Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Значение художественной литературы во всестороннем воспитании детей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Знакомясь с произведением, ребенок не старается в первую очередь дать оценку персонажам и событиям — в этом возрасте он активный соучастник изображаемых событий и переживает их вместе с героями. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. В то же время при направленных вопросах… Читать ещё >

Значение художественной литературы во всестороннем воспитании детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Остановимся подробнее на характеристике возрастных особенностей восприятия литературных произведений детьми среднего периода дошкольного детства как переломного момента в литературном развитии ребенка. Именно в данном возрасте происходят существенные изменения в восприятии и понимании ребенком произведений словесного искусства, расширение литературного опыта ребенка, круга его представлений.

С четырех-пяти лет ребенок способен понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений. В данный возрастной период дети осмысленно воспринимают художественное произведение, осознают его основное содержание и идею, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете, могут при необходимости вычленять из цепи событий отдельные эпизоды.

Знакомясь с произведением, ребенок не старается в первую очередь дать оценку персонажам и событиям — в этом возрасте он активный соучастник изображаемых событий и переживает их вместе с героями. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. В то же время при направленных вопросах воспитателя дети чаще всего высказывают правильные суждения о поступках персонажей, опираясь при этом на свой жизненный опыт и представления о нормах поведения.

Л.М. Гурович отмечает, что в этом возрасте из всех поступков героя дети выделяют один наиболее яркий, который и становится определяющим в характеристике героя. Например, дети положительно оценивают главную героиню рассказа В. Осеевой «Добрая хозяюшка» за то, что она любила своих животных, но игнорируют при этом ту легкость, с которой она расставалась со своими друзьями, меняла их на новых.

Психологи отмечают, что четырехлетние дети легко различают прозу и поэзию, замечают ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строчек. Они способны разграничивать в литературных произведениях реальное и фантастическое, чувствовать законы сказочной фантастики, что дает возможность формировать представления о некоторых жанровых особенностях сказок, рассказов, небылиц.

Исследователи (А.В. Запорожец, К. И. Чуковский, С. Я. Маршак и др.) отмечают в среднем дошкольном возрасте новое, особое отношение детей к языковым явлениям — ярко выраженный интерес к слову, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать, что создает возможности развития воображения, которое так ценно в читателе. Все это объясняет восприимчивость детей к изобразительно-выразительным средствам языка: эпитетам, метафорам, сравнениям, олицетворениям, образным словам и выражениям.

На данном возрастном этапе большую роль в восприятии произведения продолжает играть иллюстрация, хотя она уже не требуется к каждому новому повороту сюжета. В этот период развивается воссоздающее воображение ребенка, которое помогает проникновению в авторский замысел, формирует правильное видение героев и событий, эмоциональное отношение к ним, воспитывает эстетические чувства.

Художественная литература — важный проводник эстетической жизни ребенка дошкольного возраста. Чтобы понять сложную и влиятельную роль художественной литературы в развитии восприятия детей, необходимо понять то своеобразие детского мировосприятия, которое можно охарактеризовать, как детский мифологизм, который сближает детей с художником.

Для детей, для настоящего художника вся природа жива, полна богатой внутренней жизни, — и это ощущение жизни в природе не имеет в себе, конечно, ничего надуманного, теоретического, а является непосредственной интуицией, живым, убедительным восприятием.

Это чувство сказочности в окружающей жизни, по мере роста процессов восприятия у ребенка дошкольного возраста, все более нуждается в интеллектуальном оформлении — и художественной литература как раз, и отвечают этой потребности ребенка.

Есть еще другой корень художественной литературы это работа детской фантазии: будучи органом эмоциональной сферы, фантазия ищет образов, чтобы выразить в них детские чувства.

Существует несомненная и глубокая связь между играми и художественной литературой, можно было бы даже сказать, что всякая художественная литература, в своей сущности, есть не что иное, как игра фантазии — независимо от того, была ли игра эта сыграна или нет.

Обратимся к краткой характеристике детского восприятия сказочного мира. Первые сказки, связаны с личностью самого ребенка: матери, няни хорошо это чувствуют и начинают свои первые сказки так: «Жил — был мальчик, такой как ты…».

В этих произведениях невольно повествуется о том, что переживает ребенок — сказка как бы воплощает в образе то, что есть в душе ребенка. В сказочном повествовании выступают люди, животные, вещи — знакомые ребенку — и эти художественные произведения звучат для ребенка, как рассказ о чем-то вполне реальном.

Для ребенка слова художественного произведения вполне реальны, они имеют глубокую, таинственную связь с вещами, названием которых они являются: дети глядят на слова как на символы вещей, они боятся некоторых слов, верят в волшебную силу других. Мы имеем здесь дело с настоящей верой в волшебную силу слов.

В мире художественной литературы нет ничего невозможного для ребенка. Здесь действительное и чудесное так сплетается одно с другим, что нам, взрослым, представляется это непонятным, — между тем здесь нет никакой загадки, если вспомнить, что сама действительность понимается ребенком мифологически.

В детских произведениях постоянно на лицо неожиданные перемены, скачки, превращения, что так сродни дошкольному возрасту ребенка. Очень часто в сказках находим преувеличения или преуменьшения, — это один из излюбленных приемов художественной поэтики, что тоже характерно для детей дошкольного возраста.

Для характеристики восприятий литературного мира ребенка неоценимое значение имеет мало еще изученное сказочное творчество ребенка дошкольного возраста.

Первые художественные произведения, сочиняемые детьми, не имеют ничего общего с личностью ребенка — и это несколько не противоречит указанному выше типу сказок, которые рассказываются ребенку.

Собственные, попытки в художественном творчестве ребенка дошкольного возраста представляют собой сказки о детях, животных, которым вкладываются такие же чувства, какие испытывает и ребенок.

Можно решительно сказать, что художественная литература всецело связаны с работой фантазии, которая неотделима от чувства восприятия, именно как органа эмоциональной сферы: литературный мир объективирует ребенка дошкольного возраста те или иные чувства и восприятия, и в этом тайна живучести в нашей душе сказочных образов и тайна их влияния на детскую душу.

Конечно, литературный мир открывается ребенку лишь тогда, когда он владеет всеми видами восприятий и речью — и эта связь художественной литературы с восприятиями и языком всегда остается тесной.

Когда ребенок овладевает речью и процессами восприятия окружающего мира, он именует весь мир, дает всему название, как бы оживляя весь этот мир, — и здесь, собственно говоря, и начинается детская сказочность. Все, что получает имя, получает и жизнь, все оживает и как бы открывается в своей жизни для ребенка, который чувствует эту жизнь даже в неизменных и мертвых вещах.

Когда в произведениях литературы оживают вещи, когда различные предметы начинают действовать ночью, когда все спит, — то в этом нет ничего удивительного для ребенка, ибо сказочное одухотворение всего у ребенка в крови.

По мере развития восприятия и игры, роста литературного материала все яснее становится для ребенка различие мира «воображаемого» и действительного, — но, и, отделяя эти два мира, ребенок их не противопоставляет, ибо воображаемое для ребенка дошкольного возраста реальностью, только иного типа.

Знакомство с художественной литературой расширяет словарный запас, накапливает речевые обороты, способы изложения информации, литературные приемы для передачи характеров, настроений, смысла, поступков, особенностей событий и обстановки.

При восприятии произведений художественной литературы возникают сложные и многообразные, незнакомые для него чувства, которые он учится выражать мимикой, жестами, словами, воплощать свои чувства в музыки, танцах, рисунках. Эти чувства закрепляются и формируют его духовную сферу.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой