Репортажные элементы в интервью
Первое, что я вижу, зайдя в дом,—только что закатанные соленья, банок двадцать помидоров и огурцов. Здесь много-много комнат. Десять? В одиннадцатом классе у нас вышел первый клип, мы собрались в актовом зале, и там его показывали всей школе. «Я сошла с ума». Идет дождь. Воскресенье. Школьный двор. Он пуст. Двери школы закрыты. Лена крутит в руках зонтик с разноцветными полосками. У нас есть… Читать ещё >
Репортажные элементы в интервью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Готовя интервью для прессы, журналист вынужден ограничиваться передачей слов собеседника и опускать то, как эти слова были сказаны, как вел себя собеседник и в каких условиях проходил разговор. Чтобы устранить этот недостаток, некоторые издания практикуют промежуточный жанр «интервью-репортаж», когда журналист описывает сам процесс беседы. Вот начало интервью корреспондентки журнала «Русский репортер» Марии Ахмедовой с бывшей солисткой группы «Тату» Леной Катиной:
— Мне до сих пор снится эта школа, этот дом и этот район.
Идет дождь. Воскресенье. Школьный двор. Он пуст. Двери школы закрыты. Лена крутит в руках зонтик с разноцветными полосками.
— Зимой мальчишки здесь девчонок снежками закидывали. Выходишь из школы — и бум-бум-бум. А я выходила — они: «Тихо! Катина идет!» Я с ними дружила. У меня всегда с собой были и запасная ручка, и карандаш, и замазка. Я мальчишкам дневники заполняла, поля разлиновывала.
Дверь открывается. Выходит охранник.
- — Школа сегодня не работает. Здесь стоять не положено. Приходите в понедельник.
- — А Галина Алексеевна еще директор? — спрашивает его Лена.
- — Нет, — отвечает он и оттесняет ее со двора.
- — Охранники меняются постоянно, — говорит Лена. — Они прежних учеников уже не узнают.
В тонком пальто, в сапогах на плоской подошве, если не приглядываться — среднестатистическая москвичка. Охранник мог бы узнать в ней звезду еще недавно такой популярной группы «Тату», но не узнает.
- — В одиннадцатом классе у нас вышел первый клип, мы собрались в актовом зале, и там его показывали всей школе. «Я сошла с ума».
- — И как?
- — Ну, так… Я стала звездой, за мной начали бегать младшеклассники: «Лена, Лена, можно с тобой сфотографироваться?»
- — Тебе завидовали? — спрашиваю я. Мы медленно продвигаемся вглубь многоэтажек.
- — Одноклассницы всегда меня недолюбливали1.
Подобная форма подходит главным образом для больших портретных интервью. Обычно журналист гуляет с собеседником и описывает эту прогулку, а также реакцию собеседника на события прогулки и на некоторые вопросы.
Иногда репортажный фрагмент вставляют в начало текста. Например, как в этом интервью с ученым Сергеем Капицей, которое он дал незадолго до своей смерти:
Первое, что я вижу, зайдя в дом,—только что закатанные соленья, банок двадцать помидоров и огурцов. Здесь много-много комнат. Десять?
Пятнадцать? Даже не пытаюсь сосчитать. Дом настолько большой и запутанный, что члены семьи Капицы не могут мне однозначно сказать, здесь он или нет:
- — Я его с утра не видела. Наверное, уехал…
- — Да куда он мог уехать?! Поищите лучше в доме…
В итоге нахожу знаменитого ученого и телеведущего в одной из маленьких комнат на втором этаже. Здесь все предельно скромно. Главный предмет интерьера—забитые книгами самодельные полки, сколоченные из досок. На столе ноутбук Acer с четырнадцатидюймовым экраном. Не менее скромный принтер. В углу монашеская деревянная кровать, на которой сидит Сергей Петрович в старомодных брюках и сорочке.
- — Здравствуйте, я журналист, пришел у вас интервью брать…
- — Ну, берите, раз вам надо.
Говорить с Капицей было тяжело. Он чувствовал себя неважно, быстро уставал от разговора, терял смысловую нить. Порой задаешь очередной вопрос, а он, не обращая на него внимания, продолжает отвечать на предыдущий, а то и вообще начинает говорить на совсем другую тему.
- — Давайте начнем с самого очевидного вопроса. Вы начали заниматься наукой еще при Сталине и продолжаете работать уже при третьем сроке Путина. Вы знакомы с тысячами ученых, десятками нобелевских лауреатов. Как бы вы охарактеризовали сегодняшнее состояние российской науки?
- — Она в плохом состоянии — единственное, что можно сказать.
- — Ну, а если подробнее…
- — Наша наука находится в процессе реорганизации, перестройки. И еще: она очень неравномерна.
- — Что значит «неравномерна»?
- — У нас есть части, которые более-менее благополучны, а есть части, которые находятся в очень печальном состоянии1.
При использовании репортажных элементов в интервью нужно учитывать, что они радикально увеличивают объем. Поэтому нужно контролировать смысловую плотность материала и не допускать загромождения текста малозначительными подробностями.