Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методологическое обоснование мировых стандартов корпоративной отчетности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В мире существуют отдельные отраслевые группы, которые уже используют проект, который вполне можно считать стандартами критериев второго уровня, но о масштабном движении в этом направлении говорить еще рано. Например, Общество инженеров-нефтяников совместно со Всемирным нефтяным конгрессом создали совершенно новый свод принципов представления, касающийся информации по запасам нефти и предлагают… Читать ещё >

Методологическое обоснование мировых стандартов корпоративной отчетности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Степень обеспечения прозрачности

Источником жизненной силы рынков капитала служит разнообразная информация. Инвесторы зачастую рискуют капиталом, заработанным тяжелым трудом, принимая во внимание информацию, которую выдают компании, являющиеся потенциальными объектами финансирования. Уже поэтому необходимо, чтобы вся информация была полной, достоверной и своевременной. Безусловно, ее язык должен быть понятен любому специалисту, а представленный формат облегчать анализ.

Инвесторы желают иметь определенные гарантии того, что информация, поступившая из компаний, является полной, своевременной и заслуживающей доверия. Руководство компаний имеет конкретные обязанности по обеспечению всех заинтересованных лиц достоверной информацией.

Задачей акционеров, инвесторов и других заинтересованных сторон является проведение качественного анализа поступающей к ним информации для принятия решений.

Инвесторы отлично понимают, что на свободных рынках капитала они могут получить прибыль, но могут столкнуться и с возможностью получения больших убытков. У них должна быть уверенность в том, что прибыль или иные результаты являются следствием принятых ими решений, а не изъянов информации. Таким же образом и другие стороны принимают некоторые важные решения, допустим, о возможности ведения общих дел с какой-либо компанией. Они тоже надеются получить полную, точную и достоверную информация, которую перед принятием решения они могут тщательно проанализировать.

Серия банкротств и связанные с этим скандалы существенно подорвали доверие инвесторов к тем, кто несет персональную ответственность за предоставление корпоративной информации. Для эффективной и успешной работы рынков вся цепочка корпоративной отчетности должна заслуживать безоговорочное доверие.

Значит, руководители компаний, советы директоров, дистрибьюторы информации, независимые аудиторские фирмы и аналитики, службы стандартизации и регулирующие органы должны нести персональную ответственность. Концепцию цепочки корпоративной отчетности можно представить графически следующим образом (рис. 1).

Говорить о необходимости повышения прозрачности заставляет потребность в более полной и качественной информации, которая сегодня страдает из-за отсутствия доверия. Инвесторы надеются не только на прозрачность всего, что касается компаний и их советов директоров, но также и на повышение прозрачности взаимоотношений независимых аудиторов со своими клиентами. Они желают получать более подробную информацию о вознаграждении фондовых аналитиков, о том, насколько тщательно они выполняют свою работу, и о возможных конфликтах интересов. Определенной ясности инвесторы ждут от служб стандартизации и регулирующих органов, они хотят точно знать, на основании каких положений создаются новые нормы и правила, и как их проводят в жизнь.

Примерная цепочка корпоративной отчетности.

Рис. 1 Примерная цепочка корпоративной отчетности

Эта простая схема используется для демонстрации роли и взаимосвязи различных групп и отдельных лиц, которые непосредственно занимаются подготовкой, обработкой, обменом и потреблением данных корпоративной отчетности. Руководители компаний и советы директоров несут ответственность за качественную подготовку или утверждение информации, которую может предоставить компания. Рассмотрим более подробно сущность других «звеньев» этой цепочки.

  • 1. Независимыми аудиторами называются различные аудиторские и бухгалтерские фирмы, которые дают свои собственные заключения, касающиеся финансовой отчетности компаний, чьи акции котируются на биржах по всему миру.
  • 2. Дистрибьюторы информации — это поставщики данных, которые различными способами собирают финансовую информацию и потом распространяют ее среди заинтересованных пользователей. Сюда же относятся средства массовой информации, вэб-сайты и другие системы обмена данными, которые занимаются подготовкой обзоров и других информационных продуктов, которые касаются финансовой деятельности компании.
  • 3. Независимые аналитики — специалисты, которые на основе информации, раскрываемой компаниями, а также других сведений, оценивают результаты деятельности компаний и их ближайшие перспективы. Сюда же относятся фондовые аналитики, которые занимаются подготовкой исследовательских отчетов и дают профессиональные рекомендации по приобретению акций индивидуальным и институциональным инвесторам.
  • 4. Инвесторы и другие заинтересованные стороны — это конечные потребители корпоративной финансовой информации. В их число входят акционеры компаний и те, кто только планирует приобретение акций. Круг заинтересованных лиц может быть очень широким: работники компании, партнеры по бизнесу, оптовые продавцы и постоянные поставщики, представители общественности, различные социальные и экологические группы, а также прочие неправительственные организации, проявляющие интерес к работе данной компании.
  • 5. Службы стандартизации — это организации, устанавливающие стандарты бухгалтерского учета и аудита.
  • 6. Регулирующие органы — различные правительственные учреждения, международные организации и даже фондовые биржи. Важная роль отводится также и законодательным органам.
  • 7. Поддерживающие технологии — под этим термином понимаются современные интернет-технологии, в частности, язык финансовой отчетности (XBRL), который дает возможность использовать финансовую информацию, как внутренним пользователям, так и внешним. Сюда же входят программно-аппаратные средства, предназначенные для сбора и анализа информации.

Прозрачность необходима практически всем категориям: кредиторам, поставщикам, потребителям, наемным работникам и различным неправительственным организациям.

В повышении прозрачности у руководителей компаний и советов директоров есть свой вполне понятный интерес. Анализ состояния фирмы Pricewaterhouse Coopers показал, что не только инвесторы и аналитики, но и руководители фирмы находят выгоду для своих компаний в большей открытости. Аналитики считают, что именно открытость позволит привлечь большее количество долгосрочных инвестиций и внимание специалистов, облегчить доступ к новому и более дешевому капиталу, а также укрепить доверие к руководству и, тем самым, повысить курс акций.

Если высокая цена акций является результатом повышения их реальной стоимости, а не манипулирования ожиданиями дохода и отчетными показателями, то такие высокие курсы акций выгодны для акционеров. В том случае, когда создается реальная стоимость, размер рынков и их ликвидность устойчиво возрастают, а в результате этого процесса более богатыми становятся не только акционеры отдельно взятой компании, но и общество в целом.

Большинство компаний, давно работающих на рынке, привержены духу прозрачности и открытости. Некоторые компании предоставляют более полную информацию о своей работе или стараются отразить свою финансовую отчетность в более понятном и простом виде. Другие компании иногда даже выходят за рамки требований регулирующих органов и раскрывают нефинансовую информацию, позволяющую инвесторам составить более полное и достоверное представление об их профиле. Нефинансовая информация может содержать определенные факторы стоимости, которые составят базу для будущих финансовых результатов. Это могут быть такие параметры, как эффективное управление отношениями с клиентами, повышение потенциала персонала или динамика развития инновационного процесса.

Третьи, на всякий случай, предлагают инвесторам информацию, которая дает полное представление о том, как руководство видит перспективы развития компании. Большинство серьезных компаний прибегают к услугам Интернета не только для публикации финансовой отчетности, но и для рассылки всевозможных обращений своих руководителей для привлечения индивидуальных инвесторов к участию в виртуальных конференциях. Кроме этого, руководители компаний становятся более открытыми для прямого общения и обсуждения различных вопросов с инвесторами, акционерами и другими заинтересованными сторонами.

В настоящее время члены советов директоров внимательным образом относятся к корпоративным системам внутреннего контроля и управления рисками. Представители аудиторских фирм постоянно совершенствуют методологию и способы обеспечения надежности финансовых данных. Фирмы, которые занимаются анализом финансовой информации, предпринимают дополнительные меры по предотвращению конфликта интересов и обеспечению высокого качества публикуемых результатов.

Сотрудники службы стандартизации проводят огромную работу для того, чтобы убедиться, действительно ли существующие стандарты бухгалтерского учета обеспечивают инвесторов необходимой им информацией. Регулирующие органы ужесточают контроль над исполнением обязанностей, которые возложены на перечисленных выше участников.

Понятно, что каждая группа участников старается добиться собственных целей и поэтому недостаточно широко смотрит на возможные пути улучшения ситуации в целом. Рынок получил объединяющую структуру, которая концентрирует усилия на обеспечении инвесторов и других заинтересованных сторон той достоверной информацией, которая им необходима для принятия решений.

Эта структура отражена на рисунке 2.

Одним из вариантов нового видения будущей корпоративной отчетности является трехуровневая модель обеспечения прозрачности компаний. Сегодня большие усилия направлены на то, чтобы каждый из ее уровней стал реальностью.

Вот эти уровни:

Всемирная система общепринятых принципов бухгалтерского учета (Всемирные стандарты финансовой отчетности — сокращенно Global GAAP).

Отраслевые стандарты оценки деятельности и отчетности, которые разрабатываются и с успехом применяются в конкретных отраслях экономики.

Высокие требования к специфической для каждой компании информации о стратегии, подходе к управлению риском, перспективных планах, политике в области выплаты вознаграждения, корпоративном управлении, критериях оценки деятельности и т. п.

.

Трехуровневая модель обеспечения прозрачности компании.

Рис. 2 Трехуровневая модель обеспечения прозрачности компании

Инвесторы, акционеры и другие заинтересованные стороны надеются получать только интегрированную информацию, которая поможет пользователям составить более целостное представление о компании. Пользователи информации должны иметь реальное представление об их возможностях на рынке, стратегиях и методах их реализации, факторах стоимости и финансовых результатах компании.

Чуть ниже мы рассмотрим более подробно смысл всех трех уровней, в том числе и возможность независимого перемещения их элементов. Так, при необходимости, информация третьего уровня может переходить на второй уровень, а второго, в свою очередь, — на первый. Всегда есть реальная возможность введения дополнительных элементов на третий уровень.

Первый уровень: всемирные стандарты финансовой отчетности.

Сейчас все мировые компании формируют финансовую отчетность на базе различных общепринятых принципов бухгалтерского учета (GAAP). В Австралии, Японии, Германии, Великобритании и США существуют свои национальные системы бухгалтерского учета. В корпоративном мире ближе всего к Всемирным стандартам финансовой отчетности (ВСФО) находятся Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО — IFRS), которые называют Международными стандартами бухгалтерского учета (IAS). МСФО станут обязательными в странах Европейского Союза с 2005 года. Те компании, которые используют в настоящее время GAAP, перейдут на МСФО. Подобным образом, поступят те компании, которые продают свои акции на фондовой бирже.

Постепенно рынки материальных ценностей становились глобальными, глобальными делались и рынки капитала. Некоторые компании желают получить доступ к таким огромным источникам финансовых ресурсов, как фондовые биржи Лондона (10% иностранных акций), Нью-Йорка (19%) и Nasdaq (15%). Для расчёта процентных долей использовался источник: Международная федерация фондовых бирж. Данные на февраль 2000годда. Другие — хотят использовать свой капитал для приобретения активов в странах, где они ведут бизнес. Отсутствие ВСФО затрудняет процесс получения доступа на мировые рынки капитала большому числу компаний.

Негативное влияние недостоверной и некачественной информации сказывается на финансовых отношениях отдельных компаний или даже целого фондового рынка. Экономика страны в целом тоже пострадает от недобросовестных поставщиков информации. В докладе Международного валютного фонда (МВФ) говорится, что «хотя причиной кризиса стали расходы и неправильные финансовые решения частного сектора, его тяжесть существенно усугубили проблемы в управлении, особенно вмешательство государства в работу частного сектора, отсутствие прозрачности корпоративного и налогового учета и неполнота финансовой и экономической информации» External Relations Department of the International Monetary Fund, «The IMFs Response To the Asian Crisis: A Factsheet», International Monetary Fund, January 1999.

ВСФО дала бы возможность всем инвесторам быстрее и точнее анализировать и сравнивать показатели деятельности компаний разных стран и целых отраслей экономики. Это обстоятельство могло бы существенно расширить выбор инвестиционных возможностей, так как значительно сократились бы затраты, связанные со сравнением финансовых показателей и рисков компаний, которые традиционно используют различные системы бухгалтерского учета. Риски, связанные с различной экономической и политической ситуацией в стране, качеством системы управления и регулирования рынка, динамикой развития отрасли, никуда не денутся и будут существовать всегда, однако инвестор в любом случае должен получать достоверную и сопоставимую информацию по интересующей его компании.

Регулирующие органы всех стран на первом уровне должны дать разрешение компаниям, использующим ВСФО, листинг на биржах, которые находятся в их юрисдикции. Бывают реальные случаи в мировой практике, когда некоторые компании испытывают необходимость по-прежнему пользоваться местной системой бухгалтерского учета.

Это не страшно, но те открытые акционерные общества, которые не перейдут на ВСФО, на протяжении всей своей деятельности будут испытывать определенные трудности с получением доступа к рынкам капитала в других частях мира.

Второй уровень: отраслевые стандарты. Благодаря глобализации, многие национальные компании, которые успешно работают в рамках отдельно взятой отрасли экономики, все чаще сталкиваются по различным вопросам с конкурентами из других стран. В каждой отрасли условия конкуренции имеют тенденцию меняться в широких пределах. Таким же образом меняются и информационные потребности заинтересованных сторон. Многие неправительственные организации, которые вплотную занимаются вопросами защиты окружающей среды и социальными проблемами, интересуются различными аспектами деятельности компаний. Если одним из них необходима полная информация о загрязнении окружающей среды, нефтеи газодобывающими компаниями, то вторых могут интересовать трудовые отношения и система оплаты труда на предприятиях легкой промышленности развивающихся стран.

Представим себе такую ситуацию: инвестор решил вложить деньги в определенную отрасль экономики. Дальше он должен сравнить результаты деятельности ряда конкурирующих между собой фирм и только после этого остановить свой выбор на понравившейся компании этой отрасли.

ВСФО как раз и является той базой, которая позволяет провести сравнительный анализ, однако одного стандартного набора принципов бухгалтерского учета для этого явно недостаточно. Ведь грамотный инвестор захочет получить более полное представление о результатах деятельности компании в прошлом, чтобы сделать прогноз о ее перспективах. В этом случае инвесторам понадобится большой объем дополнительной информации, причем как финансового, так и нефинансового характера. В качестве дополнительной финансовой информации могут служить такие показатели, как прогнозируемая прибыль и свободные потоки наличности, которые не отражаются ни в одной системе бухгалтерского учета. Дополнительная нефинансовая информация может содержать такие критерии, как интеллектуальный капитал компании или экологическая чистота производства. Разработанная методология оценки одного и того же параметра может сильно изменяться от отрасли к отрасли. Банки, например, оценивают степень удовлетворенности клиентов совершенно по-другому, чем родильные дома и публичные библиотеки.

Но не только у глобальных инвесторов возникает потребность в сопоставлении результатов деятельности различных компаний. Для оценки конкурентных условий руководителям компаний также нужно сравнивать основные показатели своих предприятий с зарубежными аналогами.

Именно здесь и начинаются определенные трудности. Традиционно компании, работающие в одной отрасли, предоставляют достоверную информацию о факторах стоимости, характерных лишь для нее. Но из-за отсутствия общепринятых определений, методов оценки и правил представления эта информация поступает в разных форматах. Не все заинтересованные пользователи смогут воспользоваться этой информацией, проанализировать ее и сопоставить с набором цифр из другого отчета. Для того чтобы сделать подобную информацию, принадлежащую второму уровню, действительно нужной и для инвесторов, и для компаний, необходима разработка единых стандартов. В идеальном случае, они должны определяться и разрабатываться специально созданными глобальными отраслевыми группами, например, профессиональными ассоциациями.

Эта работа должна вестись в тесном сотрудничестве с другими участниками цепочки корпоративной отчетности, в том числе с аналитиками различных уровней, инвесторами, фирмами по оказанию профессиональных услуг и независимыми бухгалтерами.

Законодательство должно поощрять и защищать компании, предоставляющие отчетность в соответствии с новыми стандартами для того, чтобы подтолкнуть их разработку. Компании, которые охотно предлагают инвесторам полезную и достоверную информацию, не должны испытывать неудобства и страдать от этого.

В мире существуют отдельные отраслевые группы, которые уже используют проект, который вполне можно считать стандартами критериев второго уровня, но о масштабном движении в этом направлении говорить еще рано. Например, Общество инженеров-нефтяников совместно со Всемирным нефтяным конгрессом создали совершенно новый свод принципов представления, касающийся информации по запасам нефти и предлагают своим компаниям для применения, при этом подчеркивая, что они «не являются обязательными». Society of Petroleum Engineers, «Petroleum Reserves Definitions», April 2002. Или взять другой стандарт — Единая система бухгалтерского учета в гостиничном деле — он обуславливает применение унифицированной системы бухгалтерского учета и отчетности для отелей, здесь вводится специфический отраслевой показатель, «доход на гостиничный номер» (Revenue Per Available Room — RevPAR), и предусматриваются способы и методология его расчета. Uniform System of Accounts for the Lodging Industry, 9th ed, Educational Institute of the American Hotel Motel Association, November 1996.

Возможен переход некоторых из стандартов второго уровня на первый уровень, несмотря на то, что стандарты второго уровня носят исключительно отраслевой характер. Таким образом, финансовые критерии стоимости и риска, разработанные в одних отраслях, вполне могут с успехом применяться и для других сегментов экономики. Независимо друг от друга созданные отраслевые стандарты могут оказаться совершенно идентичными, и легко лягут в основу новых стандартов в рамках ВСФО.

Третий уровень: информация, специфическая для каждой компании.

Несмотря на наличие ВСФО и существование наиболее важных финансовых и нефинансовых критериев, признанных во всем мире отраслевых стандартов, бывают ситуации, когда инвесторам и другим заинтересованным сторонам не обойтись без информации, специфической для каждой отдельно взятой компании. К такой информации можно отнести:

Представления правления компании о конкурирующих фирмах, в том числе об их возможностях и угрозах.

Тактики и стратегии использования имеющихся возможностей по созданию стоимости для акционеров и инвесторов.

Информация о факторах стоимости, которая очень важна для компании, но не нашла отражения в стандартах первого или второго уровня.

Для определенной группы однородных компаний контрольные качественные и количественные показатели, абсолютные и относительные Подходящий для данной компании профиль риска и приемлемые методы управления рисками роста и падения цен.

Процедуры проверки на соответствие и внутренний контроль.

Вопросы политики компании в области выплаты вознаграждений.

Основные принципы корпоративного управления.

Принятые обязательства компании перед другими заинтересованными сторонами, помимо акционеров.

Фундаментом достойного управления могут стать перечисленные выше позиции, которые являются информацией третьего уровня. Окончательное решение вопроса о том, что именно раскрывать в отчетности, возлагается непосредственно на руководство компании, так как информация третьего уровня является уникальной для каждой конкретной организации. Безусловно, создание четких и однозначных стандартов на информацию третьего уровня невозможно, но вполне реальна разработка общих норм, регламентирующих ее содержание, и стандартный для всех формат представления.

В этом направлении определенная работа уже ведется. Например, в Великобритании Совет по бухгалтерским стандартам (ASB) предложил для широкого обсуждения разработанные изменения в формы оперативного и финансового обзора компаний, которые известны в США как «обсуждение и анализ руководством финансового состояния и результатов операций». U.K. Accounting Standards Board, Revision of the Statement «Operating and Financial Review», exposure draft statement (London: U.K. Accounting Standards Board, June 2002). Действуя согласно предложенным изменениям, советы директоров должны проводить анализ целей бизнеса и стратегии их достижения, оценивать и идентифицировать все критерии эффективности управления. Совет по бухгалтерским стандартам, основываясь на постулатах второго уровня модели прозрачности, отмечает назревшую необходимость выработки и раскрытия как финансовых, так и нефинансовых критериев деятельности, которые стали общими для организаций в пределах одной сферы экономики.

Было бы полезно, если бы в качестве дополнения к основным правилам, регламентирующим содержание информации третьего уровня, разработчики могли бы определить и формат представления информации в Интернете, а также разработать общие требования к регулярности ее обновления. Например, в США с октября 2000 года «Правило справедливого распределения информации» предполагает одновременную поставку необходимой информации всем инвесторам и аналитикам. Это послужило концом практики избирательного или строго конфиденциального предоставления информации.

Точно так же, как информация второго уровня может переходить в первый, сведения третьего уровня имеют возможность перемещаться на второй. К примеру, отдельно взятая компания начинает давать очень важную информацию относительно фактора стоимости. Конкурирующим фирмам волей-неволей приходится следовать ее примеру, при этом используя собственные методики оценки. В том случае, если инвесторы сочтут такую информацию достаточно полезной, но трудно сопоставимой в разрезе данной отрасли, они вправе потребовать ее отраслевой стандартизации. Как мы видим, после этого информация о данном факторе стоимости автоматически переходит на второй уровень модели.

Прозрачность определяет ближайшее будущее корпоративной отчетности, предусмотрительные компании будут вносить что-то свое и непрерывно экспериментировать с новыми видами и форматами информации третьего уровня.

От характера стандартов, на основе которых готовится информация, содержащаяся в отчетности компаний, будет зависеть вся процедура подтверждения ее достоверности. Для компаний, использующих ВСФО, на первом уровне проверка достоверности должна быть строго обязательной. Проводить ее может независимая группа признанных аудиторских фирм, которая пользуется доверием у большого числа компаний и общественности.

На первых порах подтверждение достоверности информации второго уровня должно быть исключительно добровольным делом. Затем рынок сам определит, нужно ли ему независимое подтверждение соответствия предоставляемых показателей установленным стандартам. Регулирующие органы могут по своему усмотрению в любое время сделать проверку обязательной, тем более, если они официально узаконят обязательное использование определенных стандартов отчетности.

Обязательное подтверждение достоверности информации могут осуществлять фирмы и отдельные профессионалы, имеющие достаточную квалификацию и располагающие соответствующим потенциалом, безусловно, при этом они должны пользоваться безграничным доверием со стороны регулирующих органов. Кроме аудиторских фирм в эту контролирующую группу могут входить консалтинговые фирмы, которые специализируются на общих вопросах отраслевой стратегии, поставщики услуг в области предоставления информационных технологий и системные интеграторы. Для того чтобы мнение участников группы воспринималось как объективное, все они должны быть независимыми в своих суждениях, подобно нынешним аудиторским фирмам.

Аудит на втором уровне будет существенно отличаться от аудита первого уровня, уже потому, что его стандарты не в состоянии охватить все направления и критерии, по крайней мере, как ВСФО.

Точно таким же образом, подтверждение достоверности информации третьего уровня сначала должно быть добровольным. Однако оно вполне может стать обязательным и постепенно превратиться в услугу, предоставляемую компаниями и отдельными профессионалами, имеющими высокую квалификацию, пользующимися безграничным доверием и обладающими собственной независимостью. В принципе, аудит отчетности третьего уровня должен отвечать на такие вопросы, как: действительно ли руководство делало то, о чем говорится в отчетности? Насколько соответствует внешняя стратегия организации ее внутренней политике? Правильно ли применяется стратегия управления рисками? Достаточно ли соответствует представленный во внешней отчетности показатель эффективности тому, которым пользуется совет директоров внутри компании?

Достоверность информации третьего уровня в основном касается различных аспектов поведения руководства и в значительной мере опирается на профессиональное суждение. Случается, что некоторые компании готовы раскрывать только такую информацию, которую может подтвердить независимый аудитор, и ничего более. Конечно, в такой ситуации достоверность отчетности подтверждается, но полным раскрытие информации считать никак нельзя.

Сложность проведения аудита на третьем уровне заключается именно в том, что всегда существует риск, что руководство компании предоставит лишь «позитивную» информацию, скрыв при этом основной «негатив». Когда хоть какая-то часть важной информация остается нераскрытой, ценность мнения аудитора подвергается большому сомнению. Представители компании, осуществляющей аудит отчетности на третьем уровне, безусловно, должны давать оценку полноте представляемой информации при выражении своего мнения. Следует обязательно указать все ключевые категории отсутствующей информации.

Также большую роль играет формат представления информации. Даже самая точная, достоверная и полная информация окажется совершенно бесполезной в плане принятия управленческих решений, если она будет находиться только на доске, выставленной в штаб-квартире компании. Это утверждение является абсолютно справедливым и в отношении информации, которая должна поступать инвесторам и другим заинтересованным лицам.

В стандартах бухгалтерского учета основное внимание уделяется содержанию информации, которую компании должны представлять заинтересованным лицам. В случае трехуровневой модели обеспечения прозрачности, объем раскрываемой информации будет значительно увеличен, и огромное значение приобретает формат, в котором эта информация будет передаваться, а затем использоваться акционерами, инвесторами и аналитиками.

Еще совсем недавно весь поток информации передавался только посредством бумажного носителя, других вариантов даже не предполагалось. Даже в наш век новейших технологий, информация чаще всего представляется в форматах, которые иначе, чем электронной версией бумажного носителя назвать трудно.

Сегодня у многих компаний появилась возможность публикации информации на основе интернет-платформы, получившей название «расширяемый язык финансовой отчетности» (XBRL), — одной из уникальных технологий цепочки корпоративной отчетности (рис. 3). Электронный формат XBRL обязательно начнет играть ключевую роль в обеспечении прозрачности корпоративной отчетности, так как он дает возможность «связать» воедино каждый элемент передаваемой информации с точным описанием. Предложенный формат значительно расширит возможности по оценке соответствия сообщаемых сведений ВСФО на первом уровне и существенно облегчит инвесторам доступ к информации.

Поддерживающие технологии в цепочке корпоративной отчетности.

Рис. 3 Поддерживающие технологии в цепочке корпоративной отчетности

Сейчас информация всех уровней представляется в форматах, которые опираются исключительно на бумажный носитель. Хочется остановиться на тех принципиальных возможностях Интернета и XBRL, которые повышают:

  • — качество передаваемой информации;
  • — периодичность ее представления и скорость подготовки информации;
  • — достоверность информации;
  • — полноту информации;
  • — надежность информации.

Для того чтобы избежать серьезных ошибок при передаче данных, используются специальные процедуры проверки введенных данных на соответствие, заложенные в язык XBRL. Они реально обеспечивают более высокую точность и внутреннюю согласованность информации. Язык XBRL дает уникальную возможность инвесторам и другим заинтересованным лицам регулярно контролировать надежность источника информации и своевременно устранять вопросы, связанные с «дезинформацией», т. е. получение сведений, например, из несуществующего пресс-релиза.

Еще одним преимуществом применения языка XBRL является резкое увеличение скорости получения информации пользователями. Они теряют зависимость от своих веб-браузеров при поиске необходимых баз данных. Если информация проходит в формате XBRL, соответствующий запрос формируется прямо из аналитической программы, после чего необходимые данные буквально в считанные секунды вводятся в базу.

Более того, формат XBRL значительно облегчает доступ сотрудников и руководства компании к своей собственной информации. Большинство фирм имеют необходимый штат программистов и, как результат, хорошо отлаженные внутренние системы и процедуры доступа к важной информации. Язык XBRL помогает разрушить существующие внутренние барьеры, которые препятствуют полной консолидации информации, и значительно упрощает совместное использование различных внутренних хранилищ баз данных.

Очень трудно, почти невозможно реализовать «непрерывную отчетность», даже, несмотря на то, что сегодня компании охотно публикуют и регулярно обновляют полную информацию на своих веб-сайтах, в среде, которая, в конечном счете, ориентирована на бумажные носители. Прибегая к помощи XBRL, инвесторы получают мгновенный доступ к информации компаний сразу же после ее публикации. Но периодичность выдачи компаниями своей информации напрямую зависит от ее важности для заинтересованных сторон, и от того, насколько часто совет директоров компании получает обновленный поток информации для внутреннего использования.

Наибольшую ценность представляет та информация, которую пользователи имеют возможность самостоятельно получать из множества источников и в дальнейшем пользоваться ею по своему усмотрению в различных прикладных программах, например, для аналитических исследований разного характера.

Таким образом, информация, почерпнутая из финансовой отчетности компании, может быть проанализирована и сравнима с соответствующими данными из аналитических обзоров, кроме того, ее можно будет передавать кому-нибудь еще для дальнейших аналитических исследований.

Стоимость информации в среде XBRL будет в идеальном случае стремиться к нулю, и инвесторы будут иметь возможность получить доступ к гораздо более полной и достоверной информации. Все, что пока скрыто в целых горах бумаги, будет открыто пользователям.

При профессиональном применении такая информация поможет сделать более глубокий анализ и принципиально повысит качество как внутренних, так и внешних решений.

Формат XBRL посредством специального программного обеспечения трансформирует электронную «бумагу» в нечто более динамичное, сравнимое с известными базами данных. Язык XBRL и находящиеся в данный момент на стадии разработки новейшие пакеты прикладных программ позволят инвесторам напрямую выходить на рынок, легко и быстро осуществляя некогда сложный анализ.

Сегодня крупные брокерские фирмы и институциональные инвесторы, вооруженные программным обеспечением и современной компьютерной техникой, имеют значительное преимущество, так как современные аналитические исследования в значительной мере базируются на информации на бумажном носителе, а значит, требуют усилий большого количества работников и огромной подготовительной работы. Индивидуальные инвесторы не имеют достаточных финансовых средств для организации работы с базами данных в таком масштабном объеме.

Повсеместное применение формата XBRL практически уравняет шансы «игроков» на рынке в результате сокращения стоимости сбора данных для анализа, на поиск которых будут уходить считанные секунды.

Несмотря на все свои неоспоримы достоинства, среда XBRL не является достаточным сводом стандартов финансовой отчетности. Для получения эффективных результатов применения XBRL, следует иметь разработанные и утвержденные общие стандарты международной отчетности. Релевантность и полнота информации, представленной в формате XBRL, будет в точности такой, какую обеспечивают стандарты ее подготовки. Для будущего корпоративной отчетности имеет решающее значение информационное наполнение, подготовленное в соответствии с основополагающими стандартами и повсеместное использование формата XBRL.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой