают курить из-за давления сверстников, несмотря на то, что их семьи являются противниками табакокурения. В среде сверстников срабатывает механизм взаимного подражания. Дети из семей, принадлежащих к низшим общественным классам, начинают курить раньше, чем дети из семей среднего класса, главным образом для того, чтобы приобрести больший вес в глазах сверстников.

Факторы, способствующие приобщению подростков к курению, являются многочисленными и многообразными. Горанская С. В. выделяет следующие факторы:

ц психологические: любопытство, потребность казаться сильным, «досрочно» взрослым, потребность в экспериментировании, вызов;

ц социальные: окружение, пример родителей, старших братьев и сестер, давление сверстников, пример значимых лиц;

ц физиологические: эффект никотина оксида углерода, длительность фазы экспериментирования. [5, с.136].

В случае употребления табака первый опыт подростков часто оказывается неприятным. Первые опыты курения сопровождаются головокружением, головной болью. Продолжая опыт курения, желая доказать себе, что может преодолеть слабость, желая казаться взрослым, опытным, быть своим, не хуже других в компании, заставляет подростка выносить неприятные ощущения, и постепенно подросток подходит к моменту, когда начинает испытывать удовольствие от функционального содержания процесса курения. Это ведет к регулярному употреблению, уже не ради того, чтобы делать это вместе со сверстниками, а ради эффекта. [11, с.299].

Удерживают и закрепляют привычку низкая общая и гигиеническая культура, развивающаяся зависимость, окружение курильщиков. По мнению Горанской С. В., существуют следующие фазы карьеры курильщика: фаза пробного курения (8−12 лет); фаза нерегулярного курения (13−16 лет); фаза регулярного незначительного курения (у 45% в 21−24 года); фаза регулярного интенсивного курения (у 13% в 15−18 лет, у 46% в 21−24 года).

Переход от одного этапа к другому зависит от многих причин, в том числе, и от индивидуальных особенностей курящего. Влияние друзей, образа жизни, семьи, отношения общества к проблеме, средств массовой информации, распространения рекламы табачных изделий в каждом конкретном случае и на разных этапах развития зависимого поведения играет разную роль. На первом этапе для подростка имеет значение курение родителей; на втором — курение друзей, наличие сигарет у курящих родителей; на третьем — мнение, что курение успокаивает, снижает вес, а также доступность и цена; на четвертом добавляется фактор привыкания. [5, с.137].

Для потребления табака подростками оказываются значимыми следующие формы плохого психологического обращения родителей: кричат, заставляют чувствовать подростка плохим человеком. Смущают его в присутствии других людей. Менее значимыми оказались обвинения, оскорбления, критика. Действуют они на потребление психоактивных веществ не прямо, а косвенно через плохое самочувствие подростка. [17, с.176].

Инициации курения и его поддержке способствует и реклама, гигантская индустрия которой формирует все новых и новых потребителей. Психология рекламы сигарет опирается на психологию подросткового возраста, обещая как раз то, что подростку не хватает. Реклама отождествляет курение с мужественностью, независимостью, естественностью, красотой, молодостью, сексуальностью, общительностью, благополучием и счастливой жизнью (то есть с поведением успешных молодых людей). Основной упор делается на эмоции, на желание человека получить доброжелательный прием в обществе, на стремление располагать к себе и быть сексуально привлекательным.

Подросткам, как правило, импонирует роль взрослого человека, они хотят равноправия и уважительного отношения. Их не устраивает, когда к ним относятся как к детям. Чувство своей недостаточной мускулинности может побудить подростка начать курить или пить, что повышает его самоуважение как «крепкого парня». [13, с.254] Такое самоуважение является потребностью подростка, вызванной необходимостью установления первых гетеросоциальных эмоциональных контактов. В 13−14 лет девочки и мальчики начинают проявлять интерес друг к другу. Для подростка дразнить девочку (способ привлечения внимания на предыдущем этапе развития) теперь является неприемлемым, поскольку теперь начинает цениться «крутость» — уверенность в себе, уравновешенность и хладнокровие, умение поддержать разговор. Когда в шестнадцатом веке в Европу был завезен табак, данных о его вредном воздействии на организм человека не было. Сегодня известно более чем 60 тысяч современных исследований в области табакокурения, доказывающих связь между курением и раком легких, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, отклонениями в развитии плода. Подавляющее большинство случаев заболевания раком ротовой полости, губ, глотки, гортани, поджелудочной железы и многих других органов связаны с табакокурением. Табак вызывает больше заболеваний и смертных случаев, чем алкоголизм и наркотики вместе взятые.

Что же делать? Как уберечь подростков от табакокурения и других проявлений аддиктивного поведения?

Первая, привычная стратегия — осуждение и запретительство — уже доказали свою неэффективность. Вторая стратегия — всеобъемлющее принятие любых молодежных течений и ассимиляция их в деятельности официальных организационных структур — нереальна. Остается последнее — диалог. [13, с.166].

Перспективным подходом к предупреждению вредных привычек, в том числе курения, является формирование у детей самого раннего возраста установки на здоровый образ жизни. При этом важно помнить, что формирование всякого рода привычек (как вредных, так и здоровых) находится в тесной связи с периодами созревания человека, точнее — с развитием его потребностно-мотивационной сферы. [7, с.68].

В профилактической работе выделяются следующие направления:

  • 1. Формирование у детей и подростков четкой установки на неприятие наркотиков, курения и т. п.; выявление подростков группы риска и оказание им социально-педагогической и психологической помощи; обучение родителей созданию семье атмосферы, исключающей употребление наркотиков, способам заполнения досуга, способам оказания помощи детям в организации своей жизни без наркотиков. [21, с.112]
  • 2. Формирование у учащихся стратегической мотивации (дальних перспектив); формирование черт совершенствующей социально-успешной личности. [12, с.3−10]
  • 3. Обеспечение просоциальной активности подростков, общественно-полезной деятельности, необходимой для их полноценного развития и предупреждения девиантного поведения, путем включения подростка в группу просоциальной ориентации. [25, с.96]
  • 4. Включение специально подготовленных подростков в процесс профилактики по принципу дополнительности в качестве субъектов оказания помощи сверстникам в решении эмоциональных проблем, разрешения конфликтных ситуации, в качестве активных пропагандистов здорового образа жизни. [28, с.204]
  • 5. Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотических средств, табакокурения и т. п.; формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о психоактивных веществах; включение игровых программ воспитания трезвости в обучение, начиная с младших классов и до окончания школы; формирование здорового образа жизни и трезвеннических установок у подрастающего поколения. [24, с.201]
  • 6. Изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции; сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений. [15]

здоровье подросток девиантный табакокурение.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой