Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблемы развития специализированной прессы по культуре и искусству Казахстана

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Часто связано это с абсолютно некоммерческим подходом их создателей к своим детищам, так как в большинстве это люди, преданные науке или искусству, настоящие фанатики, энтузиасты своего дела, которые, во-первых, никогда ранее не занимались издательской деятельностью — фактически они вынуждены осваивать абсолютно новую профессию. Во-вторых, они не желают понижать поднятую ими планку… Читать ещё >

Проблемы развития специализированной прессы по культуре и искусству Казахстана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблемы развития специализированной прессы по культуре и искусству Казахстана

Автор: А. А. Мусинова Сегодня на периодику, посвященную вопросам культуры и искусства, ложится двойная нагрузка, так как данная группа периодических изданий по своей специфике призвана воспитывать и формировать эстетический вкус, стимулировать желание знакомиться не только с лучшими образцами культурного наследия, но и с современными новациями в самых разных областях культуры и искусства.

Необходимость существования и развития подобной группы специфической прессы не вызывает сомнений, как несомненна сегодня актуальность задачи фактического духовного возрождения, становления и утверждения нашей нации, формирование и укрепление национального самосознания и идентичности.

Время обретения Казахстаном суверенитета в 1991 году совпало с девяностыми годами XX столетия, объявленными ЮНЕСКО десятилетием культуры. С того момента прошло 20 лет. В этом возрасте человек поднимается на новую ступень взрослой жизни, которая обычно начинается с осмысления прожитого и честного разговора о достижениях, ошибках и надеждах. В развитии национальной культуры казахского народа он связан с переосмыслением историко-культурных и духовных ценностей, что неоднократно подчеркивает Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. казахский искусство периодика издательский Еще в 1996 году в средствах массовой информации вопрос «Ренессанс казахстанской культуры — возможен ли он?» звучал предельно актуально и тревожно, так как стихийный процесс перехода к рыночной экономике привел общество к выводу формулы, ставшей аксиомой в сознании большинства: экономика — первична, культура — вторична. Культуру и, в частности, искусство пытались ограничить рамками досуга, забывая о том, что преобразования в экономике и духовной сфере должны идти параллельно и даже с опережающим развитием культуры, поскольку главной ценностью во все времена были и остаются знания, интеллект, духовность, а уже потом материальное благополучие.

Кроме того, «культура наилучшим образом способствует формированию благоприятного имиджа страны, и здравомыслящие политики это прекрасно понимают, — считает Жания Аубакирова, народная артистка РК, ректор Казахской государственной консерватории им. Курмангазы. — Всем кажется, что без культуры можно обойтись, пусть выживает сама. И только самые мудрые осознают всю выгоду этих, казалось бы, безвозвратных трат» [1, с. 4].

Сегодня много говорится о духовном возрождении нации, которое началось с момента обретения Казахстаном статуса суверенного государства. С данным тезисом можно согласиться лишь отчасти. Действительно, с момента обретения независимости в Казахстане начался стремительный, бурный рост национального самосознания, который некоторые исследователи сравнивают с эффектом разжавшейся пружины.

Возрождаются многие традиции, обычаи народа. На страницах газет и журналов появляются многочисленные рубрики, в которых ведется подробное ознакомление читателей с историей и культурой казахского народа. Работа над проблемами, связанными со спасением, сохранением, популяризацией казахского языка, привела к решению о предании ему государственного статуса, а сегодня — к официальному постепенному переходу на казахский язык делопроизводства республики, что также нашло свое отражение в СМИ.

Принятие в 2003 году Государственной программы «Мэденим?ра», которая была разработана по инициативе Президента КазахстанаН.А. Назарбаева, и успешная пошаговая её реализация ставят своей целью спасение и сохранение памятников истории, философии, древнего зодчества, литературы, музыкального наследия прошлого и т. д. Ведутся мероприятия по возвращению на землю предков этнических казахов, проживающих сегодня за пределами Казахстана.

И, наконец, огромное внимание, которое государство сегодня уделяет культуре межнационального общения, пропаганда толерантного отношения между представителями разных народностей и религиозных конфессий, для которых волею судьбы Казахстан стал Родиной. Все эти мероприятия, действительно, свидетельствуют о духовном росте. Однако ряд фактов не позволяют стопроцентно назвать происходящие в стране перемены истинным периодом духовного возрождения.

До распада СССР культурная и духовная жизнь в республике была полна событиями. Однако культура всегда была тесно связана с идеологией. По мнению исследователей, крушение Советского Союза, а, следовательно, коммунистической идеологии, моральных и культурных ценностей, обретение независимости и новой государственности вызвали сначала растерянность, ощущение пустоты, потерю морально-нравственных ориентиров, а затем острую потребность заполнить образовавшийся вакуум.

Произошел всплеск псевдо культуры: появился целый ряд новых телевизионных и радиоканалов, периодических изданий. Сетка вещания заполнилась в основном зарубежными фильмами, видео и аудиоматериалами низкого качества. Хлынула на рынок нелицензионная видео и аудио продукция. Кризис в сфере культуры привел к тому, что многие деятели культуры (независимо от национальности) покинули Казахстан. И в наши дни талантливая молодежь часто уже в начале творческого пути стремится уехать из Казахстана, не видя перспектив. Казахстан стал терять свое интеллектуальное богатство, начала обрываться преемственность в сфере культуры [2]. Наконец, печально известен факт финансирования культуры, науки и образования по «остаточному принципу».

В этой связи нельзя упускать из внимания проблемы формирования культурной политики, существующие в Казахстане. Мощный толчок общественному обсуждению данных проблем дал 2000 год, который прошел в Казахстане как Год поддержки культуры. И хотя сам Год практически не принес каких-либо реальных положительных изменений, однако развернутая в СМИ дискуссия показала актуальность темы. В обсуждение включились деятели искусств, культурологи, искусствоведы.

В Алматы 4 октября 2002 завершила работу вторая международная конференция «Культурная жизнь и культурная политика». Выступление киноведа и культуролога Гульнары Абикеевой обобщило различные точки зрения, высказанные на конференции: «Культурная политика как явление обозначилось только восемь лет назад. Это идеология — и ничего другого. Почему культурная политика так тяжело адаптируется в умах людей? Потому что даже цвет нации — интеллигенция не совсем четко понимает кто она, что она, куда идет и зачем вообще существует, чего хочет? Это банальнейшие вопросы, но без ответа на них люди не могут осознать себя носителями определенной культуры, выразителями определенной политики» [3, с.2].

Как стало известно из выступлений, подобной проблемой были озадачены все страны СНГ. Но, в отличие от Казахстана, Россия на тот момент уже дважды обсуждала свою культурную политику и принимала соответствующие документы. Причем в обсуждении данных документов принимала участие вся Россия. Это и есть первый признак наличия в стране культурной политики. Казахстан же не имеет подобного опыта проведения культурных решений снизу вверх. Почти все программные документы, законы и прочие указания спускались в готовом виде сверху.

Выступающие отметили, что в поисках своей культурной политики Казахстан серьезно застрял на архаизации. Возрождаются памятники батырам, ханам, издаются труды выдающихся людей прошлого, театры и кино обратились к постановкам крупных исторических событий. Во всем этом видится одна, безусловно, важная тема: восстановление исторического прошлого. Да, возврат к корням может быть лишь одним из направлений культурной политики, но никак не единственным. С вектором на архаизацию нельзя построить ничего нового.

Только всестороннее поступательное развитие различных направлений культуры и искусства может способствовать действительному духовному возрождению нации.

В апреле 2004 года в популярном еженедельнике «Мегаполис-Казахстан», в котором стала сотрудничать Гульнара Абикеева, вновь была поднята проблема состояния культуры в Казахстане.

С целью прояснения ситуации в области культурной политики газета предложила всем заинтересованным ответить на ряд вопросов. Как показал опрос, представители творческой интеллигенции в своем большинстве не видели определенной культурной политики, проводимой государством за исключением планомерного воплощения в жизнь крупномасштабной Государственной программы «Мэдени м?ра», осуществляемой благодаря личной инициативе Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева.

Прошло время. И вот в Стратегическом плане Министерства культуры Казахстана на 20 112 015 годы приведен анализ основных проблем в сфере отечественной культуры и искусства. Среди них:

  • 1. Недостаточная конкурентоспособность отечественной продукции в сфере культуры при доминировании на рынке услуг зарубежных производителей.
  • 2. Неравный доступ населения республики к услугам организаций в сфере культуры, обусловленный диспропорциями в развитии сети культурных учреждений в регионах.
  • 3. Недостаточная степень развития инфраструктуры культурной сферы, дефицит специализированных кадров и организаций культуры [4].

Здесь же выносится оценка основных внешних и внутренних факторов, влияющих на сложившееся положение:

  • 1. Тенденция превалирования иностранной продукции на отечественном культурном рынке вызывает потребность в совершенствовании механизмов производства конкурентоспособного продукта в области культуры путем развития рыночных отношений в сфере стимулирования продюсерской и издательской деятельности, поддержки перспективных деятелей в сфере культуры и искусства.
  • 2. Внедрение новых технологий, позволяющих значительно расширить доступ населения к культурным ценностям в удобном, современном формате, требует дальнейшего совершенствования, перевода объектов культуры в цифровой формат, обеспечение соответствующих интернет ресурсов качественным контентом.
  • 3. Оптимизация архитектуры культурного пространства страны способствует дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы отрасли. В перспективе — внедрение минимальных норм о стандартах сети государственных учреждений культуры и типовых штатах, паспортизация отрасли.

Следовательно, необходимость решать вопросы не только сохранения культурного прошлого, но и создания условий для формирования культурного настоящего и будущего Казахстана не стала менее острой, и пришло время всерьез поднимать вопрос о создании казахстанских специализированных изданий, которые бы помогли объединению всех творческих сил республики для совместного решения создавшихся проблем.

В процессе обмена свежей информацией, проведения профессиональных дискуссий на страницах своих печатных органов творческие коллективы и отдельные художники могли бы совместными усилиями решать наболевшие вопросы, пропагандировать свое искусство, привлекая аудиторию разнообразной информацией, освещением ярких событий, происходящих в различных направлениях культуры и искусства, что, безусловно, положительно отразится на духовном и нравственном совершенствовании общества.

На сегодняшний день лишь писатели и поэты имеют счастливую возможность настоящего профессионального общения, так как сумели отстоять, сохранить и даже возродить в этой нелегкой борьбе с жесткими условиями, продиктованными временем, целый ряд своих изданий.

Среди них такие корифеи, как «Ж?лдыз», «Простор», «?аза? эдебиеті», реанимированный «Жалын», «Парасат»; наши современники — астанинская «Нива», карагандинская «Азия» и т. д. Постепенно, хотя и с большими трудностями, закладывается базовая основа отраслевых изданий по культуре и искусству. Их количество ничтожно мало, издатели постоянно испытывают трудности с выпуском и реализацией.

Часто связано это с абсолютно некоммерческим подходом их создателей к своим детищам, так как в большинстве это люди, преданные науке или искусству, настоящие фанатики, энтузиасты своего дела, которые, во-первых, никогда ранее не занимались издательской деятельностью — фактически они вынуждены осваивать абсолютно новую профессию. Во-вторых, они не желают понижать поднятую ими планку на высокопрофессиональный, узкоспециализированный подход к изданию и не идут ни на какие предлагаемые им компромиссы, связанные с радикальной сменой концепции издания в угоду финансовой стабильности.

И все же в 2000;х гг. предпринимались попытки издания профессиональной периодики музыкантами — многотиражки «Новая музыкальная газета» (Казахская национальная консерватория им. Курмангазы) и «Руханият» (Академия музыки, г. Астана), журнал «Камертон» (вышло всего 6 номеров). Художники на время обрели роскошный журнал «SHAHAR-Культура», архитекторы — «Кумбез», «Холл» и другие, любители книг — «Книголюб», кинематографисты — журнал «Киноман», «Кино аланы», танцовщики — журнал «?аза?стан балет? нері». В 2010 году робко заявил о себе журнал Союза театральных деятелей «Театр.к^», у которого появился свой сайт. Выход в свет изданий крайне редок, все зависит от денег.

Но самое печальное, что создание подобной прессы осложнено не только финансовой стороной. Фактически развалена школа критики. Развал традиций литературно-художественной критики и низведение ее до информационных сообщений в духе «что? где? когда?» духовно обеднило нас. Практически вымер жанр рецензии, уступив место поверхностным интервью, потому что рядовому читателю, действительно, мало интересна актерская или художественная «кухня» с ее терминами и анализами. При этом профессионалам просто необходимы «разборыполетов», обмен мнениями, информацией.

Приобщение к высшим образцам искусства способствует не только решению задач художественного, эстетического развития личности, но и становлению общественных и общечеловеческих чувств, эмоциональному их закреплению во взглядах, убеждениях, содействуя превращению последних в норму повседневного поведения личности в различных сферах жизнедеятельности. И здесь очень важен момент сотрудничества между СМИ и деятелями культуры и искусства, так как «журналистика и сферы коммуникации непосредственно влияют на познание человеком окружающего мира, выработку человеческих ценностей, социализацию личности, просвещение и воспитание, распространение культуры» [5, с.45].

Поэтому необходимость существования и развития группы СМИ по культуре и искусству не вызывает никаких сомнений, как несомненна сегодня актуальность задачи истинного духовного возрождения, становления и утверждения нации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой