Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Использование игровых технологий в воспитании учащихся старшего школьного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей с математическим, историческим или иным содержанием, необходимо предусмотреть обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание уделить развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений. В таком случае игра выполняет функции упражнений в решении конкретных задач, оказывая… Читать ещё >

Использование игровых технологий в воспитании учащихся старшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности (5, с. 132).

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливается эмоциональные и волевые проявления (19, с. 56).

Планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей с математическим, историческим или иным содержанием, необходимо предусмотреть обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание уделить развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений. В таком случае игра выполняет функции упражнений в решении конкретных задач, оказывая на детей комплексное воздействие (Приложение № 1).

Использование педагогом игровых технологий в процессе воспитания помогает участникам проживать те или иные элементы учебного процесса в условно-игровом плане. Действие по игровым правилам трансформирует привычные позиции учителя в помощника, организатора, соучастника игрового действия (25, с. 62).

Игра — вид непродуктивной деятельности человека, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе.

Однако непродуктивность как признак игры нуждается в некоторых уточнениях. Игра может считаться деятельностью непродуктивной лишь постольку, поскольку тот продукт, на создание которого она направлена, не обладает потребительской ценностью за пределами условной ситуации игры. В ходе игры всегда возникает материальный или идеальный продукт (это может быть речевая продукция, тексты, предметы или их комбинации). Но как только предмет, созданный в процессе игры, начинает использоваться, приобретая реальную, а не условную потребительскую ценность, перед нами встает проблема: является ли данная деятельность в полном смысле игрой (15, с. 29).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой