Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические основы изучения проблемы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Воспитание (в широком смысле) — это процесс передачи социального опыта от старшего поколения к младшему (нет четко обозначенных субъектов и объектов). Воспитание (в узком смысле слова) — это специфический целенаправленный процесс, целью которого является формирование у воспитанников совокупности социально значимых качеств и свойств развитых взглядов и убеждений. Ценностный подход позволяет… Читать ещё >

Теоретические основы изучения проблемы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основы нравственно-эстетического воспитания

Существенный вклад в научный анализ исследуемой проблемы нравственно-эстетического воспитания детей внесли работы многих авторов.

Нравственно-эстетическое развитие личности с древних времен изучалось с философских позиций крупными исследователями прошлых веков, античными философами — Аристотелем, Конфуцием. Платоном, Эпикуром; философами Нового времени — Вольтером, Г. В. Ф. Гегелем, Р.Декартом. И. Кантом, Дж. Локком. Лессингом. Спинозой, И. Фихте: мыслителями XIX века — Ф. Ницше. В Соловьевым, Л. Фейербахом, Н. Чернышевским, А. Шопенгауэром и др.; мыслителями XX века — Н. А. Бердяевым. М. Вебером, Ж. П. Сартром, и др. Они заложили методологические основы изучения этого процесса, выявили противоречия становления нравственно и эстетически зрелой личности в различных социально — экономических условиях.

В современной отечественной литературе подходы к пониманию сущности и содержания нравственно-эстетического развития человека раскрываются в работах Л. М. Архангельского, М. В. Борева, А. Ф. Еремеева. М И. Кагана, Л. Н. Когана, И. С Кона, А. В. Меренкова и др. Они выявили сущностные характеристики процессов нравственного и эстетического развития личности в различных социально-экономических системах; исследовали основные факторы, определяющие степень овладения личностью нормами актуальной нравственной к эстетической культуры.

С педагогических позиций данная проблематика активно изучалась Ш. Амонашвили, Т. Ветровой, Т. С. Комаровой. Б. Т. Лихачевым, А. С. Макаренко, А. В. Мудриком. Н. Н. Нечаевым, Ю. М. Орловым, В. А. Сухомлинским. В. А. Черкасовым, Р. Штайнером и др. Поднимались проблемы нравственного и эстетического развития личности в психолого-педагогических исследованиях П. П. Блонского, Л. А. Венгер, Л. С. Выготского, Н. Ф. Виноградова, Л. С. Давыдова, А. В. Запорожца, С. А. Козловой и др. Они заложили основу психолого-педагогического анализа актуальных проблем овладения личностью в процессе развития нравственными и эстетическими нормами и идеалами.

Вопросы эстетического воспитания дошкольников в процессе их приобщения к изобразительному искусству освещены в трудах Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, В. Л. Езикеевой, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, Л. В. Пантелеевой, Т. А. Копцевой и др.

Теория и методика эстетического развития дошкольника являются предметом исследований Е. М. Торшиловой. Автор считает, что проблема развития — психологическая и педагогическая проблема. А трактовка эстетического развития связана, кроме того, с выбором некоторых философских и культурологических позиций.

Анализ литературных источников показал, что, по мнению многих ученых, в настоящее время наблюдается духовный кризис общества, утрачиваются нравственные идеалы в сознании подрастающего поколения, поэтому, начиная с детского возраста, необходимо обязательно проводить работу по нравственно-эстетическому воспитанию.

Все авторы подчеркивают, что нравственно-эстетическое воспитание, наряду с физическим и умственным, является фундаментом, на котором основывается формирование всесторонне-развитой личности.

Воспитание (в широком смысле) — это процесс передачи социального опыта от старшего поколения к младшему (нет четко обозначенных субъектов и объектов). Воспитание (в узком смысле слова) — это специфический целенаправленный процесс, целью которого является формирование у воспитанников совокупности социально значимых качеств и свойств развитых взглядов и убеждений. Ценностный подход позволяет выбрать научные, этические и эстетические критерии оценки жизненных явлений, сформировать жизненную позицию растущего человека, ищущего ответ на извечные проблемы: что есть истина? что есть добро и зло? что есть прекрасное и безобразное? [3, с.18].

В. Ф. Ломова показывает связь эстетического и художественное, выделяя общее между ними, а также то, что отличает одно от другого [13]. Эстетическое, как и художественное, рассматривается автором с позиций аксиологии, что позволяет рассматривать сам процесс развития личности под влиянием искусства как изменение в системе ценностей человека. Поскольку искусство показывает человека во всем разнообразии его взаимодействии его с окружающим миром, то оно всегда выявляет ту или иную систему нравственного отношения человека к окружающей его действительности. Поэтому в любом произведении искусства можно выделить как пласт нравственного, так и эстетического.

При этом эстетическое отношение обеспечивает гармонизацию среды существования человека и различных форм его жизнедеятельности, а художественное служит сохранению, развитию передаче богатства общественно-необходимой жизнедеятельности, опыта освоения человеком мира. Эстетическое, являющееся элементом любой человеческой жизнедеятельности, не несет в себе художественного образа, а художественное всегда несет в себе образ человека, реализуемый через миропонимание, мироощущение и другие формы развертывания человеческой жизни. Художественное дает некие идеальные образцы возможного поведения человека в тех или иных ситуациях, но это не значит, что оно изначально дает некий пример для конкретного зрителя, слушателя, читателя. Само восприятие художественного определяется уровнем эстетического развития личности, что и обуславливает многообразие художественных вкусов и предпочтений.

В. Ф. Ломова делает вывод о том, что не существует некой единой для всех системы нравственного и эстетического сознания и поведения, которое должны освоить все дети в процессе первичной социализации. Однако можно четко выделить две направленности развития: одно обеспечивает постепенное возвышение личности до нравственно-эстетических ценностей человечества в целом, другое превращает личность в обособленного, живущего только узкоэгоистическими интересами, индивида.

Соединение нравственно-эстетического в единый процесс развития личности обеспечивается, с одной стороны, раскрытием нравственного содержания самой эстетической деятельности, с другой выделением прекрасного, возвышенного в самой жизни. Целостное восприятие личности, различных общностей в системе единой нравственно-эстетической деятельности обеспечивает соответствующее нравственно-эстетическое развитие человека.

Таким образом, можно дать следующее определение центрального понятия работы — «нравственно-эстетическое развитие личности». Это понятие обозначает процесс превращения личности из преимущественно объекта развития в субъект саморазвития в результате постоянного взаимного воздействия нравственного и эстетического на сознание и поведение человека, что ведет к движению личности к идеальным, возвышенным, либо к дегуманизирующим, низменным формам ее жизнедеятельности.

В этом определении фиксируется двоякая особенность нравственно-эстетического развития. С одной стороны, каждая ступень в нравственном развитии личности создает новые возможности для овладения ею эстетическим. Так, человек, которому в повседневной жизни свойственны доброжелательность, чуткость, доброта, в большей степени готов для положительного восприятия героев художественных произведений, ведя себя таким же образом.

С другой стороны, определенная эстетическая ориентация дает (пусть не всегда прямо, а чаще косвенным путем) соответствующие моральные установки.

В результате в конкретных жизненных ситуациях человек сознательно или бессознательно может ориентироваться на поведение героев понравившихся ему художественных произведений. Например, постоянно взаимодействуя с искусством определенной направленности, допустим, показывающим насилие, жестокость, унижение человеческого достоинства, человек постепенно усваивает подобную же форму поведения как естественную, обычную, не вызывающую нравственного протеста.

Первые нравственные представления и понятия детей формируются наиболее успешно под воздействием произведений искусства, поскольку без эстетического отношения к действительности значительно снижается действенность нравственных уроков, преподаваемых взрослыми.

Какие же задачи ставит перед собой нравственно-эстетическое воспитание? Глобальная цель — это формирование творческого отношения ребенка к действительности, так как сама суть эстетического — в твор-честве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений [14].

Среди более конкретных задач одна из важнейших — формирова-ние нравственно-эстетической потребности, которую можно определить как потребность человека в красоте и деятельности по законам красоты.

Как представляется, надо обращать внимание на два важных компонента: широту нравственно-эстетической потребности, то есть способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности; и качество нравственно-эстетической потребности, которое выявляется на уровне художественного вкуса и идеала. Также нужно обращать внимание на активную творческую деятельность, как исполнительскую, так и авторскую, касающуюся не только искусства, но и всех форм деятельности ребенка.

Перечисленные признаки можно считать критериями воспитанности личности [3, с.21].

В настоящее время главным принципом прогрессивной педагогики является гармоническое развитие личности, ее духовное обогащение, создающее необходимое равновесие в развитии эмоциональной сферы, обусловливающее трудовую и творческую активность личности [7, с. 8].

Воспитать в подрастающем человеке человеческое достоинство, душевную теплоту и внимание к близким, развить способность воспринимать жизнь в ее красоте и гармонии, относиться к окружающему миру с любовью и заботой — вот основные задачи, которые необходимо в первую очередь решить в процессе нравственно-эстетического воспитания детей.

В условиях детского образовательного учреждения решить их можно через усиление социально-гуманитарной направленности образовательного процесса, включая детей в процесс художественного творчества, приобщая к искусству, в котором аккумулирован эмоционально-оценочный опыт человечества. Диалог с искусством таит в себе богатейшие возможности для «проживания» этого опыта.

Нравственно-эстетическое воспитание, по мнению многих педагогов и деятелей культуры (Б. Т. Лихачева, В. А. Сластенина, В. С. Харламова и др.), формирует личность, поэтому общение с произведениями искусства должно пронизывать всю жизнь ребенка.

Произведения искусства воздействуют на чувственную сферу человека, расширяют его кругозор, активизируют духовный потенциал личности. Уникальным качеством искусства является отсутствие в нем каких-либо готовых рецептов правильного поведения человека. Но нравственный потенциал, заключенный в произведениях искусства, открывает путь к размышлению о смысле жизни.

В педагогическом процессе велико эстетическое воздействие изобразительного, в том числе — декоративно-прикладного, искусства. Оно способно активизировать и развивать глубокие человеческие эмоции и чувства. Используя возможности и средства разных видов искусства, можно успешно влиять на формирование личности ребенка, вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение, фантазию, пробуждая стремление к творчеству.

Прививая детям чувство прекрасного, когда они приобретают первые нравственные представления, педагог нацеливает их иметь свое собственное отношение к тому или иному явлению действительности, искусства. В ходе формирования этого нравственно-эстетического отношения ребенок приобретает первоначальный эмоциональный опыт, помогающий ориентироваться в художественных произведениях; способность к эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного, доброго и осуждению безобразного, злого в жизни и искусстве как способе ее отображения; первоначальные морально-нравственные понятия, основу для последующего формирования ценностных ориентаций; возможность применения полученных знаний, что проявляется в поступках, культуре поведения в конкретных жизненных ситуациях.

Таким образом, значение нравственно-эстетического воспитания в становлении личности огромно. В то же время, нравственно-эстетическое воспитание средствами искусства — это лишь подсистема реализации принципов целостной системы.

Выводы. Изучение литературных источников показало, что нравственно-эстетическое воспитание, наряду с физическим и умственным, является фундаментом, на котором основывается формирование всестороннеразвитой личности. Подлинное нравственно-эстетическое развитие личности — результат длительной и глубокой творческой работы по освоению прекрасного в искусстве и действительности. Нравственно-эстетическое воспитание, однако, не ограничивается сферой прекрасного. Оно формирует в человеке творческое отношение к любой деятельности, окружающему миру, ответственность перед обществом и перед его будущим.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой