Использование индивидуальной системы заданий по темам «Формализация и моделирование» и «Microsoft Excel» в курсе информатике для старшей школы
Таким образом, можно считать, что полученные результаты подтверждают правильность сформулированной гипотезы исследования, что разработанные требования к системе заданий, методика и сама система заданий ориентированная на профессиональный интерес старшеклассников, способствуют развитию творческой самостоятельности, повышения успеваемости старшеклассников, так же дополнительному знакомству… Читать ещё >
Использование индивидуальной системы заданий по темам «Формализация и моделирование» и «Microsoft Excel» в курсе информатике для старшей школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Результаты опытно-экспериментальной работы
Проведение опытно-экспериментальной работы направлено на практическую проверку гипотезы исследования и внедрение в учебный процесс систему задач и заданий по информатике, дифференцированную в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в ГОУ СОШ № 12 на уроках информатик. В процессе занятий были выявлены интерес у старшеклассников к определенным профессиям, а так же, выявление источников, которые повлияли на принятие определенного решения. Был рассмотрен рейтинг востребованных профессий и высших учебных заведений, на 20 014−2015 и 20 015−2016 учебный год, представленные редакцией журнала «Куда пойти учиться» и образовательный проект «Фортуна» газеты «Московский комсомолец». Профессии расположены в порядке востребованности специалистов на рынке труда:
- 20 014−2015 уч.год.
- 1. юриспруденция,
- 2. стоматология,
- 3. экономика и финансы,
- 4. медицина,
- 5. менеджмент,
- 6. IT-технологии.
- 20 015−2016 уч.год.
- 1. Финансы, бухгалтерский учет
- 2. Банки и инвестиции
- 3. ТНП (FMCG)
- 4. IT и телекоммуникации
- 5. Строительство, архитектура
- 6. Транспорт, логистика
- 7. Маркетинг, реклама, PR
- 8. Кадровые службы (HR)
- 9. Производство, технологии
- 10. Фармацевтика, медицина
- 11. Юриспруденция
- 12. Туризм, гостиничное хозяйство, сфера услуг
Рейтинг востребованных профессий заметно поменялся с 2007 года. Востребованными стали совсем другие профессии. Именно по этому, ученики довольно быстро меняют свое решение под влиянием родителей и СМИ, а так же прогнозами востребованных профессий в будущем.
При помощи опросника выяснили профессиональные интересы старшеклассников, а так же отношение учеников к различным профессиям. Как они относятся к выбору профессий, наглядно показано, в каком классе ученики определились с выбором профессии, а так же представлен рейтинг высших учебных заведений среди старшеклассников и дальнейшее обучение информатики с использованием задач и заданий, ориентированных в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников.
После анкетирования были получены следующие результаты:
1. Какую профессию или профессии ВЫ для себя выбираете?
ВЫБРАЛИ. | НЕ ВЫБРАЛИ. | ||
9 классы. | 79%. | 21%. | |
10 классы. | 74%. | 26%. | |
11 классы. | 84%. | 16%. | |
Как видно из результатов анкетирования, больше всего определившихся с выбором профессии — в 11-х классах, больше всего не определившихся — в 10-х классах. Разница составляет 10% от количества учащихся. Чуть меньший показатель в 9-х классах — 21% против 26% в 10х классах может говорить о том, что учащиеся девятиклассники собираются продолжить свое обучение после окончания 9 класса в средних специальных учебных заведениях — колледжах. Именно по этому целесообразно давать дифференцированные задачи и задания, ориентированные на профессиональный интерес именно старшеклассникам, учащимся 11-х классов.
Рейтинг наиболее выбираемых профессий учащимися. 1 место — программист + web дизайн — 20% учащихся.
- 2 место — экономист — 15,5%
- 3 место — юрист — 9%
- 4 место — менеджмент — 8%
- 5 место — дизайн — 7%
- 2. Что привлекает Вас в выбранной профессии?
9 классы. | 10 классы. | 11 классы. | ||
1. Социальная престижность. | 28%. | 24%. | 31%. | |
2. Зарплата. | 79%. | 69%. | 57%. | |
3. Возможность иметь свободное время. | 16%. | 20%. | 10%. | |
4. Возможность сделать карьеру. | 53%. | 55%. | 50%. | |
5. Возможность развить свои способности. | 14%. | 8%. | 18%. | |
6. Интеллектуальный характер профессии. | 7%. | 14%. | 19%. | |
7. Возможность управлять и командовать другими. | 9%. | 18%. | 15%. | |
8. Творческий характер профессии. | 12%. | 18%. | 15%. | |
9. Возможность приносить людям пользу. | 25%. | 26%. | 34%. | |
10. Возможность общения с людьми. | 16%. | 26%. | 25%. | |
11. Сложность профессии. | 9%. | 5%. | 8%. | |
12. Иное. | 2%. | 2%. | 2%. | |
Результаты анкетирования позволяют говорить о том, что для всех учащихся и 9-х, и 10-х, и 11-х классов на первом месте по привлекательности профессии находиться заработанная плата. На втором месте — возможность сделать карьеру. Третье место поделили — социальная престижность: у учащихся 9-х классов; и возможность приносить людям пользу — у учащихся 10-х и 11-х классов.
3. Назовите учебное заведение, в котором Вы собираетесь продолжить образование?
ВЫБРАЛИ. | НЕ ВЫБРАЛИ. | ||
9 классы. | 53% | 37% | |
10 классы. | 48% | 52% | |
11 классы. | 73% | 27% | |
Как видно из результатов исследования, не определившихся с выбором учебного заведения — 52% среди учащихся 10-х классов.
Наиболее популярные ВУЗЫ, выбираемые учащимися:
- 1. РУДН
- 2. МИРЭА
- 3. МАТИ
- 4. МГТУ имени Баумана
- 5. Российская академия имени Плеханова
- 6. МИЭМ
- 7. МГУ
- 4. Какие экзамены Вам предстоит сдавать?
ЗНАЮТ. | НЕ ЗНАЮТ. | ||
9 классы. | 31% | 69% | |
10 классы. | 53% | 47% | |
11 классы. | 78% | 22% | |
Высокий показатель по этому вопросу у учащихся 9-х классов говорит о том, что для них еще «рано» интересоваться вступительными экзаменами в ВУЗ, поскольку в школе предстоит учиться еще два года. В 11-х классах данный показатель минимальный — 22% учащихся пока не выяснили перечень вступительных экзаменов в ВУЗЫ.
5. Из каких источников Вы получаете информацию о будущей профессии?
9 классы. | 10 классы. | 11 классы. | ||
1. Родители. | 67%. | 54%. | 47%. | |
2. Родственники. | 12%. | 21%. | 19%. | |
3. Преподаватели. | 16%. | 20%. | 18%. | |
5. Друзья. | 37%. | 25%. | 30%. | |
6. СМИ. | 21%. | 33%. | 22%. | |
7. иное… | 7%. | 6%. | 5%. | |
Как видно из результатов исследования, учащиеся и 9-х, и 10-х, и 11-х классов в большинстве своем получают информацию о профессии от родителей. У учащихся 9-х и 11-х классов на втором месте стоят друзья, а у учащихся 10-х классов — средства массовой информации.
После проведения исследования на выявление профессиональной ориентации старшеклассников были проведены уроки по информатике у учащихся 11-х классов. В данном исследовании принимали учащиеся 11А и 11Б классов. В 11А классе задания на уроке информатике предлагались дифференцированные, в зависимости от их профессионального выбора, выявленного ранее, а в 11Б классе задания предлагались согласно учебнику Н. В. Угриновича «Информатика и информационные технологии 10−11 классы».
В процессе решения задач и прохождения, определенных тем по курсе информатики были сделаны выводы: на уроках информатики, учащиеся 11А класса значительно лучше усваивали новый материал, быстро и грамотно решали практические задачи и с изучением нового материала никаких вопросов и проблем не возникало. В свою очередь, учащиеся 11Б класса с большим затруднением изучали новый материал, при решении задач возникало множество вопросов, у некоторых учеников возникал вопрос по сути задания, смысла его решения и непонимание пригодности данной темы для его будущего. Данные вопросы встречались довольно часто на уроке информатике в 11Б классе. Ученики 11А класса не задавали таких вопросов, т.к. задания давались им с учетом их профессиональной ориентации. В результате в конце исследования ученики 11Б класса не смогли ответить на вопрос необходимости компьютера и ИКТ для определенной профессии которую они выбрали, а вот ученики 11А класса с легкостью ответили на данный вопрос.
1. Как можно применить компьютера и средства ИКТ для выбранной Вами профессии?
ЗНАЮТ. | НЕ ЗНАЮТ. | ||
11 А класс. | 100%. | 0%. | |
11 Б класс. | 10%. | 90%. | |
Высокий показатель по этому вопросу у учащихся 11А класса говорит о том, что задания, предлагаемые в течении года были эффективны не только из-за хороших показателей уровня знаний, понимания темы, но и для дальнейшего применения компьютера и средств ИКТ в жизни и в дальнейшее профессиональной деятельности старшеклассников.
В 11Б класса данный показатель минимальный — 10% учащиеся не выяснили четкого предназначения и необходимость компьютера и средств ИКТ для своей профессиональной области, в 10% учащихся входят те, которые непосредственно выбрали профессию, связанную с компьютерами.
Ниже приведена таблица усвоения материала в 11А и 11Б классах на уроках информатики:
УСВОИЛИ МАТЕРИАЛ. | НЕ УСВОИЛИ МАТЕРИАЛ. | ||
11А класс с использованием дифференцированных заданий в зависимости от профессиональной ориентации. | 90%. | 10%. | |
11Б класс не использовали дифференцированные задания в зависимости. | 50%. | 50%. | |
от профессиональной ориентации. | |||
Из результатов таблицы видно, что учащиеся 11А класса значительно лучше справились с изученным материалом, чем учащиеся 11Б класса, которым не предлагались дифференцированные задачи и задания ориентированные на их профессиональный интерес.
При проведении эксперимента использовались следующие исследовательские методы: наблюдение за работой учащихся во время уроков, за решением задач, дифференцированных в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников, анкетирование учащихся, беседы для выявления профессиональной направленности старшеклассников, выявление объема усвоения знаний во время контроля, анализ и обобщение результатов работы старшеклассников.
Основные этапы педагогического эксперимента:
- 1. подготовка проведения анкетирования для выявления профессиональной направленности старшеклассников;
- 2. анализ задач и заданий в курсе информатики по темам: «Формализация и моделирование» и «Microsoft Excel»;
- 3. разработка требований к системе задач и заданий, ориентированных в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников;
- 4. подготовка системы задач и заданий по информатике по темам: «Формализация и моделирование» и «Microsoft Excel», ориентированных в зависимости от профессионального выбора старшеклассников;
- 5. использование системы задач и заданий, профессионально ориентированных в курсе информатики для старшей школы;
- 6. оценка эффективности данной системы задач и заданий.
В 11А классе в течение года применялись задачи, дифференцированные в зависимости от профессионального интереса старшеклассников, а в 11Б задания были не дифференцированы, а предложены из учебника Н. В. Угриновича «Информатика и информационные технологии 10−11 классы».
Уроки в данных классах были проанализированы, в результате ученики 11А класса показали высокий уровень знаний, в отличие от учеников 11Б где задания давались не дифференцированные в зависимости от профессионального интереса. Так же можно отметить, что ученики 11А класса гораздо лучше понимают назначение компьютера и информационных технологий в различных профессия, а также в выбранной ими, нежели ученики 11Б класса.
Об эффективности предложенных заданий и метода, дифференцированных в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников можно судить по результатам: обнаружено значительное повышение уровня знаний, умений и навыков у учащихся, где использовалась разработанная система заданий; отмечена положительная динамика познавательных интересов учащихся, которая проявляется в осознанном выполнении учебного материала, проявление самостоятельности в исследованиях на более высоком уровне, творческой направленности деятельности и ее мотивах. Все это доказывает эффективность использования на уроках информатики системы заданий, дифференцированных, а зависимости от профессионального интереса старшеклассников.
Таким образом, можно считать, что полученные результаты подтверждают правильность сформулированной гипотезы исследования, что разработанные требования к системе заданий, методика и сама система заданий ориентированная на профессиональный интерес старшеклассников, способствуют развитию творческой самостоятельности, повышения успеваемости старшеклассников, так же дополнительному знакомству школьников с ролью и местом информационных технологий в последующей профессиональной деятельности более эффективна, чем при традиционном обучении.
Основные теоретические положения использования дифференцированной системы задач в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников, освещенные в главе 2, были апробированы при экспериментальной проверке выявления эффективности использования такой системы задач в данной главе.
Экспериментальная проверка эффективности разработанной в § 2.3 системы заданий, дифференцированных в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников и подтверждение сформулированной гипотезы проводились в четыре этапа:
- 1. Выявление профессиональной ориентации старшеклассников;
- 2. Разработка требований к системе практических заданий, учитывающих профессиональною ориентацию старшеклассников;
- 3. Разработка системы заданий, для старшеклассников с учетом особенностей их будущей профессии;
- 4. Использование индивидуальной системы заданий, дифференцированной в зависимости от профессионального интереса старшеклассников.
- 8. Целью первого этапа было выявление профессионального интереса старшеклассников с помощью специально подобранного анкетирования и опросника.
Анкетирование по выявлению профессиональной ориентации проводилось в 9-х, 10-х и 11-х классах. Проведенное анкетирование показало, что целесообразно использовать систему задач и заданий, дифференцированных в зависимости от профессионального интереса в 11-х классах. Т.к. старшеклассники уже определились с будущей профессией.
Анализ работ учащихся двух классов, выполненных в процессе исследования, показал, что в 11Б классе уровень знаний ниже, чем в 11А классе, где применялись дифференцированные задачи, в зависимости от профессионального интереса старшеклассников. Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что традиционное преподавание информатики не обеспечивает форматирование у школьников творческой самостоятельности, способности самостоятельно оперировать полученными знаниями при решении задач и заданий, требующих комплексного применения знаний по информатике, и также непонимание назначение информационных и коммуникационных средств в жизни и в конкретных профессиональных областях. Результаты проведенных уроков с использованием дифференцированных заданий в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников, свидетельствуют об эффективности разработанной системы заданий.
Проведенный педагогический эксперимент можно считать успешным:
- 1. По результатам изучения курса, в классе с применением заданий, дифференцированных в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников, большой процент учащихся получили оценки «хорошо» и «отлично»;
- 2. Использование анкетирования позволило ученикам безошибочно определиться с будущей профессией;
- 3. Использование активных методов обучения способствовало выработке навыков межличностного взаимодействия, лучшему усвоению учебного материала;
- 4. Проведение урока в смешанной форме обучения, с дифференцированными заданиями, ориентированными на профессиональный интерес старшеклассников позволило учащимся решать задания, понятные им и исходя из своего профессионального выбора. В результате такого обучения увеличилось количество учащихся успешно освоивших материал по предмету.
Использование дифференцированных заданий, в зависимости от профессионального интереса старшеклассников позволяет отказаться от традиционной «начитки» материалов в пользу самостоятельного выбора учащимися заданий, смысл которых им понятен, в ходе учебной деятельности.