Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические основы использования проектной деятельности в формировании представлений детей старшего дошкольного возраста о родной стране

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существуют различные подходы к изучению понятия «деятельность». С точки зрения А. Н. Леонтьева данная психологическая категория определяется как активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свои потребности. Тем самым подчеркивается особая роль деятельности в жизни человека… Читать ещё >

Теоретические основы использования проектной деятельности в формировании представлений детей старшего дошкольного возраста о родной стране (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проектная деятельность детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Проектные технологии как метод обучения приобрели на сегодняшний день огромную популярность у педагогов, занимающихся как теоретическими исследованиями, так и их практической реализацией в различных образовательных организациях.

Современное дошкольное образование, как показывает практика, испытывает некую потерю живости, притягательности процесса познания. Увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества [7].

При рассмотрении проектной деятельности как психологопедагогической проблемы возникла необходимость теоретического осмысления и уточнения таких понятий как «деятельность», «проектная деятельность».

Существуют различные подходы к изучению понятия «деятельность». С точки зрения А. Н. Леонтьева данная психологическая категория определяется как активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свои потребности. Тем самым подчеркивается особая роль деятельности в жизни человека, ее уникальное свойство служить системообразующим фактором, структурирующим как жизнь человека в целом, так и отдельные ее периоды. В отношении проектной деятельности данное уникальное свойство имеет важное психологическое условие организации процесса усвоения материала методом творческих проектов, структурируя учебный материал в особую последовательность действий вокруг единой цели — реализации проекта [32].

Осуществление деятельности может быть представлено по схеме «субъект-объект», где в качестве субъекта может выступать, как личность, так и группа, в качестве объекта — предметы (предметная деятельность) и другие субъекты (субъектная деятельность, т. е. общение).

Существуют и другие подходы к рассмотрению понятия «деятельность». С. Л. Рубинштейн полагал, что «единство деятельности создается, прежде всего, наличием больших задач, подчиняющих себе ряд более мелких, частных, входящих в качестве звеньев». Поэтому проектная деятельность ставит перед учащимися «большие» учебные задачи по решению проблем, предъявляемых творческими учебными проектами, создает единство и преемственность учебной деятельности исходя из психологической природы [44].

В.В. Давыдов включил в структуру деятельности такие элементы как нужда, потребность, эмоции, задачи, действия, мотивы действий, средства их выполнения, план выполнения [14]. Согласно определению Н. В. Бордовской и ее коллег данная психологическая категория включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Проектная деятельность же содержит анализ проблемы, постановка цели, выбор средств ее достижения, поиск и обработка информации, ее анализ и синтез, оценка полученных результатов и выводов [5].

Н.Е. Веракса определяет проектную деятельность как сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса [7]. Л. Д. Морозова рассматривает проектную деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей [36].

Проектная деятельность согласно определению Леонтович А. В. представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности, продолжает автор, является наличие заранее выработанных представлений о конечном результате, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов [31].

Н.В. Матяш определяет проектную деятельность как интегративный вид деятельности, обобщающий элементы игровой, познавательной, ценностноориентированнной, преобразовательной, коммуникативной. Ученый особо подчеркивает, что проектная деятельность детей тесно связана с проблемой творчества и является по сути творческой [35]. По мнению Т. Г. Беловой проектная деятельность предполагает составление четкого плана действий, формулирование изучаемой проблемы, выработка гипотез и их проверка в соответствии с планом [4].

Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными терминами и категориями как: «проект», «метод проектов», «учебный проект», «проектирование».

На сегодняшний день метод проектов интересует многих ученых и практиков, об этом свидетельствует большое количество публикаций в научно-педагогической и методической литературе, изданы монографические исследования. Каждый исследователь, методист старается внести в учебный процесс свой элемент метода проектов, при этом он увеличивает или уменьшает количество этапов, предлагает свой тип или вид проекта, выдвигает рекомендации [41] (приложение 1, таб.1).

Проанализировав вышеуказанные понятия, мы согласны с мнением Пеньковских А. А., которая указывает, что метод проектов в педагогической и методической литературе рассматривается неоднозначно. По мнению ученого она может быть и педагогическим процессом, и системой обучения, и педагогической технологией [41].

Для того, чтобы более четко обозначить основные понятия, используемые в исследовании, дадим характеристику понятиям «проектная деятельность» и «метод проектов». И то и другое понятие часто используется как синонимы. Однако есть некоторые отличия.

Проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентированной, преобразовательной, коммуникативной деятельности, связанной с творчеством (Матяш Н.В.).

Метод проектов — это способ организации обучения, основанный на стремлении воспитанника разрешить возникшую проблему. В процессе этого разрешения ребенок приобретает знания из разных образовательных областей для целостного восприятия окружающего мира.

Наиболее полно отличительные характеристики данных понятий мы выделили в таблице 2 (приложение 1).

Из таблицы видно, что сущность метода проектов заключается в том, что ребенок в процессе деятельности осваивает особое умение — самостоятельно приобретать знания в процессе решения жизненных проблем (Кочкина Н. А.).

Метод проектов характеризуется концептуальностью и системностью, результаты его легко воспроизвести. Этот метод подходит для самых разных областей знаний.

Использование метода проектов или организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении имеет не столь давнюю историю. Его появление обусловлено введением в содержание дошкольного образования системы развивающего обучения и используется как средство познавательного развития дошкольника. При грамотной организации работы дошкольники с интересом включаются в исследовательскую деятельность, совместную работу, стремятся к получению конкретных результатов. Внедрению проектного метода в дошкольное образование посвящены работы Н. А. Виноградовой, Т. А. Даниловой, Е. С. Евдокимовой, М. Б. Зуйковой, Л. С. Киселевой, Т. С. Лагоды, Е. П. Панько. Авторы единодушны в оценке значимости проектной детской деятельности для интеллектуального развития детей, организации их продуктивного взаимодействия, в использовании возможностей привлечения родителей воспитанников, различные социальные институты к работе детского сада [2, 17, 45].

Проекты имеют разную направленность, цели, способы организации детей, временные рамки.

Особенностью проектной деятельности дошкольников, по мнению С. Д. Кириенко Н.А. Кочкиной, является то, что в ходе ее реализации в образовательном процессе детского сада взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы воплощать идеи на практике, стимулируют его активность и инициативность [20, 27].

Как считает, Е. Ф. Купецкова, основное назначение проектной деятельности детей состоит в создании комфортной образовательной среды, позволяющей раскрыть потенциальные возможности личности, освоить культуру и окружающий ребенка мир, применять полученные знания на практике [29]. Н. Е. Веракса считает, что реализация проектной деятельности в детском саду предполагает изменение режима образовательного процесса. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за пределы традиционной сетки занятий. Для занятий проектированием удобнее всего выделить один день в две недели [7].

Выбор типа проекта осуществляется с учетом предлагаемой для исследования темы, поставленной цели, готовности учащихся к проектной деятельности, наличия необходимых условий и т. п.

Существует достаточно большое количество классификаций и типов проектов [41]. Приводим в качестве примеров классификации проектов, предложенные некоторыми учеными (приложение 1, таб.3).

Рассматривая классификацию с точки зрения дошкольного образования и анализируя методическую литературу по данному вопросу можно утверждать, что современные детские сады ориентируются на предложенную типологию Е. С. Полат по доминирующей деятельности. Вместе с тем, как считает Н. А. Кочкина, в реальной практике работы детских садов чаще всего используются смешенные (комплексные) типы проектов, в числе которых имеются исследовательские, творческие, межпредметные и монопроекты [27,42]. При организации проектной деятельности, указывает Е. А. Пеньковских, необходимо учитывать определенные требования для получения эффективного результата. Мы полагаем, что соблюдение этих требований важно при работе с дошкольниками, т.к. ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).

Специфика использования метода проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо направлять ребенка, помогать обнаруживать проблему и провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект. Педагог моделирует цикл творческой, познавательной и практической деятельности не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста и развития детей [6].

Проектная деятельность осуществляется поэтапно. В педагогической практике и методической литературе нет единого мнения по этому вопросу.

Проектная деятельность в детском саду носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители и другие члены семьи. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действий разрабатываются коллективно. Создавая проблемную ситуацию педагогу необходимо помнить, что она должна быть интересна для всех воспитанников группы, а разрешение ее доступно детям.

На этапе разработки педагогами содержание занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности важно тщательно продумать и организовать среду, таким образом, чтобы она являлась «фоном» к поисковой деятельности. В процессе реализации плана проекта появляется некий продукт. Для дошкольников такими продуктами могут выступать: поделки, плакаты картины, скульптуры, макеты, компьютерные презентации (материальные); спектакли, экскурсии, соревнования, литературные, музыкальные гостиные, концерты (действенные); книжки-самоделки, брошюры, литературные произведения (письменные) [15].

Демонстрация (презентация) своего проектного продукта дает возможность ребенку поделиться радостью, повысить свою самооценку, уверенность в себе. Однако при ее организации необходимо учитывать некоторые факторы: время проведения презентации, длительность; форму организации общей презентации; проведение финального мероприятия для обмена впечатлениями в неформальной обстановке (чаепитие, круглый стол). На каждом этапе в процессе проектной деятельности меняется роль педагога. Он выступает в роли специалиста по управлению проектами, консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора [41].

На сегодняшний день отечественными учеными-педагогами проведено множество исследований в области разработки и внедрения метода проектов в практику обучения, где он трансформировался в педагогическую технологию, отвечающую современным требованиям системы образования.

Анализ литературы показал, что в отечественной педагогике метод проектов рассматривается либо как самостоятельный метод, либо как целая технология, включающая в себя другие творческие методы. В педагогической и методической литературе можно встретить различные термины: «метод проектов», «проектная деятельность», «проектный метод», «проектная технология».

Большинство источников по данной проблеме оперируют термином «метод проектов» лишь в силу длительного использования данного словосочетания.

Таким образом, рассмотрев современное состояние применения метода проектов в отечественной теории и практике, можно сделать следующие выводы:

  • 1. Проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентированнной, преобразовательной, коммуникативной деятельности, связанной с творчеством (Матяш Н.В.).
  • 2. Метод проектов — это способ организации обучения, основанный на стремлении воспитанника разрешить возникшую проблему. В процессе этого разрешения ребенок приобретает знания из разных образовательных областей для целостного восприятия окружающего мира.
  • 3. Одной из технологий современного образования в практике ДОО является проектная деятельность. Дошкольники приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов. При правильной организации данной деятельности развиваются творческие способности и самостоятельность дошкольников в обучении, осуществляются непосредственные связи между приобретением знаний и умений и их применением в решении практических задач (Кириенко С.Д.).
  • 4. В настоящее время накоплен достаточно большой опыт в сфере использования метода проектов в практике образовательных учреждений, о чем свидетельствуют многочисленные публикации научно-теоретического и методического характера.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой