Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Использование индивидуальной системы заданий по темам «Формализация и моделирование» и «Microsoft Excel» в курсе информатике для старшей школы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, можно считать, что полученные результаты подтверждают правильность сформулированной гипотезы исследования, что разработанные требования к системе заданий, методика и сама система заданий ориентированная на профессиональный интерес старшеклассников, способствуют развитию творческой самостоятельности, повышения успеваемости старшеклассников, так же дополнительному знакомству… Читать ещё >

Использование индивидуальной системы заданий по темам «Формализация и моделирование» и «Microsoft Excel» в курсе информатике для старшей школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Результаты опытно-экспериментальной работы

Проведение опытно-экспериментальной работы направлено на практическую проверку гипотезы исследования и внедрение в учебный процесс систему задач и заданий по информатике, дифференцированную в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в ГОУ СОШ № 12 на уроках информатик. В процессе занятий были выявлены интерес у старшеклассников к определенным профессиям, а так же, выявление источников, которые повлияли на принятие определенного решения. Был рассмотрен рейтинг востребованных профессий и высших учебных заведений, на 20 014−2015 и 20 015−2016 учебный год, представленные редакцией журнала «Куда пойти учиться» и образовательный проект «Фортуна» газеты «Московский комсомолец». Профессии расположены в порядке востребованности специалистов на рынке труда:

  • 20 014−2015 уч.год.
  • 1. юриспруденция,
  • 2. стоматология,
  • 3. экономика и финансы,
  • 4. медицина,
  • 5. менеджмент,
  • 6. IT-технологии.
  • 20 015−2016 уч.год.
  • 1. Финансы, бухгалтерский учет
  • 2. Банки и инвестиции
  • 3. ТНП (FMCG)
  • 4. IT и телекоммуникации
  • 5. Строительство, архитектура
  • 6. Транспорт, логистика
  • 7. Маркетинг, реклама, PR
  • 8. Кадровые службы (HR)
  • 9. Производство, технологии
  • 10. Фармацевтика, медицина
  • 11. Юриспруденция
  • 12. Туризм, гостиничное хозяйство, сфера услуг

Рейтинг востребованных профессий заметно поменялся с 2007 года. Востребованными стали совсем другие профессии. Именно по этому, ученики довольно быстро меняют свое решение под влиянием родителей и СМИ, а так же прогнозами востребованных профессий в будущем.

При помощи опросника выяснили профессиональные интересы старшеклассников, а так же отношение учеников к различным профессиям. Как они относятся к выбору профессий, наглядно показано, в каком классе ученики определились с выбором профессии, а так же представлен рейтинг высших учебных заведений среди старшеклассников и дальнейшее обучение информатики с использованием задач и заданий, ориентированных в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников.

После анкетирования были получены следующие результаты:

1. Какую профессию или профессии ВЫ для себя выбираете?

ВЫБРАЛИ.

НЕ ВЫБРАЛИ.

9 классы.

79%.

21%.

10 классы.

74%.

26%.

11 классы.

84%.

16%.

Как видно из результатов анкетирования, больше всего определившихся с выбором профессии — в 11-х классах, больше всего не определившихся — в 10-х классах. Разница составляет 10% от количества учащихся. Чуть меньший показатель в 9-х классах — 21% против 26% в 10х классах может говорить о том, что учащиеся девятиклассники собираются продолжить свое обучение после окончания 9 класса в средних специальных учебных заведениях — колледжах. Именно по этому целесообразно давать дифференцированные задачи и задания, ориентированные на профессиональный интерес именно старшеклассникам, учащимся 11-х классов.

Рейтинг наиболее выбираемых профессий учащимися. 1 место — программист + web дизайн — 20% учащихся.

  • 2 место — экономист — 15,5%
  • 3 место — юрист — 9%
  • 4 место — менеджмент — 8%
  • 5 место — дизайн — 7%
  • 2. Что привлекает Вас в выбранной профессии?

9 классы.

10 классы.

11 классы.

1. Социальная престижность.

28%.

24%.

31%.

2. Зарплата.

79%.

69%.

57%.

3. Возможность иметь свободное время.

16%.

20%.

10%.

4. Возможность сделать карьеру.

53%.

55%.

50%.

5. Возможность развить свои способности.

14%.

8%.

18%.

6. Интеллектуальный характер профессии.

7%.

14%.

19%.

7. Возможность управлять и командовать другими.

9%.

18%.

15%.

8. Творческий характер профессии.

12%.

18%.

15%.

9. Возможность приносить людям пользу.

25%.

26%.

34%.

10. Возможность общения с людьми.

16%.

26%.

25%.

11. Сложность профессии.

9%.

5%.

8%.

12. Иное.

2%.

2%.

2%.

Результаты анкетирования позволяют говорить о том, что для всех учащихся и 9-х, и 10-х, и 11-х классов на первом месте по привлекательности профессии находиться заработанная плата. На втором месте — возможность сделать карьеру. Третье место поделили — социальная престижность: у учащихся 9-х классов; и возможность приносить людям пользу — у учащихся 10-х и 11-х классов.

3. Назовите учебное заведение, в котором Вы собираетесь продолжить образование?

ВЫБРАЛИ.

НЕ ВЫБРАЛИ.

9 классы.

53%

37%

10 классы.

48%

52%

11 классы.

73%

27%

Как видно из результатов исследования, не определившихся с выбором учебного заведения — 52% среди учащихся 10-х классов.

Наиболее популярные ВУЗЫ, выбираемые учащимися:

  • 1. РУДН
  • 2. МИРЭА
  • 3. МАТИ
  • 4. МГТУ имени Баумана
  • 5. Российская академия имени Плеханова
  • 6. МИЭМ
  • 7. МГУ
  • 4. Какие экзамены Вам предстоит сдавать?

ЗНАЮТ.

НЕ ЗНАЮТ.

9 классы.

31%

69%

10 классы.

53%

47%

11 классы.

78%

22%

Высокий показатель по этому вопросу у учащихся 9-х классов говорит о том, что для них еще «рано» интересоваться вступительными экзаменами в ВУЗ, поскольку в школе предстоит учиться еще два года. В 11-х классах данный показатель минимальный — 22% учащихся пока не выяснили перечень вступительных экзаменов в ВУЗЫ.

5. Из каких источников Вы получаете информацию о будущей профессии?

9 классы.

10 классы.

11 классы.

1. Родители.

67%.

54%.

47%.

2. Родственники.

12%.

21%.

19%.

3. Преподаватели.

16%.

20%.

18%.

5. Друзья.

37%.

25%.

30%.

6. СМИ.

21%.

33%.

22%.

7. иное…

7%.

6%.

5%.

Как видно из результатов исследования, учащиеся и 9-х, и 10-х, и 11-х классов в большинстве своем получают информацию о профессии от родителей. У учащихся 9-х и 11-х классов на втором месте стоят друзья, а у учащихся 10-х классов — средства массовой информации.

После проведения исследования на выявление профессиональной ориентации старшеклассников были проведены уроки по информатике у учащихся 11-х классов. В данном исследовании принимали учащиеся 11А и 11Б классов. В 11А классе задания на уроке информатике предлагались дифференцированные, в зависимости от их профессионального выбора, выявленного ранее, а в 11Б классе задания предлагались согласно учебнику Н. В. Угриновича «Информатика и информационные технологии 10−11 классы».

В процессе решения задач и прохождения, определенных тем по курсе информатики были сделаны выводы: на уроках информатики, учащиеся 11А класса значительно лучше усваивали новый материал, быстро и грамотно решали практические задачи и с изучением нового материала никаких вопросов и проблем не возникало. В свою очередь, учащиеся 11Б класса с большим затруднением изучали новый материал, при решении задач возникало множество вопросов, у некоторых учеников возникал вопрос по сути задания, смысла его решения и непонимание пригодности данной темы для его будущего. Данные вопросы встречались довольно часто на уроке информатике в 11Б классе. Ученики 11А класса не задавали таких вопросов, т.к. задания давались им с учетом их профессиональной ориентации. В результате в конце исследования ученики 11Б класса не смогли ответить на вопрос необходимости компьютера и ИКТ для определенной профессии которую они выбрали, а вот ученики 11А класса с легкостью ответили на данный вопрос.

1. Как можно применить компьютера и средства ИКТ для выбранной Вами профессии?

ЗНАЮТ.

НЕ ЗНАЮТ.

11 А класс.

100%.

0%.

11 Б класс.

10%.

90%.

Высокий показатель по этому вопросу у учащихся 11А класса говорит о том, что задания, предлагаемые в течении года были эффективны не только из-за хороших показателей уровня знаний, понимания темы, но и для дальнейшего применения компьютера и средств ИКТ в жизни и в дальнейшее профессиональной деятельности старшеклассников.

В 11Б класса данный показатель минимальный — 10% учащиеся не выяснили четкого предназначения и необходимость компьютера и средств ИКТ для своей профессиональной области, в 10% учащихся входят те, которые непосредственно выбрали профессию, связанную с компьютерами.

Ниже приведена таблица усвоения материала в 11А и 11Б классах на уроках информатики:

УСВОИЛИ МАТЕРИАЛ.

НЕ УСВОИЛИ МАТЕРИАЛ.

11А класс с использованием дифференцированных заданий в зависимости от профессиональной ориентации.

90%.

10%.

11Б класс не использовали дифференцированные задания в зависимости.

50%.

50%.

от профессиональной ориентации.

Из результатов таблицы видно, что учащиеся 11А класса значительно лучше справились с изученным материалом, чем учащиеся 11Б класса, которым не предлагались дифференцированные задачи и задания ориентированные на их профессиональный интерес.

При проведении эксперимента использовались следующие исследовательские методы: наблюдение за работой учащихся во время уроков, за решением задач, дифференцированных в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников, анкетирование учащихся, беседы для выявления профессиональной направленности старшеклассников, выявление объема усвоения знаний во время контроля, анализ и обобщение результатов работы старшеклассников.

Основные этапы педагогического эксперимента:

  • 1. подготовка проведения анкетирования для выявления профессиональной направленности старшеклассников;
  • 2. анализ задач и заданий в курсе информатики по темам: «Формализация и моделирование» и «Microsoft Excel»;
  • 3. разработка требований к системе задач и заданий, ориентированных в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников;
  • 4. подготовка системы задач и заданий по информатике по темам: «Формализация и моделирование» и «Microsoft Excel», ориентированных в зависимости от профессионального выбора старшеклассников;
  • 5. использование системы задач и заданий, профессионально ориентированных в курсе информатики для старшей школы;
  • 6. оценка эффективности данной системы задач и заданий.

В 11А классе в течение года применялись задачи, дифференцированные в зависимости от профессионального интереса старшеклассников, а в 11Б задания были не дифференцированы, а предложены из учебника Н. В. Угриновича «Информатика и информационные технологии 10−11 классы».

Уроки в данных классах были проанализированы, в результате ученики 11А класса показали высокий уровень знаний, в отличие от учеников 11Б где задания давались не дифференцированные в зависимости от профессионального интереса. Так же можно отметить, что ученики 11А класса гораздо лучше понимают назначение компьютера и информационных технологий в различных профессия, а также в выбранной ими, нежели ученики 11Б класса.

Об эффективности предложенных заданий и метода, дифференцированных в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников можно судить по результатам: обнаружено значительное повышение уровня знаний, умений и навыков у учащихся, где использовалась разработанная система заданий; отмечена положительная динамика познавательных интересов учащихся, которая проявляется в осознанном выполнении учебного материала, проявление самостоятельности в исследованиях на более высоком уровне, творческой направленности деятельности и ее мотивах. Все это доказывает эффективность использования на уроках информатики системы заданий, дифференцированных, а зависимости от профессионального интереса старшеклассников.

Таким образом, можно считать, что полученные результаты подтверждают правильность сформулированной гипотезы исследования, что разработанные требования к системе заданий, методика и сама система заданий ориентированная на профессиональный интерес старшеклассников, способствуют развитию творческой самостоятельности, повышения успеваемости старшеклассников, так же дополнительному знакомству школьников с ролью и местом информационных технологий в последующей профессиональной деятельности более эффективна, чем при традиционном обучении.

Основные теоретические положения использования дифференцированной системы задач в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников, освещенные в главе 2, были апробированы при экспериментальной проверке выявления эффективности использования такой системы задач в данной главе.

Экспериментальная проверка эффективности разработанной в § 2.3 системы заданий, дифференцированных в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников и подтверждение сформулированной гипотезы проводились в четыре этапа:

  • 1. Выявление профессиональной ориентации старшеклассников;
  • 2. Разработка требований к системе практических заданий, учитывающих профессиональною ориентацию старшеклассников;
  • 3. Разработка системы заданий, для старшеклассников с учетом особенностей их будущей профессии;
  • 4. Использование индивидуальной системы заданий, дифференцированной в зависимости от профессионального интереса старшеклассников.
  • 8. Целью первого этапа было выявление профессионального интереса старшеклассников с помощью специально подобранного анкетирования и опросника.

Анкетирование по выявлению профессиональной ориентации проводилось в 9-х, 10-х и 11-х классах. Проведенное анкетирование показало, что целесообразно использовать систему задач и заданий, дифференцированных в зависимости от профессионального интереса в 11-х классах. Т.к. старшеклассники уже определились с будущей профессией.

Анализ работ учащихся двух классов, выполненных в процессе исследования, показал, что в 11Б классе уровень знаний ниже, чем в 11А классе, где применялись дифференцированные задачи, в зависимости от профессионального интереса старшеклассников. Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что традиционное преподавание информатики не обеспечивает форматирование у школьников творческой самостоятельности, способности самостоятельно оперировать полученными знаниями при решении задач и заданий, требующих комплексного применения знаний по информатике, и также непонимание назначение информационных и коммуникационных средств в жизни и в конкретных профессиональных областях. Результаты проведенных уроков с использованием дифференцированных заданий в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников, свидетельствуют об эффективности разработанной системы заданий.

Проведенный педагогический эксперимент можно считать успешным:

  • 1. По результатам изучения курса, в классе с применением заданий, дифференцированных в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников, большой процент учащихся получили оценки «хорошо» и «отлично»;
  • 2. Использование анкетирования позволило ученикам безошибочно определиться с будущей профессией;
  • 3. Использование активных методов обучения способствовало выработке навыков межличностного взаимодействия, лучшему усвоению учебного материала;
  • 4. Проведение урока в смешанной форме обучения, с дифференцированными заданиями, ориентированными на профессиональный интерес старшеклассников позволило учащимся решать задания, понятные им и исходя из своего профессионального выбора. В результате такого обучения увеличилось количество учащихся успешно освоивших материал по предмету.

Использование дифференцированных заданий, в зависимости от профессионального интереса старшеклассников позволяет отказаться от традиционной «начитки» материалов в пользу самостоятельного выбора учащимися заданий, смысл которых им понятен, в ходе учебной деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой