Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Зимние Олимпийские игры. 
2014 г

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стоит отметить, что подавляющее большинство сюжетов, репортажей и иных материалов, посвященных олимпийской тематике, в рамках новостных выпусков на телеканале «Санкт-Петербург» связаны с городом и его событиями. Информационные поводы относительно нейтрально отображаются в заголовках: «Николай Цискаридзе понесет олимпийский факел в день открытия Олимпиады в Сочи», «В Петропавловской крепости… Читать ещё >

Зимние Олимпийские игры. 2014 г (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Зимние Олимпийские игры 2014 года, которые проходили в городе Сочи, можно считать крупнейшими международными соревнованиями, проводимыми на территории Российской Федерации в последнее время. Подготовка к мероприятию была длительная и его освещение, началось еще задолго до начала (февраль 2014 г.) — в 2007 году, когда Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр выбрал город Сочи для проведения международных соревнований. Рассмотрим период от месяца до непосредственного открытия игр, с включением времени их проведения, до пост-олимпиадного месяца, когда шло подведение и обсуждение итогов соревнований.

Отношение средств массовой информации, а в частности телевизионных каналов, к Олимпиаде в подавляющем большинстве было позитивным. Это можно свести к априорно положительному отношению населения России к этому событию, поскольку для каждой страны проведение мероприятия подобного масштаба — честь и гордость. Однако для того, чтобы такие общественные настроения и чувство гордости народа за свою страну продлились как можно дольше, стали объединяющим эмоциональным фоном на время проведения соревнований, информационная повестка дня и способы освещения Олимпийских зимних игр постоянно использовались для поддержания пылкого и воодушевленного настроя аудитории. Они также позволили сильнее и ярче укоренить в памяти народа это важное историческое событие.

Сначала обратимся к анализу информационных сюжетов, которые транслировались в период Олимпиады на телевизионном канале «Санкт-Петербург». Стоит заранее отметить, что анализировались лишь те материалы, которые опубликованы на официальном сайте, поэтому возможно допустить небольшую погрешность наших исследований. Тем не менее, в целом мы можем представить общее состояние информационного поля в интересующее нас время.

Концепт патриотизма может формироваться разными способами. Первый из них, на который стоит обратить внимание в аспекте анализа содержания материалов СМИ — вербальный. О силе словесной коммуникации красноречиво выразился русский писатель и журналист В. Г. Короленко: «Слово — это не игрушечный шар, летящий по ветру. Это орудие работы: он должен подымать за собой известную тяжесть. И по тому, сколько он захватывает и поднимает за собой чужого настроения, — мы оцениваем его значение и силу» Цит. по: Русские писатели о языке. Л.: Учпедгиз, 1954. С. 309.

Обращая внимание непосредственно на содержание текстов журналистских материалов, нами были замечены некоторые общие приемы, которые в большей степени тонизируют чувство любви и гордости за свою «малую» Родину у телевизионной аудитории. Например, некоторые заголовки тем выпуска — «Петербург воспитал золотых и серебряных олимпийских чемпионов 2014 года по фигурному катанию», или «„Петербургские“ итоги Олимпиады-2014 в Сочи» — устанавливают прямую идентификационную связь со зрителем. Поскольку телеканал осуществляет вещание только в Санкт-Петербурге, подобный посыл в названии сюжетов мгновенно соединяет аудиторию с событиями и приобщает ее к тем успехам и достижениям, о которых будет идти речь далее в репортаже. Таким образом, происходит сплочение целого пятимиллионного города, идентификация каждого его жителя с отдельными личностями — петербуржцами, призерами Олимпиады. Победа одного человека становится общим достижением. Создается ощущение общей заслуги, совместного труда, а значит сопричастности каждого. Радость становится общей, а личный успех превращается в общественный. Чужой человек становится «своим», знакомым, более близким и создает условия, чтобы гордиться своим городом, его жителями, своей Родиной. Проявляется этот посыл и в таких высказываниях, как «наши спортсмены», «в нашем городе», «у нас».

Подкрепляют формирующийся патриотически-ориентированный концепт слова, произнесенные известными личностями, чье мнение важно и ценно для телевизионного зрителя. Но, несмотря на то, что спикер, как правило, высказывает собственное суждение, именно от выбора журналиста будет зависеть то, как слова авторитетной персоны будут восприняты зрителем. Получается, что речь другого человека используется как инструмент в руках грамотного работника СМИ. В качестве примера приведем отрывок небольшого выступления Евгения Плющенко из новостного материала о церемонии вручения почетных правительственных медалей за победы на Олимпиаде. После благодарности, адресованной тренерам, спортсмен добавил: «Я горд, что я живу в Петербурге, что я петербуржец». Медийная личность адресует свое сообщение к городу, его жителям и, таким образом, олицетворяет пример патриотического отношения к малой Родине.

Стоит отметить, что подавляющее большинство сюжетов, репортажей и иных материалов, посвященных олимпийской тематике, в рамках новостных выпусков на телеканале «Санкт-Петербург» связаны с городом и его событиями. Информационные поводы относительно нейтрально отображаются в заголовках: «Николай Цискаридзе понесет олимпийский факел в день открытия Олимпиады в Сочи», «В Петропавловской крепости открывается олимпийская выставка», «Коллекция Государственного музея истории пополнилась олимпиадными банкнотами». В приведенных примерах нет оценочной лексики, выражающей определенное настроение или отношение СМИ к событию, однако используется олимпийская и городская символика. Появление в материалах телевидения известных личностей и символов, ассоциированных в массовом сознании с Петербургом и олицетворяющих его образ, также способствует закреплению патриотических установок.

О России было сказано лишь в одном сюжете о фигурном катании: «Россия вернула себе титул чемпионов по фигурному катанию. В отличие от других олимпийских дисциплин, в этом виде спорта нам сопутствует особенная удача». Все остальные новости представлены как «события Петербурга».

В целом олимпийской тематике было посвящено 8 сюжетов за январь (месяц до начала игр), 5 — во время Олимпиады и столько же в месячный период после соревнований. Если брать среднее количество новостей за вечерний выпуск программы (12), то относительно всего контента выбранные нами материалы по тематическому признаку составляют меньше 5%. Стоит также отметить, что заголовки и текст журналистских материалов нейтральный и ненавязчивый, без выражения оценки и суждений со стороны СМИ.

Далее рассмотрим содержание информационных сообщений на федеральных каналах «Первый канал», «Россия-1» и «Россия-24».

Различие между региональным и федеральным телевизионным вещанием становится очевидным, исходя из количества сюжетов об Олимпиаде. Если объем новостного контента в период «до Олимпиады» на телеканале «Россия-1» соизмерим с содержанием канала «Санкт-Петербург» (около 10 выпусков, в которых прозвучала тема Зимних Олимпийских игр), то «Первый канал» значительно больше внимания уделил этому событию. Такой тотальный подход можно связать с охватом зрительской аудитории. Федеральные каналы имеют всероссийский масштаб по своему распространению, соответственно в отличие от регионального вещания их публика не ограничивается регионом, областью или городом. Их смотрят все — от Камчатки до Калининграда, а значит, они имеют доступ к огромной аудитории для трансляции. Федеральные каналы — инструменты по воздействию на массовую аудиторию. Стоит также иметь в виду тот, факт, что производство новостей — это очень динамичный процесс, который требует оперативности, при возникновении нескольких задач требуется больше кадрового персонала. Региональное телевидение не обладает такими трудовыми ресурсами, как федеральное, поэтому местные телеканала ограничиваются лишь четким освещением событий, не задумываясь над более глубокими категориями журналистики такими как духовное воспитание. И, как правило, если подобные задачи не ставятся сверху (например, от редактора), то сам корреспондент не станет задумываться о способности материала к духовно-идеологическому воздействию на аудиторию.

Во временном промежутке с 3 января по 7 февраля 2014 г. (до официального открытия Олимпиады) в вечернем выпуске новостей на «Первом канале» выходил минимум один сюжет, посвященный предстоящим играм. Начиная в середины января, в эфире показывали минимум 3 видеоматериала — они могли быть разного формата (прямое включение, репортаж, сюжет, зарисовка). Таким образом, очевидно, что освещение мероприятия в Сочи носило более детальный и тотальный характер. Некоторые выпуски информационной программы «Вести» на «России-1» были полностью были заняты новостями с игр. Например, вечерние эфиры (в 20.00) от 10, 11 и 12 февраля 2014 г. Все выпуски выходили в прайм-тайм, период наибольшего охвата зрительской аудитории, поэтому работники телеканала тщательно и внимательно отбирали материалы для эфира.

Однако расхождение в количественных показателях объема информации в новостных выпусках регионального и федерального телевидения не является единственным различием. Так, эмоциональный посыл, склонность к оценке и субъективность наблюдалась во втором случае гораздо чаще.

Использование эмоционально окрашенной лексики скорее правило, чем исключение для «Первого канала» и «России-1». В каждой программе можно найти слова, выражающие определенное отношение спикера, журналиста, редакции телеканала к тому, о чем говорится в сюжете (в нашем случае об Олимпиаде). Оценки звучат из уст ведущего, корреспондента или спикера. Вот некоторые примеры:

«Грандиозный праздник открытия сочинской Олимпиады посмотрели три миллиарда землян. На стадионе — 40 тысяч счастливчиков» (Вести. 2014. 9 февраля).

«Здесь во всем чувствуется приближение грандиозного события» (Вести. 2014. 4 февраля).

«Сочи как синоним успеха: даже самые придирчивые остались довольны Олимпиадой» (Вести недели. 2014. 9 февраля).

«Все готовятся к соревнованиям, которые станут одними из самых зрелищных» (Время. 2014. 5 февраля).

Такое экспрессивное описание действительности добавляет ей больше красок. События и явления, которые увидеть собственными глазами зритель может лишь на экране, обрастают дополнительным колоритом и сильнее воздействует на эмоциональное состояние аудитории. Подобных примеров достаточно много.

Часто журналисты и ведущие телевизионных программ с той же целью используют в своих выражениях превосходную степень, подчеркивая уникальность страны в достижении тех или иных успехов: «самая масштабная стройка», «самая длинная эстафета». Сравнение России с опытом других стран также подчеркивает ее особенность: «такого не было ни на одной Олимпиаде в мире», «такого в истории не было никогда», «никто так не освещал Олимпиаду». Это создает определенный образ страны в глазах ее жителей и акцентирует внимание на успешности и развитии России на международном уровне, а значит, пробуждает теплые чувства любви и гордости.

Если мы обратимся к уже выявленным приемам формирования чувства патриотизма, таких как акцентирование на общей победе, единстве и использование заявлений публичных лиц, то мы убедимся, что на федеральных телеканалах такие способы также применяются. «Наши герои — от 15-летней Юлии Липницкой до 42-летнего Альберта Демченко. Этот день принес России пятую медаль и новые надежды», «у России нет соперников» (В. В. Путин). Высказывания в интервью экспертов, именитых участников соревнований или иных публичных лиц на всероссийском уровне вещания носят еще больших эмоциональную окраску: «здесь все хорошо, все готово, очень вкусно кормят. Прекрасный вид из окна, солнце, море, все очень красиво!» (член олимпийской сборной команды Канады); выражают положительное отношение к России со стороны других стран: «Россия за последние годы сделала все необходимое для спортсменов, которые примут участие в Олимпийских играх. Вы выполнили все обязательства, которые взяли на себя 7 лет назад. Мы очень рады и хотим поблагодарить Вас» (Президент международного Олимпийского комитета Томас Бах); а иногда прямо заявляют о патриотичной позиции человека: «откровенно скажу без ложного патриотизма — я ничего подобного никогда не видел гордость посещает человека, когда он видит, что за такое короткое время удалось сделать нашим строителям, нашим проектировщикам и нашему государству» (Патриарх Кирилл).

Кроме выше перечисленного, также следует уделить внимание рубрике телевизионной программы «Вести» «Звезды Зимних Олимпиад», которая выходила в течение января в преддверии начала игр. В вечернем новостном выпуске один сюжет посвящался одному или паре героев, которые уже завоевали почетное звание Олимпийских чемпионов, рассказывалась история их побед и достижений, раскрывались образы этих личностей, их характер.

История страны вызывает особый интерес у ее народа. Во-первых, человеку свойственно приобретать новые знания и стремиться к расширению своего кругозора. Во-вторых, любой индивид испытывает потребность в сопричастности с коллективом, быть частью общества, чего-то более надежного и стабильного. Идентифицировать себя с каким-либо народом — для человека важно и необходимо. Поэтому знание своей истории скорее внутренняя потребность человека. Акцентируя внимание на опыте нации, ее героях, легендарных личностях, успехе и великих победах, журналисты формируют образ страны, ее ценности, традиции, культуру.

Таким образом, оперирование фактами исторического опыта России и маневрирование словами и образами создает единое представление о стране. На примере конкретных личностей, отличившихся своими победами и достижениям, формируются определенные правила успеха как модели поведения, мировосприятия, образа мышления, которые служат для аудитории эталоном. Например, олимпийские чемпионы разных годов делятся своими переживаниями и воспоминаниями: «Самое главное идти до конца, насколько ты можешь. А себя пожалеешь — проиграешь» (Галина Кулакова — лыжные гонки, 1972 г.); «здесь главное победить себя» (Николай Круглов — биатлон, 1976 г.); «когда поднимаешься на верхнюю ступеньку пьедестала почета — это еще и гордость за свою страну» (Александр Горшков — танцы на льду, 1976 г.); «когда играет гимн, поднимается флаг Российской Федерации, ты понимаешь гордость за страну, за свою Отчизну» (Евгений Устюгов — биатлон, 2010 г.). Слова чемпионов вносят свой вклад в формирование концептов духовной силы, стойкости характера, борьбы, Родины, Отчизны, дома, национальных побед и патриотизма в том числе.

Таким образом, зритель не только испытывает чувство гордости, сопричастности и любви к Родине, но также у него формируются определенные принципы жизненного поведения, отношения к себе, людям и государству, его традициям в целом, создаются образы героев, ситуаций и явлений, к которым стоит стремиться и которым необходимо следовать. Историческая память и регулярное напоминание многовекового опыта народа помогает не только укреплять национальное сознание общества, но и усиливает процессы формирования национальных ценностей, возможно, ранее утраченных.

Все эти, по большей части, вербальные смысловые посылы подкрепляются визуальным сопровождением, которое также оказывает воздействие на восприятие информации. Образами и символами наполнены все новостные и тематические сюжеты в программах. Самые часто встречающиеся символы, связывающие зрителя с Россией — это двуглавый орел, звучащий в «перебивках» сюжетов гимн Российской Федерации, флаг страны (символика СССР — если речь идет об исторических событиях). Из новых символов, непосредственно относящихся к событию, используются: эмблема «Сочи-14», белый мишка, снежный барс, слоган «Зимние. Горячие. Наши», олимпийская фирменная расцветка в виде лоскутного одеяла. В отбивке к тематическому блоку об Олимпиаде на телеканале «Россия-1» в программе «Вести» наглядно продемонстрировано, как работает визуальный ряд (под динамичную музыку кадры по 3 секунды сменяют друг друга): на фоне гор большие буквы «СОЧИ-2014» — развивающиеся флаги стран-участниц — веселые и улыбающиеся молодые люди — олимпийские кольца — фигурное катание («победный» вид спорта для Российской Федерации).

Олимпиада в Сочи стала благодатным событием для формирования концепта патриотизма. Игры вошли в историю современной России и оказали воздействие на национально-патриотические настроения населения страны. В концептосферу нашей нации вошли новые символы и образы, возник повод для дополнительного позитивного информационного освещения жизни нашей страны как для внутренней, так и для внешней аудиторий.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой