Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

К диалогу власти и неправительственного сектора

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На диалоговой площадке III Гражданского форума был принят ряд решений, существенно расширяющие взаимодействие и сотрудничество государства и НПО по разрешению актуальных проблем общества. Предыдущие аналогичные форумы и другие мероприятия также внесли значительный вклад в развитие диалога и сотрудничества государства и третьего сектора. Так, после проведения I Гражданского форума по инициативе… Читать ещё >

К диалогу власти и неправительственного сектора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К ДИАЛОГУ ВЛАСТИ И НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО СЕКТОРА

Фундаментальной основой демократического государства является гражданское общество. Развитие последнего, в свою очередь, невозможно без наличия гражданственности, которая есть не что иное, как сознательное, добровольное участие в обсуждении и разрешении проблем общества без стимуляции со стороны государства или других людей.

Такие элементы гражданского общества, как неправительственные организации (НПО), являются структурными, через которые граждане осознанно участвуют в устроении дел общества и государства, вне принуждения со стороны официальной власти. НПО относят к так называемому третьему сектору. Что означает третий сектор?

В любом цивилизованном демократическом государстве существуют три сектора: государственный, коммерческий (частный, бизнес-сектор) и некоммерческий (неправительственный, общественный), или собственно третий сектор, который образуют граждане в целях улучшения социально-экономической и общественно-политической ситуации в стране своего проживания.

НПО в этой роли выступают одними из тех общественных организаций, которые выполняют некоторые функции правящей власти. Казалось бы, этим самым третий сектор и власть должны рассматривать друг друга как конкурентов в деле устроения государства, общества, в то время как национальные интересы настоятельно требуют того, чтобы НПО и государство выбрали сотрудничество вместо соперничества. В этой связи казахстанская государственная власть прилагает все усилия для плодотворного сотрудничества с неправительственными организациями. Непосредственной реализацией этих усилий стали итоги III Гражданского форума в октябре 2007 года, который можно рассматривать как решающий этап в развитии неправительственного сектора Казахстана.

На диалоговой площадке III Гражданского форума был принят ряд решений, существенно расширяющие взаимодействие и сотрудничество государства и НПО по разрешению актуальных проблем общества. Предыдущие аналогичные форумы и другие мероприятия также внесли значительный вклад в развитие диалога и сотрудничества государства и третьего сектора. Так, после проведения I Гражданского форума по инициативе ряда государственных органов стали проводиться «круглые столы», семинары, конференции и другие диалоговые площадки с участием представителей власти, неправительственных организаций и международных организаций. В общей сложности до III Гражданского форума государством совместно с НПО было проведено более ста мероприятий республиканского и регионального уровня, на которых были рассмотрены вопросы сотрудничества государственных и неправительственных структур по следующим направлениям:

  • · борьба с коррупцией;
  • · охрана окружающей среды;
  • · права человека;
  • · социальное партнерство в контексте построения гражданского общества.

Еще большее количество конференций и «круглых столов» было инициировано организациями гражданского сектора.

Действенным механизмом сотрудничества гражданского сектора и власти стала деятельность общественных советов, консультативно-совещательных органов, комиссий, рабочих групп по законотворческой работе, участию в формировании государственных, отраслевых и региональных программ развития. Достаточно сказать, что такого рода неформальные органы уже прочно вошли в практику деятельности государственной службы. К примеру, в ряде министерств организованы и на сегодняшний день функционируют такие консультативно-совещательные органы, как экспертные советы, предлагающие власти конкретные механизмы решения существующих проблем. В практику взаимоотношений государства и гражданского общества вошло проведение общественных слушаний по социально значимым проблемам. На всех этих мероприятиях были выработаны существенные предложения по дальнейшей демократизации и развитию Казахстана, его неправительственного сектора.

Расширение диалога государства и НПО стало возможным ввиду возросшей роли последних в общественно-политическом процессе страны. Для этого необходимо было приложить максимум усилий, что и было сделано государством за прошедшие годы.

Еще в 1996 году был принят Закон Республики Казахстан «Об общественных объединениях», который внес существенный вклад в беспрепятственное функционирование неправительственного сектора. Важным нормативно-правовым актом, заложившим основы партнерских взаимоотношений третьего сектора и власти, стал Закон РК «О социальном партнерстве», принятый в 2000 году.

Непосредственным катализатором развития НПО стало принятие в 2001 году Закона РК «О некоммерческих организациях», который окончательно юридически оформил существование неправительственного сектора.

Для того, чтобы закрепить на законодательном уровне поддержку НПО со стороны государства, в апреле 2005 года был принят Закон РК «О государственном социальном заказе». Надо заметить, что в рамках исполнения этого закона планируется к 2012 году выделять на социально значимые проекты до одного миллиарда тенге ежегодно. Благодаря действию этого закона НПО в Казахстане могут на конкурсной основе получать финансовую помощь от государства на реализацию проектов, направленных на решение социальных проблем казахстанского общества. В третьем секторе Казахстана работают главным образом работники сферы культуры, науки и образования. Поэтому государственный социальный заказ для неправительственных организаций косвенно способствовал сохранению и упрочению достижений науки, образования и культуры. Таким образом, действие Закона РК.

«О государственном социальном заказе» фактически отвело казахстанским НПО роль партнера государства в деле развития общества.

Дальнейшее развитие третьего сектора и его взаимодействие с властью будет усиливаться благодаря действию принятой 25 июля 2006 года Концепции по развитию гражданского общества в Республике Казахстан на 2006;2011 годы. Реализация этой концепции позволит достичь качественного и количественного роста НПО, установить их социальное партнерство с государственной властью и интеграцию в систему общественно-политических и социально-экономических отношений.

Важным и востребованным шагом стала конституционная реформа, согласно которой государство получило право финансировать общественные объединения, в том числе политические партии [1−2]. Это конституционное изменение приведет к более тесному взаимодействию и сотрудничеству НПО с государством и позволит успешно реализовать стратегию демократизации страны. Тем самым НПО получили новый импульс для своего развития и участия в разрешении проблем страны.

По уровню нормативно-правового обеспечения деятельности третьего сектора Казахстан занимает лидирующие позиции среди стран Центральноазиатского региона, а по ряду отдельных показателей конкурирует с аналогичной сферой Польши, Болгарии и Венгрии.

Ощутимая поддержка власти привела к ускоренному развитию НПО. В Казахстане всего лишь за несколько лет третий сектор развился до такого уровня, для достижения которого многим странам понадобились целые десятилетия.

В настоящее время в Казахстане зарегистрировано 5820 НПО [3]. При этом сформировались следующие их группы по сфере деятельности:

  • · военно-патриотические — 4%;
  • · экологические — 6%;
  • · детские и молодежные — 14%;
  • · женские и гендерные — 8%;
  • · медицинские — 7%;
  • · научные и образовательные — 7%;
  • · культуры и искусства — 8%;
  • · правозащитные — 7%;
  • · по развитию средств массовой информации — 2%;
  • · по социальной защите — 9%;
  • · по поддержке общественных инициатив — 10%;
  • · общества инвалидов — 8%;
  • · спортивные — 10%.

В неправительственном секторе работают в общей сложности около 185 тысяч человек. Различного рода услугами НПО пользуются около 2 млн. казахстанцев.

Третий сектор активно участвует в общественно-политической жизни страны. Так, еще в 2000 году рядом неправительственных организаций (около 90) была создана Конфедерация неправительственных организаций Казахстана (КНОК), которая объединила усилия НПО для создания конкретных механизмов взаимодействия с органами государственной власти.

Важной и необходимой организацией, объединившей усилия НПО в развитии третьего сектора, конструктивного диалога с властью, стал Гражданский альянс Казахстана, созданный по инициативе КНОК 11 сентября 2005 года. Эта общественная организация выступила в свое время с предложением о создании при Мажилисе Палаты общественных экспертов, которая обещает стать хорошим механизмом, обеспечивающим общественное участие в законотворческом процессе.

Вместе с тем, несмотря на вышеперечисленные достижения по развитию неправительственного сектора в Казахстане, в этой сфере есть ряд упущений, требующих своего разрешения. Во-первых, еще недостаточно развит диалог власти и неправительственного сектора. Фактически он находится на стадии становления. Во многом данное положение вещей сложилось из-за недостаточной активности самих НПО, их некоторой самоустраненности от политического процесса. С другой стороны, еще мало проработаны конкретные механизмы и новые формы взаимодействия государственных органов с НПО как на республиканском, так и на региональном и отраслевом уровнях. Во-вторых, в лагере третьего сектора присутствует разобщенность. Лишь малая часть этого сектора предпринимает ряд совместных усилий по налаживанию диалога с властью, участия в разрешении проблем общества [3, c. 83]. Однако, невзирая на существующие трудности и учитывая темпы развития сектора НПО и результаты достигнутой работы, можно сказать, что этот необходимый элемент общества достигнет в Казахстане больших высот в своем развитии.

Казахстанский неправительственный сектор уже сейчас играет роль посредника между государством и гражданами, вносит определенный вклад в решение различных проблем социальной сферы. А это означает, что НПО Казахстана стали полноправными участниками демократического развития нашей страны.

  • 1. Выступление Президента РК Н. А. Назарбаева на совместном заседании Палат Парламента РК «Новый этап демократизации Казахстана — ускоренное развитие свободного демократического общества» (16 мая 2007 г.). — Астана, 2007.
  • 2. Конституционная реформа — новый этап в развитии Казахстана: Материалы «круглого стола» (22 мая 2007 г.). — Алматы, КИСИ при Президенте РК,
  • 3. Джуманиязова Г. Ж., Кудышева Б. К. и др. Социальное партнерство НПО, власти и бизнеса (Аналитический доклад). — Алматы: Региональный Центр гуманитарных инициатив, — С. 80−88.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой