Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Создание системы воспитательной работы с учащейся молодежью

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главная задача воспитательно-профилактической работы заключается в системе воспитательных воздействий, осуществляемых на основе коллективной трудовой, учебной, общественно-полезной деятельности, в процессе которой способны сформироваться новые установки позитивной социальной ориентации. Важно начинать работу с потенциальными нарушителями еще до того, как они совершат нарушение, а без знания… Читать ещё >

Создание системы воспитательной работы с учащейся молодежью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования

«Республиканский институт профессионального образования»

Кафедра общей профессиональной педагогики КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»

ТЕМА:

Создание системы воспитательной работы с учащейся молодежью Выполнил: Мартынович Надежда Александровна группа № 940−1-11

Минск, 2011

  • Введение
  • Создание системы воспитательной работы с учащейся молодежью
  • Заключение
  • Литература
  • Введение
  • В лицее накоплен богатый опыт по воспитанию студентов и учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности.
  • Однако в современных условиях требования, предъявляемые к выпускникам, претерпевают значительные изменения.
  • Кроме высокого профессионального уровня, выпускнику лицея необходимо обладать многими дополнительными знаниями, умениями, навыками и установками, которые позволили бы ему обеспечить конкурентоспособность на рынке труда, быть гражданином и патриотом, носителем высокой культуры и моральных качеств.
  • Решение этих задач возможно только в процессе целенаправленной воспитательной деятельности, органической связи обучения и воспитания студентов и учащихся, системной постановки воспитательного процесса в колледже.
  • Воспитание в лице представляет собой важнейший способ социализации и адаптации молодых людей в постоянно меняющемся обществе.
  • Содержание воспитания основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.
  • Общие требования к содержанию воспитания определяются также целями, задачами и принципами государственной политики в сфере образования.
  • Главные условия совершенствования воспитательного процесса в лицее
  • Воспитательная деятельность в лицее — целенаправленный процесс, представляющий собой неразрывное единство объективных условий и субъективных факторов воспитательного взаимодействия. Процесс воспитания осуществляется непрерывно как во время профессиональной подготовки специалистов, так и во внеучебное время.
  • Средствами воспитания выступают личный пример и авторитет мастера, сила традиции лицея, гуманистический характер атмосферы лицея. Кроме того, воспитательный процесс осуществляется силами специальных структур лицея через систему соответствующих мероприятий.
  • Главные задачи системы самоуправления:
  • * формирование у студентов и учащихся ответственного и творческого отношения к учебе, общественной деятельности и производительному общественно-полезному труду;
  • * формирование у членов коллектива самостоятельности в решении вопросов жизни на основе активной жизненной позиции, навыков в управлении общественными делами;
  • * воспитание учащихся чувства хозяина в своем лицее, уважения его традициям, нормам нравственности и морали;
  • * оказание помощи администрации, преподавательскому составу в организации и совершенствовании учебно-воспитательного процесса (через своевременный и всесторонний анализ качества знаний учащихся, причин низкой успеваемости с последующим принятием конкретных мер по результатам анализа и устранения этих причин);
  • * организация системы контроля за учебной и трудовой дисциплиной, своевременность применения мер общественного дисциплинарного воздействия к нарушителям;
  • * поиск и организация эффективных форм самостоятельной работы учащихся;
  • * организация свободного времени студентов и учащихся, содействие разностороннему развитию личности каждого члена коллектива;
  • * активизация деятельности общественных организаций в лицее.
  • Главная цель воспитательной работы — формирование у учащейся молодежи основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность идеологии белорусского государства, воспитание активной гражданской и личностной позиции в становлении сильного и процветающего государства, проявляющейся в результативной деятельности на благо своей страны, семьи. Основная задача — создание условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения.
  • Мониторинг выступает системным способом оценки качества воспитательного процесса, действенности форм, способов, приемов воспитательного воздействия. Он позволяет адаптивно корректировать процесс становления личности, устранять негативные подходы, обеспечивать эффективность воспитательного процесса.
  • Одна из важнейших задач — это создание благоприятного психологического климата в коллективе. Процесс выявления благоприятности психологического климата соответствует принципам всесторонности, конкретности, повседневного внимания к каждому учащемуся колледжа.
  • Все участники воспитательного процесса систематически отслеживают результаты мониторинга. Кураторы учебных групп, воспитатели, специалисты СППС постоянно изучают мотивацию поступков учащихся, своевременно и профессионально оказывают помощь учащимся в разрешении возникающих конфликтных ситуаций. С учащимися, проживающими в общежитии, проводятся мероприятия по профилактике конфликтов (индивидуальная и подгрупповая работа, тренинги, тематические беседы и др.) Комиссия по вселению учащихся в общежитие в новом учебном году учитывает принцип внимания к каждому учащемуся. Социально-психологические характеристики коллектива общежития: отношения, структура, нормы, ценностные ориентации, лидерство — все эти важные факторы в жизни коллектива учитываются в работе воспитателей общежития, специалистов СППС, руководителей структурных подразделений.
  • Лидеры важны как в профессиональной среде, так и в личной и социальных сферах. Лидерство — это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Среди учащихся, проживающих в общежитии, проведено анкетирование «Лидеры Беларуси». В результате исследования сформирован портрет лидера: это образованный, целеустремленный, решительный и порядочный человек. Пользуется авторитетом. Принимает решения и воплощает их в жизнь в интересах общества. Готов нести ответственность за людей, следующих за ним. Прирожденный лидер. Семья и любовь играют в его жизни важную роль. Ценит нравственное и духовное. Готов всерьез к решению таких проблем как наркомания, безработица, терроризм. Обратит свое внимание на медицинское обслуживание населения.
  • Идеологическое сопровождение воспитательной работы с учащейся молодежью отражается в реализации планов отдела идеологии, отдела по делам молодежи Дрогичинского городского исполнительного комитета, городского комитета ОО «БРСМ». Систематически проводятся встречи членов ПО ОО «БРСМ», профсоюзной организации учащейся молодежи с представителями исполнительной власти, ГК ОО «БРСМ» по вопросам государственной молодежной политики и социально-экономического развития города и страны.
  • Лицей работает над созданием информационно-воспитательной среды путем формирования информационной культуры у учащейся молодежи.
  • В основу планирования деятельности молодежных общественных организаций учащихся лицея (ПО ОО «БРСМ», первичная профсоюзная организация) заложено проведение молодежных акций в поддержку государственной политики (республиканская акция «Жыву ў Беларусi и тым ганаруся», республиканская акция «Здоровый я — здоровая страна», «Мы — граждане Республики Беларусь!», «Беларусь — это Я!», «За независимую Беларусь!», «За процветающую Беларусь!», «Беларусь и Я», «За любимую Беларусь!»); оказанию помощи ветеранам, пожилым людям («Забота»); организация волонтерского движения по оказанию помощи детям-сиротам («Поделись теплом души своей»).
  • Согласно плану мероприятий по реализации положений Декрета Президента Республики Беларусь № 18 от 24.11.2006 г. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» в лицее создан банк данных учащихся колледжа, относящихся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. На 01.01.2011 г. 527 учащихся лицее находится на государственном обеспечении. В соответствии с приказом директора колледжа от 13.10.2010 г. № 352/1 «О выполнении законодательства Республики Беларусь по социальной защите учащихся категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей» для организации работы по педагогическому сопровождению и обеспечению моральной и социальной защиты, защиты прав и законных интересов учащихся категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с выполнением контрольно-воспитательных функций за учащимися данной категории закреплены кураторы учебных групп.
  • Стратегия превенции алкогольной зависимости, табакокурения, наркомании и токсикомании — одно из наиболее значимых направлений в воспитательно-профилактической деятельности лицея. Превентивная работа и формирование навыков здорового образа жизни учащейся молодежи в учреждении образования проводится в рамках:
  • — плана мероприятий по выполнению Государственной программы национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2008;2010 годы;
  • — психолого-педагогической программы «Мы выбираем здоровье!» на 2009;2012 годы.
  • В соответствии с вышеперечисленными программами разработаны:
  • — план мероприятий по проведению Единых дней здоровья;
  • — план по проведению республиканской акции учащейся молодежи «Здоровый я — здоровая страна!» на 2009;2011 годы;
  • — план совместной работы УО «ОГМЭК» и представителей правоохранительных органов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних на 2010;2011 учебный год.
  • I. Формы профилактической работы с учащимися в учебном заведении:
  • 1 форма — диагностическая работа:
  • 1. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности учащегося;
  • 2. Мониторинг качества системы воспитания
  • 2 форма — организация социальной среды: взаимодействие с родителями учащихся, склонных к девиантному поведению, ближайшей зоной окружения учащихся.
  • 3 форма — информирование.
  • 4 форма — активное обучение социально-важным навыкам реализуется преимущественно в форме групповых тренингов.
  • 5 форма — организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Альтернативными формами активности признаны.
  • II. Формы профилактической работы с семьей:
  • 1 форма — организация социальной среды.
  • 2 форма — информирование.
  • 3 форма — коррекционная.
  • III. Формы работы с педагогическим коллективом по формированию навыков здорового образа жизни учащихся:
  • — консультации для кураторов по организации воспитательно-профилактической работы с учащимися;
  • — психологическое просвещение преподавателей и кураторов в области психологии подростков девиантного поведения (выступления на Совете кураторов, педагогическом совете, на заседаниях школы начинающего преподавателя и куратора);
  • — социально-педагогические и психологические рекомендации по работе с учащимися, склонными к девиантному поведению;
  • — методические материалы для работы с учащимися с целью пропаганды ЗОЖ;
  • — подбор тематики родительских собраний;
  • — посещение учащихся на дому;
  • — круглый стол (обсуждение результатов проводимых профилактических мероприятий, обмен мнениями).
  • Воспитательно-профилактическая работа осуществляется согласно комплексно-целевой программе воспитательно-профилактической работы с учащимися, склонными к девиантному поведению (на 2010;2015 г. г.) и плану совместной работы УО «ОГМЭК» и представителей правоохранительных органов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
  • Главная задача воспитательно-профилактической работы заключается в системе воспитательных воздействий, осуществляемых на основе коллективной трудовой, учебной, общественно-полезной деятельности, в процессе которой способны сформироваться новые установки позитивной социальной ориентации. Важно начинать работу с потенциальными нарушителями еще до того, как они совершат нарушение, а без знания индивидуально-психологических особенностей достичь этого невозможно. Проблема повышения эффективности ранней профилактики решается в следующих направлениях: обеспечение своевременной диагностики асоциальных отклонений и социальной дезадаптации несовершеннолетних; системный анализ личностных социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обусловливающих отклонения в поведении несовершеннолетних. По результатам диагностики кураторам учебных групп даются рекомендации по организации работы и индивидуального взаимодействия с учащимися. Осуществляется дифференцированный подход в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения учащихся. Формы коррекционной работы: психологическое консультирование уч-ся, индивидуальная и подгрупповая работа, беседы с элементами тренинга, психологическое просвещение.
  • В лицее создан и функционирует совет по профилактике безнадзорности и правонарушений — это орган самоуправления, целью которого является оказание содействия в организации деятельности по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений, а также организации контроля за осуществлением воспитательно-профилактической работы. Совет профилактики строит работу по утвержденному директором лицея плану.
  • С целью организации превентивной работы с учащимися «группы риска» проводились мероприятия в лицее и на базе общежития с участием сотрудников ИДН, ГАИ Дрогичинского ГОВД.
  • Ежегодно с 1 по 10 декабря проводится Декада правовых знаний, посвященная Дню прав человека. Учащейся молодежи предоставляется возможность участвовать в работе дискуссионного клуба «Правовой аспект» и кружка «Закон и правопорядок».
  • С целью развития самоуправления и соблюдения правил внутреннего распорядка создана и активно действует молодежная добровольная дружина и молодежная общественная организация спасателей-пожарных. В составе Совета общежития работает сектор правопорядка.
  • Одним из направлений работы участников учебно-воспитательного процесса учреждения образования является взаимодействие с семьей для создания оптимальных условий для развития каждого учащегося. Специалисты СППС осуществляют деятельность по социально-педагогической и психологической поддержке учащихся и семей в рамках программы «СемьЯ»
  • Педагогическим коллективом проводится работа, направленная на усиление целенаправленной деятельности педагогов и учащихся по организации взаимодействия между собой в целях развития. В воспитательной работе с учащимися педагоги отдают предпочтение следующим инструментам интерактивного взаимодействия: полилогу, диалогу, коллективной мыследеятельности, смыслотворчеству, ситуации успеха, свободе выбора, рефлексии и т. д. Проводятся семинары-практикумы, круглые столы по обмену опытом, пропаганды достижений в инновационной сфере. Необходимо отметить, что начинающие преподаватели и кураторы получают методическую помощь на занятиях школы молодого преподавателя и куратора. За каждым молодым специалистом закреплен наставник; составлены и выполняются планы их совместной работы.
  • Идеологическая и воспитательная работа проводится согласно разработанной схеме идеологического сопровождения воспитательной деятельности в лице. Совет кураторов вырабатывает направления воспитательной работы с учащимися, для координации деятельности общественных молодежных организаций создан воспитательный отдел по работе с молодежью. Направления идеологического сопровождения воспитательной работы находят широкое обсуждение на заседаниях совета председателей цикловых комиссий при планировании и проведении недель цикловых комиссий: день науки и производства, день работы с одаренной молодежью.
  • Администрация лицея уделяет должное внимание ведомственной и индивидуальной подписке на периодическую печать. Работает информационный клуб «Идеолог» для педагогов и работников лицея с целью повышения правовой культуры и расширения политического кругозора. Формы и методы его работы разнообразны.
  • Состояние идеологической и воспитательной работы анализируется на заседаниях педагогического совета и административного совета. Используется сетевой метод управления, позволяющий видеть в перспективе весь комплекс необходимых работ, логическую последовательность и взаимосвязь проводимых мероприятий.
  • Заключение
  • выпускник воспитание лицей
  • Ведущая роль в воспитании учащихся принадлежит мастерам производственного обучения лицея.
  • Мастер производственного обучения — воспитатель. Но сегодня воспитательный процесс должен быть понят не только как передача знаний, опыта и духовных ценностей от старшего поколения к младшему, но и как сотрудничество мастеров п/о, учащихся в сфере их совместной учебной, внеучебной деятельности.
  • Одним из наиболее важных условий воспитания, является благоприятная атмосфера лицея, воспитательная и культурная гуманистическая среда лицея, которая формируется силами всех сотрудников лицея.
  • Данная концепция должна служить основой для создания комплексного плана воспитательной работы лицея, конкретных программ и планов воспитательной работы, в учебных группах и общежитии лицея.
  • Система воспитания должна носить динамический характер.
  • Данная концепция, базирующаяся на реальных потребностях воспитания учащихся лицея, на опыте воспитательной деятельности лицея, будет постоянно развиваться и обогащаться. Для этого необходимо постоянно изучать, обобщать положительный опыт воспитательной работы с учащимися и распространять его среди коллектива.
  • Литература
  • 1. Дэйл Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», Ленинград, 1992.
  • 2. Кочетов А. И. «Как заниматься самовоспитанием», Мн., Выш. шк., 1986.
  • 3. Кочетов А. И. «Воспитай себя», Мн., Нар. асвета, 1982.
  • 4. Кочетов А. И. «Организация самовоспитания школьников», Мн., Нар. асвета, 1990.
  • 5. Кочетов А. И. «Личность воспитывает себя», М., Политиздат, 1983.
  • 6. Орлов Ю. М. «Самопознание и самовоспитание», М., Просвещение, 1987.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой