Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Институциональные инновации: институты интеграции информационного пространства рынка туристических услуг

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

ИАЦ должны учитывать технологический аспект и особенности процесса оказания туристических услуг. В технологическом отношении деятельность любой турфирмы может быть представлена совокупностью следующих функциональных областей: планирование — продвижение — реализация туристической услуги. Процесс планирования должен быть информационно обеспечен нормативами и стандартами; продвижением… Читать ещё >

Институциональные инновации: институты интеграции информационного пространства рынка туристических услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Институциональные инновации: институты интеграции информационного пространства рынка туристических услуг

В настоящее время во многих регионах страны имеется насущная потребность в интеграции информационного пространства рынка туристических услуг. Несмотря на высокую скорость распространения Интернета среди населения, доступ большей части граждан к информации о туристских услугах является в целом ограниченным. Ограничениями являются также их возможности самостоятельного формирования в режиме onla-in всех необходимых цепочек по организации туристического маршрута. За исключением центральных регионов и крупных городов (Москва, Санкт-Петербург и др.), где высок уровень конкуренции предприятий туристического бизнеса, на локальных региональных рынках наблюдаются тенденции к информационному монополизму, что неизбежно сопровождается повышением цен на туристические услуги. Вследствие этого типовой ситуацией является наличие известных ценовых парадоксов, когда приобретение одного и того же туристического пакета жителем региональной окраины обходится ему значительно дороже, чем столичному жителю; а расстояние (и соответствующие транспортные расходы до места оказания туристической услуги) существенно меньше, чем у москвича, петербуржца и т. д. Например, путевка в Турцию, купленная в Краснодаре, при прочих равных условиях будет стоить в 1,52 раза дороже, чем приобретенная в Санкт-Петербурге или же в Москве.

Интеграция информации региональных рынков туристических услуг в единую систему позволит увеличить объемы спроса и предложения на рынке услуг; ликвидирует информационные ограничения, препятствующие свободному функционированию механизма конкуренции; приведет к снижению цен на туруслуги и сделает их более доступными для потребителя; улучшит качество работы турфирм и повысит их конкурентоспособность. Таким образом, рассматриваемый процесс приведет к существенным положительным сдвигам в работе туристической отрасли [4, 7].

Институтами, реализующими процесс интеграции информации рассматриваемых рынков, являются информационно аналитические центры (ИАЦ) [2, 3]. В настоящее время данная ниша в функционировании туристической отрасли является незаполненной. Особенно велика нехватка ИАЦ, интегрирующих информацию в регионах; более того, не разработаны и научно не обоснованы принципы их организации и работы. Таким образом, проблема ИАЦ является актуальной и имеющей народнохозяйственную значимость, а сами ИАЦ могут рассматриваться как институциональная инновация, реализуемая в рассматриваемой отрасли.

Методология проведения исследований. На основе обобщения опыта создания подобного центра (который излагается в дальнейшем разделе работы), нами сформулированы следующие методические принципы формирования и работы ИАЦ.

1. Полнота, оперативность и достаточность информационного обеспечения.

ИАЦ должны учитывать технологический аспект и особенности процесса оказания туристических услуг. В технологическом отношении деятельность любой турфирмы может быть представлена совокупностью следующих функциональных областей: планирование — продвижение — реализация туристической услуги. Процесс планирования должен быть информационно обеспечен нормативами и стандартами; продвижением соответствующей рекламой и информационным сопровождением; реализацией информации о ценах, валютном курсе, тарифах и методике расчета соответствующих показателей экономической деятельности предприятия.

  • · Так как туристическая услуга не подлежит хранению, складированию и не может быть оставлена «про запас», возникает требование адекватной оперативности информации. Следует учитывать также фактор сезонности: путевки, не реализованные в «высокий сезон», не будут реализованы и в другое время ввиду отсутствия на них спроса.
  • 2. Сетевой принцип организации передачи информации.

В ИАЦ должен происходить обмен информацией между различными иерархическими уровнями таким образом, чтобы с одной стороны — преодолевалась географическая разобщенность и изолированность потребителей, а с другой — осуществлялась связь с другими информационными базами (например, с базами других ИАЦ, размещенных в других регионах, городах, странах и т. д.).

3. Организационно-функциональное разнообразие ИАЦ.

В зависимости от целей и поставленных задач (а также с учетом имеющихся у организаторов возможностей) ИАЦ могут иметь как относительно простую структуру (выполняя в основном функции хранилища и поставщика информации), так и более применяется на уровне исполнительской деятельности персонала невысокой квалификации или для автоматизации некоторых простых и постоянно повторяющихся операций управленческого труда.

сложную структуру (осуществляя, например, также и функции поддержки принимаемых управленческих решений). При этом развитие ИАЦ происходит на базе все большего круга решаемых задач, выполняемых ИАЦ функций и усложнения их структуры.

Структура комплексного ИАЦ изображена на рисунке 1.

Информационные функции реализуются с помощью информационных технологий (ИТ), которые по функциональному признаку могут быть классифицированы следующим образом [3, 5, 6]:

Схема организационной структуры комплексного ИАЦ.

Рисунок 1 Схема организационной структуры комплексного ИАЦ.

  • 1. ИТ обработки данных предназначена для осуществления рутинных операций и решения хорошо структурированных задач, с известными алгоритмами и наличием всех необходимых входных данных
  • 2. ИТ управления обеспечивает информацией управленческий персонал предприятий, осуществляющий принятие решений. Здесь информация представляется в виде регулярных или специальных отчетов и содержит сведения о прошлом, настоящем и возможном будущем предприятия.
  • 3. ИТ автоматизированного офиса призвана дополнить существующую систему связей и предполагает организацию и поддержку коммуникационных процессов как внутри фирмы, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи, и работы с информацией.
  • 4. ИТ поддержки принятия решений предназначена для выработки достаточно сложного управленческого решения. Такое решение может приниматься как с использованием соответствующих экономико-математических методов или (если такие методы отсутствуют для решения соответствующей задачи) на основе итеративных диалоговых процедур между ЭВМ и ЛПР, в результате которых формируется приемлемое решение. Эти технологии используются аналитиками и плановиками, при этом рассматриваемый вид информационных технологий предполагает наличие блока поддержки принятия решения (вычислительного звена), с которым взаимодействует ЛПР, задающий исходные данные и оценивающий полученный результат. Используемое вычислительное звено может развиваться и обогащаться за счет новых моделей и методов (являющихся инновациями в области управления), и вместе с этим происходит модернизация и увеличение набора соответствующих ИТ.
  • 5. ИТ экспертных систем (систем искусственного интеллекта). Системы искусственного интеллекта (СИИ) представляют собой особый инструмент получения новых знаний об объекте в том случае, когда исследуемая задача является слабоструктурированной, имеется неполнота и неточность информации. На основе накопленной информации с помощью специальных адаптивных алгоритмов в СИИ вырабатывается новое знание, которое используется затем в планировании и прогнозировании. Создание СИИ и их эксплуатация (то есть решение с их помощью возникающих задач) требуют высочайшей квалификации соответствующих специалистов. В связи с этим они в ИАЦ встречаются достаточно редко.

ИТ представляют собой комбинацию некоторых процедур, производимых над исходной информацией, к числу которых относятся: 1) вычислительные; 2) обменные; 3) накапливающие; 4) представляющие знания.

Результаты исследования. Вычислительные процедуры предполагают организацию вычислительного процесса, в результате чего исходные данные преобразовываются в выходную информацию.

Процедура обмена данных включает в себя формальное описание операций, выполняемых в вычислительной сети (передачи, маршрутизации, коммутации и т. д.), составляющих информационный процесс обмена. На основе процедур обмена производится синтез системы обмена данными, при котором оптимизируется топология и структура вычислительной сети, метод коммутации, протоколы процедуры доступа, адресации и маршрутизации.

Процедура накопления предполагает описание процессов создания информационных баз. Логическая схема формирования информационной базы должна формализовано описывать ее структуру и взаимосвязь элементов информации.

Процедуры представления знаний выбираются в зависимости от вида решаемых задач — логические, алгоритмические, фреймовые, семантические, интегральные [1].

Создание ИАЦ и использование в их рамках различных ИТ обеспечивают более высокий уровень дифференциации и качества туристских услуг; современный туристический продукт становится более гибким и индивидуальным, более привлекательным и доступным для потребителя.

Кроме того, с помощью ИТ упрощается процедура формирования туристического продукта и ускоряется его продвижение на туристический рынок, что достигается: использованием международных систем бронирования, сети Интернет, электронных баз данных, автоматизированных систем взаиморасчетов.

Область применения полученных результатов: сфера туристических услуг.

Выводы

Поскольку информация и скорость ее предоставления являются ключевыми факторами конкурентоспособности туристических предприятий, то использование ИТ является одним из наиболее важных направлений в сфере туризма, обеспечивающих рост производительности в туристической отрасли.

  • 1. Варачева Н. В. Перспективы создания глобального информационного поля бизнеса в России // Инструментальные подходы в управлении бизнеспроцессами сервиса. сб. стат. М.: МГУС, 2000. 296 с.
  • 2. Киселева И. А., Трамова А. М. Стратегия инновационного развития туристического рекреационного комплекса региона: монография. М.: МЭСИ, 2011. 171 с.
  • 3. Тельнов Ю. Ф., Трембич В. М. Интеллектуальные информационные системы: учеб. пособие. М.: МЭСИ, 2009. 202 с.
  • 4. Трамова А. М. Создание информационного туристического центра // Материалы научнопрактической конференции «Информационное пространство». Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. Чебоксары: ЧГПУ, 2010. С. 154 160.
  • 5. Трамова А. М. Информационноинновационные технологии в сфере развития туристскорекреационного комплекса региона // Казанский социальногуманитарный вестник. 2013. № 1(7). С. 4143.
  • 6. Уринцов А. И., Дик В. В. Информационный менеджмент. М.: МЭСИ, 2009. С. 193 199.
  • 7. Хрусталев Е. Ю., Ларин С. Н. Региональные приоритеты в развитии инновационной инфраструктуры // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 42. С. 815.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой