Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Свобода и творчество — педагогические принципы яснополянской школы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ничего обязательного для учеников в школе нет: они не обязаны ее посещать, не обязаны оставаться в ней на занятия, не обязаны нести в школу книги и тетради, даже не обязаны нести что-то в голове, но ходят все, редкие пропуски случаются из-за домашних дел, а поздно вечером иногда даже приходится сторожу выгонять из школы (сами учителя не решались). Ребенок уверен, что в школе ему будет интересно… Читать ещё >

Свобода и творчество — педагогические принципы яснополянской школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика школы (1859−1862).

«Есть у меня поэтическое, прелестное дело, от которого нельзя оторваться, — это школа». (1861 г., письмо А.А. Толстой). Она описана Толстым в статьях «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы» (1862), «Кому у кого, учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?», в его дневнике и письмах.

Школа помещалась в двухэтажном каменном доме, где имелось 5 комнат: для занятий с детьми, кабинет для учителей. В одних сенях стояли приспособления для занятий гимнастикой, в других был верстак.

В одной из комнат был организован музей, в котором на полках были разложены камни, скелеты, травы, приборы по физике и др. Ежегодно в школе обучалось до 40 учеников от 7 до 13 лет, преобладали мальчики.

Кроме детей, в школу приходили доучиваться несколько взрослых. Школа бесплатная. Все ученики были разделены на 3 класса: младший, средний и старший. По расписанию обычно значилось от пяти до семи уроков.

Учащимся предлагалось 12 предметов:

1) чтение механическое и постоянное, 2) писание, 3) каллиграфия, 4) грамматика, 5) Священная история, 6) русская история, 7) рисование, 8) черчение, 9) пение, 10) математика, 11) беседы из естественных наук, 12) Закон Божий.

Старшие и наиболее успевающие ученики постоянно привлекались в качестве помощников учителей, занимаясь с младшими. Организация обучения такова: часов в восемь учитель, живущий в школе, посылает одного из мальчиков (у него всегда кто-нибудь ночует) звонить. Через полчаса собираются в школьных комнатах. Садятся, где хотят: на лавках, столах, подоконнике, учитель — посреди комнаты. Два младших класса занимаются в одной комнате, старший — отдельно.

Имеется расписание уроков, но оно не всегда исполняется: ученики иногда так увлекутся, что вместо одного получается три часа. Тем, кому надоело заниматься, ученики презрительно говорят: «Надоело, так ступай к маленьким!» Поэтому из-за увлеченных занятий учеников расписание часто нарушается. По утрам занимаются математикой, чтением, черчением, каллиграфией, Законом Божиим.

Прозанимавшись до 2 часов (а по расписанию предполагалось до 12), проголодавшиеся ребята бегут домой. Вскоре вновь с 3 часов все в школе; спускаются сумерки и все вечерние уроки имеют особый характер «спокойствия, мечтательности и поэтичности». В классах меньше возни и криков, больше покорности. По вечерам пишутся сочинения, ставят физические опыты. Любят слушать рассказы учителя о Священной и русской истории, читать, петь.

Любимые занятия — чтение и опыты. Читают группками, младшие усаживаются по двое. Класс опытов подходит к тому настроению, которое возникло из-за чтения сказок, тут сказочное будто воплощается в действительности: бегают металлические опилки по листу бумаги, отклоняется магнитная иголка и т. п.

Часов в 8- (вместо 6 по расписанию), когда глаза соловеют, дети начинают позевывать и, если «столярство» не задержит старших дольше, вся ватага с криком бежит из школы.

Ничего обязательного для учеников в школе нет: они не обязаны ее посещать, не обязаны оставаться в ней на занятия, не обязаны нести в школу книги и тетради, даже не обязаны нести что-то в голове, но ходят все, редкие пропуски случаются из-за домашних дел, а поздно вечером иногда даже приходится сторожу выгонять из школы (сами учителя не решались). Ребенок уверен, что в школе ему будет интересно, весело, радостно, его не страшат плохие оценки, его не мучает мысль о предстоящих уроках, он несет в школу только себя, свою восприимчивую натуру.

Никому никогда не делают выговоров за опоздание, но дети и не опаздывают. Ожидая учителя перед занятиями, пишут или читают, или «возятся», играют. Как пишет в своих воспоминаниях В. Морозов, порядок в школе был образцовым, а занятия были серьезными.

Занимались с детьми несколько учителей. Л. Н. Толстой занимался математикой, предлагал писать сочинения по выбору учеников, знакомил с русской историей, участвовал в проведении химических опытов, беседовал. Алгебру, геометрию, рисование и черчение преподавал немец «славный юноша» Густив Федорович Келлер. Петр Васильевич Морозов преподавал арифметику, русскую и Священную историю, вел общие беседы с детьми. Другие учителя вели занятия в старшем классе.

Раз в неделю на уроке ботаники ходили в лес за травами, цветами.

Четыре раза в неделю — пение, сам Толстой хорошо пел басом. Рисование — шесть раз в неделю. Священник — два раза в неделю (только его занятия были обязательными).

Яснополянская школа являлась оригинальным, не имевшим аналогов, учебным заведением.

«Ничего похожего на школу, в какой я сам учился и какие видел, не было, — писал учитель П. В. Морозов. — Ребята сидели большей частью парами, тройками или небольшими группами, человек в пять. Одна пара читает, другая пишет буквы или слова, третья пишет цифры, четвертая рисует и т. д. Одним словом, всякий делает, что ему сподручней. Только слышны возгласы: -Лен Николаевич! Подойди к нам, посмотри: так ли мы читаем?».

Создание условий для развития творчества и самостоятельности было основной задачей школы.

Наставления Л. Н. Толстого учителю.

Организация занятий. Успешность обучения учеников в школе во многом определяется той обстановкой, которая царит на занятиях, стилем отношений между учителем и детьми, считает Толстой. Эти отношения могут быть принудительными или свободными и естественными; естественность и свобода противоположны принуждению. «…Всякое движение вперед педагогики… состоит только в большем и большем приближении к естественности отношений между учителем и учениками, в меньшей принудительности…"2, — пишет Толстой. Отказ от принудительности позволяет учителю при организации занятий уйти от общепринятых порядков, например, требования обязательного сидения ученика на определенном ему месте в классе, ответа учителю на выученный урок и т. п.

Нужен естественный и свободный порядок, такой, каким он был в Яснополянской школе, хотя при беглом взгляде на нее может показаться, что на занятиях не было порядка вовсе. Но этот кажущийся внешний беспорядок в школе на самом деле был условием, активной и самостоятельной работы ученика, когда каждый, даже самый робкий, становился деятельным.

Необходимость порядка и дисциплины в школе должны, осознавать сами дети, без навязывания силой. Принятый в школах обычный способ наведения порядка и дисциплины, основанный на принуждении, вызывает у ученика страх наказания, что подавляет его стремление к самостоятельности.

Однако отсутствие порядка на уроке может мешать делу, превратить его в хаос, беспорядок, когда учителя уже не слышно из-за всеобщего оживления. Но если это оживление происходит по поводу темы урока — то лучшего и желать нечего. Задача учителя, пишет Л. Н. Толстой, состоит в том, чтобы постепенно давать пищу этому оживлению, «постепенно отпускать поводья ему».

Большой вред для ребенка видит Л. Н. Толстой в «спрашивании» на уроке или экзамене, для проверки его знания. Это «умственное насилие» оскорбляет душу ученика. «Большой человек мучает маленького, не имея на то никакого права. Учитель знает, что ученик мучается, краснея и потея, стоя перед ним; ему самому скучно и тяжело…», но таково правило обучения. На уроке при спрашивании по одному несколько бойких учеников отвечают постоянно, несколько робких постоянно молчат и расстраиваются. В школах и гимназиях, в университете требуется одно — повторить слово в слово то, чему учили; во время учебы в университете, пишет Л. Н. Толстой, он «получал по 5 только у тех профессоров, тетрадки которых выучил наизусть».

Ученик в школе учится искусству отвечать на уроке или экзамене, все попытки выявить таким образом знания — это ложь, обман. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. С. 173.

Пути достижения успешности учеников в обучении. «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно:

  • 1) Чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно, и
  • 2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях"1.

Для того чтобы сделать учение понятным и занимательным следует избавиться от двух крайностей:

  • — не нужно говорить ученику о том, чего он не может понять;
  • — и о том, что он знает не хуже, а порой лучше учителя.

Считается, что главным в школьном обучении является заучивание правил, определений, классификаций. Л. Н. Толстой советует вести обучение иначе:

  • — давать ученику как можно больше конкретных сведений, фактов;
  • — стимулировать его на наибольшее число наблюдений над явлениями природы, окружающей жизни.

Существующие учебники предлагают готовые обобщения и выводы, которые ученикам нужно принять на веру. А. Н. Толстой видит другой способ, способный сделать учение занимательным.

Роль учителя состоит в том, чтобы предоставить ученикам материал для самостоятельного изучения, возбудить его интерес к нему, вызвать желание работать активно и творчески. И лишь тогда, когда ученик сможет самостоятельно, на основании имеющихся сведений, проверить общий вывод, можно сообщать ему определения, правила, терминологию.

В преподавании следует избегать сообщения необычайных результатов науки, так как «голые результаты вредно действуют на ученика и приучают его верить на слово».

Также не следует употреблять непонятных слов, особенно иностранных, лучше заменить их.

Итак: «.давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания; но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений…"'. И он тогда сможет прийти сам к правилам и определениям, сверить их с имеющимися в учебнике.

Для того, чтобы душевные силы ученика были в наивыгоднейших условиях, нужно, чтобы:

  • — никакие лишние предметы и лица не отвлекали его внимание;
  • — ученик был свободным, не стеснялся учителя и товарищей;
  • — не боялся наказания за непонимание изучаемого материала;
  • — не переутомлялся; внимательный учитель всегда заметит утомление ученика и тогда необходима физическая разрядка, движение;
  • — урок соответствовал возможностям и силам ученика, был не слишком легок, но и не слишком труден; при этом ученик постоянно чувствовал бы свое продвижение в учении.

Таким образом, Л. Н. Толстой напутствует учителя: ему нужно быть внимательным, доброжелательным, заботливым, тонко реагировать на состояние ученика. Чтобы ученик не боялся, что его накажут за непонимание урока, чтобы он был раскованным, нужна особо доверительная система взаимоотношений, создаваемая учителем.

Школа должна быть радостной, а не мрачной, а труд ученика — приятным для него, а не принудительным.

Достижение школьником успеха в обучении Л. Н. Толстой связывает с методикой, используемой учителем. Имеется прямая зависимость приложения трудовых усилий учеником и учителем. «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться». Переписывание, диктовки, заучивание на память без понимания не требуют усилий учителя, ему легко учить. Но учиться ученику трудно.

Такое учение вредно, так как убивает активную натуру ученика, его стремление к самостоятельности. Следить за ходом мысли ученика и направлять ее, вызывать у него вопросы и поиск ответа, организовать наблюдение для учителя значительно труднее, но так легче учиться ученику. «Чем труднее учителю, тем легче ученику».

«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики"1. Предоставление возможности активною, творческого и самостоятельного освоения материала учеником — лучшая позиция учителя на занятиях.

Указать определенный метод обучения нельзя. Мерило всех методов — в большем или меньшем принуждении учащихся; метод тем лучше, чем с меньшим принуждением учатся дети. Для того, чтобы было меньше принуждения, необходимо возбудить интерес к учению, наличие интереса облегчает учение, делает его непринужденным. «Единственный метод образования есть опыт, а единственный критериум его есть свобода».

Таким образом, для того, чтобы учение в школе было успешным и занимательным для ученика, требуется следующее:

  • 1. Необходимо создание на занятиях непринужденной, свободной обстановки, когда ученики раскованы и спокойны, не боятся учителя и его требований.
  • 2. Ученики в такой обстановке в состоянии сами поддерживать нужный порядок на занятиях.
  • 3. Основное занятие ученика на уроке — самостоятельное добывание знаний и творческое воплощение их в практике. Ученики являются активными участниками педагогического процесса.
  • 4. Роль учителя велика, но она незаметна: учитель подбирает к занятиям материал, определяет содержание занятий, помогает в организации самостоятельной работы, вызывает интерес к изучению явлений природы, законов языка, собственным сочинениям; он не мешает ученикам, а создает условия для их творчества.
  • 5. Понимание учителем физического и душевного состояния ученика и соответственное реагирование на него.
  • 6. Занятия тогда становятся для ученика эмоционально привлекательными.

Наука и воспитание учеников. Перед школой стоит вопрос о том, чему учить, какие науки изучать в школе? Л. Н. Толстой находит на него ответ, исходя из своего понимания науки как совокупной деятельностной памяти общества («о чем думали самые умные люди»). Такое понимание позволило ему выделить наиболее важные учебные предметы, связанные с тремя «приемами мысли» (Л.Т.) — философским и религиозным (о смысле жизни), опытным и математическим. В понимании Толстого смысл и содержание человеческой жизни заключаются в выработке нравственного самосознания, в постоянном утверждении себя как нравственной личности. Для достижения этих задач и нужны науки «о смысле жизни». Толстой предлагает такие наиболее важные дисциплины: «философия, религиозное воспитание смысла жизни», естественные знания, история, география, этнография, жизнь народов, словесность, искусство, математика1.

Важную роль играют науки в воспитании учеников. Только, преподавая ту или иную науку, учителю нужно отказаться от господствующего в обществе взгляда на воспитание как на умышленное формирование людей по заданному образцу. Такое воспитание неплодотворно и незаконно, так как оно означает насилие.

Школа должна иметь одну цель — передачу сведений, а не те последствия, которые ею производятся. Воспитательный элемент науки не может передаваться насильственно; он кроется не столько в самой науке, сколько в методах преподавания науки, любви к ней учителя, в отношении учителя к ученику. «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то, сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния"1.

Для привития любви к наукам и хорошего воспитания педагоги ис;

пользуют в школе наказания. АН. Толстой считает их не только бесполезными, но и вредными: «Наказание вредно… потому, что оно озлобляет того, кого наказывают, …и развращает того, кто наказывает.

Наказывать человека за его дурные дела все равно, что греть огонь.

Всякий человек, сделавший дурное, уже наказан тем, что лишен спокойствия и мучится совестью. Если же он мучится совестью, то все наказания, которые могут наложить на него люди, не исправят его, а только озлобят…

Надо знать и помнить, что желание наказывать есть желание мести, не свойственное разумному существу — человеку. Желание это свойственно только животной природе человека. И потому человеку надо стараться освобождаться от этого чувства, а никак не оправдывать его.

Учение о разумности наказания не только не содействовало и не содействует лучшему воспитанию детей, не содействует лучшему устройству общества и нравственности всех людей, верящих в наказание за гробом, но произвело и производит неисчислимые бедствия: оно ожесточает детей, ослабляет связь людей в обществе и развращает людей обещанием зла, лишая добродетель ее главной основы.

АН. Толстой считал, что именно народ должен свободно высказывать, какое образование ему нужно; иначе население всегда будет противодействовать принудительному образованию, насаждаемому сверху.

Яснополянская школа явилась примером организации школы, учитывающий народные запросы; открытые вслед за нею другие школы побуждали крестьян создавать их и у себя.

Молодые учителя, воспринявшие идеи АН. Толстого, в своих школах установили те порядки, которые видели в Яснополянской школе: свобода и непринужденность в отношениях с детьми, самостоятельность и творчество детей; их ученики также с увлечением читали, писали сочинения, заслушившись рассказами учителей по истории, наблюдали за явлениями природы и т. п.

Таким образом, деятельность Л. Н. Толстого вышла за рамки простой организации народных школ и привела к созданию принципиально нового их типа, основанного на новых взглядах на ученика и целях его образования. Поле экспериментального поиска расширялось, теперь это была не только Яснополянская, но целая сеть других школ.

Педагогические идеи Толстого нашли в них не только применение, но и дальнейшее развитие, благодаря энтузиазму учителей, доказав таким образом свою жизненность.

Знакомство с педагогическими идеями и практикой Л. Н. Толстого позволяет заключить следующее.

Л.Н. Толстой развил новые для России представления о школе, основанной на признании за детьми права на активность, творчество, самостоятельность и выработку нравственных убеждений. Необходимым условием для их проявления является свобода, отрицающая принуждение.

Педагогическая деятельность, основанная на любви к ребенку, пробуждает все лучшее, что есть в ним от рождения.

Велик вклад Л. Н. Толстого в педагогическую науку, ратовавшего за права личности ребенка и разработавшего новые оригинальные подходы к обучению и гармоничному развитию ученика. Его преданность делу народного образования, вера в творческие силы своего народа, горячая любовь к детям, смелость в решении теоретических и практических вопросов педагогики служат ярким примером для учителя.

Основные даты жизни и педагогической деятельности.

  • 1828 — Лев Николаевич Толстой родился в Ясной Поляне.
  • 1859−1862 — создание Яснополянской школы и деятельность ее как педагогической

лаборатории.

  • 1870−1876 — педагогическая деятельность в Яснополянской школе и Крапивенском уезде Тульской губернии.
  • 1880−1910 — занятия с крестьянскими детьми по религиозно-нравственному просвещению.
  • 1910 — Лев Николаевич Толстой (ст. Астапово) скончался.

Основные работы.

  • 1862 — «О народном образовании».
  • 1862 — «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы».
  • 1862 — «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?».
  • 1872 — «Азбука».
  • 1875 — «Новая Азбука».
  • 1907 — «Беседы с детьми по нравственным вопросам».
  • 1909 — «О воспитании».
  • 1909 — «О науке».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой