Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методы проверки кассовых операций и операции по расчетным и прочим счетам в банках

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проверка правильности ведения кассовых операций производится сплошным образом. Начиная со дня окончания предыдущей ревизии (аудиторской проверки), все кассовые документы подвергаются сплошной проверке. При этом используются следующие документы и регистры бухгалтерского учета: отчеты кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми ордерами; журнал регистрации приходных и расходных… Читать ещё >

Методы проверки кассовых операций и операции по расчетным и прочим счетам в банках (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В соответствии с определением и классификацией, которые приводит С. М. Бычкова, ошибки — это неправильное, без злого умысла, отражение информации. Их можно подразделить на случайные и повторяющиеся. По типам ошибки бухгалтерского учета подразделяют на: неполноту отражения операций, необоснованность учетных записей, ошибки в учетных записях и их периодизации, ошибки в оценке активов, пассивов и финансовых результатов, неправильное или недостаточное отражение информации в отчетных формах.

Кроме ошибок бухгалтерского учета в ходе аудита могут быть выявлены ошибки, связанные с незнанием или неверным толкованием положений законодательных актов, регулирующих деятельность НКО, или содержащиеся в их Уставе.

Основными методическими приемами аудита денежных средств являются документальные, в том числе информационное моделирование, нормативно-правовое регулирование, исследование документов и группировка недостатков.

Расчетно-аналитические методические приемы, включают: проверку арифметических расчетов; наблюдение или участие в инвентаризации; наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций; получение письменного подтверждения от третьих лиц; устный опрос; проверку документов, полученных от третьих лиц; проверку документов, подготовленных на проверяемом предприятии; экономический анализ.

Обобщение и реализация результатов контроля денежных средств осуществляется с использованием таких методических приемов, как документирование результатов промежуточного контроля, аналитическая группировка, юридическое обоснование, систематизированная группировка недостатков в отчете аудиторской фирмы, принятие решений и контроль за их выполнением.

Целью аудиторской проверки кассовых операций является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движению наличных денежных средств действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.

Проверка правильности ведения кассовых операций производится сплошным образом. Начиная со дня окончания предыдущей ревизии (аудиторской проверки), все кассовые документы подвергаются сплошной проверке. При этом используются следующие документы и регистры бухгалтерского учета: отчеты кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми ордерами; журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; кассовая книга; корешки чеков использованных чековых книжек; выписки банка со счетов предприятия с прилагаемыми к ним документами; журналыордера по кредиту счетов «Касса», «Расчетный счет», «Специальные счета в банках», «Денежные документы», «Переводы в пути», «Краткосрочные кредиты банков», «Долгосрочные кредиты банков», «Кредиты банков для работников»; ведомости к соответствующим журналамордерам, ведущиеся по дебету счетов.

В первую очередь проверяется правильность оформления первичных документов, по которым производились операции, связанные с получением и выдачей наличных денег. Все кассовые документы должны быть заполнены бухгалтерией четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или выписаны на машине (пишущей, вычислительной) и без помарок или исправлений даже оговоренных. В приходных и расходных кассовых ордерах указывается основание для их составления, и перечисляются прилагаемые к ним документы.

Иногда на документах могут отсутствовать номер, дата и другие реквизиты, что позволяет их повторное использование. Приходные и расходные кассовые ордера должны в течение отчетного года иметь раздельную нумерацию, выписываться в бухгалтерии предприятия в момент совершения операции и регистрироваться в специальном журнале. При обнаружении пропуска в нумерации указанных ордеров следует тщательно проверить, не вызвано ли это уничтожением документов либо другими злоупотреблениями.

При проверке соблюдения кассовой дисциплины уточняют: не превышали ли остатки наличных денег в кассе установленного банком лимита, и использовалась ли кассовая выручка на текущие нужды в пределах установленных норм; использовались ли полученные из банка наличные деньги по целевому назначению; своевременность и полноту возврата в банк неиспользованных денежных средств, полученных на выплату заработной платы, премий, пособий, пенсий, услуг, товарно-материальных ценностей и других поступлений.

При этом следует иметь в виду, что предприятия имеют право хранить в кассе наличные деньги в пределах лимита, а также использовать деньги из выручки в пределах норм, установленных банком по согласованию с руководителем предприятия. Исключением являются полученные суммы для выплаты заработной платы, премий, стипендий, пенсий в течение трех рабочих дней (для колхозов, исполкомов, сельских советов не свыше 5 рабочих дней), включая день получения денег в банке. Денежная наличность сверх лимитов должна сдаваться в обслуживающий предприятие банк.

При проверке соблюдения установленного лимита остатка денег в кассе сопоставляют их фактические остатки на отдельные даты и в среднем за месяц с лимитом остатка. Фактические остатки определяются с учетом наличных денег в дни выплаты заработной платы, премий, пособий, пенсий, стипендий и др. Оперативный контроль за остатками денег в кассе ведется на основании кассовых отчетов.

Использование наличных денег проверяется путем сопоставления данных о полученных в банке средствах с их расходованием в соответствии с целевым назначением.

Для обобщения информации об израсходовании денежных средств по целевому назначению целесообразно составлять ведомость следующей формы.

Ведомость составляется по данным отчетов кассира, журнала регистрации приходных и расходных документов, а также журналов-ордеров 1, 01, ведомостей 1 и В-4.

Приведенная ведомость подписывается проверяющим (ревизор, аудитор и др.) главным бухгалтером предприятия.

Своевременность и полноту внесения в банк неиспользованных денежных средств проверяют путем сопоставления даты и суммы зачисления денег на соответствующий счет по данным выписок банка с датой окончания выплаты премий, пособий, пенсий и др., указанной в разрешительной надписи на платежных ведомостях, депонированной зарплаты и других ранее невыплаченных сумм, а также с датой и суммой оприходования денег в кассу по прочим поступлениям.

При проверке чеков следует удостовериться в наличии всех выписок банка со счетов предприятия. Если конечный остаток средств в предыдущей выписке соответствует начальному остатку в последующей, то это свидетельствует о наличии всех выписок по данному счету. Недостающие выписки необходимо затребовать в банке.

Достоверность выписок определяется по их внешним признакам (наличие необходимых реквизитов, подписей, штампов банка и др.) и путем встречной проверки в банке. Произведенные исправления в выписках заверяются подписью главного бухгалтера и гербовой печатью банка. В обязательном порядке встречной проверки в банке.

Произведенные исправления в выписках заверяются подписью главного бухгалтера и гербовой печатью банка. В обязательном порядке встречной проверке подвергаются выписки, имеющие подчистки и исправления, не подтвержденные банком.

Одновременно проверяется полнота отражения по кассе внесенных в банк наличных денег и их зачисления на счета предприятия. В дальнейшем проверяют полноту оприходования денег, полученных за реализованную продукцию, работы, услуги, товарно-материальные ценности и др., использую при этом отчеты об их движении, а также записи по счетам их учета и реализации. Причем дебетовые записи по счетам реализации должны сверяться с кредитовыми записями по счетам учета ценностей, а их кредитовые записи с дебетовыми записями по счету кассы.

В ведомостях на выплату заработной платы, премий, пособий, стипендий и др., а также в расходных кассовых ордеров и других документах на выдачу денежных средств проверяется подлинность подписей получателей денег. Для этого подписи в одних ведомостях или других документах сопоставляются с подписями в других, причем особое внимание обращается на исправления и подчистки. В некоторых случаях производится опрос получателей денег.

Особое внимание следует уделить обоснованности расхода денежных средств, относимых на издержки производства и другие счета без оправдательных документов.

На основании данных отчетов кассира и приложенных к ним оправдательных документов, а также записей в учетных регистрах проверяется правильность корреспонденции счетов по движению средств в кассе.

Все выявленные нарушения отражаются в соответствующем разделе акта ревизии либо аудиторской проверки со ссылками на прилагаемые к акту ведомости, таблицы и другие данные, свидетельствующие о допущенных нарушениях.

Целью аудиторской проверки операций на расчетном, валютном и других счетах в банке является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу «Денежные средства» и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам.

При проверке правильности отражения в балансе денежных средств не следует ограничиваться только сопоставлением их остатков по Главной книге с балансовыми данными.

Необходимо провести хотя бы выборочную проверку правильности ведения операций по расчетному счету (не менее чем за 3−4 месяца) с привлечением всех необходимых учетных регистров и первичных документов. Это позволит также сделать определенные выводы о правильности ведения бухгалтерского учета на предприятии и определить круг тех операций (и счетов), проверке которых должно быть уделено особое внимание.

Балансовые статьи «Расчетный счет» и «Валютный счет» должны отражать остатки денежных средств по счетам 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет» и совпадать с соответствующими выписками банков по расчетному и валютному счетам.

По статье «Прочие денежные средства» отражаются остатки средств, учитываемых на счетах 55 «Специальные счета в банках», 50−3 «Денежные документы» и 57 «Переводы в пути».

На счете 55 учитываются денежные средства на текущих, особых и иных специальных счетах в банках на российской территории и за рубежом, а также средства целевого финансирования и поступлений в той части, которая подлежит обособленному хранению.

На счете 50−3 учитываются почтовые марки и марки государственных пошлин и сборов, оплаченные, но невыданные путевки в дома отдыха и санатории, проездные билеты, извещения о денежных переводах, не поступивших на счета в банке или в кассу, и др.

Следует иметь в виду, что перед составлением бухгалтерского баланса производится переоценка всех денежных статей бухгалтерского учета, выраженных в иностранных валютах.

Среди них:

  • · остатки средств на текущих валютных счетах предприятия, открытых в банках на территории страны и за ее пределами;
  • · остатки средств на специальных счетах предприятия, открытых на территории страны и за рубежом;
  • · денежные средства в пути;
  • · дебиторская задолженность (по расчетам с покупателями и заказчиками за товары, работы и услуги, по выданным авансам, расчетам со своими работниками по суммам, выданным под отчет на служебные командировки, и др.);
  • · ценные бумаги (облигации, депозитные сертификаты и др.);
  • · задолженность по займам, предоставленным предприятием другим предприятиям и организациям;
  • · кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками за товары и услуги, по полученным авансам, по страхованию и др.;
  • · задолженность по краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным кредитам банков и других кредитных учреждений;
  • · задолженность по займам, полученным предприятием у других предприятий и организаций (кроме банков и иных кредитных учреждений).

Рассмотрим подробнее аудит операций на расчетном счете, аудит операций валютного счета, аудит прочих операций в банках, аудит денежных документов.

Цели проведения аудита по операциям на расчетном счете:

  • — правильность оформления расчетных документов в банке;
  • — целесообразность совершенных операций;
  • — соответствие перечисленных сумм кредиторской задолженности или формам оплаты согласно договору;

— соответствие остатка денег на расчетном счете с балансом предприятия;

— правильность обобщения всех хозяйственных операций на синтетических и аналитических счетах и их формирование в журнале-ордере № 2 и Главной книге.

Источники информации:

  • — платежное поручение (кому перечислено);
  • — платежное требование (был акцепт-оплата с согласия предприятия или нет, целесообразность требования);
  • — сводное платежное поручение и требование-поручение;
  • — корешки чековой книжки на получение наличных денег (своевременность оприходования сумм, сумму, снятую с расчетного счета);

— журнал-ордер № 2 (заполняется на основании выписки и платежных поручений — выписка выдается банком, если есть движение на расчетном счете);

— главная книга (счет 51 — расчетный счет: Дт — суммы, поступившие на расчетный счет, Дт 51-Кт 62 — расчеты с заказчиками, Дт 60-Кт 51 — оплата поставщикам).

Цель аудита операций валютного счета:

  • · проверить своевременность представления платежных поручений на продажу валюты;
  • · правильность отражения учета в операциях по покупке и продаже валюты;
  • · правильность определения и отражения в учете курсовых разниц;
  • · правильность составления бухгалтерских записей, соответствие записей с выпиской банка, с записями в Журнале-ордере № 2 по счету 52 и Главной книге;
  • · полноту и своевременность зачисления валютной выручки на валютный транзитный счет в уполномоченном банке;
  • · имеются ли факты наличия счетов в иностранных банках, открытых без разрешения ЦБ РФ;
  • · правильность использования собственной валютной выручки, сохранность материальных ценностей приобретенных за иностранную валюту.

Источники информации:

  • — платежные поручения;
  • — платежные требования;
  • — сводное платежное поручение и требование-поручение;
  • — корешки чеков на получение иностранной валюты (Журнал-ордер № 2).

Ведение бухгалтерского учета независимо от номенклатуры валют осуществляется в рублях (Дт 52 — положителен, если курс валюты вырос, Кт 52 — отрицательный, если курс валюты упал, курсовая разница: счет 91 — прочие расходы и доходы, счет 90 — продажа валюты).

Временной фактор учета валюты — ежеквартально. Цель аудита расчетов и прочих операций в банках:

  • — проверить своевременность отражения в учете операций на прочих счетах;
  • — изучить, какие открыты у предприятия прочие счета;
  • — проверить правильность составления бухгалтерских записей и их соответствие выпискам банка и журналу-ордеру № 3;
  • — проверить соответствие журнала-ордера № 3 записям в Главной книге и балансе предприятия;
  • — при открытии аккредитивных счетов изучить договор с предприятием по аккредитивной форме.

Источники информации:

  • а) при аккредитивной форме расчетов: договора, заявление на открытие аккредитивного счета, соответствие выплаченных сумм товарно-транспортным накладным при отгрузке. Аккредитив — счет 55: заключается договор с предприятием-поставщиком, форма расчетов аккредитивная, открывается счет в банке поставщика, в течение месяца поставщик отгружает сырье, а деньги с нашего расчетного счета переводятся на счет, открытый нами в банке поставщика; форма оплаты хороша для поставщика и не совсем удобна для клиента, т.к. при срыве поставок деньги с аккредитивного счета клиент не может забрать быстро:
  • а) 1-я хозоперация — Дт 55-Кт 51, 2-я хозоперация — Дт 60-Кт 55/1, 3-я хозоперация — Дт 51-Кт 55/1);
  • б) при расчете чековыми книжками — проверяются корешки чековых книжек, при установлении лимита — правильность использования лимита, проверка достоверности возникшей оплаты по чеку — счет 55/2 — чековая книжка (Дт 55/2-Кт 51, Дт 60-Кт 55/2, Дт 51-Кт 55/2);
  • в) депозитные счета — наличие документов, подтверждающих перечисление денежных средств на депозитные счета.

Цель открытия депозитных счетов — порядок начисления % и отражения их в учете — Журнал-ордер № 3, Главная книга.

Депозитные счета открываются на определенный срок (3, 6, 9 мес. и т. д.), если есть свободные средства (счет 55/3 — депозитные счета, открытие Дт 55/3-Кт 51(50,52), начисление % - Дт 55/3-Кт 91 — получение дохода, при закрытии Дт 51-Кт 55/3).

Цель аудита денежных документов:

  • — проверка наличия денежных документов и их оценки;
  • — правильность отражения в учете денежных документов;
  • — правильность отражения в учетных регистрах движения денежных документов (счет 50/3 — денежные документы, счет 50/2 — операционная касса);
  • — соответствие учетного регистра Главной книги.

Источники информации:

  • — документы, подтверждающие оплату за денежные документы (платежные поручения, расходные кассовые ордера);
  • — описи оценочной стоимости денежных документов;
  • — денежные документы — авиабилеты, ж/д билеты и др;
  • — учетный регистр, Главная книга.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой