Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление и развитие высшего фармацевтического образования в России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Московском университете преподавание фармации было предусмотрено уже при его основании в 1755 г. Первый Устав университета не предполагал организации специальной кафедры фармации или фармакологии на Медицинском факультете. Первым профессором химии был приглашенный из Германии доктор медицины И. Х. Керштенс, он же начал преподавание собственно фармацевтических дисциплин в 1764/1765 учебном году… Читать ещё >

Становление и развитие высшего фармацевтического образования в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История российского фармацевтического образования началась с Указа Петра I о подготовке лекарей при госпиталях.

Составной частью подготовки лекарей являлось изучение фармации. Практическая подготовка по фармации проводилась в аптекарских огородах.

В 1786 году школы по подготовке лекарей были выделены в самостоятельные медико-хирургические училища. В 1808 году были созданы при медико-хирургических училищах отделения по подготовке провизоров. В 1808 году готовились стать провизорами 40 человек.

В 1835 году сформулированы требования к обучению провизоров. Срок обучения составлял 3 года. После 3 лет обучения выпускники сдавали экзамены и по результатам экзамена им присваивали квалификацию аптекарского помощника I, II и III группы.

После 3 лет работы аптекарский помощник I и II группы мог сдавать экзамен на провизора. Аптекарский помощник III группы после 2−3 лет работы мог повторно сдать экзамены и получить звание аптекарского помощника I или II группы.

С 1840 года сформулированы требования к поступающим для получения звания аптекарского помощника — 4 класса гимназии; работа аптекарским учеником.

Введено высшее фармацевтическое звание аптекарь, для получения которого провизор должен проработать 2−3 года и сдать экзамены.

В 1846 году было введено звание магистр фармации. Для получения этого звания необходимо было написать диссертацию. Степень магистра фармации являлась самой высокой степенью фармацевтического образования и считалась ученым званием.

Таким образом, в XIX столетии сложилась система подготовки фармацевтических кадров.

С 1829 по 1881 г. подготовлено: 1186 аптекарских помощников, 351 провизор, 95 магистров фармации. Все провизоры готовились в университетах.

Первыми центрами становления отечественного фармацевтического высшего образования стали Московский университет и Петербургская медико-хирургическая академия, с отделением в Москве, а также открытый в 1802 г. Дерптский (ныне Тартуский) университет.

Однако еще в 1762 году в медицинской школе при Московском военном госпитале профессор К. И. Щепин в своих лекциях, которые он первым начал читать на русском языке, большое внимание уделял вопросам лекарствоведения. Он демонстрировал фармацевтические препараты, ввел преподавание рецептуры и установления практики лекарских учеников в аптеке.

В Московском университете преподавание фармации было предусмотрено уже при его основании в 1755 г. Первый Устав университета не предполагал организации специальной кафедры фармации или фармакологии на Медицинском факультете. Первым профессором химии был приглашенный из Германии доктор медицины И. Х. Керштенс, он же начал преподавание собственно фармацевтических дисциплин в 1764/1765 учебном году, приступив к «изложению Materiem medicam, следуя каталогу простых аптечных средств» — одной из существовавших в то время фармакопей. В следующем учебном году он «по собственному своему сочинению» читал «Части растений и животных, надлежащие до употребления, купно с аптекарскими из оных приготовлениями».

Керштенс проработал в Московском университете до 1769 года. Заменивший его в 1770 году П. Д. Вениаминов читал курс химии с практической медициной. Знакомство с фармацевтическими знаниями происходило и в процессе преподавания чисто медицинских дисциплин. Так, одновременно с Вениаминовым, вопросы лекарствоведения в своих лекциях по терапии затрагивал профессор И. А. Сибирский.

С 1775 года преподавание фармацевтических дисциплин на Медицинском факультете вел профессор С. Г. Зыбелин. В 1873 году он с целью усовершенствования преподавания ввел демонстрационный курс «показания фармацевто-химического приготовления лекарств», в чем ему помогал «аптекарь и публичный университетский демонстратор» аптекарского искусства Г. Гильдебрандт.

В 1800/1801 учебном году по инициативе С. Г. Зыбелина фармацевтическую химию как самостоятельный предмет стал читать Я. Биндгейм.

Университетский Устав 1804 года предусматривал создание на Медицинском факультете специальной кафедры врачебного веществословия, фармации и врачебной словесности. Эту кафедру возглавлял в 1804−820 гг. Н. Г. Щеголев — специалист по фармакогнозии и растениеводству. В этот период преподавание фармации было тесно связано с преподаванием других химических дисциплин. Возглавивший кафедру профессор Московского университета в 1804—1832 гг. Ф.Ф. (Фердинанд Фридрих) Рейсса содействовал развитию экспериментальных исследований в области фармации и прикладной медицинской химии в Московском университете.

После него до 1835 г. кафедру возглавлял В. М. Котельницкий, преподававший врачебное веществословие, фармацию, рецептуру и прагматическую историю медицины.

Подъем фармацевтического образования был связан с деятельностью ординарного профессора А. А. Иовского, организовавшего чтение лекций по всему кругу фармацевтических знаний. В течение нескольких лет (с 1834 по 1838 г.) он создал все основные учебники и практические руководства для кафедры: «Руководство к распознаванию ядов, противоядий и к вернейшему определению первых как в организме, так и вне оного, посредством химических средств, названных реактивными»; «Начертания общей фармакологии»; «Памятная книжка для занимающихся фармацией и рецептурою» и «Начертания фармации». Его научные труды и учебные руководства содействовали совершенствованию русской ботанической терминологии, а также технологии приготовления лекарств.

В 1835 году был принят новый Университетский Устав. В соответствии с ним на Медицинском факультете предусматривалась организация кафедры врачебного веществословия. В ее функции входили задачи преподавания «общей терапии, врачебного веществословия с токсикологией и изъяснением минеральных вод, фармации, рецептуры, диететики и гигиены».

В этот период важнейшим центром преподавания фармации и исследований в этой области становится Дерптский (Тартуский) университет.

Фармацевтические кафедры Московского университета развивали свои оригинальные направления. Устав 1864 года предусматривал создание двух кафедр: фармакологии, а также фармакогнозии и фармации. Кафедру фармакогнозии и фармации в Московском университете возглавил профессор Г. А. Гивартовский, а кафедрой теоретической фармакологии с рецептурой и учением о минеральных водах руководил профессор А. А. Соколовский — первый русский фармацевт, применявший экспериментальные методы при изучении действия лекарственных веществ. До своей отставки в 1883 г. он много сделал для совершенствования преподавания — им были подготовлены учебники: «Опыт теории фармакологии», «Неорганическая фармакология» и монография «Очерк развития и современного состояния фармакодинамического учения».

В 1884 году был принят новый Университетский Устав. Руководителем кафедры фармакологии был назначен Е. С. Богословский, который много сделал для обустройства кафедры. Самостоятельной кафедрой фармакогнозии и фармации стал заведовать один из самых образованных фармацевтов своего времени В. А. Тихомиров, который руководил ею в течение 40 лет вплоть до своей смерти в 1915 г. Он впервые в университете разделил курс фармации и фармакогнозии на теоретическую часть и лабораторные занятия. Во введении к теоретической части он знакомил студентов с историей фармации в связи с историей медицины и химии. Важным вкладом в преподавание фармакогнозии было создание им «Курса фармации» и «Учебника фармакогнозии». В 1888—1890 гг. В. А. Тихомиров был привлечен Ю. К. Траппом к составлению Российской Фармакопеи.

Преподавание фармацевтических дисциплин в Медико-хирургической академии планировалось в соответствии с требованиями только что введенного Аптекарского Устава. В процессе обучения слушатели должны были знать минералогию, ботанику, зоологию, физику, химию и собственно фармацевтические предметы: общую фармацию (включая врачебное веществословие), фармакогнозию и фармакологию.

Особое Фармацевтическое отделение для подготовки провизоров при Медико-хирургической академии было учреждено в 1808 г. Курс обучения был пятилетний — четыре года теоретической учебы и один год аптечной практики. После этого слушателей допускали к экзаменам на звание провизора. Отделение было хорошо оборудовано и снабжено необходимыми приборами и препаратами. В Академии имелся также специальный Ботанико-фармаколого-фармацевтический музей.

В связи с Уставом 1835 г. курс обучения на Фармацевтическом отделении был сокращен до трех лет, но общая фармацевтическая подготовка усилена. От поступающих стали требовать не менее трехгодичной практики в аптеках, а также вступительных экзаменов. Это было связано с нехваткой квалифицированного медицинского и аптечного персонала, которая обнаружилась во время войн с Турцией и Ираном, а также эпидемии холеры в 1830—1831 гг.

В 1845 г. была учреждена степень магистра фармации. Первыми магистрами фармации в Московском университете в 1846 г. стали А. Миндер и М. Шишко. До конца XIX в. было защищено около 300 магистерских диссертаций. При защите диссертации магистр приносил так называемое «Факультетское обещание» — специальную клятву фармацевта (текст которой сохранился в неизменном виде вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции):

«Принимая с глубокой признательностью права и преимущества, соединенные с даруемой мне ныне самою высшею фармацевтической степенью, я даю обещание в течение своей жизни не помрачать честь сословия, к которому принадлежу. Обещаю выполнять добросовестно все сопряженные с званием аптекаря обязанности: отпускать только доброкачественные лекарства; врачебные средства, не введенные в таксу, отпускать по умеренной цене и по возможности облегчать бедным приобретение лекарств, продавая их ниже таксы. Обещаю не пользовать больных…

Обещаю обращаться с подчиненными мне помощниками и учениками как следует доброму и попечительному начальнику, тщательно наблюдать, чтобы они в свою очередь в точности и добросовестно исполняли свои обязанности. Наконец, обещаю продолжать заниматься фармацией и химией и всеми силами способствовать совершенствованию этих наук".

В Медико-хирургической академии первым в 1847 г. защитил диссертацию Ю. К. Трапп, ставший одним из крупнейших фармацевтов в России, автором восьми фармакопей.

В Дерптском университете крупным фармацевтом конца века был Г. Драгендорф, написавший руководства: «Судебно-химическое открытие ядов», «Качественный и количественный анализ растений». Его книга «Лекарственные растения различных народов и времен» была настольной книгой нескольких поколений фармацевтов.

Кафедры фармацевтического комплекса или соответствующие курсы были организованы и в других университетах: Харьковском, Санкт-Петербургском, Гельсингфорском (ныне университет г. Хельсинки, Финляндия), Варшавском, Университете св. Владимира в Киеве, университете в Одессе и в Томске — первом университете в Сибири.

К началу XX века Россия полностью была способна обеспечить себя специалистами-фармацевтами с высшим образованием.

Специальная комиссия, созданная при Фармацевтическом отделе Наркомздрава РСФСР в 1918 г., разработала Проект реорганизации высшего фармацевтического образования, одобренного Ученым медицинским советом и утвержденного 22 июля 1919 года коллегией Наркомздрава по согласованию с коллегией Наркомпроса РСФСР.

В 1926 году было созвано Всероссийское фармацевтическое совещание, которое обсудило, в том числе, вопросы по упорядочению и перестройке фармацевтического образования. На совещании обсуждался вопрос подготовки и использования фармацевтических кадров. Был установлен пятилетний срок обучения на фармацевтических факультетах.

Подготовка фармацевтических кадров до 1927 года проводилась на специализированных курсах в фармацевтических школах. Затем фармацевтические школы были преобразованы в фармацевтические техникумы. Специалисты высшей квалификации готовились на химико-фармацевтическом факультете Второго московского государственного университета, Ленинградском и Пермском химико-фармацевтических факультетах и в фармацевтических институтах Одессы и Тбилиси.

Подготовка высших фармацевтических кадров была унифицирована в нашей стране в 1936 году постановлением Правительства «О работе в высших учебных заведениях и о руководстве высшей школой», которое укрепило педагогический процесс в вузах, в том числе и фармацевтических. С этого времени занятия организовывались по твердому учебному расписанию. Были определены основные формы учебной работы: лекции, читаемые профессорами и доцентами; практические занятия в лабораториях и клиниках, проводимые под руководством профессоров, доцентов и ассистентов; производственная практика. Утверждался твердый порядок замещения преподавательских должностей лицами, имеющими ученые звания или ученую степень.

В 1936 г. были приняты меры по упорядочению подготовки фармацевтических кадров высшей квалификации. С 1937 года установлены ученые степени доктора и кандидата фармацевтических наук.

В 1936 г. открывается Московский фармацевтический институт. Для улучшения обеспечения фармацевтическими кадрами районов Сибири, Дальнего Востока и других регионов страны организуются также фармацевтические институты и фармацевтические факультеты медицинских вузов. К 1940 году в СССР функционировало 9 фармацевтических институтов и 65 фармацевтических школ. К 1975 году в стране насчитывалось более 40 тыс. провизоров и свыше 100 тыс. фармацевтов. Правительство проводило огромную работу по созданию медицинских и фармацевтических вузов в различных национальных регионах нашей страны.

В настоящее время подготовка и повышение квалификации специалистов с высшим фармацевтическим образованием на территории России осуществляется в 47 вузах (Приложение).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой