Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Иконография и мифология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Венера-одетая в то время считалась низшей по сравнению с обнаженной. Автор считает, что многозначная тема «Венус-Гуманитас» в картинах Боттичелли развивается от «Рождения Венеры» (начало творения) к «Весне» (человечность, цивилизация). Но если в «Весне» образы сотканы из взаимосвязей и бесчисленных намеков, то в «Рождении Венеры» выразительность образов дается в их изолированности… Читать ещё >

Иконография и мифология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В позе Венеры хорошо видно влияние классической греческой скульптуры. То, как она опирается на одну ногу, линия бедра, целомудренные жест рукой и сами пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты, разработаны ещё Поликлетом и Праксителем.

В древности рождение Венеры было связано с культом, символы которого мы видим на картине Боттичелли. Во-первых, пурпурная мантия, которая имела ритуальную функцию. В такие мантии заворачивали как новорождённых, так и умерших, они изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами. Во-вторых, раковина, атрибут Венеры — символ плодородия, чувственных удовольствий и сексуальности. В средние века, перекочевав в иконографию Богоматери, раковина стала означать чистоту и непорочность (например, Алтарь св. Варнавы работы Боттичелли). Также и роза, сначала атрибут античной богини, затем стал традиционным символом средневековья, который ассоциируется с Девой Марией.

Согласно анализу Гомбриха, не только Венера соотнесена с мадонной, но и вся композиционная схема восходит к традиционной схеме «Крещения» (или к схеме «Коронование мадонны»). Этот принцип композиции и образности не является смешением античности и средневековья, как думали искусствоведы в конце XIX в., и не просто «истории», в смысле Альберти. Рождение Венеры из воды легко сопоставляется с идеей «возрождения души в водах крещения», и, согласно Пико делла Мирандола, библейское выражение «дух божий носился над водами» соотносимо с дыханием Зефира у Боттичелли («Зефири амороси», по выражению Полициано), которое движет и вдохновляет к жизни только что рожденную Венеру. Этот более глубокий библейский слой образности лежит за «античным», и как бы просвечивает сквозь изображения тела богини, физический облик которой сочетает классическую ясность и поэтическую обобщенность.

Хорн считает, что тело Венеры — тело флорентийки с покатыми плечами, характерными пропорциями, длинными руками и неправильными пальцами ног. Конечно, образ Венеры скорее идеальный, чем взятый прямо с натуры. Настаивая на реализме изображения, Хорн не забывает и символическую особенность картины, сравнивая образы Венеры в картинах «Рождение Венеры» и «Весна». «Возможно, что в двух изображениях Венер, которые Боттичелли сделал для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, представлены две концепции Афродиты. Афродиты Урании — «небесной Венеры», дочери Урана, рожденной из моря без матери, и Афродиты Пандемос, дочери Зевса и Дионы, Венеры пантеистической, спиритуализованной Боттичелли в картине «Весна». Франциско Юниус (1637) рассматривает образ Венеры как соединяющий два мира и воплощающий в телесном трансцендентный порядок.

Венера-одетая в то время считалась низшей по сравнению с обнаженной. Автор считает, что многозначная тема «Венус-Гуманитас» в картинах Боттичелли развивается от «Рождения Венеры» (начало творения) к «Весне» (человечность, цивилизация). Но если в «Весне» образы сотканы из взаимосвязей и бесчисленных намеков, то в «Рождении Венеры» выразительность образов дается в их изолированности и обособленности. Отчетливо видна символика четырех стихий: воды, с ее бесконечными ритмическими повторами, земли и деревьев, уступивших место световым пространствам моря, воздуха, дающего движение, огня или разума, присутствие которого ощущается в «пламевидных» волосах и складках гиматия у Зефиров.

В «Рождении Венеры» мир целиком открыт взору, как не скрыта и красота «целомудренной богини». Эта классическая «Венера-пюдика» («стыдливая») выражает две стороны любви — чувственную и целомудренную, символами которой являются Зефиры и Ора. Таким образом, Хорн доказывает «единство противоположностей» в образе Венеры, «космическую» диалектику, которая придает удивительную завершенность композиции, выраженную графически направленностью движений фигур по диагоналям и их симметричностью относительно Венеры, расположенной в центре картины. И в то же время внешние очертания фигур Зефиров и Оры образуют вокруг Венеры арку. Линия арки подчеркнута верхней линией раковины. Это принцип «центрального тондо», как в «Мадонне с гранатом». Возможно, что в композиции «Рождение Венеры» сказался опыт «художника мадонн». По лаконичности и определенности ее можно сравнить с «Мадонной дель Магнификат», а поза Венеры близка к «Мадонне с канделяюрами», где раковина «заменена» изображением черного овала.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой