Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика знакомства с художественной литературой

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следующий этап — беседа о прочитанном. Первое восприятие вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, повышенный интерес к изображенным в произведении событиям и героям, но вместе с тем является еще неполным, поверхностным. Задача воспитателя — в процессе беседы после чтения углубить, уточнить первоначальное восприятие и понимание текста. С этой цель предлагается несколько категорий вопросов… Читать ещё >

Методика знакомства с художественной литературой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой. Основными методами являются следующие:

  • 1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.
  • 2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
  • 3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
  • 4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание.

Методика ознакомления дошкольников с литературными произведениями исследована в работах Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Р. И. Жуковской, Н. С. Карпинской, О. И. Соловьевой, Л. М. Гурович и других. Большинство исследователей выделяют две основные формы ознакомления детей с произведениями:

  • — на специальных занятиях, во время которых воспитатель может передавать текст, читая детям (наизусть или по книге) или рассказывая;
  • — вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и т. п.).

В соответствии с этим можно выделить основные методы ознакомления с художественной литературой:

  • — чтение воспитателя по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;
  • — рассказывание воспитателя, допускающее относительно свободную передачу текста с возможной заменой слов, их перестановкой, включением пояснений;
  • — заучивание наизусть стихотворений или прозаических текстов (небольших по объему), требующее от ребенка не только дословного знания текста, но и выразительной, т. е. ясной и отчетливой, передачи мыслей, чувств автора;
  • — инсценирование, способствующее посредством развития наглядно-образного мышления ребенка не только дословному запоминанию им текста, но и отработке интонационной выразительности речи.

Так, детям младшего дошкольного возраста рассказывают небольшие произведения, а среднего и старшего возраста читают по книге довольно значительные по объему фольклорные и литературные сказки, рассказы, повести, рассказывают наизусть стихи.

Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на занятиях. Традиционно выделяются несколько типов занятий:

  • 1. Чтение или рассказывание одного произведения.
  • 2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов.
  • 3. Чтение или рассказывание литературных произведений в сочетании с произведениями, принадлежащими к другим видам искусства (прослушивание литературных или фольклорных произведений с музыкальными или с рассматриванием репродукции с картины известного художника).
  • 4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала (игрушек, настольного театра, кукольного и теневого театра, фланелеграфа, диафильмов, диапозитивов и т. п.).

Занятия, посвященные ознакомлению дошкольников с литературными произведениями, требуют от воспитателя определенной подготовки. Выделяют несколько этапов подготовки к занятию:

  • — подготовка воспитателя к чтению художественного произведения;
  • — постановка задач чтения (рассказывания) в зависимости от характера литературного произведения;
  • — отбор методов работы с книгой.

На этапе подготовки воспитателя к чтению художественного произведения главное внимание рекомендуется уделять решению не только воспитательных задач, но и литературных. Для этого необходимо определение замысла автора, выявление подтекста, оценка характеров персонажей, выявление своеобразия художественных средств, с помощью которых реализуется замысел автора, — композиции, средств выразительности и других.

Довести до понимания детей главный замысел автора, основную мысль произведения — в этом заключается главная литературная задача, и формулировать ее рекомендуют всегда конкретно. Литературная задача является обучающей: ради нее и читается детям книга, которая их увлекает, развлекает и обучает, обобщая опыт, необходимый каждому, кто вступает в жизнь. Литературная задача поможет сформулировать и другую программную задачу — воспитательную.

При повторном чтении рекомендуется постановка задач другого рода: обратить внимание детей на изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т. п.

На этапе подготовки также необходимо определиться с выбором методических приемов, назначение которых — облегчить детям процесс слушания и понимания текста. Среди них можно выделить:

  • — основные: выразительное чтение, повторное чтение, выборочное чтение;
  • — вспомогательные: показ игрушки, иллюстрации, картинки; элементы инсценирования, движения пальцами, руками (в младших группах эти приемы используются чаще);
  • — словесные приемы: объяснение непонятных детям слов; введение слов — этических оценок поступков героев («храбрец», «трудолюбивая», «бездельница», «решительный», «мужественный», «добрый», «злой» и т. п.); привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, замена их синонимическими конструкциями и т. п.

После литературного анализа произведения и выбора приемов, облегчающих процесс слушания, рекомендуется методическая разработка самого занятия. Воспитатель должен наметить вопросы для обсуждения прочитанного, обдумать возможность использования иллюстраций, способы толкования незнакомых для детей слов и выражений и другие методические аспекты.

В структуре типичного занятия по художественному чтению и рассказыванию выделяют следующие части:

  • 1) предварительная подготовка детей к ознакомлению с произведением; обеспечение полноценного первоначального восприятия текста, включающая в себя:
    • — беседу, которая готовит к предстоящей встрече с книгой;
    • — показ иллюстраций;
    • — объяснение смысла сложных для понимания детей слов и выражений;
    • — рассказ о творчестве писателя, об истории создания обсуждаемого произведения.
  • 2) первичное знакомство с произведением в процессе выразительного чтения текста воспитателем.
  • 3) беседа о прочитанном, уточнение, углубление первоначального восприятия и понимания текста.
  • 4) повторное чтение произведения или чтение понравившихся эпизодов с целью углубления воспринятого.

Главная цель первой части занятия — подготовить детей к восприятию произведения, помочь войти в мир, созданный художником слова, связать их жизненный и литературный опыт с темой произведения. В такую беседу целесообразно включить показ иллюстраций, объяснения воспитателя, его рассказ о творчестве писателя, об истории создания того или иного произведения.

Остановимся подробнее на требованиях к рассказу об авторе произведения:

  • — факты из жизни писателя, приводимые рассказчиком, должны быть точными и научными, т. е. опираться на известные в литературоведении материалы;
  • — рассказ должен быть доступным ребёнку-дошкольнику. Не следует приводить даты (хронология непонятна ребёнку). Можно использовать перифразы, например: «это было очень давно, когда не было ещё не только ваших мам и пап, но даже ваших бабушек и дедушек» и т. п.;
  • — рассказ должен быть близок детским интересам, т. е. в нём должны найти место сведения о детстве писателя, его семье, друзьях, играх, годах учения, отношении писателя к детям, литературном творчестве;
  • — рассказ должен быть оснащён богатым наглядным материалом, подготовленным заранее (портреты, фотографии, репродукции, выставка книг в уголке книги, иллюстрации к произведениям писателя и др.);
  • — в рассказ нужно обязательно включать вопросы к детям, выявляющие знания детей о произведениях писателя, о его жизни и творчестве, опыт посещения памятных мест, музеев, просмотра фильмов и т. д.

Завершить подготовку к восприятию необходимо указанием жанра произведения (рассказ, сказка, стихотворение), его названия и фамилии автора.

Далее следует вторая часть занятия — выразительное чтение художественного произведения воспитателем. Нецелесообразно во время чтения или рассказывания отвлекать детей от восприятия текста разными объяснениями, вопросами, поскольку художественный образ оказывает на ребенка гораздо большее воздействие, чем все его толкования и объяснения.

По окончании чтения или рассказывания, пока дети находятся под сильным впечатлением, необходима небольшая пауза, чтобы дать им возможность разобраться в собственных чувствах. Можно поделиться с детьми своим впечатлением о прочитанном: «Какой славный Мальчик-с-пальчик! Как он ловко обманул великана!».

Следующий этап — беседа о прочитанном. Первое восприятие вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, повышенный интерес к изображенным в произведении событиям и героям, но вместе с тем является еще неполным, поверхностным. Задача воспитателя — в процессе беседы после чтения углубить, уточнить первоначальное восприятие и понимание текста. С этой цель предлагается несколько категорий вопросов:

  • 1. Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоционально отношение детей к явлениям, событиям, героям:
    • — Что больше всего понравилось в произведении?
    • — Кто больше всех понравился?
    • — Нравится или не нравится тот или иной герой?
  • 2. Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему:
    • — Кто вам больше всех понравился и почему?
  • 3. Вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей:
    • — Почему так произошло?
  • 4. Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности:
    • — Вспомните, как автор назвал…
    • — Дети, послушайте, какое интересное слово в рассказе — …
  • 5. Вопросы, направленные на воспроизведение содержания, способствующие выявлению логической последовательности событий.
  • 6. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам:
    • — Зачем писатель рассказал нам эту историю?
    • — Как бы вы назвали этот рассказ?

Таким образом, вопросы, которые предлагаются детям в процессе беседы, побуждают их не только вспомнить содержание произведения, но и осмыслить его, выразить словом возникшие при слушании мысли и переживании.

Необходимо также иметь в виду, что вопросов, которые предлагаются детям, не должно быть слишком много. Постановка вопросов определяется содержанием конкретного произведения и педагогическими задачами. Но в любом случае они должны побуждать ребенка к размышлению, помочь ему увидеть скрытое художественное содержание.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой