Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятие, стоимость и структура заемного капитала предприятия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По мере функционирования предприятия (роста производственной программы, износа основных производственных фондов и т. д.), по мнению Л. В. Донцовой, потребность в денежных средствах возрастает, что требует соответствующего финансирования прироста капитала, поэтому при недостатке собственных средств предприятие может привлекать средства других организаций, которые получили название заемный капитал… Читать ещё >

Понятие, стоимость и структура заемного капитала предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование финансовых ресурсов предприятия осуществляется за счет собственных и заемных средств. К собственным источникам финансовых ресурсов на действующих предприятиях относится прибыль (от основной и других видов деятельности), амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают устойчивые пассивы, которые приравниваются к собственным источникам, так как постоянно находятся в обороте предприятия, используются для финансирования его хозяйственной деятельности, но ему не принадлежат.

К ним относится: минимальная переходящая задолженность по заработной плате и отчислениям на социальное страхование, в пенсионный фонд, медицинское страхование, фонд занятости; минимальная задолженность по резервам на покрытие предстоящих расходов и платежей; задолженность заказчикам по авансам и частичной оплате продукции; задолженность бюджету по некоторым видам налогов и др.

По мере функционирования предприятия (роста производственной программы, износа основных производственных фондов и т. д.), по мнению Л. В. Донцовой, потребность в денежных средствах возрастает, что требует соответствующего финансирования прироста капитала, поэтому при недостатке собственных средств предприятие может привлекать средства других организаций, которые получили название заемный капитал [13. C.56].

Эффективная финансовая деятельность предприятия, по мнению Л. Е. Басовского, невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а, в конечном счете — повысить рыночную стоимость предприятия [7. C. 79].

Заемный капитал, в соответствии с мнением И. А. Бланка, это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, которая не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа на основе возвратности. Необходимость привлечения заемного капитала должна обосновываться предварительно сделанным расчетом потребности в оборотных средствах [9. C. 325].

По мнению ряда современных ученых, среди которых можно выделить И. Н. Щербаковой, целью управления формированием заемного капитала предприятия является определение его наиболее рационального источника заимствования, способствующего повышению стоимости собственного капитала предприятия [41. C.488].

Сущность управления этим процессом проявляется в реализации следующих функций: оперативных, связанных с непосредственным управлением денежными потоками; координационных, обеспечивающих анализ потребности в заемных средствах, их структурирование по форме и условиям привлечения; контрольных, обеспечивающих оценку эффективности привлечения предприятием заемных средств; регулирующих, включающих разработку мероприятий, направленных на повышение эффективности форм и условий реализации займовых операций предприятия.

По словам Г. В. Савицкой, заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств [31. C. 165]. Эти финансовые обязательства в современной хозяйственной практике дифференцируются.

В процессе развития предприятия по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность в привлечении новых заемных средств.

Политика привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

В.В. Ковалев предлагает следующую классификацию привлекаемых предприятием заемных средств по основным признакам, которая приведена на рис. 1.1.2 [18. С. 113]:

  • 1) по целям привлечения:
    • — заемные средства, привлекаемые для обеспечения воспроизводства внеоборотных активов;
    • — заемные средства, привлекаемые для пополнения оборотных активов;
    • — заемные средства, привлекаемые для удовлетворения иных хозяйственных или социальных потребностей.
  • 2) по источникам привлечения:
    • — заемные средства, привлекаемые для внешних источников;
    • — заемные средства, привлекаемые из внутренних источников (текущие обязательства по расчетам).
  • 3) по периоду привлечения:
    • — заемные средства, привлекаемые на долгосрочный период (более 1 года);
    • — заемные средства, привлекаемые на краткосрочный период (до 1 года).
  • 4) по форме привлечения:
    • — заемные средства, привлекаемые в денежной форме (финансовый кредит);
    • — заемные средства, привлекаемые в форме оборудования (финансовый лизинг);
    • — заемные средства, привлекаемые в товарной форме (товарный или коммерческий кредит);
    • — заемные средства, привлекаемые в иных материальных или нематериальных формах.
  • 5) по форме обеспечения:
    • — необеспеченные заемные средства;
    • — заемные средства, обеспеченные поручительством или гарантий;
    • — заемные средства, обеспеченные залогом или закладом.

С.В. Галицкая выделяет совокупность различных положительных особенностей заемного капитала [12. С. 243]:

  • — достаточно широкими возможностями привлечения, особенно при высоком кредитном рейтинге предприятия, наличии залога или гарантии поручителя;
  • — обеспечением роста финансового потенциала предприятия при необходимости существенного расширения его активов и возрастания темпов роста объема его хозяйственной деятельности;
  • — более низкой стоимостью в сравнении с собственным капиталом за счет обеспечения эффекта «налогового щита» (изъятия затрат по его обслуживанию из налогооблагаемой базы при уплате налога на прибыль);
  • — способностью генерировать прирост финансовой рентабельности (коэффициента рентабельности собственного капитала).

В то же время использование заемного капитала имеет следующие недостатки. Использование этого капитала генерирует наиболее опасные финансовые риски в хозяйственной деятельности предприятия — риск снижения финансовой устойчивости и потери платежеспособности. Уровень этих рисков возрастает пропорционально росту удельного веса использования заемного капитала. Активы, сформированные за счет заемного капитала, как отмечает Е. Ф. Тихомиров, генерируют меньшую (при прочих равных условиях) норму прибыли, которая снижается на сумму выплачиваемого ссудного процента во всех его формах (процента за банковский кредит; лизинговой ставки; купонного процента по облигациям; вексельного процента за товарный кредит и т. п.) [33. C. 571];

  • — Высокая зависимость стоимости заемного капитала от колебаний конъюнктуры финансового рынка. В ряде случаев при снижении средней ставки ссудного процента на рынке использование ранее полученных кредитов (особенно на долгосрочной основе) становится предприятию невыгодным в связи с наличием более дешевых альтернативных источников кредитных ресурсов.
  • — Сложность процедуры привлечения (особенно в больших размерах), так как предоставление кредитных ресурсов зависит от решения других хозяйствующих субъектов (кредиторов), требует в ряде случаев соответствующих сторонних гарантий или залога (при этом гарантии страховых компаний, банков или других хозяйствующих субъектов предоставляются, как правило, на платной основе).

Таким образом, предприятие, использующее заемный капитал, имеет более высокий финансовый потенциал своего развития и возможности прироста финансовой рентабельности деятельности, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства. Средства, используемые для формирования капитала предприятия, имеют свою цену. Ее величина, или стоимость капитала, будет в немалой степени определяться имеющимися у предприятия возможностями выбора источников финансирования. Она определяется рядом факторов, среди которых можно выделить факторы, сокращающие получаемую денежную сумму (например, в качестве условия предоставления кредита может быть требование наличия определенной суммы на счете, либо беспроцентном, либо приносящем низкие проценты), и факторы, увеличивающие стоимость кредита, например, некоторый дополнительный процент от ссуды, который заемщик при определенных условиях должен выплатить за период ее погашения. Под стоимостью капитала следует понимать то, во что обходится предприятию весь используемый капитал. В широком смысле стоимость капитала представляет собой размер финансовой ответственности, взятой на себя предприятием за использование собственного и заемного капитала в своей деятельности. В целом, рассмотрев понятие, стоимость и структура заемного капитала предприятия, можно сделать вывод, что повышение эффективности бизнеса невозможно только в рамках собственных ресурсов предприятий. Для расширения их финансовых возможностей необходимо привлечение дополнительных заемных средств с целью увеличения вложений в собственный бизнес, получения большей прибыли. В связи с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой