Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Практические рекомендации. 
Оценка одаренности в сферах у детей дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поэтому необходимо понимать, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его… Читать ещё >

Практические рекомендации. Оценка одаренности в сферах у детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проявление признаков одаренности у детей начинается уже на ранней ступени образовательного процесса — в дошкольных учреждениях. Поэтому одной из приоритетных задач педагогического коллектива дошкольного учреждения в реализации подпрограммы «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России» является создание и организация условий по выявлению природных задатков воспитанников.

На сегодняшний день в нашей стране существует значительное количество разных программ для развития одаренных детей, основанных на различных теоретических моделях одаренности. Почти в каждую модель включаются личностный (мотивация) и когнитивный (интеллектуальные и творческие способности) компоненты.

Но, как известно серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики. Его можно добиться только имея целостную систему, программу, то есть работать систематически и целенаправленно в данном направлении.

В последнее время уделяется большое внимание составлению программ именно по развитию одаренных детей. Основная причина сбоев в этом направлении была в том, что уровень и темп развития способностей у каждого ребенка индивидуален. Поэтому при составлении плана программы для одаренных детей необходимо, чтобы программа учитывала самораскрытие одаренных ребят; оно должно охватывать умственное, эмоциональное и социальное развитие и учитывать индивидуальные различия детей. Программа также должна удовлетворять потребность в новой информации, одаренный ребенок должен быть широко информирован; должна помочь ребенку в самовыражении. Необходимо, чтобы программа предусматривала развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического приложения. Программа должна поощрять инициативу детей.

Но прежде чем начинать работу с одаренными детьми, этих детей необходимо выявить из группы, если таковые есть. Система выявления одаренных детей включает в себя наблюдение за детьми (прежде всего, в детских видах деятельности); анкетирование взрослых (родителей и воспитателей); групповое обследование детей с помощью стандартизованных на отечественной выборке методик; индивидуальное обследование детей с помощью апробированных методик, направленное на выявление способностей детей в сферах образного мышления, логического мышления, воображения и познавательной активности и т. д.

Основным подходом в выявлении одаренных детей является комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и воспитателей. Желательно использовать разные методики отбора детей и в дальнейшем постоянно наблюдать за их успехами.

Дети с творческим мышлением отличаются независимостью, не комфортностью поведения, способностью находить нестандартное решение, изобретательностью. Их выявление предусматривает оценку, прежде всего их творческих наклонностей.

Дети с преимущественным преобладанием в художественных способностях, он с ранних лет проявляют склонность к рисованию или музыке, психологическое тестирование здесь должно быть направлено на оценку степени эмоциональной устойчивости, потому что эти дети обычно отличаются высокой ранимостью.

Одаренность в двигательной сфере проявляется высокой степенью психомоторных реакций, ловкостью, развитием двигательных навыков (бег, лазание, прыжки), физической силы. Диагностика одаренности в этой сфере проводится методиками определения зрительно-моторной координации.

На третьем этапе работы с одаренными детьми наибольшая роль отводится воспитателям, задача которых — развивать и углубить их способности.

Вопрос одаренности на сегодняшний день становится все более актуальным. Это связано прежде всего с потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Наше время требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Выявление на ранних стадиях, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования и воспитания. Но низкий уровень психологической подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими неординарность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их индивидуальных качеств и всей их деятельности. Достаточно часто творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы. Очень сложно изменить систему образования, перестроить отношение воспитателя к одаренному ребенку.

Среди педагогов и психологов существует такое мнение, что одаренным детям не нужна помощь и поддержка взрослых, особое их внимание и руководствео. Но наоборот из-за личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому воспитателям, занимающиеся с одаренными детьми, необходимо быть очень терпимы к критике вообще и себя в частности. Одаренные дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление агрессии к себе. В итоге ребенок выглядит отвлекающимся, непоседливым, постоянно на все реагирующим. Для этих детей не существует правил (все как у всех), особенно если они не совпадают с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.

Поэтому необходимо понимать, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для творчества. Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

Воспитателю, психологу, работая с одаренными детьми необходимо: изучать индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка; уважать и обсуждать любую идею ребенка; поверить в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым; подготавливаясь к занятиям…

  • 38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
  • 39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
  • 40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
  • 41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
  • 42. Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.
  • 43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  • 44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.) в свободное время, без побуждения взрослых.
  • 45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  • 46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
  • 47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
  • 48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
  • 49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
  • 50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  • 51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  • 52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
  • 53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
  • 54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  • 55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
  • 56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  • 57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
  • 58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
  • 59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
  • 60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  • 61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  • 62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
  • 63. Умеет делать выводы и обобщения.
  • 64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
  • 65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
  • 66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  • 67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  • 68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
  • 69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
  • 70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).
  • 71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
  • 72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
  • 73. В свободное время любит читать научно популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки и др.)
  • 74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
  • 75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
  • 76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
  • 77. Любит игры драматизации.
  • 78. Быстро и легко осваивает компьютер.
  • 79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
  • 80. Физически выносливее сверстников.

Методика рассчитана на выполнение основных функций:

Первая и основная функция — диагностическая. С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований.

Вторая функция — развивающая. Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными. Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Обработка результатов Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

  • * интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
  • * творческая (2-й столбец листа ответов);
  • * академическая (3-й столбец листа ответов);
  • * художественно изобразительная (4-й столбец листа ответов);
  • * музыкальная (5-й столбец листа ответов);
  • * литературная (6-й столбец листа ответов);
  • * артистическая (7-й столбец листа ответов);
  • * техническая (8-й столбец листа ответов);
  • * лидерская (9-й столбец листа ответов);
  • * спортивная (10-й столбец листа ответов).

Лист ответов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Характеристики сформированности обычно наблюдаемые у одаренных детей.

Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).

Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, — важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию — способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас — результат и критерий развития умственных способностей ребенка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке — прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления. Изобретательность — способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически — способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения. Настойчивость (целеустремленность) — способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) — стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой